Обезьяна и крокодил

(De aap en de krokodil)

Очень, очень давно один Бодхисатва возродился в Гималаях как детёныш обезьяны. Он вырос и стал сильным, как слон, с крепким характером, высокого роста, с крупными членами и приятной наружности. Он обосновался в лесу в бухте Ганга.
В то же самое время в Ганге жил крокодил. И случилось так, что крокодиловой жене, которая однажды увидела Бодхисатву, очень захотелось мяса его сердца. И она сказала крокодилу: «Мой господин и повелитель, я бы хотела съесть мясо сердца короля обезьян».
«Дорогая, мы обитаем в воде, а обезьяна – на материке. Как мы сможем поймать её?»
«Поймай же его хоть как-нибудь! Если я не съем кусок его сердца, я умру».
«Ну, раз так, тогда не бойся, я знаю одну хитрость, с помощью которой я принесу его сердце тебе на обед». Только это обещание успокоило жену крокодила.
В то время, когда Бодхисатва присел на берегу Ганга, чтобы напиться воды, крокодил увидел его и сказал следующие слова: «О, король обезьян! Почему ты живёшь и питаешься только в этом месте, где тебе приходится есть только кислые фрукты? На другой стороне Ганга видимо-невидимо сладких фруктов манго и хлебного дерева. Почему ты отсюда не переберёшься туда и не воспользуешься замечательным шансом есть разнообразные блюда?»
«О, король крокодилов, Ганг очень широк и глубок! Даже если я захочу перебраться через него, как я смогу это сделать?»
«Если ты подойдёшь ко мне, ты сможешь вскарабкаться мне на спину и я перевезу тебя на другой берег».
Бодхисатва поверил крокодилу и решил последовать его совету. «Давай же, – сказал крокодил, – садись ко мне на спину». Так и случилось. Но когда крокодил почти добрался до конца своего плавания, он внезапно погрузился в воду.
Бодхисатва вскричал: «Мой друг, я с макушкой ушёл под воду, что происходит?» Крокодил объяснил: «Я изначально подходил к тебе с нечестными намерениями. Моей жене очень хочется поесть мяса твоего сердца, поэтому я собираюсь скормить ей твоё сердце».
«Друг мой, очень хорошо, что ты мне это рассказал. Моё сердце сейчас не со мной, потому что когда сердце обезьяны у неё в груди, оно может поломаться, когда обезьяна долго прыгает с ветки на ветку». – «А где вы держите ваши сердца?»
И Бодхисатва указал ему на фиговое дерево, которое росло неподалёку и было усыпано гроздьями свежих фруктов. «Смотри, – сказал Бодхисатва, – наши сердца висят на вон том фиговом дереве».
«Если ты принесёшь мне своё сердце, я не убью тебя».
«Да будет так! Я принесу тебе своё сердце, которое висит на дереве».
И крокодил сделал так, как сказал Бодхисатва. Бодхисатва прыгнул с его спины на фиговое дерево. «Мой дорогой глупый крокодил! – сказал он. – Ты думал, что видишь на ветвях дерева висящие обезьяньи сердца, но ты не умён, и я оставил тебя в дураках. Зато тебе остаётся большой выбор фруктов. Твоё тело велико, но твой ум мал». И в назидание сказал Бодхисатва следующие слова:
«Довольно! Это дерево для меня лучше, чем все манго, яблоки и плоды хлебного дерева на той стороне! Крокодил, ты большой, но глупый! Я обманул тебя – плыви же, ищи своё счастье в другом месте!»
Крокодил, несчастный, будто он потерял тысячу золотых монет, повернулся и, полный отчаяния, поплыл в своё жилище.
перевод с нидерландского –
Сергей Василевский.


Рецензии