Водопады - 3

Каждый год мы с друзьями 4 июня… Итак который год подряд, казалось бы зачем?

Зачем мы столько лет в первых числах июня едем в далекие горы к прекрасным водопадам? Все уже знакомо, все уже изъезжено – так может показаться только человеку, ни разу не побывавшему в тех местах.

У нашего любимого соклубника VIT-а каждый год День Рожденье. Он не любит сидеть дома, и своей энергией заряжает многие десятки людей, который едут в эту известную неизвестность и лишь едины из них доходят или доезжают до этих самых водопадов, которые мне кажутся уже почти мифическими.

В этом году я сама себе дала строгую установку- Увидеть водопад. Не получилось, я и как-то сожалею об этом, видимо, придется вернуться в следующем году. А может, это просто такая «замануха»?:)

Список желающих ехать был внушительным – 37 машин. Как всегда делились на группы, кто когда выезжает, кто что покупает.

Тургеньские водопады – уникальное место. Никогда не знаешь, что там тебя ждет – какая будет погода, и что «предложат» нам высокогорные болота. Два года назад поездка была волшебная – на плато нас встретил снежный буран, в одно мгновенье превратив разноцветный рай в белую, безжизненную пустыню. Тогда смогли подняться далеко не все машины.
В прошлом году была жара, и ехали мы к точке лагеря ночью, светила огромная полная луна, наша группа заблудилась и проехала почти до самых ледников, по пути вытаскивая из болот двух спортсменов – Артема Ветринского и его штурмана Ваньку. Это все продолжалось почти до рассвета, штурм главного болота перед лагерем происходил в каком-то сумасшедшем ритме, когда Змей на квадрике ехал впереди, показывая траекторию движения, а мы с Рапидой на Патруле чуть его не задавили, потому что боялись засесть и не сбрасывали скорость, поймав на финальном прыжке огромное бревно. Силовой бампер не подкачал.
Дорога имеет уже свои «опорные точки», места, на которых с нашими соклубниками происходили некоторые происшествия, вполне рядовые для привычного джипера, но которые могут шокировать рядового автомобилиста.

На подъеме на отгонное животноводство – промоина имени Ромки Зумера, в которую он упал на своем Патруле и почти всю ночь спал в машине, лежащей на боку стоя.

В этой же промоине 2 года назад разбортовался Мистраль Тани Батарейки. Забортовывали колеса взрывом газа из баллончика, пламя на фотографии впечатлило и оставило незабываемый след в душе хозяйки машины. Глиняный спуск, на котором Пыжик Дарьи чуть не улетел в болото, подъем на котором кувыркнулся Алексеич и тд и тп. Перечислять можно долго, но суть одна – ни кого это не пугает, или пугает, но совсем чуть-чуть.
Дорога на водопады полна сюрпризов и удивительных открытий – проверяются возможности машин и их пилотов, а так же штурманов.
Дорога на водопады – одна из самых красивейших. Открывающиеся виды гор, ледников и высокогорных плато – способны тронуть любого.
Пятница. В четверг в городе стояла удушающая сорокоградусная жара. И на водопады уехала первая группа каким-то хитрым маршрутом, пролегающем через Синегорье.

Пятница встретила нас дождем, на горы, куда мы собирались ехать, даже страшно было смотреть – все затянуло непроглядной чернотой.
Город нас никак не хотел отпускать из своих липких объятий – сплошные пробки и ни глотка свежего воздуха.

Мы знали, что мы едем в какую-то «катаклизьму», и не дождь, ни ветер не пугали нашу группу. В группе был один джип, не совсем подходящий для езды по такому бездорожью – оранжевый Вехи кросс. Но его водитель – Валька Клец был полон решимости покорить весь маршрут.

Честно говоря, в начале было даже жалко смотреть, как машинка карабкается по камням и валунам, но чуть позже, видимо, Валентин вошел во вкус и даже начал штурмовать огромные валуны. Да и сам Вехик, наверное, тоже понял, что нельзя подводить хозяина и позориться среди подготовленных джипов. Зачинщик этой прогулки VIT заговорчески подмигнул, вспоминаю прошлогоднюю поездку – А вы что, думаете, сегодня раньше 5-ти утра окажитесь в лагере?

Кульджинская трасса в пятницу вечером – еще одна большая сплошная пробка. Вова на Джимини и на спортивном Прадо уехал далеко вперед, и прошел весь маршрут в спортивном стиле, мы его слышали только по рации.

Подъем от Батана до Ассов больше не представляет трудностей – дорогу разровняли, камни убрали. Кажется, что на Ассах теперь будут спокойно ездить обычные легковушки. Это плохо. Почему-то именно хозяева таких вот машин везде разбрасывают мусор и пустые бутылки.
На глазах холодало, лил дождь, на прицепе Патруля «ехал» кроссовый мотоцикл. На котором Рома хотел доехать до водопадов. Проблема была одна – на мотоцикле не было фары, парни пытались прикрутить к нему лампу, но дороги видно лучше не стало. Из –за этого колонна двигалось очень медленно, потому что порой Рома просто не видел куда ехать, ему светил фарами все тот же Патруль Вита. Отстающие все время по рации комментировали ситуацию – Вы нас ждите, у нас же не 12 колес, а всего десять.

К концу поездки Рома был похож на комочек глины. И уснул он просто в повалку рядом с «боевым Конем».

Машины в колоне были самые разнообразные, преобладали Патрули и Прадики. Каким-то особняком смотрелась сто пятка и «американец» Вранглер. «Рэнг» оказался вообще не приспособленный для тяжелого бездорожья, либо его владелец слишком рьяно боролся с болотом. Двигатель оказался на боку, слетев с подушек, и машина покидала водопады на «галстуке».

На развилки на Ассы мы увидели в ночи группу товарищей – это был клуб Оффроуд Казахстан, который отправлялся на озеро Каянды через Карааршу.
Нам в этот раз было явно не по пути. Уходим влево и все время вверх – через промоины, глиняную и поросшую травой скользкую после дождя дорогу.

В рацию слышим радостные вопли нашей первой группы. Они уже готовы встречать на болоте нас. Вова на Джимини почти там, а нам ехать еще и ехать в абсолютно безлунной ночи.

Те, кто ехал в первый раз, даже не подозревали о окружающей нас красоте. Она им откроется только в воскресенье на обрат ной дороге.
Дождь кончился, начались болота, первые застревания и вытаскивание машин. Высокогорные болота- коварнейшая штуку. Днем хорошо видно, что на первый взгляд это просто ровная большая полянка, заросшая земляникой и разноцветными травами, но стоит только колесу джипа коснуться этой ярко-зеленой травы, то засесть можно очень хорошо и надолго.

В рации порой творился настоящий хаос, и в эфир было не пробиться, кто кого дергает, кто где засел, временами терялись отдельные группы, хотя дорога то в принципе была адна…

А тем временем на финальном болоте развернулась настоящая битва гигантов. Самостоятельно болото проехали всего две машины – Джимини и Патруль Вита. Остальных вытаскивали стропами, лебедками, руками. Последние машины извлекли из коварной топи уже на рассвете.
Устали и вымотались все, особенно Господин Уазик, так у него у единственного была лебедка и он, как сумасшедший носился между засевшими машинами.

Днем это место кажется не таким уж и непроходимым, но глубокой ночью, когда дико хочется спать, и ты понимаешь что впереди тебя сидит сто пятка, и пока эту огроменную машину не вытянут на верх – другой дороги к лагерю нет. Болото нереально коварное – пару метров приехал и все сидишь… Ночью оно казалось огромным, почти как футбольное поле, но на самом то деле я помнила, что оно всего-то ничего… Но проехать это «ничего» - подвиг.

А до болота был тот самый коварнейший глиняный затяжной спуск. Джимини например на нем просто развернуло и машина ехала задним бампером вперед. Тормозить было нельзя – только газ и рулить. Реально страшно, когда на нем вертит машину и ты понимаешь – что вниз лететь хоть и не очень далеко, но перевернуться успеешь ни раз.

Уазик так неистово кричал в рацию, что почти охрип к утру, и не мог разговаривать. Как издевательство выглядело то, как Вова на спортивном Прадике колесит спокойно туда-сюда по болоту и про между прочим говорит – А что это вы тут все застреваете то? Я проехал и сейчас езжу.
На улице дубак, парни по колено в воде, связывают стропы, разматывают и заматывают лебедку, а над всем этим безобразием бескрайнее черное небо, усыпанное мириадами звезд. Я думаю, небо над нами прикалывалось – Вот, блин, придурки..)

И еще мне всегда смешным кажется – мы же слышим иногда таксистов из Барнаула или откуда-нить еще. И вот так же, за 5000 км кто-то в рацию слушает все это… Чего о нас люди подумают.

Рэнг почему-то все время уезжал не туда, наверное хотел объехать таки коварное болото, не зная, что объезда, собственно и нет…

У Уазика силы кончились вообще, он решил бросить Рэнг, но тут внезапно машинка снова материализовалась, и пришлось ее тащить.

Нашу Тойоту выдернули для того, чтобы мы сели на следующей же кочек на подъеме к лагерю. И еще полтора часа копаний лопатами, толканий, дерганьей... Рассвет мы встретили на этой «шишечке». Рассвело незаметно, за какие-то пять минут.

Спать уже не хотелось, хотелось выйти из машины и покушать чего-нибудь горяченького.

Ребенок, проспавший в машине всего пару часов зарядился от гор какой-то непонятной энергией и начал активно куролесить.
Быстрый завтрак и отбой на пару часов. Потому что утром должна была приехать новая группа, которую так же нужно было бы выковыривать из болота.

Жара на полянку опустилась так же внезапно, как и рассвело. «Местные жители» выползали из машин и палаток и удивлялись, что народа заметно прибавилось.

План второго дня был простой – кто-то едет выковыривать машины из болота, кто-то идет на водопад, а самая смелая группа должна была отправиться штурмовать ледник.

Господин Уазик объявил на весь лагерь получасовую готовность для выезда на ледник. Сначала хотели ехать всего 2 машины, потом колонна разрослась и даже Мега джип – Вехик смело бросился штурмовать камни в речке.

Высота лагеря была 2300 над уровнем моря, к леднику мы поднялись до 2972 метров.

Дорога от лагеря круто шла вверх, через еловый лес. На первом затяжном подъеме почему-то садится лифтованный монстр Опенсона, мы едем в объезд, потому что за машиной на подъем выстраивается очередь.
Пока разматывали лебедку, Господин Уазик решил плотно засесть на своем Прадике в болото. Зачел, разбрызгивая веселенькие капли грязи по окружающим. И никак не мог сам выехать, пока его не выдернули. Но он не успокоился и опять ринулся в это болото..)

Совавтопром Батискафа грелся и грелся и Серега решил не покорять вместе с нами ледник, а просто поехать в лагерь.

Здесь то все и обнаружили, что на такой высоте банки и консервы просто таки распирает. Они увеличиваются раза в два.

Патрули на высоте дымили по жестокой, Прадики дыми чуть меньше, но и ехали как-то чуть хуже. Вспоминая, как в Раю Уазик карабкался на шишечку, мы удивились, когда он не смог взять не очень то крутой подъем.

Вовин красный Прадег как-то там тоже не ехал…

Поднимаемся все выше и выше, высота около 2800. Погода начинается портиться, к нам движется фронт. Ехать обратно – нет! Только вверх, к леднику, который раскинулся перед нами, как на ладони.
Дорога не сложная, но интересная и живописная с болотцами, моренными озерами, в которых почему-то оказывается очень теплая вода, с каменистыми подъемами и крутыми спусками.

Доезжаем до речки, на которой все еще лежит почти полуметровый слой снега. Все, как дети высыпают и машины и устраивают фотосессию. Особо рьяные пилоты начинают по воду штурмовать эти айсберги.
Снег настолько плотный, что двухтонные машины для него как пушинки. Он даже и не думает поддаваться.

Господину Уазику почему-то не нравится это все баловство он зовет на ледник.

Высота 2972 метра. А до ледника еще как до Киева. Вроде вот же – он рядом… А нет. Дороги нет, а по высохшему руслу речки поднимается пара машин, проезжают метров 500 и спускаются вниз.
На высоте нас накрывает то дождь, то град. То через пять минут опять светит яркое солнышко. Такие они – эти горы!


Рецензии