Было или не было?

(Was het zo of niet?)

Однажды вечером мы все сидели возле огня очага, и Лапландец рассказывал историю, а я в середине рассказа должен был сказать, было это или нет, правда или ложь. Он сказал, что то, что он сейчас рассказывает, произошло с ним лично, значит – правда. Если вам нечего делать, читайте его рассказ и решайте сами, правда это или нет.
Одна история никогда бы не случилась, если бы однажды в северных землях долго не наступала весна. Всё время валил снег. Лапландец думал, что в небе появилось что-то плохое, и будет здорово, если он пойдёт на небо и сам всё увидит. Но как попасть на небо? Оно ведь вон как высоко!
Лапландец, не будь дурак, придумал вот что. Он взял топор и рубанок и отправился в лес. Он срубил необычайно большую сосну и построгал ствол на щепки. Получилась гора щепок, которая поднималась выше леса. Лапландец положил сверху мокрый камышовый коврик и уселся на него. А затем поджёг щепки. Огонь быстро разгорелся, и густой дым начал подниматься вверх. А вместе с этим дымом начал подниматься и Лапландец.
Поднявшись над землёй, он оказался на уровне облаков. Ухватившись за край облака, Лапландец взобрался на него. С любопытством он огляделся по сторонам, но смотреть было особо не на что. Всё было пустым и белым и одинаковым, ни единой чёрной точки, и куда не кинь взгляд – вокруг только облака, белые и пушистые, как снег.
Вдруг Лапландец заметил вдали облако, которое было выше остальных и формой походило на иглу. «Ага! – довольно подумал Лапландец. – Оказывается, на небе всё-таки кто-то живёт!» И поспешил к облачному дому. Он вошёл внутрь и что же он там увидел? В иглу был сам Гром, лежащий со связанными руками и ногами!
«Хорошо, что ты пришёл, человек! – сказал Гром. – Развяжи-ка меня быстрее!»
«Если я тебя развяжу, ты начнёшь греметь! – ответил Лапландец. – А я очень боюсь грозы. Мне кажется, что будет лучше всего, если тот, кто тебя связал, и будет тебя развязывать».
«Не делай глупостей! – сердито сказал Гром. – Меня связал Мороз. С чего бы он стал меня развязывать? Пока я не прогремлю, Мороз будет царить на земле и в тундре не начнётся весна».
«Неужели? – подумал Лапландец. – Конечно, тогда его нужно развязать».
И он развязал Грому руки. Гром тут же начал размахивать руками и так загремело, что Лапландец подпрыгнул на месте. Но всё было ещё не так плохо, потому что облака пока что оставались на месте. Лапландец упал, но не ушибся.
«Эй, иди сюда! – закричал Гром. – Ты должен развязать мне ноги!»
Что тут поделаешь? Лапландец всё это начал, ему и приходилось продолжать. С перекошенным от ужаса лицом он развязал Грому ноги.
О, о какая тут началась буря! Гром сильно топал ногами, и громовые удары сотрясали всё небо. А руками он метал молнии прямо в землю.
Лапландец не знал, куда ему спрятаться. Он трясся и дрожал от страха и только одно знал наверняка – что отсюда нужно драпать как можно быстрее.
Но земля была слишком низко для того, чтобы прыгать. Тут одна молния блеснула прямо возле его лица. Лапландец вцепился в молнию и вскочил на ноги. В мгновение ока он приземлился посередине болота и моментально провалился по самые плечи. Он попытался выбраться, но безрезультатно. Он погружался всё глубже и глубже.
А вокруг него была весна. Распускались почки, и птицы строили свои гнёзда. Пара лебедей летела над болотом. Самка заметила, что что-то торчит из болота – то ли пенёк, то ли холмик, то ли ещё что-то. В любом случае это казалось хорошим местом для гнезда. И самка свила своё гнездо прямо на голове у Лапландца, который стоически вытерпел это всё. Когда ты настолько глубоко увяз в болоте, возможно, не так уж и плохо иметь хоть что-то хорошее на голове. По крайней мере, ты защищён от солнечного удара. И во время дождя как минимум сверху останешься сухим.
Самка лебедя снесла три яйца и устроилась их высиживать. Но в какой-то момент она была вынуждена улететь, и оставила своё гнездо без присмотра. Волк, давно уже карауливший гнездо, почуял верный шанс и подкрался к гнезду. Ему бы дождаться, пока вылупятся птенцы, но уж очень есть хотелось. Он начал разрывать гнездо в поисках яиц. Его острые когти царапали голову Лапландца. Лапландцу приходилось напрягать все свои силы, чтобы не заорать от боли, но он смог сдержаться.
Наконец волк повернулся и собрался уходить. Лапландец дожидался как раз этого момента, он взял зубами волчий хвост и вцепился в него изо всех сил. Волк взвыл от ужаса. Он сделал чудовищный прыжок вперёд, вытащив при этом Лапландца из болота. Ещё три диких прыжка – и Лапландец оказался на суше, после чего отпустил волчий хвост. Волк не стал выяснять, кто его покусал, а сразу умчался в лес. И Лапландец, наконец, отправился домой.
Много раз, сидя возле очага, Лапландец рассказывал эту историю. Одни ему верили, другие – нет. Одни говорили, что это чистая правда, а другие – что это чистой воды выдумка. Но Лапландец твёрдо стоял на своём: «Это – чистейшая правда. Разве такое можно выдумать?»

перевод с нидерландского –
Сергей Василевский.


Рецензии