Беспредел в ранге государственной политики

Газета «Республика Армения» № 78 (120) 1991-05-03
~~~

Корни арцахцев в тысячелетиях своей истории, они как корни этих деревьев

Два мира, две вселенные, два вечных начала — Добро и Зло четвертый год в жестоком противостоянии на земле Арцаха. Который уж раз. ...Не вызывало сомнения близкое торжество Добра, когда звезды на небосводе выстроились в ином порядке и силы Зла, удесятерившись, стали брать верх...

Где вы были, оракулы края наирийского, мудрейшие из мудрых, не сумевшие просчитать ход светил хотя бы на немного вперед и сообразно направить волю древнего народа? Или путь звезд просчитан гораздо дальше и остается лишь ждать их нового счастливого расположения?

ТИШИНА отвечает на все вопросы, с которыми я прилетел в Арцах... Сердце замирает от распахнувшейся красоты — изумрудных лугов, величественных лесов, снежных гряд далеких вершин. Нет, тишина здесь не космическая — пространство наполнено звоном и трелями жаворонков, стрекотом кузнечиков, чарующими звуками природы...

...«Ну, с приездом. Как прилетели?» — «Спасибо, хорошо. Как вы?» — «Нормально. Живем, трудимся, защищаемся... И сегодня ночью снова напали на пограничное село, угнали скот, ранили пастуха. В общем, как всегда»...

Место благостного чувства занимает тревога, которую усиливают рассказы встретивших нас. Снова была попытка перекрыть единственную дорогу, связывающую Степанакерт с Мардакертом; в окрестностях села Кичан удалось отбить атаку азербайджанских омоновцев. Нам ехать по этой дороге...

Ищу аналогии и не могу ничего сопоставить с тем, что вижу и ощущаю, кроме Афганистана. Но сравнение хромает. Там — афганистанцы воевали с советской армией и ее марионетками, пользуясь помощью и поддержкой США, многих других стран, здесь — наш народ не в состоянии получать полновесную помощь даже от Армении, единственной надежды Арцаха. Там — открытые пути моджахедов в Пакистан, в Индию, Китай, здесь — полная блокада и отсутствие оружия даже для самозащиты...

«Тайное оружие армян» доставлено в Арцах. Вертолет привез в Мардакерт 50 тысяч саженцев фруктовых деревьев.

АРЦАХЦЫ — от пятилетнего мальчугана до 90-летнего старика — и мысли не допускают, что их смогут согнать с родной земли, а тем более, добровольно покинуть ее. Но весь вопрос, в том, чтобы не только не уйти, но и не погибнуть, — жить, строить, пахать землю, растить детей...

Хотя... политика Баку (вне сомнения, с одобрения Москвы) сегодня меняется. Нет, убийства, скотокрадство, захват заложников, диверсии не прекращаются, но противостояние совершило новый виток, суть которого в усилении медленного удушения Арцаха.

Баку даже позволило, в частности, Баварскому отделению немецкого Красного Креста 20 апреля привезти в Степанакерт около 20 тонн детского питания, медикаментов, одежды, мол «мы тоже не желаем того, что происходит в Нагорном Карабахе, где чувствуется нехватка всего и в первую очередь — лекарств», мол, «это упрямые армяне отказываются от сотрудничества с нами, от нашей помощи и опеки, словом, сами себя загоняют в угол и кричат на весь мир, что их обижают».

Имея за спинами «доблестную» армию, представители Баку бывают уступчивы в мелочах, но «генеральную линию» на выживание армян осуществляют неуклонно.

Пока армянский крестьянин, обливаясь кровавым потом, строит один дом, под боком у него вырастает целое азербайджанское село, куда переселяются люди, ничего общего с Арцахом не имеющие — и не только азербайджанцы, но и турки-мсхетинцы.

В какие двери стучать и кому говорить, что коварнейшим и циничнейшим образом нарушается демографический баланс в Арцахе, и карабахскую прописку получают ежедневно десятки и сотни сумгаитцев и бакинцев, вчерашних и сегодняшних убийц и насильников? В какие инстанции обращаться за справедливостью, как помочь арцахцам, зажатым в страшные тиски блокады, не получающим не только строительные материалы, но продукты и предметы первой необходимости?

«С карабахскими азербайджанцами мы бы нашли общий язык и взаимопонимание, смогли бы жить и трудиться мирно и спокойно, если б нам не мешали политики и националисты из Баку», — так говорили мне, так думаю и я, зная о безграничной наивности подобного допущения.

Из беседы с сотрудником КГБ Азербайджана, русским, командированным в НКАО:
— По роду своей службы вы работаете и в армянских селах и городах в Арцахе, и в азербайджанских, часто делите хлеб и с теми, и с другими, так на чьей стороне, по-вашему, правда, кто прав в этой борьбе?
— Я понимаю ваш вопрос. Скажу, откровенно, я знаю историю Арцаха, и для меня армяне здесь не пришлые люди. Но весь парадокс заключается в том, что простые азербайджанцы, с которыми мне приходится часто общаться, стопроцентно и с чистой совестью верят, что Нагорный Карабах именно их исконная земля, колыбель их культуры и нации, а армяне — переселенцы, чужаки. Эта убежденность непритворна и искренна. И, видимо, объясняется и безграничной верой в своих руководителей, которые умело манипулируют своей и чужой историей, политикой, наконец, сознанием народа, и специфической психологией азербайджанцев, не отделяющих себя от всего тюркского и верящих в великое предназначение своей нации. Естественно, они резко агрессивно настроены против всего, что стоит на их пути тюркского возрождения, против армян в первую очередь, особенно, когда последние заявляют о своих правах и намерении бороться за них. Кстати, именно борьба армян и дала азербайджанцам «карт бланш» строить в ускоренном темпе свои села и города, заселять их все новыми и новыми «беженцами». Для армян Арцаха это первая и самая страшная угроза, но спровоцировали ее вы.
— С точки зрения армян, русские, будь то армия, КГБ или МВД, играют в Арцахе деструктивную роль. Что вы думаете об этом?
— И армия, и КГБ, и МВД находятся в Арцахе для поддержания законности и порядка. Другой вопрос, что и законность, и порядок утверждаются с позиций Баку, а это означает, что заведомо армяне не правы, так как не подчиняются Конституциям Азербайджанской Республики и СССР, не выполняют требований и установок, исходящих из Москвы и с берегов Каспия. Вы можете апеллировать к совести, к истории, но это не юридические категории. Впрочем, и морально они получили недавно поддержку от М. Горбачева, заявившего, что НКАО — неотъемлемая часть Азербайджана, так что и я, и многие можем посочувствовать вам, но обязаны подчиняться закону.
— Армянский народ, вставший на трудный путь борьбы уже не тот, каким был до 1988 года, и полон решимости идти до победного конца и было бы неплохо, если бы и в Москве, и в Баку это поняли.
— Извините, конечно, но мне кажется, что вам не всегда удается смотреть на себя со стороны, видеть себя как составную частичку — всего лишь — огромного и многообразного мира. И в Москве, и в Баку вас понимают лучше, чем вы это себе представляете, но это вовсе не означает, что вам должны устраивать зеленую дорогу... Ведь признайте, у каждой стороны свои интересы и цели, а как их добиваться — другой вопрос. Но я лично не очень оптимистично настроен по поводу вашей борьбы (поверьте, я воздерживаюсь от симпатий и антипатий и по отношению к вам, и по отношению к азербайджанцам, я выполняю свой долг)... Перестройка сыграла злую шутку со многими, и, как это ни печально, вы одними из первых попались на ее удочку...

СЕГОДНЯ Арцах, возможно, в большей опасности, чем был когда-либо. Подразделения советской армии, спецназ обыскивают каждое армянское село, изымают любое оружие и затем уходят, оставляя их без оружия и без защиты, азербайджанские же села, напротив, обеспечиваются охраной омоновцев и современным, оружием. Ни у одного из армянских пастухов я так и не увидел даже охотничьего ружья, азербайджанские же чабаны все до единого с автоматами Калашникова.

Набила оскомину каждодневная информация из Степанакертского аэропорта о бесчинствах контролеров-омоновцев, конфискующих понравившиеся им вещи и деньги у армян... «Васька слушает да ест», не обращая внимания даже на негодующие возгласы народных депутатов, представителей русской интеллигенции. Привыкли мы к сообщениям о том, что вчера угнали 30 голов скота, позавчера 100, знаем, что завтра угонят очередное количество коров, овец, свиней, но действенных мер предпринять не в состоянии. Убытки Арцаха исчисляются уже десятками миллионов, и предела этому не видно.

Борьба — дело взрослых, но идет она сегодня в Арцахе и ради этой улыбки Арама Торосяна, ради будущего наших детей. Не рассеиваются тучи над снежными вершинами, разделяющими Армению от Арцаха.

Информация из Арцаха распространяется словно по испорченному телефону. Из Мартунинского района поступило сообщение, что армяне обстреляли «уазик», убиты два омоновца и один солдат, ранен омоновец и солдат. Едем в Мартуни и выясняем, что обстрелян «рафик», правда, убиты два омоновца, один солдат, есть раненые, но обстрел произошел рядом с КПП советской армии, куда так рекламируемым азербайджанцами армянским боевикам просто не подступиться, так как они нарвутся на шквальный огонь солдат. Кто же обстрелял «рафик»? Солдаты? Сами азербайджанцы? Какие цели преследовал обстрел? Вопросы, вопросы...

Неподдельное восхищение я испытывал, общаясь с арцахцами. Спокойные, не унывающие, искренне благодарные Армении за ее поддержку и помощь, верящие в свое правое дело, они обращались с единственной просьбой — передать всем арцахцам. живущим в Армении, что они сегодня нужны своей родине больше чем когда-либо, что вне Арцаха может оставаться лишь тот, кто на своем месте приносит отчему краю больше пользы, чем если бы находился рядом с ними, что потеря Арцаха будет непоправимой бедой и несмываемым позором.

Арцахцы живут, трудятся, стараются не поддаваться на провокации и ждут справедливого решения вопроса в этой несправедливой и лицемерной Стране Советов...

Тевос НЕРСИСЯН, спецкор «РА»


Рецензии