Национальная идея России

О Национальной идее России заговорили политически мыслящие граждане нашей страны еще при Верховном Совете РФ, возглавляемом Русланом Хасбулатовым. Она представлялась тогда сокращенной копией потерпевшей крах идеологии КПСС. Креативные элементе в Нацидее России стали появляться примерно через год, после разгрома Верховного Совета и проявления Ельциным демократического великодушия, то есть освобождения из тюрьмы «Матросская тишина» опальной команды политиков. Но в полном объеме, как того требуют политико-правовые реалии, Нацидея России не сформирована до сих пор. Она лишь обеспечена экономической доктриной развития до 2020 года. Конечно, это хорошо, но что дальше?..

ТЕЗИСНЫЙ РЯД:
Национальная идея России – это форма гражданского сознания россиян, выражение ментальной воли государствообразующей части российского общества, право-позитивная формула защитников Отечества, мировоззренческий код, образовавшийся в ходе развития исторического опыта русского народа в союзе с коренными народами России и верный идеологический маяк на берегу вечно штормующего политического моря.

Конечно, еще очень долго можно перечислять определения и достоинства Национальной идеи России, как концентрированной сути духовно-нравственного и обще-интеллектуального потенциала нашей страны, которая и в самом деле есть Великая Страна. Нашу страну трудно перехвалить, но очень легко оболгать и исказить, что собственно и происходит на протяжении веков. Еще задолго до Священного союза европейских монархов под лидерством Императора Александра I, научно-историческую, оперативно-политическую и обще-бытовую информацию о России искажали со злонамеренным умыслом и без такового тоже. И не только иностранцы, но и сами русские историки, политики, купцы... Впрочем, это беда не только России. Как точно заметил в изгнании великий русский философ-персоналист Н. Бердяев, «националистические союзы почти повсюду превратились в предателей своей родины», искажение информации о действительном образе страны и народа является общечеловеческой проблемой идеологического характера, которая успешно решается в условиях продуктивного просвещения и признания примата закона над субъективными страстями. Как раз теми страстьями, которыми досадно грешил и сам Н. Бердяев, один из самозабвенных мыслителей в истории нашей страны.
Но воздадим ему хвалу за антиномические картины России в книгах «Судьба России» и «Русская идея» и, переборов соблазн субъективизма, перейдем к тому, что называется изложением конкретных содержаний по конкретнейшим вопросам, в совокупности которых только и возможно постичь объективную истину. Тем более в таком архисложном деле, как «национальная идея». И хотя, для имеющих определенный опыт усвоения философских текстов, вышеприведенный тезисный ряд о Национальной идее России ясен, как ясный день, думаю, нелишне дать к ним еще и краткие комментарии.
Итак, первая дефиниция (определение понятия путем перечисления основных свойств и качеств понятия) – «гражданская форма сознания». Что это такое?
Пояснения этого термина вряд ли можно встретить в словарях... В науке есть понятие «форма общественного сознания», означающее предметы теоретико-познавательного характера. Это – религия, наука, искусство, культура и множество их дифференциаций такие, как мистика, физика, эсхатология, биология, философия, музыка, поэзия, эволюционизм, креационизм и т. д. и т. п. Они свойственны всем народам мира, независимо от того, обладают они этими понятиями или нет. Словом, вся знаниевая природа человека представлена формами общественного сознания, ибо ни что не дается познанию, минуя универсалии формы и сути.
В нашем же конкретном случае, замена понятия «общественного» на «гражданского» в контексте «формы сознания» указывает на патриотизм, чувство любви к Родине и решимость ее защищать. Это чистое гражданское чувство может опираться на более или менее богатые теоретические знания, а может, и нет. Для того, чтобы быть патриотом своей страны совершенно не обязательно обладать высшим образованием, научными или государственными регалиями. Но косвенная связь патриотического сознания с богатейшими научными теориями и историческими свершениями знаменитых ученых, писателей и политиков наличествует даже у простых граждан, не прочитавших за всю свою жизнь ни одной книги.
Вторая дефиниция – «ментальная воля государствообразующей части российского общества»...
Сначала, что такое «менталитет»?
Пояснение этому термину можно найти в любом словаре. Например, в БЭС сказано, что «ментальность, это совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе». Заметьте, [присущих] не обществу целиком, а отдельным людям и группам. Почему? А потому, уважаемый читатель, что нельзя всех людей грести под одну гребенку и, соответственно, рассчитывать на патриотизм или другую форму интеллектуального совершенства каждого гражданина. Это не верно даже с точки зрения естественного права, не говоря уже о демократических законах. Например, вопросы, касающиеся всеобщей военной мобилизации являются темой исключительного характера, рассматривать который нам не позволит газетный формат. Тут следует обратить внимание на то, что в определении Национальной идеи России говориться о «ментальной воле» не всего российского общества, а только «государствообразующей» ее части. Это, прежде всего русский народ в органической связи со всеми остальными народами России. Отсюда естественным образом вытекает следующая оговорка: в мире нет ни одного народа, представители которого являлись бы единомышленниками. Так же уместно вспомнить поговорку: «В семье не без урода».
В российском обществе, как и в любом нормальном, цивилизованном обществе, живут и развиваются люди самых различных психотипов и убеждений, не редко равнодушных или даже прямо критичных к формам власти. Например, русский баптист считает смертным грехом защищать Россию с оружием в руках, а кавказский мюрид – большой честью. Кто из них в числе государствообразующей части общества? Конечно, мюрид. Но и здесь существует ряд оговорок, ибо и мюрид мюриду рознь, как впрочем, и патриот патриоту...
Третья дефиниция – «право-позитивная формула защитников Отечества».
Что это за формула? И существует ли она как таковая?
Это понятие выведено мною из природы естественного права, согласно которому человек не испрашивает разрешения на совершение благородных поступков. Тысячи патриотов в разных частях страны и, соответственно, в различных ситуациях, не сговариваясь между собой, могут принимать одинаково верные для общества и государства решения. И это ни как не может быть случайностью. Это есть ничто иное, как синхронизация общественных усилий, возможное только благодаря «право-позитивной формуле защитников Отечества», функционирующая в форме категорического императива, то есть морального приказа.
Четвертая дефиниция - «мировоззренческий код, образовавшийся в ходе развития исторического опыта русского народа в союзе с коренными народами России».
Если бы человеческие знания, бытовые, научные, религиозные, профессиональные равно, как и все иные социально-положительные, не имели бы свойства кодироваться, то общество имело бы качественно иной облик, нежели тот, что мы наблюдаем в историческом процессе. Кодирование знаний бывают искусственными и естественными, хотя между ними нет четкой границы, они существенно разнятся в своих прогрессиях. Искусственные кодирования знаний применяется в целях засекречивания информации разведслужбами, политическим и военным руководством и т. д. А естественное кодирование знаний происходит в силу философского детерминизма (причинно-следственных связей) и позволяет людям существенно сокращать время, физические и материальные затраты на изложение и усвоение конкретных знаний на конкретные темы, для достижения актуальных целей.
Например, достаточно сказать человеку, что он не верит в существование чертей, чтобы понять о светском характере его мышления. Он наверняка отрицает и другие догматы веры. И наоборот, если человек не признает теорию эволюции, как таковую, то мышление его, как правило, оказывается ортодоксально-религиозным.
Пятая дефиниция – «верный идеологический маяк на берегу вечно штормующего политического моря» означает беззаветное служение Родине, не поддаваясь ни на какие страхи и соблазны внешнего мира.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.