Литкружок

Какое-то непонятное мне самой чувство поднимается во мне, когда я думаю о нашем учителе. Тут, с одной стороны, чувство недовольства собой, и страх своего незнания, и желание узнать то, что еще неведомо, и ограниченность своего по- девичьи сонного ума, а с другой стороны, чувство восхищения, вплоть до восторга м вместе с тем некое-то несогласие с его мнением.
- Ясно? – спросил он на занятии литкружка.
- У нас был физик. Так он тоже спрашивал: ясно? Мы молчали, а он говорил: неясно. Ученые вон сколько,- я не договорила, сама не знаю, почему. Может быть, испугалась собственной дерзости, а может, подумала, что меня не поймут и вышла из аудитории.
За мной никто не выходил. Еще не конец занятия,- дошло до меня. А сказать я хотела следующее: «Ну что ж тут удивительного? Ученые открывали этот закон 20 лет, а вы хотите понять все за 20 минут».

 Учитель читает нам лекцию о Петрарке, цитирует строки его сонетов к Лауре.
Алина шепчет мне на ухо: «Вот бы мне такого мужа, как Новиков (это фамилия нашего учителя)!» Я киваю головой, улыбнувшись: было бы неплохо. Учитель же, заметив, что мы отвлекаемся, говорит, глядя в окно:
- Вы думаете: мне интересно читать вам лекцию?
И молчал целую минуту. На переменке между лекциями (мы говорили: между парой) мы вышли из аудитории.
Заходя же со звонком на лекцию, мы вели речь о том, о том, что учитель говорит: каждый человек – это мир, вселенная, а сам-то он как к этим вселенным относится. Я не заметила, что учитель шел рядом с нами. Когда же заметила, смутилась. Он же взойдя на кафедру, посмотрел в окно и – улыбнулся каким-то своим мыслям.
Иду по лестнице вверх, учитель спускается вниз. Хочу его обойтя, и он хочет меня обойти м на секунду мы сталкиваемся.
На кружке читает «Вакханку « Батюшкова.
В конце занятий спрашивает:
- Поднимите руки, кто читал «Синюю птицу» Метерлинка. Ни одной руки. :
- Мы фильм посмотрим,-сказала я.
- Бредовая идея,- говорит учитель.
Вот ляпнула, думаю,я, огорчившись: ведь я хотела сказать совсем иное: сняли советско-американский фильм по этой пьесе Метерлинка с участием Элизабет Тэйлор и неплохо было бы его посмотреть. Настроение мое испортилось.
У гардероба стоит учитель. Подошла к нему и начала извиняться, мол я считаю так же, как и вы. Это я так сказала. Жестом, сопровождающимся улыбкой глаз и уголков губ, он словно говорит: Все знаю, все понимаю, забудьте об этом.
Он говорит, что гардеробщица куда-то ушла и закрыла гардероб, поищите мол.
Я словно с небес опустилась на землю. Но тут подошла гардеробщица.

На кружковом занятии учитель прочел стихотворение Марины Цветаевой, посвященное Борису Пастернаку. Читает он выразительно, так, что чувствуются и расстояния, и версты, и мили, разъединяющие родственные души.

Рас - стояние: версты, мили...
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас - стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили - рассорыли,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - расстреляли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт!

-Что бросается в глаза?- спросил учитель. Все что-то отвечали, но он хотел услышать что-то главное. Он отошел к окну, потом подошел ко мне и спрсил:
- А вы, что думаете Вы?
Я зачитала строчку:
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Нужно было бы в одну строку написать: орлов-заговорщиков, а у нее разывается слово. Я не могу подвести под это основу, но здесь есть еще подобные строчки.
- Какие, прочитайте. Я читаю.
- Права была Кристина,- говорит учитель, называя мое имя. - Бросается в глаза необычный характер строфы. Строфа – законченное целое. В классической поэтике строфа заканчивается точкой. Мысль исчерпала себя. Точка. Семантически законченное целое.
Дальше новый поворот темы.
А у Цветаевой строфа заканчивается, а предложение не заканчивается, мысль не закончилась. Дикость. Синтаксическое семантически целое оказалось разорванным. Революционное нарушение классической поэтики. Дикость синтаксиса.
Классична строфа Ахматовой. Первая строка у нее – одно, вторая – другое.
У Блока каждая строфа – законченная мысль.
Смысл? Велик. Любой текст - конструирование мысли. Это демонстрирует и графика текста.
Разрыв конструирует разъединенность людей, которые обязаны быть вместе.
Мир разорванных единств – мир Цветаевой. Мир разрушенных гармоний.
Что является сплавом, оказывается разорванным. Конструирует трагедию людской разъединенности. Слова разрывает. Семантическое единство разорвано. У Ахматовой все иначе. В каждой строфе все многообразие мира. Все строфы связвны друг с другом, повтром
Единиц.
Пастернак утверждает единство мира.
Ахматова более классична. Симметрия, логика, вещный, предметный мир.
У Цветаевой нарушение логики, ассиметрия.
Общее у Цветаевой и Ахматовой в демонстрации идей, антифраз.
Хлебников, Маяковский, Пастернак, Гумилев, Мандельштам, Цветаева и Ахматова родственны. Люди одной эпохи.

Лекция о Мольере, о его Дон Жуане: математик, стратег, понимание женской психологии. Чего меньше всего в нем, так это любви.
 «Каждый из нас Дон Жуан,» - сказал учитель.
Намекает, учит, - подумала я, - чтобы не воспринимали игру всерьез. Понятно, что всё игра, надо ее принимать. Мне стало смешно от своих мыслей, от всего вздора, что был в душе, меня начал разбирать кашель и смех. Раньше я записывала лекцию учителя и не смотрела на него, теперь же где-то раздобыла время и посмотрела. Он внутренне улыбался. Не сказать, что он красив, даже наоборот: небольшие серые глаза в очках, немолодой, глубокие морщины от носа к губам, видно, что больше питается книгами, чем солнцем, но когда он читает лекцию хорошо поставленным голосом, жонглирует своими любимыми словами: мир, космос, хаос,- он неповторим, в нем чувствуется личность.
 "Жизнь – это сцена, а люди актеры," - говорит он. Я внимательно посмотрела на него. Он, так мне показалось, тоже посмотрел на меня и во взгляде можно было прочесть: Вот. Вот видишь, вот понимаешь, актеры.

Разбирали стихотворение Заболоцкого «Чертополох».
Еще перед занятием кружка я заглянула в теорию литературы, чтобы понять, что же такое метафора.
Метафора не только перенесение свойств живых существ на неодушевленный предмет. Но и вообще перенесение свойств одного предмета на другой.
В основы метафоры лежит простое сравнение.
Без метафор просто не может жить стихотворная речь.
Язык поэзии целиком построен на метафорах.
Сравнение для того, чтобы пояснить свою мысль.
Сравнение должно быть образным.
Мало понятное сравнивается с более понятным.
Язык первобытного человека был густо насыщен метафорами: они помогали объяснить непонятное и делали в представлении человека весь мир одушевленным. Из этого чудесного свойства пробуждающегося сознания и родилось то, что впоследствии было названо поэзией.

Наш учитель начал так:
Можно думать, что поэзия, устанавливающая связь человека с окружающим его миром, была едва ли не первым искусством, возникшим на нашей земле.

От писателя в вечности остается только метафора.
Олеша.
Одно из сложных явлений. Через метафору осуществляется закон поэзии. Она позволяет в одно вмещать различное.
Метафора и сравнение. В сравнении три компонента:
-с чем сравнивают
-что
-на основе чего
В сравнении есть неизвестное, которое объясняется через известное:
х – неизвестное , а – известное
то, что сравнивается – предмет
с чем сравнивается – признак
Что в метафоре?
Опускается признак, на основе которого сравнение. Предмет совмещается с образом. Сокращенное сравнение.
Все это ведет к неисчерпаемости:

Голова круглая, как шар
Голова твоя – шар

Исчезает признак и включает всю систему признаков, которые указывают на шар.
Всевозможные признаки, система признаков, определяющихся контекстом.
Если в сравнении предмет объясняется образом, то в метафоре оба компонента объясняют друг друга.
Метафора неисчерпаема, требует напряженной читательской активности.
Метафора – скоропись человеческого духа.
Б.Пастернак.
Каждое метафорическое слово включает всю систему, порождаемую этим словом и систему отношений, связанных с этим словом.
 
Н. А. Заболоцкий "Гроза".
С одной стороны, природа, с другой – творческая гроза.
Явления одного и того же порядка:
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.
Все стихотворение – одна метафора.
Метафорические шифры. Это вызывает трудности, требует напряженной работы, приглашение быть соавтором. Если читатель не будет соавтором, мало поймет.
Чертополох – образ последней любви.
Через горзу происходит объяснение творчества, последняя любовь сопоставляется с
Чертополохом, пожаром.
Почему? Пожар – горение. Пламя. Полыхание.Стихия. То, что неожиданно возникает,
Что горит необычайно ярко.
Пожар – бедствие, трагедия.
Самые разные смыслы этого слова важны. Вот что дает метафора.
Не надо писать, что это стихия, суматоха, то, во что вовлекается не только один, двое – многие.
Огней багровых хоровод.
Не только пожар, но и гармоничное, искусство, метафорические ряды, параллельные, которые будут наслаиваться. Стихия, с одной стороны, искусство – с другой.
Искусство – квинтессенция духовности.
«Звезды»- то, что охватывает весь мир, всю вселенную,-
гремят
и стон, но стон бубенцов
звучат изысканно
стонут бубенцами
стон, который не может затмить ликование:
 
Чем глубже начинаем понимать мир, тем глубже проникаем в это стихотворение.
Живописный поэт. Графика. Звуковое начало.
Нет ничего, чего бы не включала последняя любовь. Мир во всем многообразии.
Образ мироздания. Все, что есть у мироздания, есть у любви.
Любовь – это то, что погружает нас в мирозданье.
1-ая часть – я
2-ая честь – она
Речь строится в ином плане. Отношения. Стена. Решетка. Трагедия разъединенности я.. Стена чертополоха.
Любовь – трагедия, то, что не дает человеческой радости. Последняя любовь, которая открыла мир – шип в груди, трагедия.
Тютчевская концепция любви.
Спросил, прочли ли мы весь цикл. Конечно, прочли.

Еще накануне учитель предложил нам для сравнения стихотвоения двух поэтов: Семена Надсона "И помню церковь я, залитую огнями" (1883) и

 Александра Блока "Девушка пела в церковном хоре"(1905).
 Невооруженным взглядом видна схожесть тем, взаимовлияние в литературном процессе. И гармоничность, неповторимость блоковского стиха, который учитель и дал нам для анализа ритмической системы стихосложения.

 - Ритм рождает текст, - сказал учитель. «Сначала приходит некий гул» ,- Маяковский.

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Ахматова.

Многие явления природы повторяются: день - ночь , сменяют друг друга лето, осень, зима весна. Повтор одного и того же компонента рождает ритм. Урегулированный повтор компонентов рождает симметрию повтора.
Наше восприятие строится на знакомом и не знакомом, на привычном и неожиданном. Искусство склонно нарушать симметрию повтора, неожиданное вызывает эстетическое переживание.

та та та
та та та ты

острое переживание
Все искусство строится на ожидании та и возникновении ты.
Любая система текста строится на повторе. Ритм фонологической системы. Повтор
Определенных лексических единиц повышает лексический ритм.
Синтаксическая система, определенный синтаксический повтор.
Определенные события повторяются, ритм событийной системы, характеров, точек зрения. Все эти ритмы образуют текст.
Ритм фонологическрй системы может быть иным, чем синтаксис, но они, накладываются друг на друга, рождая ритм содержания.
Ритмической доминантой является метр.
Когда речь идет о стихотворном размере, рассматривают слоговые группы. В каждой слоговой группе может быть один или несколько безударных слогов и один ударный.
Метр - чередование сильных и слабых звуков.
Классический размер в поэзии: ямб. Ямб представляет метрическую структуру, которая образуется повтором безударных и ударных групп ( двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге).
20-й век изменил ритм времени, эпохи. И в живописи, и в музыке,
принес новые размеры, обновив метрический репертуар.Рядом м классическим стихом появляется дольник: стихотворный размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы. Дольник использовали символисты, затем футуристы. Но в начале века был и противоположный процесс: логаэдизации.
ЛОГАЭД - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Безударный слог может пропускаться в разных местах. Слоговые группы перестают смотреться друг в друга, утратили один или несколько слогов,
Утратили безударные слоги. На основе трехсложников. Логаэд мы встречаем в творчестве Цветаевой:
Расс-стояния, версты, мили...
3 слога, 3слога, 2 слога
Утрата слоговой фонемы может происходить в слоговых группах, находящихся в разных местах стопы:
И голос был сладок, и луч был тонок
Блок.

Гармония возникает, благодаря повтору одних и тех же стоп, групп.
Акцентный стих - строки равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно.
Тактовик - вид тонического стихосложения, нечто среднее между акцентным, тоническим стихом и дольником, размер, в котором трудно строго определить места ударений и безударных пауз.
Рифма – повтор какого-то звукового комплекса, сильной или слабой фонемы
Богатая рифма, когда одно и то же слово входит в состав других; точная, неточная,
мужская рифма(ударение на последнем слоге), женская (на предпоследнем),-
влияют на ритм.
Ритм строф: трехстишия, четверостишия, пятистишия...
Ритм пауз. В конце стиха, внутри стиха. Игра пауз существенна для стиха.
У Блока упорядочены паузы.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Ритм семантичен. Одна система ритмических компонентов строит дисгармонию, которая демонстрирует трагическую разъединенность людей, говорит о трагически разорванном единстве, и есть встречный ритмический поток, который строит гармонию, возникает сложный ритм, наслаиваются друг на друга гармония и дисгармония, рождая величайшее единство духа. Отсюда встречные потоки цветаевского ритма.
Культура есть ритм. Ужасное может сниматься ритмом.


Рецензии
По поводу Учителя уже писала тебе, повторяться не буду - он, действительно, один из самых замечательных людей, встреченных пока на пути...
Смущают цифры - 9.03.40 Что это за 40? Воспринимается как год - 9 марта 40 года...А на самом деле?
Пожалуй, я бы разобрала материал на кусочки и помещала в разделе Миниатюры!

С теплом
~*

Вера Петрянкина   22.06.2008 15:40     Заявить о нарушении
Цифры, это наметка, шутка в поисках рецензетна, причем внимательного, каким ты и оказалась, ведь стихи, творчесво поэтов, о которых шла речь, нельзя было упоминать в ни в 40-м году, ни после войны: они были запрещены, Учитель и начал для нас этот разбор, уже позже запели "Свечу" Пастернака, а тогда... Но дата - стоит подумать. Мне нравится у Ольги Бергольц приписка, постскриптум:
А дальше была война.
Когда мне прочли Свечу Пастернака, первое, что я спросила у читавшего: Кто в вашей семье интеллигент?

Валентина Томашевская   07.07.2008 12:45   Заявить о нарушении