Три розовых куста и три собаки

(De drie rozenstruiken en de drie honden)

Жил да был один бедный рыбак, и были у него жена и три сына. И хотя рыбак тяжело и много работал, он зарабатывал так мало, что даже не всегда мог купить достаточно еды и одежды для своей семьи. Он рыбачил с раннего утра до позднего вечера, но вот уже много дней подряд он не поймал ничего, кроме пары мелких рыбёшек, которую и уловом-то назвать стыдно.

Погружённый в печальные размышления, в одно прекрасное утро рыбак направил свою лодку между скалами в бухту, в которой никогда раньше не был. Ворча по поводу трудностей, которые преследовали его последнее время, он забросил свою сеть. «Наверняка я и сейчас ничего не поймаю», – вздохнул он. Но на этот раз рыбак ошибся! Когда он начал вытаскивать сеть, он почувствовал, что она потяжелела, да так, что её трудно было вытащить на берег.

И когда он увидел, что он поймал, он смог только всплеснуть руками от удивления. Потому что когда он вытряхнул сеть, он увидел большую красивую рыбу, которая лежала на песке и жадно хватала ртом воздух. Ещё никогда в жизни рыбак не видел подобное существо, и когда оно с ним заговорило, он даже сразу не понял, о чём идёт речь.

«О, рыбак! – сказала рыба. – Знай же, я – король всех рыб, и это из-за меня ты в последнее время смог поймать так мало рыбы, потому что я увёл всех своих подданных с того места, где ты рыбачишь. Но то, что ты в этот раз поймал меня – это моя собственная воля. Смело неси меня домой и съешь меня с женой и детьми. Это принесёт тебе удачу и освободит меня от заклятия, потому что я уже давно вынужден жить в море в теле рыбы. Так что неси меня домой, о рыбак! Пусть твоя жена очистит и зажарит моё тело, и ешьте со своими детьми моё мясо; но мои кости ты должен тщательно собрать и похоронить в саду. На том месте, где ты похоронишь мои кости, ты найдёшь счастье. Из моей головы выйдут три верных собаки – по одной каждому из твоих сыновей, и затем из моих костей вырастут три розовых куста, точно также предназначенные твоим сыновьям. Эти розовые кусты будут цвести не только летом, они и зимой будут давать прекрасные розы; и если когда-нибудь один из твоих сыновей окажется в опасности, все листья на его кусте обвиснут, и ты увидишь, что они скоро завянут. Хорошенько запомни то, что я тебе сказал, и сделай всё в точности так».

Сказав эти слова, король рыб умер, и рыбак срочно помчался домой, чтобы рассказать жене и детям, какая удача свалилась на него. Он приказал своей жене немедленно очистить и зажарить большую рыбу. Это была чудесная трапеза! Наконец-то они все смогли наесться вволю. И какой же вкусной оказалась эта рыба!

Рыбак было подумал, что они будут есть эту гигантскую рыбу минимум пару дней, но он ошибся. Они и распробовать-то толком её не успели, как от большого существа не осталось ничего, кроме головы, костей и плавников. Они тут же отправились похоронить то, что осталось – как и говорила рыба. Они разыскали тихое место, и отец сразу же принялся рыть яму.

И точно! Рыба сказала чистую правду. Рыбак только начал копать, как наткнулся на что-то твёрдое. В земле лежал сундучок, и когда они вместе вытащили его из земли и открыли, то увидели, что он до самого верха заполнен сияющими золотыми слитками. Первое обещание короля рыб исполнилось! Оставались собаки и розовые кусты. И действительно, когда на следующий день рано-рано утром рыбак с сыновьями пришёл к могиле короля рыб, три отличных собаки выскочили им навстречу и каждый из сыновей взял себе одну – ту, на которую сразу упал его взгляд. На следующий день они также нашли три розовых куста; и они уже стояли, сплошь покрытые цветами! Цветы на одном были красными, на втором – белыми и на третьем – жёлтыми. Сплошное загляденье!

Десять лет спустя сыновья бывшего рыбака стали крепкими статными юношами, а старший даже успел жениться на богатой наследнице. И если раньше семья рыбака жила в нищете, то сейчас они перебрались в прекрасный замок. Все три розовых куста превратились в высокие деревья, которые цвели в саду из года в год, распространяя прекрасное благоухание.

Однажды вскоре после своей свадьбы старший сын отправился на охоту наткнулся в дикой части леса, в которой он ещё ни разу не был, на прекрасный замок. Когда он вернулся домой, он рассказал друзьям о том, что видел, но никто ничего не знал о том, что в той части леса есть замок. С утра он рассказал это своей жене, и увидел, как она вдруг встрепенулась: «О, это именно тот замок, о котором отец всегда предупреждал моих братьев! В этом замке наверняка живёт злобная ведьма, и ни один, кто вошёл в этот замок, не вернулся назад».

«Так вот значит как? Но я собираюсь попасть имеено туда, слышишь? Ведьму эту я не боюсь, но очень хотелось бы узнать, какие там спрятаны сокровища!»

«Ах, милый муж, не делай это, не делай это!» – взмолилась его молодая жена.

Но он не отказался от своих планов. На следующий день он ни свет, ни заря вышел из дому со своей собакой, и ему понадобилось совсем немного времени, чтобы добраться до таинственного замка. Казалось, что замок вымер. На его стук никто не отозвался, но дверь была открытой. Тогда сын рыбака пересёк площадь и вошёл в замок. Он нигде не услышал человеческого голоса, но повсюду, где он шёл, застыли каменные изваяния, изображавшие красивых рыцарей и прекрасных юных девушек.

Наконец он вошёл в маленькую комнату, где пряла старуха.

«Зачем ты сюда пришёл, юноша?» – спросила старуха.

«Мне очень хотелось оглядеть замок, а раз двери были открыты, я решил, что могу войти».

«Ну и ну! Ну что же, заходи, раз пришёл, но только твоя собака не должна пройти мимо меня! Привяжи-ка её покрепче к нити с моего мотовила, пока будешь разговаривать со мной».

В тот самый момент, когда юноша привязал собаку к мотовилу, он превратился к каменную статую, как и те самые юноши, которых он видел в многочисленных залах замка.

И в эту секунду его старый отец, который как раз прогуливался по своему саду, увидел, как красный розовый куст внезапно начал вянуть. Он немедленно позвал к себе остальных сыновей, которые так же, как и он, испуганно вскрикнули, увидев, как розовый куст печально опустил свои листья, как будто начал увядать. «Отец, – закричал старший сын, – я сейчас же отправляюсь искать своего брата! Ко мне, Филакс, мы выступаем немедленно!» Он забросил ружьё на плечо, заткнул кинжал за пояс и вместе со своим верным псом отправился к таинственному замку, на поиски которого сегодня отправился его брат. Так же, как и брат, он нашёл главные ворота и все двери замка открытыми нараспашку, и он бродил по замку, пока не попал в комнату, где пряла старуха.

«Скажи, милая женщина, ты не видела моего брата, который сегодня утром приходил взглянуть на этот замок?»

«О да, конечно! Ты найдёшь его в большом зале, юноша. Но ты должен оставить здесь свою собаку; привяжи-ка её покрепче к нити с моего мотовила, пока я тебе расскажу, как найти большой зал».

Эх, с ним всё произошло точно так, как и с его братом! В тот самый момент, когда он привязал своего пса, он превратился в каменную статую.

И вновь увидел его старый отец, который не отходил от умирающего розового куста своего старшего сына, как на белом кусте внезапно обвисли все цветы и листья, как будто и он сейчас увянет. В полном отчаянии он позвал своего младшего сына. Когда юноша увидел, что оба его брата определённо попали в беду, он вооружился до зубов, свистнул своего пса, и со всех ног бросился к таинственному замку, где пропали оба его брата.

Не дождавшись ответа на стук в дверь, он вошёл в замок и прошёл через залы, где застыли каменные изваяния, изображавшие красивых рыцарей и прекрасных юных девушек. «Здесь что-то нечисто!» – подумал он. Когда же он пришёл в комнату к старухе, и она предложила ему привязать собаку к нити с её мотовила, он закричал: «Взять, Азор, взять эту старую ведьму!»

Пёс, не мешкая, вцепился ведьме в глотку и моментально загрыз её! И как только ведьма погибла, развеялись все её чары. И в тот же миг все рыцари и все девушки, которые так долго простояли в залах, в облике каменных статуй, превратились в живых людей.

Как же юноша обрадовался, когда увидел обоих своих братьев целыми и невредимыми! И их старые отец и мать плакали от радости, когда увидели, как розовые кусты внезапно расправили свои листья и цветы, как будто бы ничего и не было!

Все рыцари и девушки горячо поблагодарили своего спасителя и покинули заброшенный замок. А две самых красивых девушки отправились с ним и его неженатым братом в замок его отца. И на следующий день началась двойная свадьба, которая длилась много-много дней.

перевод с нидерландского –
Сергей Василевский.


Рецензии