Режиссёрам на заметку

       Жалею,что не записывал рассказов отца о войне,не распрашивал его о мелких её подробностях и деталях.Ветераны-очевидцы уходят,занимают свои места в журавлиных клиньях.
 А с языка птичьего на людской перевода нет.И память о той страшной войне уходит,теснимая
другими событиями на нашей матушке Земле.
       22 июня 1941 года мой отец, Василий Иванович, а тогда просто деревенский девятнадцатилетний парень Вася, вместе с товарищами шёл на покос.Обычная крестьянская работа.На плечах косы несут,на поясках бруски-оселки,всё,что нужно косарю.
"Коси коса,пока роса..."-гласит народная мудрость.Утро было летнее, ясное, росное.
       Вдруг услышали ребята нарастающий гул.Он всё усиливался,приближался,и из-за кромки леса стали появляться чёрные самолёты.Столько и сразу никто из ребят никогда не видел.
Их скопище напоминало чёрную грозовую тучу.Вот они уже над головами ребят,и на крыльях отчётливо видны кресты.Самолёты летели в сторону,где,по рассказам стариков,был город
Старая Русса.Никто из ребят в городе том не бывал,но все купались в местной речке Полисть,она брала начало в их родном краю,от озера Полисто и несла свои воды среди болот
до самой Старой Руссы,впадала в реку Ловать и смешавшись с её водами попадала в объятия озера Ильмень.
Самолёты пролетели и скрылись из вида.Гул затих, и прекрасное летнее утро продолжилось в щебете птиц.
       Придя с покоса в родную деревню, узнали ребята,что началась война. Радио у них тогда не было, весть дошла по телефонным проводам.
Тут бы и дальше писать это повествование, но не ведомо мне, как в точности дальше события развивались. Память хранит обрывки информации о том, уже далёком, времени.
Все мы знаем, как быстро продвигался враг вглубь нашей страны в те первые дни войны.
Вскоре лес был переполнен домашним скотом,который спешно гнали на восток,чтобы не достался вражеской армии.Бродили всюду недоенные коровы,телята,овцы,свиньи.А на дороге где-то задержали подозрительного мужика.Шёл с котомкой, в котомке инструмент плотницкий - пилки,рубанки.Как бы работник какой.Задержали.Говорят шпионом германским оказался.Шёл и информацию собирал разведывательную.
Иные наши граждане от войны решили на поезде уехать, к станции рванули, в сторону запада.
А им навстречу наши беженцы попали."Куды ж вы идёте!? - немцы в Соколове!!!"
       А в лесу развернули полевой военкомат и спешно собрав всех пригодных для войны мужиков,погнали их на восток.Так именно и говорил мой отец."Погнали".Не скажет,-нас направили- или -нас передислоцировали-, а именно "погнали".В сознании деревенского парня
большое скопище людей ассоциировалось со стадом, а стадо,как известно, не передислоцируют, а гонят.
       Ушли наши,- пришли следом немцы.Прикатили на своих "немецких телегах"-мотоциклах.
Радостные,опьянённые своими победами.Сломали магазин сельский,растащили товары.
Жещина - очевидец тех событий рассказывала:"Курей ловят,магазин разломали, конфеты едят,и нас угощают."Гут,гут!"-говорят." Кое-кто ещё и после войны считал, что "гут" - это конфета по-немецки.
 У женщины этой дочка была грудная на руках.А мужик в армии был.Встал к ней в избу на постой какой-то немецкий чин.Так вот,никаких притеснений она от него не испытывала. Человеком был тот немец.У него семья была в Германии,-жена,дети.Часто доставал
их фотографии и объяснял хозяйке избы,кто есть кто на них.
       Дед мой,по матери,погиб в те первые дни войны. В армию его не взяли по возрасту.
Когда пришли немцы,решили они с такими же старичками схорониться от них в колхозном гумне.Спрятались в ригу. Рига - это печь такая длинная, на которой сушили лён.Немцы
проверять всё стали. Добрались до риги, открыли дверцу. Темно. Чесанули для порядка из
автомата и ушли. Одному из скрывавшихся,Михаилу, пуля попала в мягкое место, а деду моему,Фёдору,в живот угодила.С таким ранением, да без медицинской помощи он стал обречённым.Слух прошёл,что госпиталь был немецкий в вышеупомянутой деревне Соколово.
Повезла его на телеге туда жена.По дороге попали им немцы навстречу,выяснили в чём дело
и признали,что не жилец мой дед. Пристрелили, чтоб не мучался, а тело тут же в лес оттащили да сучьями прикрыли. Только после войны удалось отыскать его прах и перезахоронить на сельском погосте.
       А тем временем отец мой и его товарищи стали красноармейцами.Сначала обучали их военному делу.Обучали наспех.На фронте нужны были бойцы.Вражеская военная машина неумолимо катилась на восток,и её нужно было любой ценой затормозить и остановить.
Я не знаю точно,какой путь прошёл мой отец, могу припомнить только отдельные эпизоды из его военной жизни.Вот где-то их эшелон попал под бомбёжку.Впервые отец увидел убитыми
своих товарищей.Вот остановились они на ночлег в какой-то деревне, распределились по избам.Налетевший вражеский самолёт сбросил бомбы. Одна из них попала в соседнюю избу.
Все, кто в ней был,- погибли. Не просто погибли, а их тела были разорваны в клочья.
Останки хоронили в шкафах, взятых из сельской школы.Так появлялись на нашей земле первые Братские могилы.
 А вот "гонят" их по какой-то дороге.Опять налетает вражеский самолёт.Пролетает несколько раз над залёгшими бойцами на бреющем полёте.Отец хорошо видит пилота.До войны он был удачливым охотником и прикинул,что можно,хорошенько прицелившись,выстрелить в
фашиста.Он уже начал прицеливаться, но лежащий рядом командир навёл на него наган.
"Не смей!Пристрелю!!!" Самолёт не стрелял,не бомбил, и вскоре улетел.
       А это уже окопы, где-то на Украине.Осень.Голодно и холодно.В окопе сыро,а на нейтральной полосе...Нет,не цветы, а скирды с соломой.Постелить бы её, родимую, в окопчик.Дождались сумерек, поползли ребята за соломкой.Выдрал отец клок соломы из скирды,а там мышей полевых видимо-невидимо.Как пчёл в улье.Такого скопища никогда видеть не приходилось.Постелили соломы в окоп, а всё равно холодно.Огонь нельзя зажигать.
На полосе нейтральной лежит наш боец убитый.На бойце шинель.Решили ребята,когда стемнеет,
сползать к убитому и от шинели сукна отрезать,сколько получится.Сползали,отрезали,ноги обмотали,вроде теплее стало.Спасибо тебе,убитый боец!Ему даже завидовали.Лежит себе, как будто спит.И не холод, ни голод ему не страшны.
       Всем известно,что голод - не тётка.Вспоминалось,как при отступлении, зашли наши солдаты в разбитый наш советский магазин.Был там ещё товар не растащен.Среди прочего попались головки сыра.Напали ребята на этот деликатес, поели до сыта.А наевшись,забав- ляясь,разбивали красные сырные головки о ближайшие сосны.
Есть нечего солдатам в окопах.Отправился тогда старшина отчаянный в село ближнее, которое обороняли наши ребята.В итоге принёс он из похода этого,поросёнка.
Так вот,до такой степени голодны были люди,что тут же сырого его поделили и съели.
       Про пули ещё отец рассказывал,про то,как они порой свой путь заканчивали после того, как на бешеной скорости вылетали из винтовочных и пулемётных стволов.Какие-то из них людей сражали, какие-то в землю падали,но были и такие,что уже на излёте попадали в кустарник и расщепив ствол вербы или ракитника,застревали в нём.Поразила отца моего эта картина.Кустарник,а в расщеплённых стволах множество застрявших пуль, предназначенных для людей.
       И ещё бой один горячий был за какую-то станцию.Немцы теснили,и приходилось отступать.
Занесло отца моего в здание вокзала.Вбегает,а там по всему полу раненые наши окровавленные лежат.У многих оружие при себе.А рядом нет ни медиков,ни просто здоровых,за исключением отца.Закричали на него,требовать стали помощи,оружием угрожать.
Но что мог сделать отец? Прикинул он,что вроде, всё это место жуткое уже окружено немцами.Остаться с ранеными, так в лапы к ним попадёшь, а раненым нашим уже никто не сможет помочь.Пообещал он им, что позовёт наших на помощь,выскочил из здания вокзала в
полной неопределённости.Своих никого не видно, за насыпь железнодорожную отошли.Как быть?
Придёшь с немецкой стороны, так особисты возьмут под подозрение.Придумал он,что делать.
Подобрал несколько наших винтовок-трёхлинеек и к насыпи стал пробираться.Заметили его немцы,стрелять стали.Ангел-хранитель перенёс его через насыпь под лязг вражеских пуль о рельсы.А на вопрос, что делал на той стороне, ответил, что оружие с поля боя выносил.
       А что с ранеными теми стало, Господь ведает...

       Так что,мотайте на ус, режиссёры будущего, кто надумает фильм о той войне снимать.
 Вот эти штрихи воспоминаний возможно вам и сослужат службу, помогут в вашей работе.

 М.Р. 5 июня 2008 года. Вознесение Господне.


Рецензии
Михаил, спасибо Вам за это произведение! Пусть никогда не повторится война! Мы никогда не забудем, какой ценой досталась победа. Вам, Михаил, желаю светлой и радостной жизни! Будьте здоровы и счастливы! С уважением - Светлана Царинных

Светлана Царинных   17.08.2009 09:24     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Светлана!
Творите Ваши Произведения, Они совершенны. Я ещё не все прочитал, но уже смею судить по выбранным мною случайно.До встречи.

Мишель Романов   18.08.2009 01:29   Заявить о нарушении
До новых встреч в Интернете, Михаил! -

Светлана Царинных   18.08.2009 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.