Стереоаускультация

Данный текст я пишу, в сущности, ради одного слова, вынесенного в заголовок.

Тема касается медицины и может быть интересна тем, кто занимается этими вопросами и историкам медицины.

В 1970 году, будучи студентом третьего курса 1-го Московского медицинского института имени И.М. Сеченова, 1- лечебный факультет, я поделился с моим другом Володей Щербаковым идеей выслушивать больных стетофонендоскопом так, чтобы каждое ухо выслушивало легкое или сердце отдельно, но одновременно.

Разговор происходил на лестничной площадке кафедры пропедевтики.

Я пояснял ему, как должен выглядеть прибор, стетофонендоскоп.

От каждого уха трубки должны были идти отдельно к отдельным воронкам.

К нашему разговору присоединился иностранный студент, африканского происхождения, проживающий, кажется, во Франции.

Не понимая возможных последствий, я всю идею ему с деталями выболтал.

Когда я в последствии попытался запатентовать прибор, мне противопоставили патент № 211067 Франции 1972 года.

Расстроенный, я все же решил, что вряд ли тот, кто запатентовал прибор, сумеет им пользоваться, а, следовательно, надо опубликовать статью о самом методе и полученных результатах.

В 1984 году я опубликовал в 7-м номере журнала "Проблемы туберкулеза" на страницах 72 и 73 статью "Стереоаускультация легких и сердца".

Там я указал на четыре новых симптома, открытые мной в легких и два в сердце.

Прошло время.

В интернете я нахожу статьи посвященные стереоаускультации.

Однако, ни в одной из этих статей нет ссылок на мою работу, моя фамилия не упоминается, хотя именно я, я так думаю, первым в мире предложил термин "стереоаускультация".

Если это происходит ненамеренно, то данная публикация позволит авторам этой темы заполнить пробел и сослаться на первоисточники.

Я же сожалею, что по семейным обстоятельствам мне пришлось отойти от практической медицины и половина полученным мной результатов, развивающих метод стереоаускультации, до сих пор мной не опубликована, практическому применению метода я также никого не обучил.

Не получил также признания обнаруженный мной "синдром локального бронхоспазма", проявляющийся острыми, колющими болями в груди, связанными с дыханием.

Прочитанные мной публикации о синдроме локального бронхоспазма далеки от того, что на самом деле своим коллегам рассказывал я.

При одинаковом названии, разговор идет совсем о другом, тоже достаточно важном явлении.

Для широкой публики я решил рассказать о довольно распространенном явлении, а именно о периодически возникающих глубоких вздохах.

У всех людей, да и у животных, периодически обычное дыхание прерывается глубокими вздохами, примерно один раз на двадцать обычных вздохов идет глубокий вздох.

При описании этого явления в литературе пишется, что природа этих вздохов неизвестна.

При длительном выслушивании методом стереоаускультации большого количества пациентов я установил, что перед глубокими вздохами возникает явление неодновременного вдоха.

У множества людей в норме вдох левого и правого легкого происходит в одно и то же время, то есть одновременно.

Однако, у ряда пациентов, при терпеливом и длительном выслушивании я установил, что спустя примерно двадцать обычных, неглубоких вдохов может возникать небольшая задержка вдоха одного из легких, после чего происходит глубокий вдох, который, таким образом, предотвращает возможное нарушение вентиляции одного из легких.

Таким образом, глубокие вдохи имеют назначение предотвращать "спадение" ткани одного из легких и возможное нарушение его вентиляции.

Это реакция на неоднородность вентиляции легких, а именно реакция на региональную неоднородность концентрации углекислого газа в каких-то участках легкого.

Так благодаря стереоаускультации мне стала ясна причина возникновения периодических глубоких вдохов.

Добавление 2021 год, октябрь.

Я решил немного добавить материала в развитие данной тему и для начала, для затравки расскажу об одном эпизоде с профессором, над которым решили подшутить студенты.

Они, когда он вышел из кабинета, быстро разобрали его фонендоскоп, в гибкие резиновые трубочки напихали ваты и собрали его, как будто ничего не произошло.

Профессор пришёл и как ни в чём не бывало провёл занятие выслушивая больного и показывая, где какой звук надо слышать.

К сожалению, в настоящее время многие врача напоминают мне того профессора, поскольку ничего не слышат и не слушают и только изображают вид, что что-то слышат.

Если же методом стереаускультации выслушивать дыхание лёгких, то можно установить, что дыхание левого лёгкого ослаблено по сравнению с дыханием правого.

Слышится это так, как будто немного закладывает ухо, которое слушает левое лёгкое.

Однако, если поменять местами раструб с правого лёгкого на левое, а с левого на правое, то ощущается, что как бы заложено уже другое ухо.

А это доказывает, что не в ухе дело, а именно дыхание лёгкого ослаблено, хотя ощущается как заложенность уха.

Второй симптом, который можно услышать при стереоаускультации, это периодическое запаздывание вдоха одного из лёгких.

Третий симптом, который встречается при стереоаускультации это постоянное запаздывание и укорочение вдоха одного из лёгких.

Четвёртый симптом, который я обнаружил у одного больного после резекции части лёгкого, проявлялся тем, что оперированное лёгкое первым вступало в состояние вдоха, но вдох был менее продолжительным, чем у противоположного, нетронутого оперативным вмешательством лёгкого. Я описал в истории болезни это как опережение и укорочение вдоха одного из лёгких.

Пятое. У больных с бронхиальной астмой, выслушивая лёгкие во время приступа, я установил, что, если хрип есть с одной стороны, то его нет с другой, но как только он прекращался, то одновременно появлялся с другой стороны. Это было как бы перемещение хрипа с одной стороны на другую и обратно несколько раз в течение одного и того же выдоха. То есть, в то время как одно лёгкое молчало, другое выдыхало, а потом молчащее начинало выдыхать, а другое начинало молчать. Это было явное чередование выдоха обоих лёгких.

При выслушивании сердца одну воронку стереостетоскопа надо ставить на акустическую проекцию митрального клапана, а другую на акустическую проекцию аортального клапана. Тогда при выслушивании возникает акустическое впечатление, что находишься внутри сердца. Это истинная стереоаускультация. Меня удивляло, что звук закрытия , например, митрального клапан как бы двигался в пространстве. Размышляя над этим явлением я пришёл к выводу, что это естественно, поскольку сердце сокращается, а, следовательно, и клапан перемещается вместе с сокращением сердца, что и слышится как перемещение тона в пространстве.

У меня до стереоаускультации всегда возникала трудность различения 1-го и 2-го тона.

При стереоаускультации различить 1-й тон и 2-й очень легко, так как один тон в одном ухе, а второй в другом.

При наличии шумов в сердце определить за счет повреждения какого именно клапана шум, очень легко, поскольку шум слышится именно в том ухе, где слышится тон закрытия соответствующего клапана.

К сожалению, последние годы я не занимаюсь практической медициной и, соответственно, выслушиванием лёгких и сердца, но уверен, что именно в последние годы во время пандемии и при вирусных пневмониях могут быть обнаружены новые симптомы при заболевании и выздоровлении. Во всяком случае мне удавалось выслушать специфический звук раскрытия ранее не вентилируемого бронха именно при его раскрытии.


Рецензии