Любить по-бельгийски

Из цикла "Бельгийские истории"

С Таней мы познакомились у моего бельгийского друга Винсента, живущего по соседству в собственном доме с женой Вероник и двумя детьми. Я зашёл к нему по какому-то пустяковому делу и уже у порога услышал французскую речь с характерным грубоватым русским акцентом. За столом, кроме Винсента и Вероник, сидела симпатичная женщина лет тридцати с легко узнаваемой славянской внешностью и элегантный моложавый мужчина с небольшой бородкой и в тонких очках. Нас познакомили. Когда после нескольких бутылок изумительного бельгийского пива «Leff» разговор стал всеобщим и необязательным, Таня рассказала мне в нескольких словах о себе. Два года назад она с десятилетней дочерью переехала в Бельгию из Узбекистана, где с некоторых пор русским жить стало совсем невмоготу. Трудности переезда, мытарства в чужой стране без денег и знакомств, постоянные перекочёвки с места на место, сдача властям и просьба о политическом убежище – история довольно банальная и типичная для русских беженцев. От бельгийского государства Таня получает временное пособие, на которое она снимает небольшую квартиру и оплачивает учёбу дочери в школе. Дочь учится в одном классе с дочерью Винсента. Недавно Тане улыбнулась удача – она встретила Антуана, университетского преподавателя психологии. Дружба постепенно переросла в любовь, причём в любовь страстную и немного сумасшедшую. С некоторых пор они живут вместе в собственном доме Антуана, у которого тоже растёт дочь от первого брака. Танины мебель и вещи остались в её прежней квартире. Выйдя замуж за бельгийца, она автоматически, хотя и не сразу, получит бельгийское гражданство.

Тем временем общий разговор плавно перешёл на наших влюблённых. Антуан в самых пылких выражениях говорил о своей любви к русской красавице Тане и об их скором бракосочетании. Упомянул о своих консультациях со знакомым адвокатом по поводу предстоящей женитьбы на иностранке. Я попросил рассказать об этом подробнее. Он слегка помрачнел, но всё же рассказал о том, как адвокат молча выложил перед ним одиннадцать досье с одинаковыми делами о разводе русско-бельгийских пар. Во всех этих делах предприимчивые русские женщины ходатайствовали о разделе имущества, включавшем в себя, как правило, дом или квартиру, машину, мебель и т.д. Причём, часто дело было вовсе не в барахле, а в том, что после получения гражданства нелюбимый муж-бельгиец становился не нужен. Рассказывая, Антуан поглядывал на Таню, медленно потягивавшую тёмное пиво. Было очевидно, что демарш адвоката его очень впечатлил, но он не жалел слов, чтобы заверить нас в безоговорочном доверии к своей русской подруге. Вскоре я попрощался и ушёл.

Мы не виделись с Таней около месяца. Однажды, воскресным утром, паркуя машину у нашего магазина, я увидел её, выходящей от Винсента, у которого она оставила на несколько часов свою дочь. Мы расцеловались так, как целуются при встрече все бельгийцы, то есть прикоснувшись щеками и чмокнув губами в воздух. Я позвал жену, и мы втроём пошли в парк. Птицы пели свои замысловатые серенады, солнце светило так, как будто это была совсем не дождливая Бельгия. Мы медленно шли вдоль реки. Я только открыл рот, чтобы задать напрашивавшийся в этой ситуации вопрос, как Таня вдруг разрыдалась. Немного успокоившись, она рассказала нам, что Антуан действительно настаивал на их женитьбе. Он убедил её перевезти к нему свои вещи и расторгнуть договор аренды своей бывшей социальной квартиры. Тане пришлось также отказаться от статуса просителя политического убежища, после чего она потеряла своё пособие и стала полностью зависимой от Антуана. Брак действительно планировался, но Антуан очень изменился. Он стал грубее и несдержаннее, придирался к Таниной дочери и к ней самой. Проявилась во всей красе его расчётливость и чрезмерная скупость. Невыключенная вовремя лампа, мойка посуды под проточной водой – всё это становилось предметом долгих дискуссий. Тот ставший очевидным факт, что Танина дочь учится в школе намного лучше его собственной дочери, приводил его в ярость. С присущей некоторым психологам маниакальной последовательностью, Антуан внушал Тане мысль о том, что она не такая, как бельгийки. Наконец, он объявил своей будущей жене, что раз они с дочерью живут в его доме, то она должна ему выплачивать долю арендной платы пропорционально занимаемой площади, а также часть коммунальных расходов. Оторопевшая Таня заикнулась было о том, что после переезда она по его же инициативе осталась без пособия, а стало быть – без денег. Она ищет работу по специальности, но ей нужно какое-то время. На это Антуан спокойно объяснил суть приготовленного им заранее плана. Ничего искать не нужно. Он уже подыскал своей русской возлюбленной работу – ночное дежурство в доме для престарелых. Зарплата небольшая, но на оплату проживания жены в его мужнем доме хватит. Ещё и дочке на мороженое хватит. Таня думала недолго. Перспектива менять по ночам стариковские памперсы для выплаты квартплаты собственному мужу её не прельщала. Она влепила Антуану пощёчину, быстро собрала дочь и ушла к подруге. Со временем ей удалось восстановить свой статус просителя убежища и своё пособие. Она сняла другое жильё и перевезла обратно свои вещи и мебель.

Я не знаю, планировала ли Таня после замужества и получения гражданства разводиться с мужем ради каких-то хитроумных комбинаций. Думаю, что нет. Зачем ей это? Я не знаю, любил ли Антуан свою русскую подругу и боялся ли он её. Думаю, что да и ещё раз да. Возможно, он мстил ей за свой страх. Но это мои догадки. Я всего лишь рассказал вам без комментариев эту грустную историю о русской женщине в Бельгии.


Рецензии
Вы правы. Никого не надо идеализировать. Равно, как и судить. Не судите, да не судимы будете...
Был в Америке. За разговором переводчица обмолвилась, что она живёт с матерью и вот, походит срок, надо платить ей ежемесячную арендную плату. На мои недоуменно поднятые брови пояснила, что здесь, коммунальные платежи высокие, она зарабатывает, а мать - на пенсии. Дочь платит МАТЕРИ аренду, за то, что не имея отдельного жилья, живёт с ней в её квартире. Дочь - МАТЕРИ.
А уж ещё не жена ещё не мужу...
Просто мы не такие, как они. Они не такие, как мы. Чтобы их понять - надо влезть в их шкуру. Надо ли?

Константин Кучер   06.06.2008 17:50     Заявить о нарушении
Ну... пишущий брат просто обязан влезать в чужую шкуру... ))

Мельник Александр   07.06.2008 12:32   Заявить о нарушении
Да! Вот это - точно!

Константин Кучер   07.06.2008 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.