О принципах славянского народного траволечения

Прежде всего – о современном состоянии наших знаний о траволечении.
Официальная медицинская наука признаёт фитотерапию по большей части как способ ввести в организм то или иное количество алкалоидов, сапонинов, гликозидов и прочих действующих веществ. Всё многообразие трав, корней, цветков и плодов, которые может дать природа, строго поделено на группы согласно содержанию в них того или другого. Этот механистичный подход отечественной науки дал ей повод из более чем тысячи растений, использовавшихся ранее в народной медицине, оставить лишь около полутора сотен [Верзилин, 1955]. По сей день вы вряд ли встретите в аптеках, например, репешок лекарственный, донник лекарственный, буквицу лекарственную, дымянку лекарственную, таволгу, многие иные, по-настоящему сильные травы.

Возражения о том, что существующие методики анализов химического состава растений чересчур грубы, в расчёт почему-то не принимается. А ведь в растениях действующие вещества не просто «распределены по полочкам». Они образуют сложные, тончайшие комплексы, все тонкости «архитектуры» взаимодействий которых с организмом человека ещё не скоро будут открыты наукой.

Стандартный, «профанный» подход к траволечению рекомендует излечивать какой-нибудь одной конкретной «травкой» лишь один орган или группу органов. «Выпил травку – всё прошло». А то, что эта «травка» при подобном, явно не слишком продуманном, подходе при использовании почти наверняка даст побочный эффект, списывается на неизбежные «издержки производства». Например, в случае бесконтрольного приёма женьшеня, элеутерококка и подобных им тонизирующих средств, возрастает риск возникновения или усугубления канцерогенных заболеваний.

Мы уже не говорим о грубейших ошибках, которые можно встретить в изданиях по траволечению. Написано на обложке «Лечение зверобоем», а на картинке – совершенно другое растение, золотарник. Ну, ладно, это растение относительно безобидное. Но если, например, в тексте идёт речь о диком луке черемше, а изображена чемерица Лобеля? ядовитое растение?! О глупостях, которые порой встречаются в самих текстах, лучше и не говорить… Как и о последствиях, к которым приводит неопытных людей слепое следование приводимой там рецептуре. Скажем, употребление такой «безобидной» травки как зверобой, может привести к тяжёлому отравлению печени. А что говорить о парадоксальных реакциях на использование валерианы или конского щавеля…

Игнорируется и широчайший народный опыт составления сборов, своеобразная «алхимия» траволечения, принимающая во внимание далеко не только механически прописанный лекарем приём лекарственной смеси при той или иной болезни.

Долгие годы шельмования народной медицины, преследования знающих, но бездипломных её представителей привели к тому, что ныне даже в сельской местности настоящего знахаря, как говорится, днём с огнём не сыщешь, а местное население, в подавляющем своём большинстве – увы! – совершенно не разбирается ни в траволечении, ни в разновидностях трав вообще.

Попробую вкратце изложить те основы традиционного украинского, русского – да и вообще славянского – лечения травами, которые были восприняты автором от учителя.

Первый из принципов народного траволечения, в общем-то, не нов. При любом заболевании следует обращать внимание на организм в целом. Как говорит пословица, «беда не приходит одна». И опытный лекарь старается не просто убрать симптоматику или загнать болезнь вглубь – как, что греха таить, зачастую привыкли поступать иные доктора, но стремится сделать так, чтобы в работу включился весь организм, каждое, даже мелкое нарушение в работе которого неминуемо сказывается на общей «архитектуре». Отсюда – включение в лекарственные сборы трав, которые влияют на организм человека комплексно, положительно воздействуя на обмен веществ, иммунитет, общий статус.

Вторым, непосредственно вытекающим из первого, принципом является ориентированность курса на конкретного человека. Всем нам известна картина: чиновно мыслящий терапевт в поликлинике прописывает всем ровно по десять таблеток. А может, кому-то поможет одна? А кому-то необходимы одиннадцать?

Народный целитель стремился подходить к больному индивидуально, учесть его возраст, пол, телосложение, особенности организма, наличие хронических и наследственных заболеваний. Для более подробной диагностики применялись медитативные практики. Надо было как бы «войти» в человека, раствориться в нём. Попутно могла идти и психологическая работа с применением элементов суггестии. Следовало, например, различать, болезнь мнимую и болезнь истинную… Кстати, дореволюционная медицина в лице обыкновенных местных врачей отнюдь не чуралась народных методик, более того, привносила в неё свои диагностические методики. Обыкновенный земский врач мог различить до двадцати различных видов пульса. Вот так бы современным участковым терапевтам!

Далее. Третьим принципом можно назвать гораздо более тонкое, в сравнении с сегодняшним, определение качества трав. Собирая их, травник придерживался народного календаря (в том числе лунного) и различал где, когда, в каких условиях собрано то или иное лекарственное сырьё.

Для сравнения: во множестве издающихся ныне «травников» порционное количество того или иного компонента даётся в граммах или даже в миллиграммах. Далеко не всякий пользователь «народной медицины» сумеет эти граммы и милиграммы отмерить. А как быть, если, допустим, сырье недосушено или пересушено? Не принимается во внимание такой наиважнейший аспект, как качество сырья. Трава может расти в месте увлажнённом, но может и в более сухом. Почва может быть богата микроэлементами, а может и не быть. Растение может быть собрано в разное время года, в разных климатических и погодных условиях. Количественный и качественный состав действующих веществ и их комплексов у различных экземпляров одного и того же вида растения непременно будет различным. Наконец, качество обработки высушенного сырья может быть разным хотя бы по процентному соотношению грубых и мягких частей.

Настоящий народный целитель подобного пренебрежения к своим важнейшим «инструментам» никогда не допустит! Он знает: даже если рецептура даётся не в пресловутых граммах, а в столовых ложках (с горочкой? без горочки? Никогда не объясняется…), в точности отмерить энное количество действующих веществ просто не получится! Здесь необходимо иное, а именно: индивидуальные знание и опыт в способах дозировки того или иного компонента, чему не учат в институтах и чему подавно не научишься, воспринимая информацию исключительно из популярных изданий.

Четвёртый – один из важнейших – принцип народной славянской медицины также не нов. Речь идёт о комплексности и постепенности. Целитель не просто давал больному пучок травы. Широко применялись различные лекарственные формы. Это могли быть не только настои и отвары, но и мази, примочки, пластыри. В снадобья входили компоненты не только растительного, но и минерального, и животного происхождения.

Знахарь учитывал не только особенности лекарственного воздействия того или иного сбора, но и тот несомненный аспект, насколько человеку будет приятно его употреблять. В состав снадобий входили посему и ароматические, и вкусовые компоненты. Следовало учитывать также и такую особенность человеческого организма, как привыкание к тому или иному лекарству. Следовало учитывать, что в организм, в особенности при хронических заболеваниях, нельзя вводить сразу сильнодействующие компоненты.

Целитель, действуя наборами трав, не ориентировался лишь на кратковременный, быстрый эффект. Он проводил организм больного через целую череду воздействий, прописывал череду сборов, начинал с тех, которые должны подготовить организм к принятию лекарства, а продолжал теми, которые будут оказывать непосредственное лекарственное воздействие и завершал общеукрепляющими.

Такая схема лечения особенно эффективна при хронических заболеваниях. Больному прописывались не только приём «травок», но и питьё укрепляющих чаёв, соков, соответствующая диета, физиотерапевтические процедуры и т.д.

В некоторых случаях считается полезным не настаивать на строжайшем режиме приёма того или иного средства. Больному рекомендуют «пить по вкусу», прислушиваясь к ощущению самого организма. По собственному опыту автор знает: порой даже горький или неприятный на вкус сбор при приёме так и «просится», чтобы его выпили – и побольше! Наш организм сам чувствует, что ему полезно, а что не очень. Некоторые даже очень ядовитые растения в этих случаях способны, будучи употреблены в небольших количествах, оказывать благотворное влияние на организм (например, приём небольшого количества ягод вороньего глаза способен стимулировать иммунитет).

Снадобья именовались по-разному, иногда потому ещё, что знахарь стремился сохранить кое-что в тайне, но чаще – потому что надо было как-то именовать те вещества и комплексы веществ, те «силы», которые, по представлению травника, и оказывают непосредственное лекарственное воздействие.

Официальная наука некогда много смеялась над «народными суевериями», которые рекомендовали, например, лечить желтуху растениями с жёлтой окраской плодов и венчика. Однако теперь, с открытием флавоноидов (пигментов жёлтого цвета), и она вынуждена признать, что к многовековому опыту народной медицины всё-таки следует прислушиваться.

Стремление к уходу от механистичности, когда сама природа, в её гибкости и тонкости воздействий является важнейшим лекарем – одна из отличительных черт истинной народной медицины, как и традиционное для неё чувство ответственности за здоровье и жизнь доверившегося целителю человека.

Пятый принцип заключается в том, что настоящий народный целитель тонко ощущает магию своего ремесла.

Вся полузабытая ныне народная наука использования растений пронизана этой магией. И речь здесь идёт далеко не только об использовании магии молитв и заклинаний, хотя они, естественно, тоже являются неотъемлемой частью работы знахаря, которому, в иных случаях, приходилось бывать и настоящим магом, убирая пресловутые «порчи», «сглазы», «проклятия» и т.п.

Выходя на природу, целитель стремится слиться с ней в одно целое, обрести единый язык с невидимыми силами той местности, где производится сбор трав, войти в определённое медитативное состояние, пробудив при этом подсознание и интуицию, когда разговор с духами леса или поля поможет решить стоящую перед ним задачу.

У трав просили прощения, когда их срезали или выкапывали. Их не истребляли хищнически, часть всегда оставляли на подрост. Те же лекарственные сборы старались собирать так: все виды нужных в сборе трав по возможности должны расти на одной и той же поляне: единые на ней, они будут едины в своём воздействии на организм. Порой допускалось и нечаянное присутствие какой-нибудь «посторонней», не предусмотренной изначально травки – собиратель мог счесть, что Бог как бы «случайно» добавляет в его букет некий важный компонент.

Травник заранее примерялся, для лечения какого именно больного лучше подошёл бы сбор трав не только «подходящего» воздействия, но собранных в особом месте, способном благоприятно повлиять на их качество. Получалось, что посредством растений человека лечит сама Мать–Земля.

Поэтому воздействие на организм растений «инородных» очень отличается от действия трав, собранных в родной стране. Трудно совместимо и их одновременное применение. Впрочем, как всем известно, то же можно сказать и о пище. Многие из растений, которые мы ныне знаем как пищевые, когда-то считались именно лекарственными, да и являются таковыми по сей день.

Процесс как собирания, так и приготовления трав являлся самым настоящим магическим обрядом. Приготовляя траву на хранение или смешивая компоненты сбора, травник перетирал её между ладонями, тем самым как бы «заряжая» будущее лекарственное снадобье. При этом могли звучать заклинание или молитва – как общего плана, так и направленные на исцеление конкретного больного.


Многовековой опыт народного славянского травничества бесценен. Автор полагает, что именно им, а не модными ныне, скажем, китайскими препаратами в первую очередь должны стремиться пользоваться обитатели Восточной Евразии, самою судьбой и окружающей средой подготовленные к этому.

Необходимо сохранять знания и навыки народных целителей, непредвзято изучать их – и как медицинский, и как историко-культурный и как метафизический феномен.

Мы должны постичь их логику, а не отрицать всё, что кажется нам несовременным. Опыт поколений не может быть бессмысленным.

Следует стремиться понять, почему народные целители действовали так, а не иначе, поняв же – использовать к вящему благу окружающих.


Рецензии
Добрый день, Феликс!
Несколько лет я выращиваю на своём участке некоторые лечебные травы, создавая домашнюю полянку дикой природы. Есть чистотел, одуванчик, репейник, подорожник, лютик, мята, мелиса, василёк, ромашка, берёза, ель. Это имеет смысл? Или нужно собирать травы поодаль станицы? К травосбору и лечению травами только-только подступаюсь, но чувствую - что только это и поможет как-то сдерживать надвигающиеся болезни. Что подскажете?
С уважением, Анна.

Скиф Признание   25.04.2015 12:16     Заявить о нарушении
В принципе, было бы экологически чисто.
А так, хорошо бы еще таволгу, зверобой, душицу, мяту, крапивки куртиночку. С одуванчиком осторожнее, любит расползаться по всему участку.
Удачи и успеха!
С уважением, Ваш
Ф.

Феликс Эльдемуров   25.04.2015 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.