Идеи принадлежат всем

В Литературном институте предмет «Авторское право» не был профилирующим, но мне он ужасно нравился. Юриспруденция вообще – увлекательная наука! Неофит, которому начинают открываться ее тайны, поначалу пребывает в легком шоке…


Например, я с удивлением узнал, что, оказывается, идея, содержание и сюжет литературного (и не только) произведения не являются собственностью автора. То есть, другими словами, можно «Евгения Онегина» переписать прозой, а «Войну и мир» стихами, и это будет считаться вашей авторской работой, а вовсе не плагиатом. Или, допустим, прочел некий малоизвестный писатель рассказ Вуди Аллена, один из персонажей которого неожиданно влюбляется в маму своей невесты, а другой соблазняет преподавательницу своей дочки. Малоизвестный писатель берет за основу эти пикантные истории и излагает их своими словами, да так здорово, что просыпается на следующий день после публикации знаменитым. И не один суд не назовет его плагиатором! Да и самого Вуди Аллена вряд ли можно считать автором этих сюжетов – тоже, скорее всего, у кого-нибудь позаимствовал. Когда Квентин Тарантино прославился своим фильмом «Бешеные псы», некие кинодеятели из Гонконга пытались вкатить ему иск: мол, сюжет «Бешеных псов» аккуратно слизан с их родного шедевра. Их претензии не были, и не могли быть, удовлетворены! Вот если бы Тарантино украл бы из гонконгского боевика диалоги или какие-то режиссерские находки, зримые детали, «картинки», то тогда, возможно, суд и признал бы его виновным в плагиате. Скажу ужасное, но, оказывается, не только Шекспир таскал сюжеты у своих коллег. Наш Александр Сергеевич Пушкин в свое время переписал малоталантливую и скучную повесть одного из своих современников. В ней рассказывалось о молодом дворянине, ставшим, под давлением тяжелых обстоятельств, благородным разбойником. Разбойник влюбляется в дочку богатого помещика, который некогда разорил его отца… В основе «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова лежит сюжет одного из рассказов Артура Конан-Дойля. Там вор, укравший жемчужину, спасаясь от преследования, забегает в мастерскую скульптора, где стоят двенадцать гипсовых бюстов Наполеона. Гипс еще не застыл, и вор вминает жемчужину в ближайшую скульптуру. А потом он вынужден рыскать по всему Лондону, выкрадывать эти дурацкие бюсты и бить их на мелкие осколки… И подобных примеров в истории литературы – великое множество!

Но труднее всего защитить свои идеи киносценаристам. Допустим, приходит молодой человек в кинокомпанию, приносит, как полагается, краткий синопсис своего сценария: «Молодая девушка живет со старым уголовным авторитетом. В нее влюбляется прекрасный талантливый юноша. Она отвечает ему взаимностью. Но уголовный авторитет не смиряется и убивает соперника…» (Это краткий пересказ сюжета "Ассы" Сергея Соловьева). Продюсер говорит: «Отлично! Давайте сценарий!» И начинающий сценарист уже видит себя на красной ковровой дорожке в Каннах! Но у кинопродюсера свои интересы, он думает: «Кто знает этого пацана, бывшего студента?! А если бы автором киносценария была модная Рамона Маргаринова, тогда за режиссуру согласился бы взяться культовый Федор Кипятков! А у Кипяткова уже давным-давно мечтают сниматься супер-популярные в народе Кошкин с Букашкиной!» Думая так, кинопродюсер уже видит запредельные тиражи DVD-дисков. Бедному автору дают ответ: «Ваше предложение, к сожалению, нас не интересует!», а его сценарий от начала и до конца переписывается. И когда через некоторое время он увидит на экране блокбастер, событие года, и узнает придуманную им историю, то, к сожалению, он ничего не сможет поделать. Закон будет на стороне кинокомпании. Потому что, повторю, идеи принадлежат всем! Ну, заявит, допустим, обманутый автор, предъявив суду рукопись: «Это ведь я выдумал историю про любовный треугольник между криминальным авторитетом, его содержанкой и молодым юношей!» На что ему ответят: «Да, бросьте вы! До вас уже подобные истории придумывали сотни других авторов по всему миру!» И будут правы…

У прозаиков и журналистов красть произведения намного труднее, чем у кинодраматургов, потому что в романах, рассказах и статьях важно не столько содержание, как таковое, а форма изложения. Стиль, язык, диалоги, описания действия и пейзажей, авторские рассуждения, все это является собственностью автора. Вот, например, чтобы освежить в памяти знания, полученные на институтских лекциях по «Авторскому праву», я, перед тем, как писать данный текст, заглянул на отличный интернет-сайт, посвященный проблемам интеллектуальной собственности и патентного права, www.copyright.ru, где ученые, изобретатели, бизнесмены и художники могут найти ответы практически на любые сложные вопросы. Я прочел несколько статей и использовал усвоенную информацию. Но можно ли меня назвать плагиатором? Нет, даже компилятором меня назвать нельзя, ибо, переварив полученные сведения, я излагаю все, что узнал, своими словами.

Однажды я и сам стал жертвой обмана – издатель некоего журнала украл у меня статью. Подобные случаи довольно редки: профессионалы так, обычно, не поступают. Потому что обманывать авторов не только плохо с моральной точки зрения, но и попросту – невыгодно! С кем потом работать? Этот человек был в издательском бизнесе новичком. Может, он раньше валенками торговал, я не знаю?! Но, помимо меня, он обманул кучу народу: журналистов, фотографов, переводчиков. Наверное, он наивно полагал, что для каждого номера сможет набирать новый авторский коллектив…

Заказал мне этот человек большую статью на определенную тему. Статья ему якобы «не понравилась», и он отказался публиковать ее. Ну, не понравилась, так не понравилась – в нашем деле это нормально! Но я, на всякий случай пролистал свежий номер его журнала и обнаружил там свой текст! Он был лишь незначительно изменен, имел другой заголовок и вместо моей фамилии стояла чужая – женская. Я сразу стал вспоминать, чему учил нас преподаватель «Авторского права». Какие нарушения закона допустил издатель? И как я могу доказать свое авторство?

Нарушения таковы: 1) в текст внесены поправки без моего разрешения, а согласовывать любые изменения с автором обязывает Международный Закон об авторском праве; 2) текст подписан чужим именем, а выбор – публиковаться ли под своим именем, под псевдонимом или анонимно, это может решать только автор произведения и никто больше; 3) издатель, ясное дело, не собирался выплачивать мне положенное вознаграждение.

Как бы я мог доказать свое авторство, если бы дело дошло до суда? Во-первых, автору произведения (музыкального, литературного, художественного, хореографического и т. д.) не нужно, как многие полагают, регистрировать или патентовать свое детище. Исключительные права на него автор получает непосредственно в момент создания. То есть, вот я пишу эти строки, и они тут же, по Закону, становятся моей неотчуждаемой собственностью (исключение составляют научные и технические изобретения, товарные знаки, названия фирм и т. п.).

Но ведь суд еще потребует доказательств, что текст писал именно я! Таковыми доказательствами могли бы служить: 1) показания, как минимум, двух свидетелей; 2) заключение филологов-экспертов, которые способны установить авторство практически со стопроцентной точностью; 3) предъявленные мною черновики и рукописи (правда, если я пишу и редактирую в Word, то таковых доказательств у меня, естественно, не будет); 4) если я отсылал текст по электронной почте, то в почтовом ящике сохранится об этом информация; 5) ну и наконец, авторство можно легко доказать благодаря нашему любимому Интернету; для этого достаточно заранее выложить свое произведение где-нибудь в Сети: у любого портала есть владельцы и администраторы, вот они-то и станут, если что, главными свидетелями!

То есть, авторы отнюдь не беззащитны перед лицом наглых «кидал»!

Но я в тот раз не стал подавать в суд на издателя-обманщика, рассудив, что мои нервы, силы и время стоят намного дороже, чем та не очень большая сумма, что он обещал мне заплатить. Я наказал его иначе: просто стал рассказывать об этом случае всем своим знакомым авторам, а те запустили компрометирующую информацию дальше.


Рецензии
Интересная статья и полезная! Спасибо Вам за информацию.

Тати Тати   08.06.2008 10:10     Заявить о нарушении
Благодарю, Тати Тати! Благодарю, Александр! Уменя нет авторитетов, Александр. Есть более или менее любимые авторы. Кстати, в том же Литинституте, когда писал работу о массовой культуре, я в качестве примера приводил и работы Тарантино, без которого современная массовая культура - немыслима. У преподавателя вопросов не возникло

Алексейалександр Герасимов   09.06.2008 14:01   Заявить о нарушении