Пропавший рояль. Окончание

       Феликс Николаевич Тихомиров, как человек давно и накрепко убежденный в необходимости увековечения памяти Н. А. Римского-Корсакого на лужской земле, к моим поискам пропавшего из музея рояля относился с большой заинтересованностью. В свою очередь и я, учуяв в нем единомышленника, посвящал его во все тонкости дела, понимая, что к директору старейшей в Луге музыкальной школы тянутся многие нити со всего города.
- Есть новости, - сказал он мне однажды при встрече, - нашелся, кажется, рояль! Пойдемте, расскажу подробности.
В уютном служебном кабинете директора музыкальной школы я узнал буквально следующее.
После одной из моих публикаций в школу позвонил житель города Луги А.И. Иванов и сообщил, что в их семье находится музыкальный инструмент, о котором говорили, что он когда-то принадлежал музею.
- Сразу же после войны,- рассказывал Анатолий Иванович, пока мы осматривали и фотографировали находку, у нас в доме жил квартирант, который часто играл на этом инструменте. Я сам слышал, как мать говорила ему о том, что на другой день после оккупации Луги этот рояль вместе с другими вещами немцы попросту выкинули из музея и вновь устроили там церковь.
Слушая его рассказ, я не переставал удивляться все усложняющейся детективной канве в истории пропавшего рояля. Выходило, что подлинно корсаковский рояль черного цвета действительно подменили в самом музее в период с 1929 по 1934 год инструментом из красного дерева, который вывезли из Луги в 1935 году, а в экспозиции шесть лет простоял под чужими документами старинный инструмент фирмы «Шредер».
Новый поворот дела требовал тщательно задокументировать находку.
Я и сейчас храню несколько фотоснимков тех времен.
Вот одноэтажный деревянный дом, в котором найденный инструмент простоял почти полвека. Таких домишек на Лангиной горе немало.
А вот и сам рояль, неуклюжий на вид, но с очень хорошо сохранившейся голосовой машиной. Сделан он добротно, фирменное клеймо долго искать не пришлось Оно красовалось на самом видном месте, и на увеличенной фотографии отчетливо видны аббревиатурные знаки и название фирмы на двух языках: русском и немецком. Спору нет, уже только заводской порядковый номер «45» вполне позволяет отнести его к разряду музейных редкостей, ибо изготовили его еще во времена пушкинской молодости.
Если учесть, что тогда фабрика Иоганна Фридриха Шредера выпускала лучшие в Петербурге инструменты, то можно предположить, что принадлежал этот рояль одному из самых известных аристократических домов столицы. Но будь он хоть роялем члена императорской фамилии, это был не рояль Римского – Корсакова, и ставить его в экспозицию под именем всемирно известного композитора было настоящим кощунством.
       В поиске важна каждая деталь, каждая мелочь. Любую версию, пусть и самую безнадежную или невероятную, нужно обязательно проверять. В ходе такой проверки, бывает, выясняются совершенно новые и неожиданные подробности дела, которые очень часто дают о себе знать самым необыкновенным образом. Так случилось и в этот раз.
Начав отработку версии без всякой надежды на существенный результат, я увлекся архивами и вскоре натолкнулся на документы, пописанные фамилией Гусев.
Рядом были еще подписи музейных работников, фамилии которых я пока называть не стану по вполне понятным причинам. Оказалось, что эти пенсионеры не потеряли связь с коллективом музея, и в первом же телефонном разговоре я узнал ошеломляющую новость: бывший директор музея на Лангиной горе Александр Федорович Гусев и по сей день живет и здравствует в Луге.
 Сразу подумалось: почему же он не отозвался ни на одну публикацию в «Лужской
правде»? Что помешало ему пролить свет на те далекие события? Допущенная халатность при приеме должности? Некомпетентность в музейном деле? Почему?
Отыскать человека в маленьком городе — дело несложное и требует всего нескольких часов, но желанной ли будет наша встреча?
Неважно, по какой причине тот или иной человек не желает вспоминать прошлое, в конце – концов это личное дело каждого, и необдуманное вторжение могло бы не только показаться бестактностью, но и сильно навредить делу. Жизнь — это не служебный кабинет, где иному чиновнику не грех и напомнить, каким хлебом насущным он жив-здоров. В жизни иногда требуется не один десяток лет, чтобы перестали сниться тяжелые кошмарные сны. Раз не отозвался, значит имеются веские причины к этому. Это ясно. Но что же делать? Как разбудить в старом человеке желание послужить истине?
Выход подсказал все тот же Василий Иванович Суворов, редактор районной газеты.
- А вы обратитесь к Гусеву публично, через нашу газету. Это его ни к чему не обяжет, однако и промолчать будет уже нехорошо. Может и позвонит.
Я согласился, и в этот же день написал Гусеву открытое письмо под названием « Отзовитесь, Александр Федорович!»
…Отзовитесь хотя бы потому, что нет пока кроме Вас компетентных свидетелей последних дней довоенной экспозиции краеведческого музея, любовно собранной лужанами за четверть века. Времена изменились, и теперь нужно рассказывать нынешнему поколению о том, что содержала разоренная фашистами экспозиция музея на Лангиной горе.
Хочу напомнить Вам один документ, который Вы, наверное, не раз держали в руках.
Архивная копия:
акт инвентаризации музейного имущества за подписью Б М Михайлова, первого директора Лужского краеведческого музея.
1. Инв № 857. Рояль композитора Римского-Корсакова.
2. Инв № 858. Портрет композитора Римского-Корсакова в рамке размером 33х46 см.
3. Инв № 859. Литография 1625 года размером 27х36 см.
4. Инв № 860. Часть архива Римского-Корсакова весом 16 кг.
5. Инв № 861. Семейная группа графов Татищевых в рамке 53х49 см. маслом.
6. Инв № 862. Портрет графа Татищева 30х25 см. маслом.
7. Инв № 863 Гравюра – литография паспарту Доливо-Домбровскго 49х40 см.
8. Инв № 864. Фотоснимки из рода Татищевых к в количестве 5 штук.
9. Инв № 865 Часть архива графа Татищева весом 80 кг.

Директор архива Давыдова.

Наверное, Александр Федорович, как бывший архивариус вы лучше меня знаете, сколько стоит по теперешним временам такая коллекция.
Отзовитесь, и к этому интереснейшему документу мы с Вами обязательно обратимся в будущем, ибо, согласитесь, Александр Федорович, он вполне справедливо будет находиться в центре внимания краеведов еще не один десяток лет. Мне же его копию удалось заполучить только благодаря ветеранам и нынешним сотрудникам Лужского краеведческого музея,когда-то возглавляемого Вами.
       Письмо было опубликовано в воскресном номере газеты, а в понедельник пришел приказ о моем переводе в Заполярье, к новому месту службы.
На сдачу капельмейстерской должности мне полагалось три дня, из которых два я потратил на пухлую папку с надписью «Римский -Корсаков», и вторую, потоньше, с надписью «Мусоргский». Обе папки я подготовил к передаче работникам Лужского краеведческого музея, кстати сказать, очень нуждавшегося в повышенном внимании городских властей.
       Музей этот – прямой наследник старого музея в Ольгиной церкви на Лангиной горе. Спонсоры его никогда не баловали, и вся тогдашняя экспозиция, весьма содержательная и интересная, была итогом самоотверженной и кропотливой архивной деятельности нескольких женщин, чей труд оплачивался весьма скудно. Дело свое они любили и знали отменно, умудряясь поддерживать и двигать его вперед с помощью самых скромных ассигнований, работая из чувства долга и ответственности за попавшую к ним в руки летопись времен и событий родного города. Может быть именно по этой причине, уезжая из Луги, я с особым удовольствием передал в их надежные руки дальнейшую судьбу трижды украденного из двух музеев рояля, за которым были написаны все шедевры последних лет жизни великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

P/S

...Говорят, Гусев в редакцию так и не позвонил. Ну что же, обойдемся и без него. Теперь рояль ищут не только в Луге, но и по всей Ленинградской области члены Общества охраны памятников истории и культуры, работники краеведческих музеев Плюссы, Луги, Торопца, Тихвина и Санкт - Петербурга.
Ищет пропавший рояль и австрийский барон Александр Фальцфейн, крупнейший знаток всех европейских подпольных художественных аукционов, возвративший родной стране не один шедевр. Наконец, знают о пропаже рояля и многочисленные поклонники творчества писателя Валентина Пикуля, использовавшего одну из приведенных здесь версий в романе «Барбаросса».
Очень надеемся, что подключится к поискам и огромная аудитория авторов и читателей крупнейшего Национального сервера современной прозы, людей понимающих, и далеко не равнодушных к судьбе культурного наследия великой России Серебряного века.
Да поможет нам Бог.



Луга – Липецк
2008 г
 


Рецензии