Здравствуй и прощай!

 Чемпионат Петроградского района по ориентированию.
Вот бывает так, что смотришь на мероприятие и испытываешь "смешанные чувства". С одной стороны, хочется сказать спасибо людям, которые его проводят. С другой стороны, глядя на то, как бестолково это сделано, как менеджеру, хочется закрыть глаза, чтобы не видеть этого позора.
Был на чемпионате района по ориентированию для школьников. Петроградский район соревновался в Пискаревском парке. Человек 50-60 детей, с десяток руководителей, пяток организаторов.
Приехали, как и положено, к 11 часам. На местности находим фрагмент территории, огороженный маркиром и двух девушек, выполнявших обязанности секретарей. Организаторов нет никого. На дереве скотчем примотаны два листочка, один из которых - положение, в котором нет ровно никакой информации по дистанции (ни масштаба, ни длин дистанций, ни контрольного времени, ни границ района - ничего), а второй - легенда , написанная от руки, где среди прочего есть такое (вполне поэтическое) описание местоположения контрольного пункта - "развилка дорог и троп".
Примерно в 11:40 появились организаторы. Температура воздуха - +4, достаточно сильный ветер, солнца нет. Дети, соответственно, уже изрядно посинели. Вопреки этому их построили, и начался 12-минутный устный инструктаж! Уточняю, дети 6 (а на самом деле и 5-того) - 11 класса, преимущественно - 7-9 класс. Что они запомнили из 12-минутного спитча, произнесенного в быстром темпе без какого-либо громкоговорителя? Правильно, ничего. И, в большинстве своем, ничего не поняли. 10 минут потом руководители пытались донести до них кратко, что было сказано, и успешность этой части мероприятия зависела исключительно от личных и ораторских качеств руководителей же.
Все дети были разделены на 6 групп, стартовавших через 3 минуты. Чудовищно, что в одной группе получались дети из одной возрастной группы, то есть бегущие одну дистанцию. То есть "паровоз" за тем, кто умеет ориентироваться, был сформирован самими организаторами, причем еще на старте. Смысл? Нету такового.
Пару слов о карте. Карта рисовалась в 199-дремучем году, последний раз редактировалась в 2001. Как вы думаете, насколько соответствует карта городского парка семилетней давности местности? Правильно, весьма слабо. Прямо от старта в лес уходила дорога шириной до 3 метров, которой в принципе не было на карте. Целого ряда дорог и полян там тоже не было. Организаторы предупредили во время построения, что на карте есть свежие порубы , образовавшиеся "вот только что, буквально вчера", но я их не нашел. Зато нашел порубы, совершенные не позднее прошлого года, а то и двухлетней давности. Сочетание этого факта и того, что некоторые КП на карте были замазаны канцелярскими белилами, поскольку, опять же по объяснениям организаторов, совершенно случайно на месте этих КП в связи с весной образовались пруды и непроходимые болота, наводит на нехитрую мысль, что организаторы на площадке на были до мероприятия, а дистанция планировалась, не выходя из кабинета.
Есть и еще два момента интересных. Во-первых, карта была б/у. На ней, помимо дистанции нынешней, была нарисована еще и прошлая. Ни в положении, ни в устном инструктаже не прозвучало, по какой из них, собственно, стоит бежать. И, во-вторых, на всех картах были нарисованы контрольные пункты от дистанции "выбор " для старшего возраста. И на картах для младших, которым надо было всего 6 КП, и для средних, которым чуть больше. С одной стороны, не лень же было рисовать лишние КП организаторам, а с другой - как вы полагаете, что испытывает ребенок 6-7 класса, когда ему дают карту с 24 КП, нарисованными одной ручкой, еще пятком со старой дистанции, часть КП замазана, а его трасса ДАЖЕ НЕ СОЕДИНЕНА ЛИНИЕЙ!!! Ребенок, понятное дело, тренируется некоторое время в стрессоустойчивости, а не в ориентировании. Почему нарисовать несколько сотен лишних КП не трудно, а подготовить трассы по дистанциям - неимоверный труд? Непонятно.
Далее. В положении говорилось о разметке с последнего пункта до финиша. Естественно, ее не было, хотя последний КП был вне зоны видимости, и нигде не было оговорено, что финиш и старт совмещены. Мысль самоочевидная для меня, но были дети, которые прибегали на последний КП и крайне удивлялись, что их там никто не ждет. Версии про дальнейшие действия были очень разные. Вплоть до того, что нужно бежать по дистанции обратно на старт. Ум детский порой находит очень забавные решения.
Соревнования были лично-командные. Личные результаты подводились сразу после финиша. Оказывается, ноутбук и принтер легко заменяет один организатор и один секретарь. Заменять-то заменяет, но делает это очень долго. 1 час 20 минут, если быть точным. В процессе этого была куча ошибок, которые были допущены из-за того, что списки в протоколах были сквозные, мальчики-девочки вперемешку, без указания пола (какая-нибудь надпись типа «Кочетко А.» идентифицировалась только путем личного опроса), почерк у секретаря был так себе, да еще и фактических ошибок было допущено изрядно. Я заподозрил неладное, когда увидел, что мальчик и девочка, стартовавшие в одной группе и финишировавшие одновременно, имеют результаты с разницей в 3 минуты. Подняли карточки. Карточку девочки не нашли (прошло 30 минут после финиша!!!), но с трудом восстановили по памяти. Хотелось бы отдельно упомянуть, что речь шла о призовых местах, а не об упорной борьбе за 125-126-тые места.
Грамоты раздали неподписанные, награждения организаторы вообще проводить не хотели, порывались просто отдать грамоты руководителям, чтобы они потом сами раздали. Неужели непонятно, в чем важность процедуры? Уж точно не в листе бумаги, пусть даже и с печатью...
Короче, тоска одна. И главное, что интересно, ведь помощи никто не просит. Не вопрос помочь-то. Но все сами. Получается мероприятие на троечку. По много-много бальной системе. И ресурса, чтобы сделать лучше, не видно.

Издано в книге "Оплот графомании" Годун Г.В., самиздат, 2008 год


Рецензии