Тысячелетний юбилей отечественного кинематографа

«И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока», - описывал в 1896 году Максим Горький свои впечатления от просмотра фильма братьев Люмьер.
А теперь представьте, что такой «поезд» был показан на Руси где-нибудь в веке десятом. Прессы тогда не было, и потрясенной публике ничего не оставалось делать, как описывать свои впечатления с помощью подручных народных средств. Как это часто случается, само событие забылось гораздо быстрее, чем его мифологическое отображение. И сейчас уже мало кто догадывается, что известный сказочный сюжет про рыбака и Золотую Рыбку есть не что иное, как подробное описание съемок первого отечественного фильма.
Естественно, в таком важном деле не могли обойтись без наших постоянных героев – Пшелты и Щасвернуса.

ЭКЗАМЕН У ЗОЛОТОЙ РЫБКИ
Черт и бес, волнуясь, дожидались своей очереди. Легче было до сфер небесных добраться, чем экзамен по волшебству сдать.
Наконец ворона прокаркала:
– Смертный рыбак получил несколько желаний. Студентам Пшелты и Щасвернусу срочно явиться к Золотой Рыбке.
Друзья со всех ног бросились на берег синего моря и подоспели как раз вовремя. Старик только что корыто новое попросил.
– Всё слышали? – строго спросила Рыбка. – Выполняйте.
Сотворить иллюзию корыта не ахти какой труд требовался. Главное – с материалом определиться. Пшелты предложил не мудрствуя лукаво, как и старое, из дерева сделать. На что Щасвернус резонно заметил, что ванна мраморная, по бокам орнаментом греческим украшенная и Кариатидами подпертая, Рыбке Золотой гораздо больше понравиться может.*
– Время! – раздался грозный окрик.
Пшелты, не раздумывая, толкнул Щасвернуса на песок и быстро превратил его в деревянное корыто.
– Надеюсь, в меня ничего не будут наливать, – пробурчал черт, оглядывая свою новую форму.
– Не успеют, – успокоил его бес. – Рыбак опять к морю двинулся.
Следующей, как и ожидалось, была иллюзия справного дома. Пшелты и Щасвернус шустро бегали перед стариками, то дубовыми, тесовыми воротами прикидываясь, то светелкой, то трубою беленою.
Один только раз старик быстро голову повернул и стену старую избушки увидел. Но Пшелты быстро оплошность исправил.
Заснули до утра новоселы на печке теплой, которая им теперь кроватью большой с одеялами атласными представлялась. А черт с бесом будущие желания старухи просчитывать сели.
Для больших иллюзий декоры деревянные требовались.* Оживлять их не в пример легче было, чем из воздуха прямо творить.
На всякий случай несколько вариантов приготовили и опять угадали.
На следующий день старуха терем потребовала. Разница с домом только в размерах да украшениях была, так что друзья быстро с заданием справились. Правда, помучиться пришлось, белку в душегрейку соболью обращая, а из листьев кленовых сапожки красные делая.
И палаты боярские, и дворец царский черт с бесом тоже сотворить смогли. А вот дальше иллюзию города целого строить надо было, а Пшелты еще предложил и кораблей пару десятков добавить.
Всю ночь друзья деревяшки сколачивали. Оглядела Золотая Рыбка труд их великий и сразу по оценке отличной поставила. А старикам избушку ихнюю с корытом разбитым воротила.
***
Довольные Пшелты и Щасвернус назад в свой лес отправились. Но стала их по дороге совесть мучить.
– Нечего было сверх меры всякой желать, – оправдывался Щасвернус.
– Пойдем, хоть корыто им новое сделаем, – предложил Пшелты.
На том и порешили.
Но на берегу морском только два валуна больших виднелися, да деревяшки, вкруг них разбросанные. Видать, Рыбка их тоже на иллюзии испытывала.

P.S. Кто такие Пшелты и Щасвернус - см. http://www.proza.ru/2008/05/18/452

Комментарии

1. …и Кариатидами подпертая…
По античным мифам и легендам, титан Атлант держал на своих плечах небесный свод.
В память об этом при строительстве зданий часто поддерживающие колонны выполнялись в виде мужских и женских фигур – Атлантов и Кариатид.

2. Для больших иллюзий декоры деревянные требовались.
Насколько можно понять, процесс создания иллюзий чем-то напоминает современный кинематограф.


Истории про беса Пшелты и черта Щасвернус

Тайна квадрата Малевича - http://proza.ru/2010/06/15/938
Подлинная история Курочки Рябы - http://www.proza.ru/2008/05/29/310
Искусство зарабатывания денег - http://proza.ru/2010/06/06/1009
Сказание о Емеле - http://www.proza.ru/2008/06/03/327
Страна вечной надежды  - http://proza.ru/2009/11/21/918
Что такое когнитивный диссонанс - http://proza.ru/2008/05/18/456
Как правильно искать себе супругу - http://proza.ru/2009/12/15/339
Как правильно искать супругу. Часть 2 - http://www.proza.ru/2008/06/17/246
Как жениться на принцессе. Часть 3 - http://proza.ru/2008/06/09/22
Дао Колобка - http://www.proza.ru/2008/05/19/183
Процесс гадания и его последствия - http://proza.ru/2008/05/25/268
Почему мы верим в приметы? – http://proza.ru/2008/06/04/351
Русские корни африканской вувузелы - http://www.proza.ru/2008/06/08/263
Тяжелый случай стихотворительной болезни  – http://proza.ru/2008/06/02/358
Самостоятельная жизнь неосторожной фразы - http://proza.ru/2010/07/26/926
Тысячелетний юбилей отечественного кинематографа - http://www.proza.ru/2008/05/30/263
Правдивая история Золушки - http://www.proza.ru/2008/05/20/356
История про репку - http://www.proza.ru/2008/05/28/307
Сказ про сестрицу Аленушку и братца Иванушку - http://www.proza.ru/2008/07/01/271
Лесное ОБЖ - http://www.proza.ru/2010/01/04/1076


Рецензии
Да, не зря вы мне присоветовали!)))
Спасибо!

Михаил Сухоросов   20.12.2009 21:10     Заявить о нарушении
Пожалуйста. :)

Александр Богаделин   20.12.2009 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.