Глубина высоты

З А Ч А Т И Е

Впервые мне было предложено написать нечто подобное ещё в 1980 году. Моим первым заказчиком выступила моя бабушка. Царствие ей Небесное!

К 30 годам я уже столько натворил, что моя бабуся, как я её называл, сказала мне: "Слушай, Юрасик, а ты вот взял бы и описал свою такую жизнь. Ох, интересный роман получился бы!.." Точно так она сформулировала свой непритязательный запрос. Может быть, она и была бы моим первым и, возможно, последним читателем. Бабуся моя умерла через четыре года и не смогла знать, что я ещё натворю. Но в том, что именно Господь подсказал ей – в этом я не сомневаюсь! Ибо натворил я вдобавок ещё очень много. Страшно аж жуть!..

Не раз перебирал я свои дневники и напряжённо думал. Я не могу похвастать, что много читал. А я неисправимый хвастун! Даже при отсутствии хвоста, в соответствии с туристическим принципом: пока сам себя не похвалишь, сиди как оплёванный. Нет. Просто, когда прочитал определённую, очевидно критическую массу литературы, однозначно решил для себя: зачем мне читать, если умею писать. Несравненную кириллицу хорошо знаю родимую и самозабвенно люблю. Даже знаю десять арабских цифриков и горсточку римских.

Нейтрон непомерного самомнения вызвал бурную цепную ядерную реакцию, и … литературный взрыв не произошёл. Был объявлен перерыв на проведение санитарной антикоммунистической революции. Вся энергия ядерного взрыва ушла в гудок выступлений на митингах и демонстрациях, на организацию антикоммунистического движения в Белоруссии, на встречи с избирателями на первых выборах в Верховный Совет Белоруссии и прочую европейскую суету.

Однако я почти 30 лет не осмеливался даже при своей наглой натуре затруднять людей чтением моих писаний о себе. Может быть, не настало время моего выхода на кровавый эшафот безжалостной критики именно в этом неблагодарном амплуа? Я всегда считал, что человек просто по определению не способен даже приблизительно описать самого себя и свои подвиги. Испорченная грехом человеческая натура толкает человека из одной крайности – приукрашивания своего прошлого и преувеличения своих заслуг, - в другую – прямо противоположную. Правда, вторая лучше, ибо может привести к покаянию. Причём лучше не к публичному, а личному: перед Творцом и Спасителем. И, конечно, перед людьми и своей совестью. Может быть настал для меня этот прискорбный и радостный час, на который и привёл меня Господь в этот мир, даровав мне жизнь во чреве моей любимой мамочки, которая живёт и здравствует и сейчас. Слава Богу!

Некоторый опыт бумагомарания у меня был. Все публикации в прессе были довольно удачными. Даже самому нравилось! Этот дар использовал и использует Сам Великий Даятель всего сущего и доброго. Творец Вселенной давал и ныне даёт мне Свои Откровения с 1996 года, когда я ещё обретался в неродной Белоруссии. Я всегда старался и стараюсь добросовестно их записывать по Его повелению. Те, кто читал эти Откровения, удивлялись, почему я их не публикую. Им было интересно читать написанные мною статьи под водительством Духа Божьего. Но это обстоятельство я всегда относил исключительно на счёт моего Господа Иисуса Христа, не позволяя себе возомнить из себя писателя.

Но вот, на днях, после очередного раунда переговоров с администрацией родного русского уездного города очнулся я в городском ДК среди моря разнообразной литературы, которую по случаю привезли предприимчивые ребята из Питера, причём только на один день! Немного поплавав среди материализованных волн творческих исканий, я вдруг нашёл себя с единственным экземпляром книги Александра Ивановича Герцена "Былое и думы". К чему бы это? Да ещё за 50 рублей, хоть и конвертируемых! Не мог поверить такой цене: подумал – долларов? Нет, говорят со всех сторон, берите! Это ж всё равно, что в такси проехать! Десять минут! И хотя денег таких у меня не было, я понял, что книгу я возьму, но никак не пойму, зачем она мне нужна, и знамением чего она является. Да и цена такая, что непонятно: то ли огорчаться за столь низкий рейтинг Александра Ивановича, то ли радоваться за рост материального благосостояния моих земляков-таксистов.

Что-то подвигло меня, стоящего с великими думами Герцена о былом в руках, впервые поделиться с одной приятной дамой своими сиюминутными мелкотравчатыми думами о своих планах в отношении своего былого. Велико было моё изумление, когда она, услышав от меня суть моих творческих происков и их название "Глубина высоты", очень лестно отозвалась и ободрила меня. И по сути, по форме!

Моё отношение к женщинам особенное. Особая его особенность проистекает из немалого жизненного опыта мирного сосуществования и плодотворного сотрудничества с этими Божьими творениями с последующими трогательными сценами расставания с ними. На этой ниве я нагрешил очень даже немало, ибо моя законная жена, с которой мы сотрудничаем в текущий момент моей жизни – пятая по счёту и, надеюсь, последняя. Зовут её Галина Анатольевна Симонова.

Плавая в мутных водах моей несуразной и бестолковой жизни, я обнаружил, что эти очаровательные Божьи творенья обладают более эффективным мышлением, чем представители сильного пола и слабого потолка. Таковым является образное, или интуитивное мышление, которое безо всяких длительных и тупых логических выкладок мгновенно выдаёт на-гора, как правило, очень точный результат. Вот почему я решил, что Александр Иванович меня поддержал через эту дамочку, а не осудил за мои мелкотравчатые творческие амбиции. Вот так завершился мучительный процесс творческого зачатия.

В дальнейшем, надеюсь, во мне проявится сильная сторона нашего более древнего и славного мужского рода, которая выражается в обоюдоостром, но метком народном замечании: взялся за гуж – не говори, что не дюж!


I. В Р А Н Ь Ё

Я врун. С самого детства, как себя помню.

Но не по жизни. А как сейчас модно говорить, виртуальный, но врун.

Соберёмся, бывало, у кого-нибудь дома. Вся мелкая дворовая шпана. За окнами густая полярная ночь. Утомительно и тоскливо воет северный ветер, окутывая бураном уставший город Кировск, утопленный в двухметровых снежных сугробах и окольцованный Хибинскими горами. Весело потрескивают дрова в ласковой печке. Тепло и уютно, как в детстве.

И меня публика просит: "Юрка, соври нам чего-нибудь. Ну, наври! А мы будем слушать!" Долго уговаривать меня не приходилось. Я открывал рот, и сам с пребольшим удовольствием слушал, что там такое несёт мой язык. Сердце то радостно замирало от описаний каких-то неземных картин. Дух захватывало от опасных и невероятных приключений на Земле или в космосе, где только что побывал первый спутник, наш спутник. Мы выходили на другие планеты в других галактиках…

И это продолжалось подолгу в полнейшей тишине. Передо мной горели как яркие светлячки в темноте десятки огромных и бездонных детских глаз моих ровесников, вместе с которыми мы были в далёких мирах или в местах, где не ступала нога человека. Казалось, что они так и застыли не мигая. А сами обладатели этих зачарованных глаз с открытыми от удивления ротиками покинули духом своим приютившую нас тёплую уютную квартиру и преодолевают огромные пространства холодного пространства Вселенной в космосе или на земле, чтобы пройдя через многие испытания достичь неведомой, но сладостной цели, к которой по неизведанному пути неумолимо вёл всех нас мой блудливый язык.

Через несколько лет я прочитал свою первую в жизни книгу. И это была, естественно, фантастика. Насколько помню – "Таинственный остров" Жюль Верна.
Я всегда протестовал против насилия. Не читал ни одной книги, которые надо было читать в соответствии с программой по русской литературе. Взялся как-то за "Войну и мир" Льва Николаевича Толстого. Но она меня утомила, и я ограничился только прочтением тех мест, где было написано по-французски. Но зато я прочитал практически всю имевшуюся в то время научную фантастику. На русском языке...


II. П У Т Ь

Удивительно, что такой феерический трепач, как Ваш покорный слуга, тем не менее, всю свою корявую жизнь, всегда был таким дотошным человеком, что самому иногда было противно. Но данное, исключительно деловое качество отталкивало от меня огромное количество болтунов, крутившихся вокруг меня. Это было и в прекрасном Питере, который был для меня родным десять лет, и в Бресте, поглотившем мой существо более чем на двадцать лет, да и поныне. Моя жёсткая требовательность в делах к себе и к своим компаньонам и предельная чёткость и ясность обеспечивала успех подавляющему большинству сочинённых в голове комбинаций, обретших плоть в конкретных делах, продолжающихся и благополучно развивающихся без меня и моего присмотра.

Душа моя всегда испытывала сладостное удовлетворение когда, придя на пустое место или на какие-нибудь безнадёжные развалины, засучив рукава, я налаживал дело. Всё постепенно и неумолимо начинало весело крутиться, а я незаметно отходил в густые кусты, потягиваясь от усталости, ложился на мягкую травку и, взяв сладкую травинку в рот, с величайшим блаженством наблюдал со стороны на своё очередное удачное и добротное творение. Сладостное удовольствие исходило от трепетного сознавания того, что моя материализованная мысль самостоятельно работает и развивается! Без меня! Безо всякого моего участия! Работает!!! Искренне радовался всегда как ребёнок, нашкодивший в песочнице. Я постараюсь рассказать отдельно о некоторых занимательных комбинациях и хитроумных делах, когда живая очередь дойдёт и до таких мелочей кудлатого жизненного пути Вашего настырного слуги.

Жизненный путь любого человека можно уподобить своеобразному канату, соединяющему тёплый от материнской крови родильный станок с радушно распахнувшей свои холодные могильные объятья родимой землёй-матушкой. Сей удивительный канат ограниченной и тленной человеческой жизни, пролегающий через воду, огонь и медные трубы, а также через иные многочисленные сладкие и горькие травы жизненного поля, состоит из многих сплетённых друг с другом нитей. Они имеют разнокалиберное значение и для жизни тленной на этой нескучной мятежной планете, и для жизни вечной в Царствии Небесном. Сия небесная ниточка является важнейшей, несущей в канате жизни, ибо именно она ведёт грешного человека причудливо извилистым путём от своего земного отца к нашему Небесному Отцу.

Бог удивительным образом, по праву Творца, вплетает начало этой нити в своеобразный канат жизни каждого человека, которому Он в сотрудничестве с его родителями даёт эту самую жизнь. Вот только оценит эту милость Божью человек или нет, зависит исключительно от него лично. Потеряется ли эта главнейшая Божественная нить и истончится ли среди ниточек житейской суеты, и потерянная человеком, выскочит из каната, терзаемого житейскими бурями, и будет трепетать на ветру среди многочисленных ворсинок, оставшихся от других нитей, или удержится, зависит только от его человеческой воли. Вот об этой небесной, космической ниточке моего истрёпанного каната возникла у меня внеочередная нужда рассказать моим дорогим читателям, просто потому, что обещал.

Ваш покорный слуга, как и подавляющее большинство моих безбожных соотечественников, родился по воле Божьей в Кировске в строго атеистической семье, пошёл в строго атеистическую школу в Бресте, а потом снова в родном городке, сменив её после четвёртого класса на безбожное Суворовское училище в Питере. В поезде, уносившем в 1962 году меня одного из родительского дома в далёкий Питер, детство моё потихонечку истекало из меня под весёлый перестук вагонных колёс. Но это досрочное взросление было для меня совершенно безболезненным. Наверное, потому что оно меня так и не покинуло до сих пор и, надеюсь, не покинет до конца!

Плоды взросления были всякие: и добрые, к счастью, и худые, к сожалению. Одними из явно добрых плодов были всё чаще посещавшие меня мысли о том, зачем я живу и что же дальше. Возможно, в этом взрослении сыграла некую роль преждевременная смерть моего любимого дедушки – дедуси, как я его называл. Это произошло 9 мая 1961 года. На его похороны в Брест поехали мы с мамочкой вдвоём. Многие сцены этой трагедии запечатлелись в моём сознании и живы до сих пор. Особенно неотступно и явно думы о смысле жизни стали меня озадачивать в 16 лет. Я тогда оставил суворовское училище, не доучившись два года, и закончил 10 класс уже в Апатитах, куда переехала наша семья. Это город-спутник родного Кировска, но наполовину выскочивший из окружения Хибинских гор и ставший благодаря своему выползанию из горного окружения вторым по величине городом после столицы Мурманской губернии.

Я придумывал различные обоснования своего существования всякой научной и бредовой фантастикой. Но всё никак не складывалось в какую-либо удовлетворительную картинку. Такое мучительное существование человека на этой земле никак не увязывалось с его последующим полным исчезновением. Загробная жизнь представлялась полным абсурдом. Видеть смысл в том, чтобы построить дом, который неминуемо разрушится, посадить дерево, которое хоть и даст плоды, но засохнет или сгниёт, и вырастить сына, который, как и я, будет бессмысленно искать смысл жизни и не найдёт его, оказалось ещё большей несуразицей. Но, тем не менее, на приличном промежутке своих размышлений меня удовлетворил вариант переселения души. В этом нечто рациональное просматривалось. Я несколько укрепился в таком обосновании смысла жизни, когда попутный ветерок занёс в мои извилины учение о реинкарнации. Однако в нём не просматривалась движущая сила, и довольно расплывчатой виделась цель этих бесконечных страданий, которые не гарантировали удовлетворительного окончания. Но жить стало удобнее.

Однажды я услышал песню Владимира Высоцкого о переселении душ. Он обличил меня словами: удобную религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем. Именно удобство ложной теории реинкарнации так привлекает людей, которые не хотят умирать, но хотят иметь хотя бы ложную, но всё-таки надежду на потом. Ведь человек не может прожить без надежды ни дня! Он всегда чего-то надеется, и эта надежда, какая бы глупая ни была, придаёт хотя бы иллюзорный смысл его жизни. Высоцкий так лихо проехался по невнятной теории реинкарнации, что она для меня рухнула навсегда. В этой песне он даёт и положительное направление для поиска смысла жизни. "Не лучше ли при жизни быть приличным человеком" – это то, к чему призывают нас через Высоцкого и совесть и сознание, да и просто здравый смысл.

Тогда я смирился, видя смысл жизни в неуклонном прогрессе человеческой цивилизации, растущей как могучее дерево, питаемое через зелёненькие листики-человеки, которые, отдав самих себя на служение этой деревянной человеческой цивилизации, увядая, желтели и опадали уносимые ветром безвременья навсегда. Это соответствовало бесчеловечной большевистской практике "человека-винтика". Но в этой идее было заложено стремление каждого листика или винтика быть заметным или даже великим листом или золотым винтом. Однако эти размышления на высокие темы никак не влияли на мою разгульную жизнь. Они шли параллельно по разным ниточкам, не очень-то мешая друг другу. Поэтому сознание жестокой неумолимой бессмысленности жизни, тем не менее, никогда не индуцировало в моём мозжечковом трансформаторе даже и намёка на мысль о самоубийстве. Я радовался жизни на фоне осознания её бессмысленности.

Ваш покорный слуга очень рано увидел несуразности в нашей советской действительности. К 1974 году я стал убеждённым антикоммунистом и антисоветчиком. Это совсем другая ниточка, но она была ближе к реальности бытия и заслоняла печальные выводы о бренности космических ценностей. В те годы, учась в институте и по студенческой нужде изучая философию, я нечаянно заимел доступ к различным человеческим умствованиям по поводу смысла жизни. Я научился читать по строчкам в пять лет, благодаря моему дедусе, и очень рано научился читать между строчек. Поэтому, читая критику различных учений, я видел в них и положительные моменты. Первой пала под моей критикой марксистско-ленинская философия. Я принял её, как и все человеческие учения за красоту и логичность, довольно глубоко исследовав каждую из них. "Капитал" Маркса я прочитал полностью, так же как и "Материализм и эмпириокритицизм" Ленина, а также работу Энгельса "Семья, частная собственность и государство". Хоть "Бхагават-Гита" появилась у меня через 15 лет, но она не добавила ничего принципиально нового к тому, что я уже знал о ней. То же касается и Андреева, и Рерихов и других. Всего того, что с Востока, перед которым массы людей склоняли в почтении свои головы. Да, Восток – дело тонкое! Все эти учения были очень привлекательны и обворожительно красивы на первый взгляд. Но по мере их исследования, то бишь своеобразного раздевания, обнаруживалось глубокое, непримиримое внутренне противоречие, совершенно не разрешимое в рамках соответствующего учения. Эти учения, претендовавшие на строгое объяснение мироустройства, сами основывались на противоречивых постулатах.

Принципиально такая же картина и с западными учениями. Гегель, конечно, значительно менее противоречив, чем Маркс; его идеализм так же несостоятелен, как и материализм в контексте диалектического анализа объективной реальности. Ницше очень интересен. Я очень уважаю его за притчу о канатоходце и за то, что он очень завидовал верующим людям. Он был честен! Так же и трудноопровержимый Шопенгауэр, который пытался уйти от объективной реальности в субъективную и увёл в свой туманный солипсизм немало людей. Ваш покорный слуга тоже на какое-то время был оболванен этим оригинальным учением. Самый безукоризненный западный философ – это Эммануил Кант. Мощные русские философы, даже Бердяев, тоже не дают целостной картины мира и поэтому не могут привести человека к пониманию истинного смысла жизни. Я снова пришёл к осознанию бессмысленности жизни. Но меня вдохновляла прежняя патриотическая антисоветская идея жизни ради прогресса.

Вот так живя бессмысленной жизнью, Ваш покорный слуга ещё с конца 1960-х годов пребывал в недоумении от созерцания величественных православных храмов и их деятельности в условиях безбожного государства. Это меня всегда удивляло. Несмотря на слежку заботливого КГБ, бывая в командировках в разных городах, я стремился посетить все доступные храмы, будучи убеждённым атеистом. Особенно меня поразило посещение огромного католического храма в Каунасе в 1969 году. Я так обнаглел, что забрался прямо к органисту, и оттуда наблюдал за огромным количеством верующих, до отказа заполнивших весь этот гигантский храм. Когда проходили служители с подносами для пожертвований, с трудом пробираясь среди присутствующих, я с удивлением наблюдал как туда летят красненькие червонцы и более крупные купюры. А тогда в среднем рубль не уступал доллару по покупательной способности, хотя и не был конвертируемым! На фоне грандиозного звучания многоголосого органа, пронзающего своими бархатными звуками каждую клеточку моего организма, такая картина производила неизгладимое впечатление. Озадачивала также и молодость публики, и солидность клиентов, которые стоя рядом со мной на коленях, не обращали на меня никакого внимания и не делали мне никаких замечаний, хотя меня, как русского, весьма недружелюбно принимала литовская общественность. Эти люди спокойно выкладывали сотенные купюры. Зачем? Почему? И куда смотрят власти?

Но почему-то я даже не искал основания христианства – Библию. В 1978 году я имел возможность беседовать в Питере со студентами православной духовной академии и семинарии. Вы бы посмотрели, с каким атеистическим высокомерием я с ними беседовал! Мне и сейчас стыдно вспоминать! Я представляю, каким идиотом, несмотря на своё энциклопедическое глубокое образование, я выглядел перед этими людьми, которые, наверное, молились обо мне. Но я тогда не мог понять, какая пропасть разделяет нас! Да простит меня Господь!

Тем не менее, я с благоговением заходил в пустой величественный Троицкий собор. Там меня посещали уже совсем иные мысли. Я там не был таким оголтелым атеистом, как в беседах с православными студентами. Но заходил как высокомерный атеист с исключительно туристической целью. Однажды захожу в очередной раз в этот велелепный грандиозный и пустой храм и вышагиваю по нему, заложив руки за спину и рассматривая прекрасные росписи и иконы. А ко мне так аккуратненько подходит пожилая женщина-служительница, тихонько здоровается со мной и так ласково и нежно говорит мне: "Молодой человек, извините, но Вы находитесь в Божьем присутствии. А перед Богом нельзя держать руки за спиной. Перед Богом надо быть открытым". Мне стало почему-то стыдно. Я с тех пор практически потерял эту привычку защёлкивать руки за спиною, только спереди! Во как! Тогда я впервые почувствовал присутствие Духа Святого. Несмотря на такое обличение ласковой служительницы, я почувствовал тёплую радость в сердце. Это было первое прикосновения Божьего Духа Любви ко мне, смутно осознанное мною! Тогда я жил и работал в Карелии, однако сей факт оставил неизгладимое впечатление навсегда. А жизнь неслась бурным потоком своим бессмысленным путём с шумными водопадами и тихими заводями между бездушными угрюмыми скалами объективных обстоятельств и распластанными камнепадами бестолковой суеты в неясную глубину, о которой я не задумывался и не придавал значения.

Когда меня в 1982 году назначили руководителем хозрасчётного отдела Брестской городской санэпидстанции с коллективом более 100 человек, ко мне в кабинет зашёл один из моих работников Иван Евгеньевич Годунов с вопросом. Он спокойно так и смиренно спросил меня: "Юрий Александрович, не могли бы нас с женой моей не привлекать к работе по субботам?" Я, долго не раздумывая, дал согласие и спросил: "Иван Евгеньевич, а почему именно по субботам?" Он, сердечно поблагодарив меня, кротко ответил мне: "Видите ли, Юрий Александрович, мы с женой, Марией Ивановной, стремимся жить по Закону Божьему. А Бог повелевает, кроме всего прочего святить день субботний и не работать в этот день, поскольку седьмой день недели освящён от создания мира и принадлежит только Ему. Зато в остальные дни недели, в том числе в воскресенье, мы в Вашем распоряжении". Я поблагодарил его за разъяснение, поскольку ещё не держал в руках Библии. Больше мы с ним никогда на подобные темы не говорили. Я только видел этого человека и его жену в работе. Если приходилось создавать бригады для крупных мероприятий, то бригадиром практически всегда назначал И.Е.Годунова только потому, что неоднократно имел возможность убедиться в том, что могу доверять ему, как самому себе. Как потом я понял, это и была молчаливая проповедь своей жизнью и делами. Она потом принесла свои плоды.

Наладив чёткую работу этого сложного подразделения, я перешёл в 1986 году на близкую моему сердцу конструкторскую работу к своему приятелю, возглавлявшему крупное конструкторское бюро. Это было последнее место работы по найму в моей жизни.


Однажды ярким солнечным летним днём, проходя по центру Бреста, я обратил внимание на столик с книгами. Подошёл. Оказалось, что это библиотека баптистов. Здесь я впервые взял в руки Библию! Человек, обслуживавший эту библиотеку, что-то мне говорил, а я думал про себя: "Столько удивляюсь присутствию христианских храмов и верующих в них, а до сих пор не удосужился опровергнуть и это человеческое заблуждение, как опроверг все предшествовавшие! Надо взять прочитать и опровергнуть! Какое учение может устоять перед атеизмом?" Записался, взял Библию с собой. И немедленно начал её читать. Я забыл обо всём, что было прежде, и взялся за детальное ознакомление с христианским учением не с чьих-то слов, а, прямо изучая первоисточник христианского учения с единственной целью – опровергнуть её. Благо, разрушительный опыт разоблачения различных учений с точки зрения самих этих учений у меня был немалый.

Прочитав книгу "Бытие", у меня возникла ясная мысль, которую я запомнил на всю свою жизнь буквально: "Какая-то белеберда! Но что-то в этом есть!" Библия настолько сильно отличалась от всего того, что я читал прежде и потом, что я даже не понимал, что тут опровергать. Совершенно спокойно, ненавязчиво излагается какой-то бред. Все человеческие учения такие красивые, привлекательные и законченные, как свеженькое белое куриное яйцо, призывно манящее очистить его и с удовольствием съесть и заглотить внутрь своего организма. Библия же произвела на меня впечатление жуткого нагромождения разного мусора. Но при этом возникало неодолимое желание читать дальше. Но только по причине любопытства и с целью выполнения поставленной перед собой задачи с присущей мне дотошностью.

Как-то раз сижу в своей прекрасной квартире в Бресте. На улице жаркое влажное лето, светит яркое солнце, от которого можно спасаться под крышей. А я читаю дальше. Книга "Исход". Внимательно вдумываясь, читаю эту книгу, текст за текстом, главу за главой. Вот уже 19-я глава. И вдруг по всему моему существу с головы до пят стремительно прошёл какой-то приятный и нежный холодок. Я в изумлении оторвался от Библии. Сижу ошарашенный с одной только мыслью: "Вот, в мире что-то произошло! Произошло что-то радикальное! А что?" Сижу как болван и никак не могу понять, что же всё-таки произошло. Долго я сидел и соображал. Ведь что-то произошло, а я никак не могу понять что именно. Никак не мог смириться с такой неопределённостью. Понял, что не смогу понять. Подумал: "Ладно, потом станет ясно! Надо читать дальше…" Смирившись с этой мыслью, я склонился над текстом и продолжил чтение Библии. Но в это чудное мгновенье я понял, что читаю дальше, как верующий человек, а не как атеист! Я понял, что произошло! Я стал верующим! Как я мог стать вдруг, в одно неуловимое мгновенье, верующим? Скажите, пожалуйста, ведь я не этого хотел! Я хотел опровергнуть всё это и отбросить Библию, как очередной хлам никому не нужный! А получилось, что Библия опровергла меня с моей непомерной надменностью и моими нелепыми замыслами. Но при этом не отбросила меня, как я хотел поступить с нею, а, наоборот, открылась во всей своей красоте! И на каком месте! Перед тем, как в 20-й главе Бог даёт Свой чудесный Закон Любви, Свободы, Совести и Счастья, как о Нём, отзывается раб Божий Давид, царь Израильский и пророк Божий! Потом, когда я дошёл до того места, где Иисус обратил Савла, я понял, что такое же чудо Он сделал и со мною! Слава Богу!

А вокруг всё неистовее бурлили мутные воды перестройки, в которых я чувствовал себя как рыба в воде и мутил их своим активным участием. Как-то в связи именно с этими событиями я взял на себя проведение переговоров с баптистами по одному политическому вопросу. Встреча должна была состояться в Брестском Доме молитвы ЕХБ. Как и все советские люди, я знал, что это некая жуткая секта. Только одна мысль о том, что мне надлежит туда явиться, чрезвычайно тяготила и смутно страшила меня. Но раз взялся, то назад дороги нет! И вот прибыл к храму, со страхом вошёл в него и был потрясён тем, что увидел! Будто вошёл в другой мир! Спокойный и неторопливый, величественный и светлый, очень просто устроенный и при этом уютный. Сравнив с православными и католическими соборами, я понял, что именно таким хотел видеть Иисус Христос новозаветный дом молитвы! После этого я приходил в этот дом и в другие. Я соотносил всё со Священным Писанием, которое для меня стало своего рода индикатором для определения наличия Истины, доступно и понятно изложенной в Библии. Подобно индикатору напряжения, которым пользуются электрики. Этот индикатор уже показал мне, что очаровательное богослужение с прекрасным пением и чудными православными запахами в новозаветные времена является лишним и является дополнительной преградой на пути к познанию Истинного Бога.

К баптистам у меня были более высокие требования. Я сразу стал спрашивать у них, почему они собираются по воскресеньям, хотя Закон Божий ясно указывает на субботу. Ничего вразумительного они не могли мне ответить. Когда звучало ласковое приглашение по возможности и желанию преклонить колени для молитвы, мои колени почему-то упрямо не желали ломаться в поклонении. "Фазы нет!" – заключил я однозначно. Были и другие вопросы, конечно, на которые они давали туманные ответы, противоречившие ясному Слову Божьему. О душе, об аде, о состоянии умерших, о законе и тому подобное. Я к тому времени совершенно забыл о существовании христиан, которые стремились исполнять Закон Божий, и вообще перестал ходить к баптистам, которые мне стали неинтересными с точки зрения поиска приверженцев Библейской Истины, как и православные, да и прочие.

Меня не сразу озарило понимание весьма значительного события в моей духовной жизни: то, к чему я так стремился и что искал с 16 лет, уже произошло. Неприметно и просто мною овладело осознание, что же именно я искал на протяжении почти всей своей сознательной жизни. В своих умствованиях и рассуждениях о смысле жизни я искал Истину! Я искал Бога, начисто отвергая Его. Об этом явлении, характерном для всего человечества, изобретающего в течение всей своей греховной истории различные красивые и блудливые учения, я позже прочитал у Александра Меня. Царствие ему Небесное! Его мысль предельно проста. Все мучительные духовные устремления человека – это человеческие поиски Бога, или вектор, направленный от человека к Богу. Христианство же – это ответ Бога на эти человеческие чаяния и нужду, вектор, направленный от Бога к человеку.

И когда я отчётливо осознал предмет своих мучительных исканий, душу мою озарила чёткая и радостная уверенность в том, что нашёл! Нашёл ту драгоценную жемчужину, тот бесценный клад, который, блуждая во тьме, неосознанно искал 25 лет! У меня не было нестерпимой нужды и жгучего желания делиться с кем-то своей радостью. Почему? Наверное, оттого, что это было глубоко внутреннее и личное. Может быть, мне не хотелось расплескать этот драгоценный нектар, нежданно обретённый в утомительно длительных полётах во сне и наяву над душистыми солнечными разноцветными полянками и мрачными серыми болотами моей пересечённой жизни. А может, просто моя природная жадность сохранить при себе эту дорогую сверкающую всеми цветами радуги находку превозмогла моё желание горделиво похвастаться этим приобретением. К тому же не было никого рядом из единомышленников, с кем можно было бы поделиться, и кто понял бы меня. Единомышленники окружали меня всегда. А в то революционное время особенно. Но суетливая политическая и интеллектуальная обстановка, преходящая земная среда – это не та почва, на которую допустимо разбрасывать драгоценные зёрна величавой и велелепной бесконечной космической Истины.

Но, скорее всего причина была в другом. Нашедши Истину, я удовлетворил свою нужду в Ней, напившись допьяна от Источника, и заснул рядышком, распластавшись на Её тёплом и нежном лоне. Никакого желания закусить сей чудный напиток познанием Живого Источника Истины пока не возникло. Наверное, в этом беда многих интеллектуалов, приходящих к Богу только в гости, чтобы напитать своё самодовольство от Его Живого Источника, но не желающих в своём самолюбовании предаться этому Спасительному Источнику всем своим сердцем, всей своей греховной сущностью. Именно они составляют большинство из тех, кто упражняется в красноречии в собраниях, на конференциях, на форумах любуясь собою перед лицом других людей, внимающих им и воздающих им хвалу за их речи. Исключительно потребительское отношение к Богу преграждает путь к спасительному личностному познанию Его, искреннему покаянию и преображённой жизни по вере в Любви Божией.

А годы летят, наши годы как птицы летят и некогда нам оглянуться назад… Житейская мудрость этих слов из песни свидетельствующих о том, что каждый последующий год жизни пролетает быстрее, чем предыдущий, подтверждается строго математически. Ведь каждый текущий год составляет по отношению к сумме прожитых лет всё меньшую и меньшую часть. Для ребёнка, радостно принимающего дары в свой пятый день рождения, прожитый, как вечность, год составляет пятую часть его жизни! В 20 лет – уже двадцатую. И так далее. Это отношение стремится к нулю. Поэтому и сказано, что времени в жизни вечной, в нашем понимании уже не будет. Вот так незаметно средь бурь житейской суеты, политических баталий и экономических предприятий, наступил 1994 год. Этот год примечателен в этих областях созданием Русского общества в Белоруссии. Данная чудная комбинация требовала огромных умственных, организаторских и иных усилий. Прошло немало лет прежде, чем родилось осознание Божественной роли в этом благородном и удачном сооружении, ибо если Бог не созиждет дома, то напрасно трудятся строящие его. Слава Богу!

В Бресте началось лето. Звонок. Пришёл мой сердечный приятель по сауне Сергей, бывший спортсмен-велосипедист, с которым не виделись некоторое время. Оба рады встрече от всей души. Но смотрю на него – внешне он, Сергей. Но совсем другой! И вот, сидим мы с ним на моей просторной кухне, постепенно пьём чай и по-дружески воркуем. Смеёмся над тем, как я всю нашу интеллектуальную банную шайку и, особливо Сергея, очистил от употребления матерщины, просто убедив в нецелесообразности их употребления. Сергей безмерно благодарен мне, а я вдруг говорю ему, что Бога надо благодарить, а не меня. Не знаю, почему я так сказал. Не знаю! Тлевший до этого бикфордов шнур добрался до динамита, которым Сергей был уже начинён до отказа. Он сразу же мне признался, что именно на эту тему пришёл со мной поговорить. "Я, – говорит, – нашёл Бога!" При этом загорелся, как раньше бывало от пива. Оказалось, он побывал на какой-то евангельской программе и, уверовав, покаялся, принял Христа и крестился у адвентистов.

В то время множество различных евангелистов, как орлов, устремилось на распадающийся и смердящий труп Советского Союза. Но я даже не помню, чтобы слышал хотя бы об одной программе. А может быть, и слышал, но мне этого было мало и потому не нужно. Но Сергей со свойственной ему горячностью и настырностью убеждал меня и даже уговаривал хоть раз сходить на собрание Брестской общины этой Всемирной Церкви. И хоть я понимал, что мой добрый приятель прилагает все свои усилия к моему спасению, я всячески отвергал его настойчивые предложения, ссылаясь на то, что сам убедился в том, что не может быть такой Церкви, которая не искажала бы Библию своим учением. Сергей убеждал меня, что сам перекопал всё поле учения в поисках мин человеческих выдумок и проверил учение Церкви христиан адвентистов седьмого дня на соответствие Библии. Зная его дотошность, я кивал головой и отказывался. Нынче я и сам убеждён в том, что никто так не может бесчестить имя Божье, отворачивая людей от Бога, как люди, называющие себя христианами и не исполняющие Закон Божий и Его волю.

Вдруг мне вспомнились слова Филиппа, сказанные им сомневающемуся Нафанаилу: "Иди и посмотри!" Это уже Дух Святой меня откровенно призывал. Но где там! Как же я вдруг переменю своё мнение – не привык! И вдруг мне вспомнилось то, что было лет десять назад. Я неожиданно спросил у Сергея: "Слушай, Серёга, а там есть такой Иван Евгеньевич Годунов?" Сергей аж подпрыгнул: "Да! Он дьякон у нас там!" – "Тогда приду!" – решительно заявил я, подняв ногу для подъёма на следующую ступеньку на своём ухабистом пути к недостижимой вершине, к Богу, с того места, где ещё не видно великолепное сияние этой непокорённой и непокоримой вершины Живой и Спасительной Истины. А скалолазка моя ласковая с наслаждением вытаскивала меня в очередной раз из трещины жизни, по которой она неслась мутным потоком, чтобы исчезнуть навсегда в красивой и безмолвной глади огромного как море озера.

Собрание проходило в субботу в 10 часов утра во Дворце Профсоюзов. Свой Дом молитвы ещё строили. Моему появлению очень рады были многие, особенно Иван Евгеньевич, который, наверное, рассказывал о своём опыте решения вопроса о соблюдении субботы в контексте всего Закона Божьего. Собрание очень было похоже на собрание у баптистов. Но произошло невероятное. Когда ведущий призвал по возможности и желанию преклонить колени для молитвы, вдруг мои колени подломились, и Ваш покорный слуга впервые в жизни преклонил колени перед Богом! Я чётко и ясно осознал, что вот это моя Церковь! Привлекало приятие Библии в полном объёме, стремление соблюсти Закон Божий безо всяких изъятий с помощью Христа, стремление полностью и искренне покориться воле Господа Иисуса Христа в полном объёме, безо всяких обходных умствований. Всё более благодарен Богу за учреждение в этой Церкви удивительной, простой и стройной системы постоянного исследования Писания. Она состоит из так называемого "Утреннего стража" – утренних чтений на каждый день и еженедельных уроков Субботней школы, на которых рассматриваются определённые ежеквартальные библейские темы, единые во всём мире, и к которым готовятся все члены церкви в течение недели. Через два месяца 16 июля 1994 года ярким солнечным днём я принял крещение в реке Мухавец, которая унесла мои печали через Буг в Балтийское море.

Несмотря на всё происшедшее Ваш непокорный слуга, как Фома неверующий всё присматривался и задумывался, а ту ли Церковь я выбрал? Вот основы вероучения. Не подкопаешься! – Полное соответствие Библии. Все стремятся жить в соответствии со Словом Божьим. А везде ли так? Но какова же милость Божья по отношению даже к таким, как я! В 1995 году Господь предоставляет мне возможность побывать на очередном Всемирном съезде Церкви христиан АСД в Голландии в качестве гостя.
Нет смысла описывать грандиозность этого события, и присутствие представителей Церкви из 200 стран мира, и посещение съезда королевой Нидерландов, и чудное пение хоров из разных стран, и великолепная организация всего этого дела, где присутствовало более 50 тысяч человек. Моим соседом по обитанию в течение двух недель был предприниматель из Чили, с которым мы могли разговаривать, не имея общего языка! Присутствие Духа Святого чувствовалось просто физически. Но и присутствие духов злобы тоже ощущалось. Но бал правил здесь явно Дух Божий, Дух Любви, Прощения, Дух Свободы и Совести! Он не допускал ни одного проявления этих злых духов при всей полной свободе и демократии. Воистину там, где Дух Господень – там свобода. Слава Богу! Отчёты братьев, которые руководили разными отделами Генеральной Конференции и президента, отличались деловитостью и самокритикой в полном уповании на Господа Иисуса Христа. После этого я нигде и никогда не слышал такой деловой и конструктивной критики в адрес нашей Церкви. Даже неприятели, от которых хотелось бы услышать такую критику, не могут этого сделать, не ссылаясь на различные басни и наговоры. Вот так, подобно Фоме, я "вложил персты" и принял. Слава Богу!

Конечно, на нашей мятежной планете не может быть ничего идеального. Но я благодарен Богу, что я член этой Божьей Церкви. У меня вначале вызывало неприятие определение нашей Церкви, как Божьей Церкви Остатка. Но на этом никто не настаивал и не убеждал. Я впоследствии сам нашёл, как в Откровении Господь Иисус Христос в четырёх местах дважды повторяет четыре признака Божьей Церкви. В последнее время добавляется пятый признак: Божья Церковь должна быть организационно Всемирной для завершения проповеди Евангелия. Пятому признаку соответствует только Римско-католическая Церковь и Церковь христиан АСД. Но всем пяти признакам соответствует только наша Церковь. Слава Богу!

Я не сразу стал соблюдать субботу, но никто и не настаивал. Все Законы Божьи, открытые учёным Духом Святым как законы физики, химии, биологии и прочих наук действуют безальтернативно, автоматически. Соблюдение же нравственного Закона Божьего Десяти Заповедей является исключительно добровольным, этот вопрос исключительно личных отношений человека с Богом. Он станет безальтернативным только на Суде Божьем, где этот Закон будет квалифицировать грехи в помыслах и деяниях человеческих и ангельских. Я настолько был загружен работой, что мало оставалось времени для сна. Компьютеры и факсы, подаренные русским правительством Русскому обществу, практически не выключались, ибо связь поддерживалась от Владивостока до Нью-Йорка, а это круглосуточная работа без выходных! Я с помощниками еле справлялся с работой, трудясь 7 дней в неделю.

Но однажды я подумал о моём послушании Богу и Его Закону. Там ведь чётко написано: шесть дней работай, а не семь, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему… Безо всяких исключений! Да, думаю, как же я буду справляться с этим объёмом работы за 6 дней, если за 7 едва справляюсь? Никак не мог представить! Но потом всё-таки решил: раз Бог так сказал, значит надо исполнять и не умствовать на эту тему. Всё, решил я, следующую субботу попробую отдохнуть вместе с Богом! Только ещё решил, как стал обнаруживать чудеса: дела пошли быстрее, к пятнице – дню приготовления – завершились либо полностью, либо на неких логичных этапах. Это облегчило моё появление в субботу в Доме молитвы. Голова, конечно, была привычно забита делами, что мешало мне покоиться вместе с Господом. Но я уже решил сам для себя, что буду соблюдать субботу. Суббота упорядочила мою жизнь, и я теперь успевал за 6 дней сделать больше, чем раньше за 7! Только потом я понял, что человек, исполняющий Закон Божий открывает для Бога дополнительные возможности помогать ему в жизни. Воистину блаженны исполняющие! Слава Богу!

Я не задавал никому из своих братьев никаких вопросов по Библии, кроме одного. Когда я входил в состав Брестской областной избирательной комиссии по выборам президента Белоруссии, расписание заседаний комиссии было таким, что в среду решения готовились, а принимались в субботу. Я представлял в комиссии оппозицию, и мне очень было важно присутствовать на заседании в субботу. Я подошёл к Ивану Евгеньевичу Годунову и поделился с ним своей проблемой. Он мне сказал: "Юрий Александрович, Вы решайте сами. Просто имейте в виду, что всё равно царей поставляет Господь". На заседании в очередную среду я объявил, что, следуя Закону Божьему, не буду присутствовать на заседаниях по субботам. Я даже не мог представить, что Господь устроит такое чудо: комиссия стала принимать решения по средам! У нас сложились прекрасные человеческие отношения между членами комиссии, которые имели ещё длительное и доброе продолжение после выборов президента Белоруссии независимо от политических пристрастий и взглядов. Слава Богу!

В 2000 году Господь отправил меня на служение на родину. Прежде чем исполнить это совершенно неожиданное повеление, я постился и молился двое суток в Доме молитвы, подобно Давиду. Ведь здесь за 20 лет налажены все связи. Как я только не подходил к Господу, чтобы понять Его ли это воля и зачем это надо. Единственное, что Господь предложил мне на выбор три страны: Канаду, Францию и Россию, но из Белоруссии я должен был уехать. Когда я спросил, а куда Он бы желал меня направить, надеясь на Францию, где я уже бывал и знал в совершенстве французский язык, или в канадский Квебек. Но в ответ – молчание, ровно такое, какое Авраам услышал от Господа, когда торговался по поводу Содома. Я понял, что на глупые вопросы Господь не отвечает, ибо ответ известен: где родился, там и пригодился. XXI век я встретил в России, уже будучи гражданином России! Слава Богу!

"И пусть под ноги одни ухабы судьба как прежде бросает мне, ей благодарен за то хотя бы, что я летаю ещё во сне", – пелось в фильме "Земля Санникова". Это обо мне и не только! Неумолимо, но с бесконечной Любовью Господь Иисус Христос терпеливо вёл меня через неимоверные испытания, в том числе и смертельные, по единственному пути, ведущему к Нему. Я уже вижу эту блистательную вершину чудной Истины, но она так же не достижима для меня сейчас, как и в начале пути, у истока мутной реки жизни, пока я ещё был чище, пока я ещё не натворил столько безобразий, не опустился так низко без руля и ветрил. Это мой путь. Путь в глубину той высоты, которую Бог предусмотрел лично для меня. Каким бы он ни был, но это мой путь. Теперь я знаю, как Он вёл меня. Я не знал, почему я не погиб в той или иной ситуации, почему я сделал нечто несуразное, почему мне где-то повезло, а где-то предали. Я находился в глубине болота жизни. Но чем глубже я находился, тем ближе была та высота, на которую вёл меня Господь не для того, как говорил грузинский художник Пиросмани, чтобы быть выше всех, а чтобы лучше видеть! Слава Богу!





III. О Б О Ч И Н А

Всякая дорога обручена с соответственной ей обочиной. Чем более гладкая дорога, тем более обустроена обочина, оборудованы стоки, и кювет может быть гладким, почти как дорога. Но многие русские дороги, как и наши с Вами судьбы, мало чем отличаются от бездорожья. Подчас они в таком состоянии, что проще проехать не по дороге, а параллельно ей: по обочине. А если бы не было обочины, не было бы и дороги. И наоборот. Также и у жизненного пути человека есть вот такая разноликая обочина, которая чаще всего выглядит как сама жизнь, потому что более примечательна своим разнообразием, нежели сама однообразная разбитая дорога, покрытая каменистыми ухабами, укрывающими между собой лужи, окаймлённые обильной грязью. Но всякая дорога ведёт к конечному пункту, имеет разные участки, имеет места, где можно отдохнуть и запомнить чудные виды. Иные места запоминаются титаническими усилиями и обильным солёным потом, пролитым при их преодолении на пути верх. Но каждого из нас на этом пути ведёт и поддерживает Божья рука, какой бы ни была дорога. Чем раньше человек научается чувствовать Бога на путях своих, тем легче ему в любых обстоятельствах.

Ваш покорный слуга, к сожалению, очень много натворил на путях своих прежде, чем дошёл до понимания такой простой истины. Но очень верно говорят: лучше поздно, чем никогда. Разбойник по имени Дижман, по-современному – серийный убийца, только перед своей смертью узрел Бога в истерзанном до безобразия теле Господа нашего Иисуса Христа, покаявшись перед Ним. Такое просто так не бывает. Не может быть, чтобы он сразу так вдруг покаялся. Не прост был его путь к Богу!..



Продолжение следует, а это неоконченный черновик.
Бог даёт нам не то, что мы просим, но то, в чём нуждаемся!

Нужда была, не была, революция…
 


C... F E S T I N A L E N T E !..
сие по-римски значит: ТОРОПИСЬ МЕДЛЕННО!..

Это всего лишь тугодумное начало. Творческая разминка. Продолжение ещё покоится в глубине колодца времени. Закатываю рукава до пояса из-под самых пяток и начинаю старательно выуживать своё мелкое былое и глупые думы на высоту бреющего полёта розового крокодила моей мечты. Надеюсь на Божью помощь в этом неблагодарном деле и на Вашу поддержку, уважаемый читатель!
 


Рецензии