Вселенская загадка синего

    Позвольте рассказать вам любопытный случай, произошедший со мной еще в бытность студенткой прославленной некогда и знаменитой петербургской Академии художеств…
   Итак, просторный, старый зал аудитории. Читает лекцию доктор наук, зав.кафедры истории искусства Западной Европы Николай Николаевич Никулин. Ну, человек само собой авторитетнейший, глубокий знаток, искушенный ценитель, автор немалых трудов и статей. И тема лекции- куда как благодатная! Голландское искусство из собраний Эрмитажа. Кто знает, тот поймет- в аудитории аншлаг… А речь меж тем пошла о творчестве Яна Вермеера Делфтского.
    17 век… Век расцвета голландского жанра. Недосказанность зыби вермееровских сцен. Интимный сумрачный уют в неброских стенах бюргерского дома. Он существует сам по себе, как и живущие в нем тихой и спокойной жизнью - служанки, музыканты, загадочные девушки - с письмом, с жемчужною сережкой, выглядывающие в окна дома на узкие улочки скромного милого города Делфта…
-Вот «Улочка» Вермеера! – торжественно провозглашает наш профессор, указывая на порядком выцветший, и ощутимо побледневший институтский слайд.- Шедевр и гордость эрмитажного собрания. Один из малочисленных, практически чудом дошедших до нас образчиков вермееровского пейзажа. Пейзажа, более, чем показательно раскрывающего уникальное, поразительное дарование Вермеера - как выдающегося колориста. Итак, взгляните же на эту улочку… Вернее ее маленький, будто случайно выхваченный из жизни провинциального городка, фрагмент. Часть сочно-красного кирпичного фасада голландского дома… Проем входа во внутренний дворик с яркими пятнами побелки стен. Заостренный скат крыши пристройки-флигеля. И гирлянда, целая охапка вьющейся кудрявой зелени, струящейся по фасаду, наплывающей на чопорное строгое голландское окно. Но, отойдя от любования совершенной гармоничной слаженностью этого шедевра, обратим внимание только на цвет. Зелень! Не зеленая, но сине-голубая… Синяя зелень! В 17 веке ! Только абсолютное, безукоризненное чутье колориста могло позволить Вермееру отступить от очевидной правды жизни, дабы создать изысканную гамму: кирпично-красного, молочно-белого и этого небесно-синего, мерцающего тона…- Пауза. Многозначительная тишина.
  И слава отечественному искусствознанию, способному вот так - воспеть и преподать! И объяснить, и вознести! Да! Только так - на цыпочках перед искусством…
  Ну, и с сочувствием вздохнем над ограниченностью и прагматизмом научных сотрудников Лувра, которые предприняли, всего-то, банальнейший химический анализ. Красящих пигментов, используемых в палитре художника Яна Вермеера Делфтского. Как выяснилось, Вермеер часто получал зеленый цвет смешением пигментов - синего и желтого. Желтый оказался неустойчивым и разложился со временем… Об этом я узнала пару лет спустя, из обстоятельной статьи французского исследователя, переведенной и опубликованной у нас.
 За подлинность рассказанной истории ручаюсь.
       Ну а теперь, уважаемые, постоим немного перед полотном славного уроженца города Делфта в Эрмитаже, благо оно достойно восхищения, и достоинств своих все равно нисколько не утратило…
       А вспомнилась мне вся эта история в связи с недавней дискуссией о возможном закрытии научных отделов в отечественных художественных музеях.


Рецензии
Здравствуйте, Юлия! Как человек, не равнодушный к искусству, хочу тоже вставить свои пять копеек о Вермеере.
Оказывется В. был одним из тех живописцев, кто с успехом применял камеру обскуру для создания своих чудесных картин и пейзажей.
Грешили этим делом и Леонардо Да Винчи, и Караваджо.
Кстати Караваджо пошел еще дальше. Он намазывал холст полотна составом на ртутной основе. По совету знакомого алхимика.
После чего засвечивал холст в камере обскуре, наведя ее на нужный для картины предмет.
Холст сохранял на некоторое время изображение, после чего К. обводил контуры на полотне. И потом писал по готовому эскизу.

Этот факт и стал причиной для неконтролируемого поведения К. в жизни. Драки, хулиганские выходки и. т. д.
Испарения ртути сделали свое черное дело, и стали виной помрачения рассудка художника.



Юрий Орлич   19.04.2013 09:24     Заявить о нарушении
Очень благодарна за отзыв и весьма любопытные сведения. Что касается Вермеера, то он был не только художником, но и аптекарем фармацевтом одновременно. Это было характерно для многих его современников-земляков. В Голландии тогда работали слишком много живописцев "малых жанров", и сложно было прокормиться только этим ремеслом. Вермеер, однозначно, не чуждался науки - у него в жанровых портретах присутствуют и ученые и оптические инструменты.
С Караваджо - не уверена, что первопричиной сложности его характера явилась ртуть. Он, как известно, в принципе был неуживчивым тяжелым человеком. Гении вообще часто подвержены страстям, во многом и слабы и уязвимы. Вот и Микеланджело Буонаротти по одной из легенд считают убийцей... Рембрандт спивался, Тулуз-Лотрек был алкоголиком и сифилитиком. Гоген(сифилитик же) был вообще без понятия о нравственности. Ну а Винсент, его приятель, свихнулся безо всякой ртути -сам по себе. Расплата за талант. В их мире не имеет смысла искать причины и логику, поскольку эти люди в принципе отличны от нормальных людей. Что сказал Пушкин о Байроне, помните?

С приветом и наилучшими -

Юлия Врубель   22.04.2013 20:59   Заявить о нарушении
Не помню. А что он сказал?!

Юрий Орлич   23.04.2013 09:36   Заявить о нарушении
В кругу приятелей, обсуждавших пороки и слабости Байрона, юный Пушкин заметил, что Байрон, пусть и "мал и мерзок, но не так, как вы.По-другому."

На ту же тему:"Грехи простятся за стихи.Большие грехи - за большие стихи."

Юлия Врубель   23.04.2013 17:13   Заявить о нарушении
Ага! Значит за мелкие грехи я могу быть спокоен. :)
Спасибо за отпущение.

Юрий Орлич   23.04.2013 22:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.