Минимализм это чистота, идущая изнутри

(интервью впервые опубликованно в журнале Подиум Арт)

Александр Арнгольдт, представлявший в 2007 году Россию на ежегодном «Rigas fashion week», личность удивительно разноплановая. Он живо интересуется кино, литературой, музыкой, живописью. Много путешествует, и пробует себя, как автор, в различных областях. Он учился в школе моды и костюма Modesshule в Дюссельдорфе, работал стилистом дома Feretti. Его показы с большим успехом проходили по всему миру – от Нью-Йорка до Токио.


- Удивляет, что учиться фэшн-дизайну вы отправились в Германию, а не, как большинство, в Италию, Францию или Англию! Германия представляется совершенно «не модной» страной…

- Да, но изначально я поехал в Германию, чтобы учиться на архитектора! А немецкая архитектурная школа очень сильна. Можно вспомнить знаменитое учебное заведение «Баухаус»!.. Я и сейчас мечтаю о том, чтобы заняться архитектурой, когда-нибудь… А еще я хотел учиться в Нью-Йорке, но сложилось иначе. Раньше я много рисовал, проектировал интерьеры, но пришлось делать выбор, потому что на все мои увлечения не хватает мне ни сил, ни времени. И остановился пока на фэшн-дизайне. Но раньше мне было как-то неловко именовать себя фэшн-дизайнером, и я представлялся, как «господин оформитель». Фильм есть хороший с таким названием…

- Существует «питерская школа» в литературе, живописи, кино. Но есть ли «питерская школа» дизайна одежды?

- Да, и ее основная черта, это минимализм во всем, в линиях, в цветовой гамме. Нам, петербуржцам, нравиться скромная элегантность, неброские приглушенные тона… Меня, кстати, удивляют дизайнеры из стран Балтии! То есть, было неожиданно увидеть, что они создают коллекции, в которых преобладают наряды яркие, пестрые. Эта избыточность меня удивила! Но, наверное, это связано с тем, что в современном мире минималистический стиль себя изживает. Потому что минимализм, это чистота, идущая изнутри! Сам я предпочитаю носить одежды темных тонов. Яркого не ношу. Не представляю себя в красной рубашке, например, это невозможно! Лучше уж я вообще ничего не надену, чем красную рубашку!

- Вы, как петербуржец, не отдаете разве предпочтение большому имперскому стилю: его пышности, помпезности, декоративности?
- Нет, Петербург – это классицизм, все-таки, это строгие античные мотивы! Барокко нас миновало… А пышный модерн, это, скорее, Москва.

- Вам по прежнему вдохновляют «девушки Бонда»?
- Никогда меня не вдохновляли эти «девушки Бонда»! Я вам сейчас все объясню… Меня когда-то пригласили поучаствовать в чужом проекте. И авторы этого проекта, действительно, вдохновлялись «бондианой». Но не я!.. Но, правда, когда я задумываю новую коллекция, я всегда сначала сочиняю некую историю – что-то вроде киносценария. История – это в первую очередь, а потом уже подходящий к ней дизайн! И меня привлекает профессия кинорежиссера… Возможно, я когда-нибудь им стану! Но если займусь кино, то только документальным. Потому что оно более свободно, чем игровое, от продюсерского давления.

- Какой кинематограф вам близок?
- Мне интересно такое кино, которое увлекает зрителя не острым сюжетом, злободневным содержанием, шокирующими кадрами, звездным составом исполнителей, а чем-то иным… Стилем, атмосферой, образами… Когда можно наслаждаться отдельными кадрами… Такое кино снимает, например, гениальная Кира Муратова. И, конечно, Рустам Хамдамов. Его студенческую работу «В горах мое сердце» растаскали по кусочкам уже все, кому не лень! То есть, он влияет на современное кино, у него заимствуют… А вот хваленое и премированное «Возвращение» Звягинцева мне не понравилось. Я не люблю, когда в кино так явно проявляется религиозная тема.

- А последний фильм Андрея Кончаловского «Глянец» вы уже смотрели?
- Смотрел… И это ужасно!.. Мне фильмы Кончаловского всегда нравились тем, что они, как мне казалось, состоят на 90% из жесткого цинизма и на 10% из нежного лиризма. И это была прекрасная смесь! А «Глянец», это катастрофа какая-то!

- А из мирового кино что вам интересно?
- Фильмы Вуди Аллена, корейское, японское кино… Ну и конечно, все, что делает Мэтью Барни!

- Если уж мы о ваших вкусах и предпочтениях заговорили, то, что вы читаете?
- Японцев! Юкио Мисиму и Ясунари Кавабату. Русскую классику… «Том Сойер» очень нравится… А вот в театр я уже практически не хожу. Не принимаю ничего, что делается в современном театре. Спектакли все сейчас – или скучные, или грубо реалистичные. Дешевка! Сказки в них нет, тайны какой-то, загадочной атмосферы.

- А вот, например, «гламур» и «роскошь», это слова-синонимы? Или все-таки есть какая-то разница?
- Нет, это не синонимы, и разница огромна. Гламурный стиль, это когда вся жизнь напоказ! А роскошь, она может быть очень скромной с виду. Например, на светскую вечеринку может прийти человек в неброском костюмчике, и большинству будет казаться, что, по сравнению с ними, он одет очень бедно. И только профессионалы поймут, что как раз таки этот невзрачный костюмчик – самый дорогой среди прочих. Хотя роскошь может быть не только аскетичной, но и пестрой, избыточной, искрометной, кому какая нравится.

- А о таком явлении, как анти-гламур, вы слышали?
- Да! Многие люди сейчас стараются не зависеть от навязываемых им рекламой слишком дорогих вещей и услуг. Вообще, я считаю, что любой образ жизни, стайлинг, - не постыден! Например, для меня и вульгарная женщина – прекрасна! А прекрасно в ней то, что своей вульгарностью она выбивается из общего ряда.

- Маленький золотой крестик, который есть на всех костюмах, которые вы создаете, это дань какой-то идеологии или просто для красоты?
- Это символ солнечного диска. И еще в египетских манускриптах написано, что золото – полезно для организма. Вот, где болит – туда золото надо приложить, все пройдет!

- Вы эзотерическими науками не увлекаетесь?
- Нет. У меня времени не хватает на эзотерику. Я даже сплю или в самолетах, или в гостиницах, или в своей студии. У меня и квартиры-то собственной нет, потому что она мне сейчас попросту не нужна.

- Студия ваша в Петербурге?
- Да. Я думал о том, что хорошо бы открыть студию в Москве, но очень уж дорого. Мне и питерская студия обходится недешево. А вообще я могу жить и работать только в мегаполисах. В маленьких городах мне не интересно жить. Мне даже Петербург не кажется большим.

- И в столицах ведь художнику реализоваться проще, сделать карьеру.
- Нет, сложнее! Молодому художнику, начинающему карьеру, лучше ехать не в столицу, а в крупные провинциальные города. В такие, как Тюмень, например, Новосибирск, Екатеринбург. Там очень много денег, с одной стороны, а с другой, люди, которые распоряжаются этими средствами, более открыты свежим идеям. И художникам проще осуществить свои проекты. А в столицах все очень жестко поделено!
       


Рецензии