анонсы 6

Элис Сиболд. «Счастливая». («Домино», 2007)
Дебютная книга современной американской писательницы, чей роман «Милые кости», получивший мировое признание, уже издавался по-русски пару лет назад. В «Счастливой» рассказывается история юной девушки, которая была жестоко избита и изнасилована. В основе книги – автобиографический материал, то есть, весь этот кошмар пришлось пережить самой Элис Сиболд! Вызывает уважение, что писательница 1) не побоялась поведать широкой публике о таких вещах, которые другие скрывают всю оставшуюся жизнь, «залечивая» психологическую травму наркотиками или алкоголем; 2) не стала отдавать дань этой идиотской, тошнотворной «политкорректности»: насильник из книги, – так же, как и его реальный прототип! – чернокожий парень.
Однако, будем помнить, что даже если автор упорно настаивает на том, что его сочинение «автобиографично» или «документально», его, автора, ни в коем случае не следует отождествлять с лирическим героем произведения. Ибо реальная жизнь, это одно, а черные буковки на белой бумаге – совсем другое!
Итак, героиня Элис Сиболд не только сама выслеживает преступника и добивается его осуждения, но и находит в себе силы, не озлобившись и не опустившись, справиться с тяжелым шоком, преодолеть депрессивное состояние и жить впредь ярко, интересно и радостно. Она успешно учится в университете, занимается литературным творчеством, развлекается с подругами и встречается с парнями. Да, у нее, несмотря на пережитое, постепенно налаживается вполне полноценная личная жизнь! Она не становится ни лесбиянкой, ни угрюмой затворницей, ни мужененавистницей, ни воинствующей феминисткой. Ее феминизм, как говорится, умеренный…
«Счастливая» – на удивление позитивная книга, ироничная и легкая, написанная живым, образным языком. Композиция – безупречна, сюжет – динамичен, как в хорошем триллере. Пять баллов!
Цитата: «Сантехник любил приковывать ее к койке наручниками; по утрам, когда она бегала в туалет, мы лицезрели ее кожаные трусы и лифчик. У сантехника не действовала левая нога, что не помешало ему стать заправским байкером».

Елена Толстая. «Слуга государев». («Амфора», 2007)
Псевдоисторический роман, по которому недавно в России поставили кинофильм. «Псевдоисторический», это вовсе не ругательство, а жанровое обозначение! Псевдоисторический, это такой приключенческий, любовный или плутовской роман, действие которого происходит в более или менее отдаленную эпоху. Основоположником и до сих пор непревзойденным мастером этого жанра был гениальный выдумщик Александр Дюма-отец. Известно, что французскую историю по его книгам изучают только идиоты; умные же люди получают от его художественного вранья огромнейшее удовольствие!
Псевдоисторическая литература в последнее время стала очень популярной во всем мире. Это, наверное, можно объяснить тоской современного человека по сказочным, мифологическим сюжетам; по ярким, цельным, сильным героям, которых так называемая «серьезная» литература почему-то не изображает. «Боевики» на современную тему с этой задачей тоже справляются неудовлетворительно. Когда капитан спецназа Вася Пупкин одной левой раскидывает дюжину злодеев, то даже самый наивный читатель скажет: «Не верю!». Но когда то же самое проделывает какой-нибудь исторически удаленный от нас Фанфан-Тюльпан, то это выглядит уже более убедительно. Ибо мы понимаем всю условность мифа…
Елене Толстой далеко и до Дюма, и до Сабатини и даже до Перес-Реверте. Но «Слуга государев» – вполне достойная работа, которой любой автор «массового чтива» мог бы гордиться. Все гладенько, правильно описано, сюжет выверен, все концы сходятся и белые нитки нигде не торчат! А чего же еще требовать от такого рода литературы?
Действие романа разворачивается частью во Франции, но большей частью – в России. Эпоха Петра Великого, период – Северная война. Два парижских дворянина нарушают закон, запрещающий дуэли. За такое вообще-то рубили головы, но дворяне слишком знатны, и король Людовик XIV Солнце посылает их в опасную «командировку». Одного в лагерь шведского короля Карла XII, другого – к Петру I, соглядатаями. В Малороссии по дорогам шалят то ли разбойники, то ли польские шляхтичи, которые не понятно, за кого воюют. Близится Полтавское сражение, а в лесах появился загадочный Черный Всадник, убивающий русских солдат и офицеров. Князь Меньшиков в нечистую силу не верит и посылает на поиски Черного Всадника сержанта-гвардейца Григория Воронова. Судьба сводит последнего с одним из опальных французских дворян. Множество опасных приключений ожидает их… И любовная линия также, ура, присутствует!
Цитата: «Второе копье вонзилось в спину Гретхен и вышло наружу под грудью. Одна рука девушки слегка касалась древка, другая лежала на сиденье. Шарль видел поблескивающий перстенек на указательном пальце… Глаза Гретхен удивленно смотрели на копье…»


Рецензии