Друзья

       Тонкие струи света мягко касаются земли, почти целый день, лето- царство белой ночи или нескончаемого дня… Громада облаков которыми небо закрывало от своих глаз никчемную суету человеческого быта. Как небрежно брошенное покрывало это огромное бело-серо-голубое «существо» из капель воды и смога движется вместе с ветром куда-то на запад. День стал настолько длинным, что от него даже устаешь. Но спать совсем не хочется. Приходом лета стало больше сил, больше энергии, откуда-то из глубин, спящего всю зиму, сознания появились мечты и надежды. Нежная, еще не окрепшая и не набравшая силу, листва туманом окутала деревья. Мир стал импульсивным и живым, люди кругом всем своим видом казалось, кричали «СВОБОДА!», они выглядят более вольными, будто с их носов сняли смешные прищепки, и они наконец-то могут дышать полной грудью. Наблюдая за ними, невольно улыбаешься, все же хорошо, что потеплело… Мелкий дождь, сделал воздух еще более свежим и чистым.
 Но, несмотря на эту оживленность и всеобщую бойкость, мне почему-то захотелось тишины и покоя. Я пошла туда, где были мои друзья, молчаливые, терпеливое, спящие… Они спали, им было все равно, что пришло лето. Подумав о том, что нужно купить цветы, я свернула с маршрута. Да, цветы нужно.… Купив пять красных гвоздик, я пошла на кладбище.… Почему туда? Нет, я не нечастная жертва судьбы или ещё чего-то, нет. Я даже не знала этих людей лично, они жили еще до моего рождения. Почему тогда я называю их друзьями? Кто они мне? Да никто… Их на нашем старом кладбище двое : маленький мальчик шести лет, и девушка восемнадцати лет. Они мне никто, но их лица, пусть даже на фотографии на могильном памятнике, как бы улыбаются мне, они всегда меня слушают, всегда успокаивают, помогают… Смеетесь? Да согласна, это странно говорить с мертвыми, но я их почти слышу, их голоса, такие, какими они могли бы быть, их возможные жесты, улыбки.
Все это началось довольно недавно. С моей первой потери в жизни. Хотя нет, не первой, но первой настолько болезненной. Когда кто-то уходит - больно, а когда кто-то уходит навсегда – больно невыносимо. Человек встречается со смертью как минимум однажды, когда умирает сам, но, к сожалению это происходит чаще… Знакомые мне люди умирали и раньше, я помню их смерти, порой я даже была на похоронах, да это ранило, они ведь небыли для меня пустым местом, но эта смерть... После смерти моего друга, человека которому я доверяла порой даже собственную жизнь, которого я возможно даже любила, человека которым я восхищалась. После этого мое сердце не выдержало. Самое неприятно это то что нас разделяет расстояние в пять тысяч километров, и я даже не попрощалась с ним. В день его похорон, я пришла на наше старое городское кладбище, чтобы хотя бы символически с ним попрощаться, я там и раньше бывала, там спокойно и можно подумать о сущем, но в этот раз прогулка затянулась. Тогда мы и познакомились…
Лицо мальчика смотрело на меня как живое, с таким глубоким состраданием, что мне даже показалось что я его слышу, такой высокий и задорный детский голосок.
«Девочка, а зачем ты здесь гуляешь? Тут редко гуляют… Чаше пьяные ходят дяденьки и всякие там старички собачек выгуливают…» - Так четко отозвалось в моей голове.
«Я? Я… Я прощаюсь с другом. Он умер, а я далеко, не могу попасть на его похороны. Вот и пришла сюда…» - ответила я, как нестранно вслух, хотя тихо.
«Правда? А мне сказали, что я тоже умер и поэтому я здесь. Правда, это было давно! А хочешь я буду твоим новым другом? У меня тут уже есть друзья, но они тоже, как я, умерли, а такие как ты, живые, тут редко. Раньше они тут были часто, помню как мама с папой приходили, а потом перестали… Мне без них так одиноко, Саша сказала что ни меня забыли или тоже умерли. – всхлип.- Но они же помнят меня, да?» - наивно-детский голосок немного дрожал. Мне резко кольнуло горячей иглой куда-то в область сердца, «как так!? Ему всего шесть, а уже смерть, так рано… он даже не успел…он ничего не успел…» вертелось у меня в голове.
«Они помнят! Конечно, они тебя помнят!- ответила я, - Как можно забыть такое чудо! Я согласна быть твоим другом!»
Лицо мальчишки расплылось в улыбке.
«Ну вот! Я же говорил! Что вы не такие «грязные» и «неотесанно-некультурные» как о вас говорит Саша! -он мило улыбнулся, а потом немного подождав, как бы подумав сказа кому-то в сторону,- Слышала! я тебя умнее!»
«Ха!- послышался откуда-то с права мягкий женский голос, - Что серьезно? Да ты посмотри вокруг! Таких, как она, единицы! Все остальные здесь собак выгуливают и мусорки устраивают, будь-то здесь и не кладбище вообще, а свинарня какие-то…»
Я обернулась на голос и увидела могилу молодой восемнадцати летней девушки, надпись на могиле говорила о том, что ее зовут Александра…
« Так ты Саша? Привет! – сказала я, - а мы тут болтали с.…Ах да как тебя зовут?»
«Меня звали Севка! – радостно отозвался мальчишка – Вот!»
« Да я Саша… -ответила девушка- Я смотрю ты с Севой нашла общий язык, Странно видеть человека который так бродит по Старому полу заброшенному кладбищу, да еще с мертвыми разговаривает. Вам все равно на мертвых, до тех пор пока вы сами не умерли и вас не забыли…» - в ее голосе было столько горечи, обиды и боли, что моя душа сжалась.
Потом уже я узнала что Саша умерла от порока сердца, что у нее был любимый, какое-то время он приходил, а потом… Потом он пришел на ее могилку с другой, после этого он перестал приходить. Сева же умер от голода, во время второй мировой…
Мы часто виделись, я все зиму ходила к ним, мы говорили, смеялись и все прочее…. Я поняла, что это действительно мои друзья. Я привела их могилки в нормальное состояние, убрала мусор, окурки и принесла цветы. Вот и сейчас. Иду по знакомому маршруту. К ним. К мертвым. Но порой мне кажется, что они куда живее и человечнее живых… У них больше души. Назовете меня странной, или даже сумасшедшей. Да возможно. Но мы все по-своему глупы и сумашедши. Возможно мне только кажется, что я говорю с ними. Но, когда я там, мне спокойно, я знаю, что меня всегда выслушают, посоветуют, подержат, я доверяю им, также как доверяла ему. Они дали мне то, что давал он: искреннюю дружбу. К тому же, я чувствую некое чувство долга перед мальчиком и Сашей, ведь их как и многих других на этом кладбище просто забыли, А так они живы потому что я помню. Я помню не только о них. Я БУДУ ПОМНИТЬ…Мне так легче. Так все мои потери всегда со мной. Так душа на месте.
« Скоро дождь – промелькнуло у меня в голове,- здорово…»
Небо понемнело. Впервые за эту неделю стало действительно темно. Тучи стали такими тяжелыми, что показалось, будто хрупкие грани небо не выдержат и лопнут, обруша на город воду и куски лазурного потолка. Меня это не остановило. Я пошла дальше. А люди уже не казались такими свободными и вольными. Они быстро, толкаясь и мельтеша, старались спрятаться от наступающей непогоды. Как все меняется…

       PS (отчасти на реальных событиях)


Рецензии