Ямочка на подбородке

Мой дед был лыс, как колено. Неизвестно брил ли он голову специально, или лысина образовалась сама собой. Теперь спросить не у кого. Его сын, мой папа, умер много лет назад. Тетка с сестрой уехали в Израиль, и не поддерживают со мной никаких отношений. Или я с ними.

На старых черно-белых фотографиях совершенно не заметно, что мой дед - махровый еврей, зато видно какой у него необыкновенный подбородок: мясистый, словно разрубленный пополам.Не ямочка, а целая траншея на подбородке.

Вот этот вот раздвоенный подбородок всегда был нашей фамильной чертой и особой приметой.

Когда я родилась, папа, стоя под окнами родильного отделения, первым делом спросил маму, есть ли у дочки ямочка на подбородке. Ямочка обнаружилась, отец был счастлив.

Кроме фамильного подбородка я унаследовала от деда вспыльчивый характер. Папа рассказывал, что однажды, дед принес домой огромную рыбину. Достал он ее с большим трудом, может быть даже не совсем законно.

Бабушка понюхала лупоглазую голову, заглянула в жабры, скривилась и молча отодвинула от себя тушку. Дед немедленно, тоже молча, швырнул вонючку об стену. Потом,ни говоря ни слова, собрал ошметки, ушел, а через час вернулся с точно такой-же рыбой.

Бабушка уже больше ничего не нюхала и внимательно следила за лицом.

В железнодорожном депо, где дед был начальником, его называли Абрам Борисович. А на самом деле он был никакой не Борисович, а Беницианович. Именно так было написано в паспорте, а потом выбито на надгробии.

..Я искала его могилу на старом еврейском кладбище. Искала и не могла найти, потому что папа ни разу не брал меня с собой, когда навещал умерших родственников.
 
Еврейское кладбище заросло травой по самую мою гойскую макушку. Задача осложнялась тем, что много лет назад на кладбище порезвились какие-то идиоты и повалили надгробия.

Я шла наобум, прямо по расколотым плитам, наступая на незнакомые буквы, «похожие на рыболовные крючки». Из знакомых букв складывались странные, красивые, как музыка имена: Эсфирь Соломоновна, Суля Моисеевна, Циля Пейсаховна, Ента Фридмановна, Давид Израилевич.

Где-то среди них были мои прадедушка и прабабушка, которые очень много лет пролежали в одной маленькой комнатушке на соседних кроватях совершенно парализованные, и никто даже не допускал мысли, чтобы сдать их в дом престарелых. Моя племянница Аллочка, которая погибла в 9 месяцев от заворота кишок, мой лысый дед, который умер за три года до моего рождения, сгорев от рака легких.

Я искала и не могла найти!

И тогда я заплакала, от обиды и отчаяния, как плакала, когда впервые попала в синагогу. Я так ждала этого момента! Ждала, что во мне проснется реликтовая память. Но Старо-Новая синагога в Праге оказалась загадочной, необыкновенной, но незнакомой и совершенно чужой. СОВЕРШЕННО ЧУЖОЙ!

…А могила деда оказалась у меня прямо за спиной, с самого края кладбища. Я рыдала опираясь спиной на ее незатейливую ограду. Вытирая сопли, я случайно повернула голову и на лежащем в траве камне прочитала: Бушейкин Абрам Беницианович (1909 -1966)

Я его нашла.

Мой сын не унаследовал от своего прадеда вспыльчивого характера. Четвертинка еврейской крови – это так немного. У моего мальчика русые волосы, голубые глаза и…

Она, конечно, почти незаметная и совсем не глубокая, но все-таки она есть!

Ямочка на подбородке.


Рецензии
Очень трогательно. Про ямочку на подбородке. Спасибо!

Олена Приймач   12.04.2013 15:07     Заявить о нарушении
вам спасибо)

Соня Белкина   12.04.2013 22:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.