Fin de siecle. Ч. 3
Не плачу я. Всесильно время.
Оно со всех снимает бремя
И не минует и меня.
. . . . . . Дю Белле
Итак, мы в Париже. Да, мы всё ещё в Париже.
Конец 70-х – начало 80-х…
Задержимся на этом десятилетии, пожалуй, нет – пятилетии: c 1877 по 1882.
Они очень важны, эти пять лет, так как в это время, достигнув своего предела, потихоньку заканчивается импрессионизм.
Проявилась-таки оборотная сторона достаточно жёсткой системы: «изображаю только то, что вижу и только так, как вижу» в стремлении догнать ускользающее мгновение, отодвигая при этом объект наблюдения, - человека, - на второй план, нивелируя индивидуальность.
Кто-то из художников, начал, оглядываясь назад, обращаться к художественным принципам классицизма, кто-то устремился вперёд в неизведанное и волнующее БУДУЩЕЕ в поисках адекватных средств изображения жизни, так стремительно меняющейся в условиях крушения традиционного общества.
Символом угасания импрессионизма, уступающего место постимпрессионизму, стал Эдуард Мане, а его картина «Бар в Фоли-Бержер», - последняя картина в творчестве художника, - поставила точку в развитии импрессионизма.
Наступала другая пора, с иными поисками и иными творческими установками. Но об этом потом.
Правда, стоит отметить, что отдельные всплески импрессионистической манеры живописи ещё длительное время проявлялись (и проявляются) в творчестве того или иного художника, но как целостное явление в искусстве ИМПРЕССИОНИЗМ ЗАКОНЧИЛСЯ именно в это время.
А пока поговорим о том, что, завершая блистательный период в истории искусства, Эдуард Мане в то же время положил начало оригинальному направлению в жанровой тематике постимпрессионизма.
Его картины и эскизы начиная от «Лакомого кусочка» и до завершающей цикл «Бар в Фоли-Бержер», - явились основой и началом развития сюжета «Кафе» в живописи постимпрессионистов.
Этот сюжет в дальнейшем будут активно развивать в своём творчестве Гоген, Ван Гог и Тулуз-Лотрек.
Об этом мы поговорим в дальнейшем, а пока – последние годы жизни Эдуарда Мане, его работа над последней значимой картиной.
Итак, самая ранняя работа этого периода в творчестве Мане - картина (не эскиз!) «Слива.(La Prune)», или «Лакомый кусочек», название связанное с английским «plum» (слива; лакомый кусочек, в т.ч. – о женщине), или «Подвыпившая. (Подшофе?)». Как видите, названий почему-то оказалось много. Видимо, это связано с тем, что собственно сливу здесь почти и не видно – она в бокале-креманке.
Персонажем картины является мадемуазель, Лакомый Кусочек: абсент выпит, в пальцах – сигарета, непринуждённая поза слегка захмелевшего человека, грустно-задумчивый бездумный взгляд ускользает от внимательного зрителя.
Композиция проста, лаконична и не требует особой расшифровки. Стоит только обратить внимание на столешницу, демонстративно отделяющую персонаж от зрителя – помните? Да, та самая - «заслоняющая плоскость», всё правильно!
Теперь давайте внимательно рассмотрим пять эскизов.
Взгляните:
• - В кафе,1878
• - Кабачок.1878
• - Две девушки, пьющие пиво, 1878
• - Пьющие пиво, 1878
• - Кафе, пл.Французского театра,1881
Перечисленные иллюстрации можно посмотреть здесь:
http://zhurnal.lib.ru/m/matweewa_n_w/findesiecle3.shtml
Не знаю как Вам, а мне показалось, что все изображённые странно грустны. Не правда ли?
И почему?...
Это, без сомнения, подготовительные работы для большой картины «Бар в Фоли-Бержер» - они были необходимы, чтобы заполнить персонажами, видимый в зеркале зал, служащий фоном для изображаемой сценки: взгляните, как много отражается в зеркале людей.
Они не прописаны детально-подробно, но их образы – конкретны: вот дама, подносящая к глазам бинокль, чтобы лучше рассмотреть происходящее на сцене, а вот кто-то закуривает сигарету, официантка разносит пиво – огромный зал полон движения, лёгкого гула, звона посуды, покашливаний, звуками отодвигаемых стульев, музыки.
Неправда ли, на фоне этой «массовки» центральная фигура девушки за стойкой бара – кажется особенно одинокой? Вы согласны?
Хорошо… Да.
Итак. Картина Эдуарда Мане, представляющая собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и, с другой стороны, постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве, явилась последней значимой работой мастера.
Пять лет упорного труда в состоянии безуспешного преодоления тяжёлой болезни и мучительных болей завершились созданием шедевра.
Это произведение принято считать программным в творчестве Э.Мане - в нём отразились его излюбленные темы: натюрморт, портрет, движение толпы, так любимые им различные световые и цветовые эффекты.
И одновременно, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, подготовительные работы к этой картине, выполненные за последние пять лет, положили начало новой струе в жанровой и портретной живописи.
А теперь, как уже стало привычно, немного поэзии.
Надеюсь, Вы не возражаете?
Чудесно!
Сегодня у нас сонеты Дю Белле (Joachim du Bellay. 1522-1560) в вольном переводе с французского С.Я.Бронина:
Наш век - как капля из ковша,
Как кем-то брошенное слово.
Зачем же ждешь венца земного,
Землей плененная душа?
О чем мечтаешь, чуть дыша?
Зачем ты мучаешься снова?
Сними с очей своих оковы
И к небу обратись спеша.
Там свет, которого ты жаждешь,
Там отдых, о котором страждешь
Средь ежедневной суеты.
И - напряги воображенье -
Увидишь там отображенье
Здесь позабытой красоты.
*********
А также в переводе В.Левика:
Блажен, кто устоял и низкой лжи в угоду
Высокой истине не шел наперекор,
Не принуждал перо кропать постыдный вздор,
Прислуживаясь к тем, кто делает погоду.
А я таю свой гнев, насилую природу,
Чтоб нестерпимых уз не отягчить позор,
Не смею вырваться душою на простор
И обрести покой иль чувству дать свободу.
Мой каждый шаг стеснен - безропотно молчу.
Мне отравляют жизнь, и все ж я не кричу.
О, мука все терпеть, лишь кулаки сжимая!
Нет боли тягостней, чем скрытая в кости!
Нет мысли пламенней, чем та, что взаперти!
И нет страдания сильней, чем скорбь немая!
Середина XVI века……
-----------------*
В связи с тем, что возможность размещения иллюстраций на сайте Проза.ру ограничена, предлагаю посмотреть вошедшие в эту главу иллюстрации здесь:
http://zhurnal.lib.ru/m/matweewa_n_w/findesiecle3.shtml
----------------*
О вкладе Эдуарда Дега в это направление поисков - в небольшом приложении и дополнении к этой главе в ближайшее время.
Свидетельство о публикации №208060800227
Не дождался продолжения, будет ли оно? Ваш цикл вызвал настойчивое желание
заглянуть в Эрмитаж, благо это за углом. Я не очень большой знаток живописи, но когда случалось бывать в городах с галереями, то такой возможности не упускал. К сожалению Мане почти не представлен у нас, но импрессинизм в Эрмитаже на мой взгляд представлен не плохо. А Мане я видел в Орсэ. Заглянул по ссылке и на Самиздат, на Вашу страничку там как-то все поживей, чем на прозе. Лето, конечно, сезон не рабочий, в смысле творчества, но вдруг на даче делать нечего...
С уважением.
Виталий Бондарь 25.07.2008 02:05 Заявить о нарушении
Да, конечно, продолжение будет. А как же! Разговор впереди достаточно длинный. Но, как Вы правильно заметили, лето - не лучшее время для компьютерных посиделок. :)
Сейчас я обрабатываю иллюстративный материал. Но вот настанет "прохладная осень" и "кончится месяц по имени Восемь" и я продолжу наш неторопливый разговор о прекрасном и грустном искусстве постимпрессионистов. Всё впереди...
Заглянула к Вам. Ещё не прочитала, но прочитаю - только что приехала с дачи на несколько дней.
Ещё раз спасибо за внимание.
Н.
P.S. Милости просим к нам, в Самиздат. У нас хорошо! :)
Загляните-ка на странички моих друзей. Чудесные стихи и переводы У Льва Владимировича Бондаревского, чудесные стихи и проза у Павла Владимировича Елохина, безумно интересные материалы опубликованы у Юрия Семёновича Динабурга.
Вы их легко найдёте в разделе АВТОРЫ.
До встречи.
Нина Матвеева-Пучкова 25.07.2008 19:00 Заявить о нарушении