Православные музы

Вообще-то музы являются языческими богинями искусств, но поскольку теперь кумирни служат истинному Богу, то и "подвластные" музам виды деятельности тоже приносят немалую пользу Церкви. Долгое время церковная звукозапись ограничивалась богослужебными хорами, но вот уже появились и вовсю расходятся песни и произведения, предназначенные для более широкой аудитории. Не будет ли стиль "а ля храм" для православного люда душевреднее обычной попсы?

Рассмотрим некоторые заметные явления этого рода отдельно. Первым по значимости я субъективно поставлю творчество иеродиакона Германа (Рябцева), регента хора Валаамского монастыря. Он поет богослужебные произведения, но в необычном для нас ключе: это не приходской обиход, не партесный концерт, не "симфония" голоса лаврской братии. Это умелое использование эффектов современной аппаратуры (эхо, наложения, подзвучки), хорошие вокальные способности и тщательный подбор репертуара.

Его стиль упрекали в чрезмерной акцентуализации кинематографического имиджа отшельника (мол, для масс надо бы петь повеселее), но на самом деле это продуманный миссионерский ход. Сам о. Герман (в миру Геннадий) был круто шедшим в гору популярным музыкантом (после выступления на фестивале "Интершанс" в конце 80-х даже попал в "Рок-энциклопедию"), но после начала новой жизни его незаурядные способности удачно обогатились традициями старинных распевов. Для новоначальных его пение звучит (по себе помню) как живой голос северных монастырей.

Вторым, хочешь - не хочешь, надо упомянуть иеромонаха Романа (Матюшина) (см. на фото), очень плодотворного автора. Это мелодичные песни под гитару, спетые ясным чистым тенорком, являются популярнейшими "хитами" православной молодежи. Это лирика о вере, о душе, о Церкви, о России. Не все песни одного уровня, многие, кажется, написаны только для того, чтобы заполнить пустующее место на очередной кассете, но некоторые очень хороши, уже почти стали народными. Без них трудно представить летний лагерь, молодежную паломническую поездку или утренник воскресной школы.

Изрядную роль в популярности его песен сыграл сборник, спетый Жанной Бичевской. Наша известная певица с большим воодушевлением окунулась в церковно-патриотическую тематику, но потом она стала создавать свои произведения, и с каждым новым альбомом ее все круче и круче заносило в околоправославную маргинальность. Говорят, что первый блин комом, а тут получилось наоборот. Есть неплохие песни и в других альбомах, но все эти ее идеи насчет предателей-архиереев ведут прямо в раскол.

Далее назовем имя покойного архидиакона Романа (Тамберга) из Данилова монастыря. Он трагически погиб в 1998 году в автокатастрофе вместе со своим другом и соавтором иереем Алексием Грачевым. Хотелось бы написать про них если не книгу, то отдельную статью, потому что их первый альбом "Русь называют святою" вообще мой любимый. Сдержанно-эстрадные аранжировки (наподобие как в песне "Любэ" "Отчего так в России березы шумят...") со вкусом покрывают некоторые поэтические огрехи и весьма способствуют полноценному восприятию смысла песен.

Сам о. Роман занимался музыковедческими исследованиями в области русского религиозного фольклора (канты, духовные стихи и др.) и даже углубился до ветхозаветной и византийской древности (см. "Об умной мелодике Псалтири"). Наверное, братии Данилова монастыря сильно недостает его красивого низкого баса, профессиональных навыков и личных качеств. Другие посмертные альбомы ("Дорога", "Праздник") сыроваты и менее ярки, но вполне достойны внимания.

Прочие явления нашего "космоса", на мой взгляд, не так значимы. Матушка (жена священника) Людмила Кононова продолжает традицию городского романса с некоторым выходом в сторону современного сознания (моей супруге, например, понравился ее юмор: "...попята растут как опята"). Священник Олег Скобля (в Питере говорят, что прекрасный батюшка) пишет скучно-"правильные" агитки (по крайней мере по первому впечатлению - да простит меня отче - думаю, интересно было бы послушать его проповеди).

В том же Петербурге проводятся уже целые фестивали православных бардов (при участии саратовцев между прочих). Есть талантливые авторы, но углубляться в это пока некогда. Гусляр Андрей Байкалец мне представляется музыкантом средней руки, находчиво заменившим обыкновенную гитару гуслями и сразу выигравшим от средневекового "саунда". Тексты у него (как и у прочих "фолкеров") не шедевры, но для сопровождения фильмов, спектаклей и др. мероприятий сгодятся.

И напоследок упомяну ансамбль "Сирин". С одной стороны, это профессионалы высокого уровня, участники международных конкурсов, с другой - воцерковленные люди, певчие и регенты московских храмов. Они реконструируют древнерусские церковные и народные произведения (колядки, "Пещное действо", "Плач Иеремии"), в Европе их считают крутым авангардом, но побаиваются как религиозных экстремистов (им непривычно, что люди верят в то, о чем поют). К сожалению, они редко выступают в России (а диски выходят только за границей) и почти неизвестны за пределами Москвы.

Общий вывод из всего вышеизложенного: православная небогослужебная музыка требует оценки, критики и заботы, иначе действительно может превратиться в "поп-культуру". Безусловно, иконопись, архитектура храма, церковное пение и гимнография являются неотъемлемыми атрибутами Православия, но более низкие развлекательные жанры также могут пригодиться при умелом использовании. Памятуя, что гений и злодейство - две вещи несовместимые, мы должны учиться отделять благие цели, таланты и умения от конъюнктуры, претензий и халтуры.

Священник Александр ИОНОВ


Рецензии