Товарисч не понял

или по мотивам посещения городской туристско-краеведческой олимпиады.

Сегодня был на означенном действе, получил массу всяких разных поводов подумать.
В целом идея мероприятия не плохая. Хорошая даже. Особенно если учесть, что мероприятие называется традиционным, а это значит, уже несколько раз проводилось. Однако его смысл либо так спрятан, что мне со своими весьма средними умственными способностями до него не докопаться, либо смысла нету.
Итак, дано: несколько десятков команд, из которых часть занимаются краеведением, то бишь историей родного края, гуляют по местности с "Ермаками" и "колобками" , изучают крепости, поля битв и т.д., часть - дети, начинающие заниматься туризмом, в том числе спортивным, первый год (то есть в сущности - 4 месяца) по два раза в неделю знакомящиеся с понятием "туризм". Наверное там были и ребята поопытней, но я лично не вижу смысла везти на мероприятие такого уровня (уровня техники и общей организации) детей второй раз, кроме того я лично их там не заметил, поскольку почти все тренировали узлы непосредственно перед стартом.
Что было бы "показано" такой аудитории? С моей точки зрения, базовые навыки и импровизации на тему. Минимум знаний и тренировка/проверка навыков. Кроме того очевидно, что соревнования должны быть либо очень простыми, либо иметь образовательный характер.
А теперь вернемся к реальности.
Этапы были следующие.
1. Вязка узлов по образцам.
Представлены 6 узлов, которые можно брать, рассматривать и щупать. Даны веревочки, на которых их надо повторить. Совсем близко не подходил, но среди узлов заметил следующие: прямой с контрольками (нормально, уместно), два обычных проводника, ввязанных один в другой так, чтобы второй проводник по-любому пришлось вязать одним концом (нафига? Ничего не имею против проводника, но к чему этой аудитории вязка его одним концом ? Я лично вязал проводник за всю историю одним концом один раз, когда у нас карабин заклинило, да и то потому, что ступил - есть более простые и удобные варианты), серединный проводник (при отсутствии восьмерки! Странно, не самый простой узел, и точно не самый употребимый. Его в программу городских соревнований после стольких споров включили - я сам два протеста писал Циперсону, которые он удовлетворил по поводу этого узла), "зайчьи уши" (НАФИГА??? НАФИГА???) и еще что-то из не самых простых узлов. Логики в подборе узлов не видно, организаторы поясняют, что вязка незнакомых узлов по образцу полезна для общего развития. Ну, короче, видимо я обще не развит.
2. Конкурс про питание.
Представлены крупы в пробирках. Надо опознать. Среди вполне человеческих продуктов встречаются крупы, хранящиеся в этих пробирках с 1983 года примерно, когда они (крупы) и были замечены в последний раз на территории Европы. Нафига? Кроме того, часть круп (типа гречи) представлены в виде продела. Новая мода ? Теория о пищевой ценности цельноядерных круп отменена? Непонятно, короче.
3. Подъем-спуск, имитация, на лестнице.
В общем все прилично, даже полезно. Судьи - молодцы, с юмором, помогали детям. Интересно, положено ли им было помогать, или это их частная инициатива?
4. Этап "Узлы".
Задача - на стуле на старте завязаны 4 узла - стремя на опоре (надо вязать одним концом - в общем-то разумно, нужный узел), булинь (причем завязан с ошибкой, поскольку контролька заехала в сам узел, что очевидно меняет его геометрию - может это и команда какая-то так его затянула, разглядывая, но когда судья проверял узлы, он это не поправил), штыки (нормально все пока) и... опять проводник на опоре (то есть опять вязать одним концом! НАФИГА???) Логика опять ускользает от меня, ну да ладно, не дорос видать...
5. Совокупность этапов анкетного типа.
Сначала этап с перечнем топознаков (все нормально, такое впечатление, что делал Дробышев , но вот судьи не ищут легких путей, а потому просят детей вписывать ответы в карточку, чтобы потом пытаться расшифровать эти каракули в свободное время холодными зимними вечерами), затем задание с рельефом (вообще классная штука, находка, не зря съездил - спионерю идею), и потом АПОГЕЙ!
Краеведение! Лежат пять открыток все с того же 1983 года (антиквариат, как не жалко наклеивать-то было???) и пять рисунков, передранных уж не знаю откуда. На них изображены растения наших лесов... Ребятушки, это песня. При первом взгляде я хотел было уточнить у судьи, почему в наших лесах растут тропические кактусы и пальмы, и что среди них делает аптечная ромашка, которая узнавалась в гордом одиночестве. Потом из очертаний фрегата, терпящего бедствие в пучине океана во время жуткого шторма, вытанцевалось плохо разбираемое очертание водяной лилии. На что были похожи остальные растения, писать не буду, потому что меня читают дети. Одно могу сказать - великий Босх работает в Невском районе, причем теперь он не только рисует, но и фотографирует для открыток.
Вот такая маргинальная олимпиада.

Издано в книге "Оплот графомании" Годун Г.В., самиздат, 2008 год


Рецензии