Китайский дедушка

       При всем неповторимом величии Москва, как и многие другие крупные города, для меня прежде всего хороша своими маленькими улочками и спрятанными от посторонних глаз дворишками. Есть необъяснимая прелесть в этих, хранящих дух далекого прошлого крохотных переулочках и тупичках, никуда не ведущих чаще всего, но от этого не менее манящих своей загадочностью...В них спрятаны тайны. Однажды заглянув в туман прошлого, прикрывающий своей дымкой ясность глаз стареньких москвичей и москвичек, мы уже никогда не сможем пройти мимо этих чудес, спрятанных в старых московский названиях.
       Наверное, вовсе не случайно занесло меня однажды в не тронутые еще цивилизацией узенькие закоулочки старого Китай-города...

Просторная комната заполнена мраком, и сквозь плотный воздух чувствуется терпкий запах табака - кто-то совсем недавно курил трубку. Через несколько минут глаза, уже привыкшие к темноте, начинают осматривать ее жадным взглядом. В углу комнаты стоит аккуратная кровать, с грубыми ножками и резной спинкой. Сбоку стоит тумбочка из дуба и большой полотняный шкаф. Тяжелые шторы плотно скрывают окно и не дают свету проникнуть в это странное место. Но посередине комнаты стоит большое зеркало, которое притягивает взгляд. Мощная бронзовая оправа, почти прозрачное стекло- все это кажется неуместным среди остальной скромной мебели.
Я подошла к этому огромному зеркалу и, почему-то с опаской, заглянула в него. В гладкой поверхности отражалась вся комната, мое испуганное лицо, и не- понятно, откуда взявшееся там старое кресло с ситцевой обивкой. Вдруг, приглядевшись, я увидела, что в этом самом кресле сидит хозяин комнаты, которого я сначала не заметила. Это был худой, седовласый старичок; его руки с длинными белыми пальцами лежали на коленях и походили на ужасных пауков. Он улыбался, и его глаза излучали странный блеск.
Я резко развернулась. Старичок жестом пригласил меня сесть.
- Так значит, это вы хотели расспросить меня о моей жизни? -, сказал хозяин.
- Если у вас есть время.-, робко ответила я.
- Мое время бесконечно -, улыбнувшись, произнес он.
Его глаза погрустнели, а улыбка стала печальной.
И он начал свой рассказ.
-я вырос в Москве, но мой прадедушка был родом из Китая, именно от него я унаследовал такие глаза -, и старичок махнул рукой на свое лицо. – Поэтому соседские дети меня так и прозвали – китайский дедушка. У меня была жена и дети, но жена умерла, а дети разлетелись из гнезда, словно птицы. Теперь они даже не навещают меня -, печально добавил мой собеседник
- Но разве вас прозвали «китайский дедушка» только из–за внешности? -, удивленно спросила я.
- Конечно. -, спокойно ответил он, - моя внешность - просто оболочка, которую все видят и оценивают.
Он встал, подошел к зеркалу и грустно улыбнулся.
- Жизнь многое дала мне : она заставляла меня преодолевать барьеры усталости, нестись в порыве счастья, перепрыгивать кочки неприятностей. Но она взамен всего этого дала мне знания и бесценный опыт.
- А мудрость?
- Мудрость? – дедушка крепко задумался, на лбу залегла глубокая морщина
- Мудрость? -, еще раз переспросил старец, - нет, я не мудрец, я просто знаю в каком течении мне плыть. Мудрец на свете только один - он нас создал, и вложил в нас жизнь, а вместе с ней и знания, и опыт, и чувства. Жизнь растет вместе с нами, но растет до определенного времени.
- а что тогда потом? -, я была удивлена.
- потом? а потом у Жизни рождается дочь- Судьба. С ней мы идем до самой смерти.
Мы немного помолчали. Старец продолжал смотреть в зеркало.
- Что это?-, неожиданно спросил он, кивая головой на зеркало.
Я была поражена еще больше. «Это зеркало» - ответила я.
- Ты ошибаешься. Это всего лишь кусок стекла, края которого спрятаны в красивой оправе. И это его судьба – показывать всем людям их отражение, не видя своего никогда. Странно, не так ли?
Я не понимала, о чем толковал старичок. А он тем временем продолжал: « я тоже всего лишь душа, спрятанная в тело. Ты всего лишь душа, спрятанная в тело. Но главное- это то, что внутри, а не то, что снаружи. Но людям зачастую невдомек, что зеркало врет.
- Почему?-, спросила я.
- Потому что оно показывает лишь внешность.
Мы опять замолчали.
- Мне кажется, от своего прадедушки вы унаследовали не только глаза -, наконец улыбнулась я.
- А что же еще?- впервые за нашу беседу удивился старец.
- Вы мудры, просто вы этого не замечаете.
- Почему?-, еще больше поразился собеседник
- Потому что это его судьба, показывать людям их отражения, никогда не видя своего -, повторила я его слова.
И тут старичок понял, о чем я говорю. Он улыбнулся, из-за чего его глаза засияли еще ярче.
Я поднялась и подошла к двери. «До свидания!»- произнесла я.
-Постой! Возьми вот это на прощанье -, и он протянул мне статуэтку из слоновой кости.
- Что это?
- Это – я.-, просто ответил старик – до свидания! я был очень рад побеседовать с тобой.
Выйдя во двор, я зажмурилась от яркого солнечного света. Я вытащила из кармана фигурку. Обычная фигурка, ручной работы, довольно потрепанная временем. Это был старец, сидящий среди зеркал. Я повертела статуэтку в руках…и сзади я увидела нацарапанную надпись: «никогда не забывай, что главное- душа. И никакие зеркала не смогут этого изменить». Я пошла по пыльной дороге и оглянулась на домик китайского дедушки. В окне я увидела его лицо. Он улыбался.
       Прелесть больших городов...Чудеса маленьких двориков...
 


Рецензии