Заметки русского туриста о Питере и Москве

Началось всё с такого текста на Прозе:

"Объявление!

Всем желающим:
а) лично набить моду;
б) угостить пивком;
в) признаться в любви;
г) далее по обстоятельствам...

сообщаю!

Буду в Питере с 3-го по 18;
в Москве с 18 по 24!

Контактные данные предлагаю отправлять по майлу!

Нахальный, самоуверенный, старый развратник и "узбэк" Феликс."

Почти семнадцать лет наши страны разделены границей. То есть подросло уже поколение, которое только в памяти предков помнит о СССР.

А я? Семь лет назад я был в Питере и Москве.

И вот, пожалуй, в последний раз, что придает особую остроту ощущений, ступаю на землю ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЫ.

ПИТЕР.
Я влюбился в этот удивительный город в семидесятые. Мне было там удивительно комфортно и уютно. Был очарован музыкой его зданий, тенистыми парками, даже сумасшедший Невский с людской рекой был мне по вкусу, хотя и не люблю толпу.

В 2001 году – старуха при смерти. Грязно, запущено, полуразрушенные здания, зияющие ранами-окнами и раздражение, раздражение, раздражение. Раздражение разлито в воздухе, давит на плечи.

2008 год.
Первые впечатления?

Чисто.
Нарядно.
Много мамаш с грудничками и дам постарше с породистыми собачками.

Масса «потемкинских деревень», т.е. зданий, фасады которых затянуты полотнами с нарисованными окнами. Для меня – экзотика, хотя и остроумно!

Люди?

Странно, но теперь не могу разделить восторги москвичей по поводу питерцев.

Даже про родственников и друзей.

Приветливы, хотя где-то, вторым дном, незаданный вопрос: «И чего приперлись-то?»
Может и не так грубо, но в любом случае, практически незаметный вздох облегчения при ответе: «Да вот, заехали в отпуск, на несколько дней!»

С гордостью демонстрируют фотографии: «Это я в Англии», «За моей спиной египетские пирамиды» и вежливо удивляются, почему у меня нет аналогичных.

Сдержанно докладывают о своих успехах и достижениях, но с опаской – как - бы не попросил в долг.

Охотно плачутся в жилетку, однако тут же утвердительно: «Но у тебя же все в порядке!»

Сел в самолет с радостью.
Не было ни грусти, ни сожаления.
Даже разочарования не было!
Почему?
Может, это был уже совсем другой город, просто похожий на тот, который любил, но только, чисто внешне.

МОСКВА.
Чем была Москва для провинциала?
Золотой треугольник – ГУМ, ЦУМ, Детский Мир.
Оттоптанные ноги, толпы груженных пакетами и сумками людей.
Короче – город в состоянии Казанского вокзала.
По вечерам поиск лишнего билетика в «Современник», «Таганку» или «Сатиру».
На оставшиеся деньги – автобус с гидом ПосмотритеНаПраво.
А в поезде или самолете – последняя проверка-ревизия списка заказов.

В 2008 году – ничего подобного.
Это – город!
Это – столица!

В городе появилось настоящее, не декларируемое, достоинство.

Самое удивительное – «Вам подсказать? Вам помочь?»
Чтобы в вечноспешащей Москве услышать такие слова?
Слышал! Хлебом клянусь!

Нет, я – турист! Кусок хлеба не зарабатываю, может, у живущих и другое ощущение?
Мне было легко!

Хотя – да, дорого! Очень дорого! И в Питере, и в Москве. Есть плюс – нагулялся пешком!
Но в Москве гулять приятнее!

Вернулся, на работе удивляются: а почему не остался?
Задумался…
Если честно, действительно прошло семнадцать лет, и я поехал в действительно соседнее государство.

Был бы помоложе, рискнул бы пополнить ряды «Понаихалы тут»?

Хотя согласитесь, но быть на родине иностранцем – это ненормально…

PS. Кстати, на мое объявление откликнулись четверо прозовцев.
Первый в последний момент раздумал.
Со вторым не смог встретиться по техническим причинам.
А вот москвичи - выше всяких похвал! Очаровали и растрогали меня до слез. Спасибо им!

PS2. А на фотографии ЖИВАЯ девушка на одном из бульваров вдоль Невского проспекта. То ли рекламирует, то ли милостыню ей подают?


Рецензии
Интересные впечатления, Феликс!

А у меня вот остались такие:
Питер - прекрасный величественный город, в котором я ощутила себя на перекрёстке времён. Красота его одетая в камень и ,возможно, от этого тяжеловесная и холодная, оставляет отпечаток в душе, который, наверное, не исчезнет никогда. Это город -загадка, город в котором есть своя магия. Особенно красив он, когда ночь, скрывает реальность, тогда сфинксы и грифоны на набережной смотрят, словно живые, и призраки прошлого приходят из глубины столетий, слегка отражаясь в Неве.
Но жить в этом городе я никогда бы не смогла. Это не мой город.

Москва тоже имеет своё очарование и шлейф тайн, которые до сих пор не разгаданы. След Воланда и его свиты всё ещё ярок там. И фраза брошенная великим мессиром, о москвичах, по-прежнему верна: "Люди как люди. Любят деньги, но это всегда так было ..Ну, легкомысленны.. . ну, что ж.. . и милосердие иногда стучится в их сердца.. . обыкновенные люди.. . в общем, напоминают прежних.. . квартирный вопрос только испортил их.."
И хотя общение с москвичами принесло мне много приятных минут,и сам город
куда более близок мне, я никогда не мечтала постоянно жить в нём.

И, кстати, очень забавно было прочитать характеристику данную Вами самому себе: "Нахальный, самоуверенный, старый развратник и "узбэк" Феликс."" Однако!;-))))

Тёмная Дама   21.03.2015 18:00     Заявить о нарушении
Времена, нравы!
Как всё быстро проходит...

Спасибо Вам! Перечитал свой "очерк", улыбнулся! Нахлынули воспоминания.

Феликс Бобчинский   23.03.2015 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.