Лето - это... дополненный вариант

ЛЕТО – ЭТО...
вожатские заметки на руках

И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, вожатого работа...

Почему я каждое лето езжу работать вожатой в лагерь? Меня не понимают ни мои одногруппники, ни мои коллеги по работе. В лагерной практике я не нуждаюсь, поскольку специальность получаю непедагогическую...
Тогда почему? Надеюсь, вы поймёте причину, когда дочитаете моё повествование.
Для начала – страшная и вполне реальная история, а именно:

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ВОЖАТОГО

Утро. Всем-всем доброе утро! Выходим на улицу! Где Шипигузов? Опять под кроватью? Вытащить – и на зарядку! Какой носок? Потом найдёшь! Ноги в руки – и бегом! Кто связал шнурки? Первый отряд? А-а-а! Это не кроссовки, а туфли! На зарядку могут не идти только инвалиды войны с Наполеоном, если таковые имеются! Умываемся! Почему нельзя втроём в одном туалете сидеть? Потом объясню! Кто сделал эту лужу? Что смешного, а? Заправляем кровати! Откуда фантики под матрасом? Какие привидения? Почему мальчики на ваших кроватях скачут? Ах, они сами зашли? Пусть сами и заправляют! Шипигузов, вылезай из шкафа немедленно! На линейку строимся! Командир, строй отряд! Что значит «спит»?! Почему ещё не одет? Какой носок? Всё ещё не нашёл? Надень другой! Раз-два, три-четыре! Шипигузов, на линейке не разговаривают! На завтрак! Снова манная, что ли? Дайте вожатым сыра! Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам! Шипигузов, не надо прятать масло в карман! Идём гулять! Какой носок? Не нашёл?.. Возьми мой, в конце концов! Давайте споём! Кто в «ляпы» идёт, собирайся, народ! Шипигузов, не виси на качелях вниз головой! Летела ворона по синему небу... Маша – дура, в лес подула! Давайте поиграем в ручеёк! Девочки Шипигузова бьют! Бьют – значит, любят! Ха-ха-ха-а!!!
День. Идём на обед! Можно не есть суп? Не ешь! А второе? Не ешь!!! Кто бросается хлебом? Тихий час! Да, спать обязательно! Ура, два часа отдыха! О нет, надо сценарий придумывать! И костюмы делать!! И слова всем написать!!! Боже! Где скотч? Дайте ручку! Шипигузов, спать!!! Тот, кто сказал, что дети – цветы жизни, просто никогда не видел Шипигузова! Дайте клей! Ой, я на него села... Когда всё это кончится? Подъём! Какое доброе утро? На полдник! Первая заповедь ребёнка: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а соком, полдником и кефиром поделись с вожатым! Родители приехали! Как вёл себя? Ну, что вам сказать: «хорошо» или правду? Мама, забери меня отсюда! Нет, всё в порядке, я передумала! Уважаемые родители, перестаньте кормить детей, они едят шесть раз в день! Да, шесть! Хорошо! На кружки! Да, танцуют все! И даже ты, Шипигузов! Классный танец они учат... Не дёргайте шнуры! Идём на «Умелые ручки»! Кто пролил клей на ковёр? Какой Пушкин? А я подозреваю, что это Шипигузов! Нет? Хм, даже странно... Не мажьте пластилином стол! Нет, это некрасиво! Репетируем! Маша, ты выучила слова? Нет? А-а-а!!! Шипигузов, встань сюда, ты – ёлка. Нет, говорящих ёлок не бывает! Поехали! Кто опять забыл слова? О, сегодня опозоримся!
Вечер. На ужин! Не надо выливать масло в компот! И в соседский – тоже! Приятного аппетита! Строимся на мероприятие! Выступаем! Мой отряд лучше всех, мой отряд лучше всех, мой отряд лучше всех!!! Молодцы! Да, все! Да, Шипигузов, и ты! Выступают вожатые! А-а-а!!! Наша Лена лучше всех! Спасибо, братцы-кролики! На дискотеку! Ур-р-р-а-а-а! Не трогайте диджея! Настя, хватит краситься! На дискотеке не носятся, а танцуют! Нет, «Раммштайн» не включат! Нэвэ-нэвэ лэт ю гоу... Ты Билана любишь? Сочувствую... Классная бандана, дай поносить! Настя, хватит краситься! Я же сказала, что «Раммштайна» не будет! О, медляк! Мальчики, приглашайте девочек! Куда спрятались? Шипигузов, отцепись от стула, тебя не в загс тащат, а танцевать! И это наши храбрые мальчики! Девочки, приглашайте мальчиков, что ли! Наконец-то... О, боже! Илья, не плачь! Включите ему «Раммштайн» наконец! Настя, хватит краситься, дискотека уже закончилась! Собираемся на свечку! Как прошёл наш день? Классно! Здорово! Отвратительно! Прикольно! Ужасно! Вот вам и единство мнений. Ложимся спать! Я же вам говорилане сидеть втроём в туалете! Как, вы не втроём, а вчетвером?! А-а-а!!! Не забудьте постирать носки! Не превращайте палату в газовую камеру! Ничего смешного! нет, Шипигузов, пастой никого нельзя мазать! Всем спокойной ночи! Уффффф! На планёрку!
Ночь. Непередаваемо. Шесть утра – вожатым пора спать...
Надеюсь, вы поняли, что это было такое!

Вожатская братия приехала в лагерь бодрая и полная сил. Но если в начале смены мы пели только мажорные песни вроде:
Солнце сыплет лучики!
Заезжаем в «Ключики»!
Началась вторая смена –
Для вожатых – не проблема,
то к концу смены незаметно перешли на минор:
Ехал в санаторий – знал, на что иду.
Не предполагал, что буду жить в аду.
Нет ни одного у нас свободного дня –
Я устал, пощадите меня!
А сегодня ночью вновь не спал отряд.
Пять часов утра – они ещё не спят.
Пастой перемазали шестнадцать ребят,
И вожатые вновь говорят:
«Держаться нету больше сил!..»

Что я видела

В первом отряде – три молодых человека на двадцать девочек. Ситуация еще печальней, чем в известной песне про девчонок, теребящих в сторонке платки. Трое – зато какие! Один играет на баяне, второй – на балалайке, третий – на нервах вожатых и в футбол. Каждый вечер, выходя на балкон, я слышала, как с четвертого этажа доносится песня мелодия «Черный бумер» или похоронный марш, исполняемые на балалайке и баяне.
***
Пятый отряд носки в принципе не стирает. Они свертывают их в аккуратный узелок и запихивают под матрас.
Первый отряд носки в принципе не стирает. Они брызгают их АХЕ’ом и ставят (не кладут!) в угол, что также не особенно озонирует воздух.
***
Самые необычные вещи, которые родители привозили своим детям
- кастрюля борща
- штопор
- пять килограммов печенья
- восточный кинжал
- чай в пакетиках
- сапоги-болотники
- пельмени
- ласты
- книга о русско-турецкой войне
- мороженое (не довезли... не повезло...)

Что я слышала
Чудные фамилии детей
Пицхелаури, Анашкина, Курлянчик, Лобок, Запарнюк. Фамилия Запарнюк для меня превратилась в ругательство.

Говорят дети
- Ты хоть знаешь, что такое тетрис?
- А у тебя внуки есть?
- У него все волосы выпали, а остальные на голове висят.
- Я так соскучилась по своим двум кошкам, собаке, хомячку, попугайчикам, компьютеру и велосипеду! Ну... и по родителям тоже, немножко.

Говорят вожатые
- Здесь только детское масло! Где наш педагогический сыр?
- Мы в два часа на линейке где и во сколько собираемся?
- Я не буду петь! Вы на мой голос посмотрите!
- Чего мне не хватает в лагере? Сна, сна... и еще немного сна для полного счастья.

Что я делала
Рабочий день вожатого начинается в 8.00. (подъем), продолжается до 23.00. (планерка) и заканчивается в лучшем случае в 3.00. ночи/утра. Искренне недоумевала, когда звонила своим друзьям после 12-ти ночи и безжалостно будила, сама того не желая: ведь у меня был самый разгар рабочего дня! На что в ответ получала: «А не поздновато ли для философских сентенций?»
Еще раз приношу всем разбуженным свои извинения.
***
Спим по три часа в сутки. Засыпаем на ходу. Едим по шесть раз в день – и постоянно голодаем, и катастрофически худеем. Дети угощают только конфетами «Камикадзе» (с невыносимо кислой сердцевиной). Добрые дети нынче пошли. Едим по ночам. Ножа нет. Арбуз режем ложкой, яблоко – линейкой, халву – ножницами. Голь на выдумку хитра.
***
Словарь Уильяма Шекспира по подсчётам исследователей составляет 12 тысяч слов. Словарь дикаря из племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов. Если вы когда-нибудь поедете в лагерь, то сможете свободно обходиться двадцатью фразами. Лично мне их вполне хватало для плодотворного общения.
1. Хочу спать (в течение всего дня).
2. Хочу есть (аналогично).
3. Строимся! (на зарядку, на линейку, на расстрел)
4. Нельзя (кусаться, драться, выражаться).
5. Не бежим вперед вожатого! (а то...)
6. Кто пойдет дежурить в столовой? (тем, кто хочет кушать)
7. Совсем нельзя (см. 4).
8. По кочану (используется как ответ на вопрос и как угрозу).
9. Отключите телефоны (в тихий час, после отбоя, и когда они тебя просто не слушают!).
10. На горшок и в люльку (другой вариант: «Отбо-о-о-о-о-о-о-о-о-о-о-ой!!!»).
11. Совсем-совсем нельзя (см. 4).
12. Шнурки завяжи (пока не навернулся).
13. Слезь с качелей (аналогично).
14. Постирай носки (больше не могу!).
15. Не скажу (детям, родителям и администрации).
16. Чего вы так орете?
17. Не драться! (мальчикам, девочкам, изнуренным вожаткам)
18. Не пинать девчонок! (в основном мальчикам)
19. Я уже сто раз говорила, что нельзя! (снова см. 4)
20. Все, собираю вещи... (каждый день, и не по разу)

Специально для интересующихся:
7 признаков того, что ты – настоящий вожатый
1. Ты знаешь, что такое «экран настроения» и «кричалка».
2. Ты ложишься спать в пять утра, а встаёшь в полшестого.
3. Ты можешь заплести 20 косичек за 10 минут.
4. Ты прекрасно умеешь играть в «Алё-алё-алёнушку», «Летела ворона» и «Ручеёк».
5. На вопрос: «Сколько у тебя детей?» ты откровенно отвечаешь: «Двадцать пять».
6. Ты умеешь петь, танцевать, рисовать, играть на гитаре, оказывать первую, вторую и тридцать шестую помощь.
7. Дети тебя обожают!!!

Чего только многострадальным нам ни приходилось делать: поднимать и укладывать спать, утешать и уговаривать, вытирать слёзы и мазать зелёнкой чужие коленки, танцевать и делать по утрам зарядку, придумывать сценарии и писать слова песен, клеить костюмы леших и водяных и мастерить гирлянды из фантиков... Перечень можно продолжать до бесконечности.
Это очень тяжело. Очень. Испытание лагерем – одно из самых сложных.
В конце смены мы пролили двадцать гектолитров слёз и пришли к единому мнению: все дети – изверги, но, боже мой, как я хочу снова поехать в лагерь...
Работая в лагере, понимаешь, что не в деньгах счастье. И не в детях. И не в... А в чем? Не знаю... Пожимаю плечами, продолжая упаковывать три тонны вещей (магнитофон, книги по возрастной психологии, мягкую игрушку, лейкопластырь, скотч, спички, соль, ремень) в свой крохотный рюкзак. Еду на вторую смену. И меня никто не отговорит!

Всё-таки – что такое лагерь? Бессонные ночи, слёзы и нервы – это не самое главное.
Самое классное – когда ты можешь с гордостью сказать: «Мой отряд лучше всех!», когда ты возвращаешься с выходного, и твои дети висят на тебе гроздьями, прыгают вокруг и визжат от радости. Только ради этого уже стоит поехать в лагерь.
А главное – это то, что ты, отдавая всего себя детям, потратишь уйму сил, времени и нервов, но получишь взамен такой колоссальный заряд энергии, что его хватит на целый год. Или больше, или меньше...
Но мой срок – ровно год. Каждую весну я вновь срываюсь с места...
И тогда...
И тогда всё опять: «Солнце сыплет лучики!..»

P.S. Лагерь – замечательная штука. Еще бы детей здесь не было.


Рецензии
Ха! Штопор для ребенка - это супер! А последняя фраза - вообще отпад! ;)))
Спасибо, повеселили! ))))
С улыбкой,

Алекс Сидоров   10.06.2008 15:43     Заявить о нарушении
Самое интересное - даже родитель не смог нам внятно объяснить, зачем его ребёнку штопор... Вот так!

Ленка Климова   11.06.2008 07:29   Заявить о нарушении