Литература без шедевров на свалке истории

- запис(НОЧЬ)нушки -

Самое тревожное для меня состояние современного русского бытия, что за последние пятнадцать лет происходит стремительное обнуление литературы. Художественная книга в рамках одного последнего поколения будущих граждан России перестаёт быть ценностью. Я с тревогой, а порой и с ужасом смотрю на кипы изданий, выброшенных на свалки. И раньше, конечно, это случалось, но чтобы в мирное время и в таких объёмах! Целые библиотеки сегодня можно встретить у дверей мусоросборников современных высоток Братска. Здесь не только временная попса, но и классика.

И всё это происходит на фоне развитого свободного текстописания и книгоиздания.
Сколько раз я спасал книги хороших поэтов Х1Х и ХХ веков, уже сбился со счета. Конечно, можно сказать, что таким варварским способом идет естественный отбор в литературе. Но когда в однодневном книжном хламе западных и отечественных детективов обнаруживаешь Белого, Хлебникова, Кузмина, Розанова, Старшинова, Друнину, Маяковского, Вознесенского, а то и старинные церковные книги 17-18 веков, то невольно задумываешься, а какое общество мы строим, куда скатываемся?

Меня давно не покидает ощущение, что многие современные люди добиваются текущих успехов в зоне бездействия, развивая в себе вместо речи органы молчания. А чтобы стать предельно удачливым – нужно, прежде всего, заставить замолчать в себе литературу и присоединился к вечно жующим едокам хлеба молчания. Но это не то высокохудожественное молчание мудрецов, а немота равнодушных, которых нас призывали бояться больше всего.

Малограмотный, мало читающий молодой человек за последнее десятилетие русской столичной и провинциальной жизни становится черносотенно- скинхедствующей повседневностью. Книга утрачивает ценность и рассматривается телемассами информационной цивилизации всего лишь как устаревшая бытовая деталь домашнего интерьера. Я, конечно, не тоскую по советской командно-административной системе производства попсы социалистического реализма, но ощущаю как задушевность печатного слова растворяется среди бойких рекламных слоганов, научающих выставлять на продажу всё, что покупается, с помощью которых заменили нам наше всё русского языка, привив норму отсутствие отражения жизни.

Подозреваю, что у многих людей утрачен и напрочь отсутствует эмоциональный отклик на прочитанное в художественной книге. Литературу теперь воспринимают как телевизионно-газетный факт. Когда-то был у меня друг, который частенько удовлетворялся моими сжатыми пересказами о новинках литературы. Но был он в моём окружении такой один, а вот так сегодня живут уже многие. Читают бегло, вылущивают полезный дайджест и считают себя вполне начитанными людьми. Печально всё это. Но печально вдвойне, что параллельно на моих глазах выросло поколение даже без ощущения литературного слова. Пытаюсь понять - с какого момента это произошло, и не могу найти успокоительного ответа: неужели с того самого, когда литература превратилась только в красочно упакованный товар, который легко можно выбросить в мусоропровод, как только он покажется устаревшим?

А может любимая мысль Виссариона Белинского, который самоуверенно утверждал без малого два века тому назад, что в России ещё нет литературы, хотя при этом отстаивал наличие литературных шедевров, исполнилась с точностью до наоборот? Теперь в России с избытком есть современная литература, но, кажется, в созданной писателями и читателями литературной среде больше не способны рождаться шедевры?
В молодости, как известно, многие стремятся как можно быстрее раскрутить колесо истории. В зрелости те же люди охотно ставят палки в колеса истории. Оба действия не только справедливы, но и полезны для жизни. В молодости мне не встретилось колесо истории, которое я бы раскрутил, сейчас я не имею действенного рычага, чтобы вставить в спицы литературы, которая умудряется жить без шедевров, и потому охотно литературное слово вокруг и внутри себя обнуляется.

Хотя присмотришься внимательно на современные книжные прилавки и с удивлением обнаруживаешь, что письменных предсказаний в мире больше, чем событий. И потому моё болезненное ощущение обнуления на самом деле может оказаться всего лишь затянувшаяся пауза, которая не вредит появлению в будущем шедевров литературы и их многочисленных читателей.


Рецензии
Чтобы понять сей феномен, надо понять, что из себя представляет литература с точки зрения человека вообще. Слегка оторвано от жизни и самого человека выглядит мнение, что литература должна создавать шедевры. Почему? С какой стати? Вспомните времена классической музыки. Они прошли и никто не ждет от композиторов подобного уровня.
Так же и литература. Ее классические времена канули в прошлом. Как мы ходим на концерты классической музыки, точно так же можно ходить и на классическую литературу на диван.

Первоначальное мнение о литературе, которое возникло в процессе ее формирования оказалось ошибочным, но оно устойчиво существует и пытается приделаться к современному обществу, как деревянное колесо к мерседесу.

Цель искусства - не создание шедевров, хотя бы потому, что человек творит по внутренней потребности, а не по госзаказу. Цель искусства в самореализации самого человека, а не в создании шедевров. С другой стороны, по закону сохранения культуры, с ростом количества выпускаемой бумаги и ее пользователей, число посреднических произведений должно вырасти в десятки и сотни раз, чтобы появился всего один шедевр литературы и обнаружить его крайне сложно под или внутри этой кучи. Нужно время, которое сдует хлам и даст возможность обнаружить шедевры прошлого, ибо уже не будет людей, которые бы помешали бы это сделать. Всем известно, что среднестатистическая луженая глотка способна похоронить под собой хотя бы парочку нормальных произведений. А обычный серенький редактор редактор – от одного до трех тысяч талантливых авторов. А если не серенький, то еще больше. Вот почему нужно время, чтобы убрать патриотов литературы. Но часто даже это не помогает, поскольку появилась переемственность и даже наследственность редактирования.

И как результат, школьники до сих пор изучают на уроках литературы Пушкина, Достоевского, Толстого, хотя минуло с той поры без малого двести лет. И есть все основания считать, что изучать их будут итриста и тысячу лет. И по большей мере это не заслуга самих авторов, а заслуга главных редакторов и цензуры.

Это риторические проблемы. Обществу не нужны личности и индивидуальности. Обществу нужны амулеты из этих личностей. В таком растворимом виде они усваиваются и помогают сохранять сложившейся порядок вещей в любом обществе. Выдавать черное за белое и белое за черное. Литература служит обеим сторонам, одним, чтобы не потерять власть, другим, чтобы не проиграть этой власти. Избыток шедевров, а затем и перепроизводство амулетов было бы губительно для обеих сторон.

Гена Великанов   08.06.2008 14:07     Заявить о нарушении
литература- это ошибка человечества, с точки зрения едока хлеба...

Монахов Владимир   10.06.2008 13:36   Заявить о нарушении
за то какая ошибка

Гена Великанов   10.06.2008 21:20   Заявить о нарушении