Крюйс. Приложения к книге

Главы 1- 21 из книги В.Таирова «Крюйс» можно прочитать на страничке автора в:
http://www.proza.ru/author.html?tyuiop3

Приложение № 1 к книге «Крюйс»

КОРАБЛИ, КОТОРЫМИ КОМАНДОВАЛ К. КРЮЙС

Ниже в таблице приведён перечень кораблей российского флота,
которыми командовал К.И.Крюйс
       

Наименование
Дата закл./спуска
LхBхH
Кол-во орудий
Экипаж Э
Командиры
Краткие сведения о судьбе
Строитель
 
1. «Благое начало»,
 заложен и спущен в 1699 году,
 35мх7,4мХ(?),
36/32 орудия,
Э - 115 человек,
Командиры:1699г. –К.И.Крюйс, 1702 -П.Лебен
5.1699 перешёл с р.Хопёр в г.Азов. Участвовал в Керченском походе 1699 г. в составе
эскадры кораблей Головина, был в Таганроге.
Строитель: Ю.Борвут
С 1704 г. – ремонт в Таганроге, разобран в 1710 году.

2. Фрегат «Флигель-де Фам" ("Дефам" - летящая слава"),
 заложен - 18.10.1703 г./24.09.1704г.,
26м Х 6,2м Х 2,7м,
28/24 орудия,
Э - 120 человек,
Командиры:1704г.-Я.Валронт, 1705г. - К.И.Крюйс, 1707г. - Я.Блорий, 1707-1709г. - Б.Эдвард,
В 1704 фрегат перешёл в СПб,1705-1709 гг - ежегодно с мая по октябрь выходил в составе эскадры к Кроншлоту, 5-10.06.1705г. участвовал в отражении нападения на о.Котлин, был флагманом БФ.
Строитель - Ф.С.Салтыков.
1710 – фрегат переделан в брандер

3. Фрегат «Олифант» -
 заложен 02.10.1704 года/ спущен 05.06.1705 года
33,5м Х 8,6м Х 3,2м,
32/36 орудий,
Э - 200 человек
Командиры: 1705г. - К.Слейс, 1707г. - А. Рейс, 1706 и 1708 годы - К.И. Крюйс, 1709г. - Т.Тран, 1710 - Я. Блорий.
В 1705 году фрегат перешёл с Олонецкой верфи в СПб, 1706 - 1710 гг - ежегодный в составе эскадры к Кроншлоту. 01-14.05.1710г. - в составе эскадры Петра 1 - транспортировка войск до Берёзовых островов.
Строители - П.Михайлов и В.Геренс (Олонецкая верфь)

4. «Думкрат»
заложен 09.07.1706г./ спущен 08.06.1707г.,
33,6м ХЪ 10м Х 4м,
32/36 орудий,
Э - 200 человек
Командиры:1707г. Б.Эдвард, 1709 - К.И. Крюйс (имел флаг), 1709-1710 гг. - Вилимовский.
В 1708-1711гг. - ежегодные выходы в составе эскадры к Кроншлоту. 06.05.1710г. - спас транспорты во льдах.
Разобран в 1713 году.

5.«Меркурий»(«Меркуриус»)
Заложен и спущен в 1699г.
35,4м Х 7,4м Х ? м,
22/28 орудий,
Э - 135 человек.
Командиры: – Я.Валронт, 1710 – Я.Муртант, 1711г. – С.Шхон, 1711г. - К.И. Крюйс, 1714г. - Я.Кроненбург, 1718г. - Н.А. Синявин.
В мае 1699 года перешёл из Воронежа в Азов, участвовал в Керченском походе 1699 года,23.11.1699 г.сел на мель и затонул. В мае 1700 г. был поднят и отремонтирован.
Разобран в 1716.
       
6.«Рига» 1712г.
Заложен в августе 1708 года, спущен в 1710 году,
35,7м Х 12,3м Х ?м,
50 орудий,
Э - 330 человек.
Командиры: –1712г. - И.Дегрейтер, 1713г. – Г.Вессель, 05-11.7.1713 – К.И.Крюйс, 1714-1715 – Я. Кроненбург, 1718 - Н.А.Синявин.
В 1710 перешёл к Котлину с Новоладожской верфи.В 1710-1712 годах ежегодно выходил в составе эскадры к Кроншлоту, 10-11.7.1713 сел на мель, но сумел сняться. В1714-1718 годах крейсеровал в Финском заливе.
Разобран в 1721 г.
Строитель - Р. Броун(Новоладожская верфь)

7. «Фридрихштадт» 1721г.,
заложен 22.1.1716/спущен 1.5.1716 г.
49,7м Х 14,7м Х 6,1м,
90/96 орудий,
Э - 800 человек.
Командиры:1721, 1723г.– 1724 – И.Брант, 1728г. - Ф. Вильбоа. В 1723 – К.Крюйс держал флаг.
28.05.1721 года приходил в Ревель из Кроншлота.В июне 1721 года сопровождал «Ингерманланд» под флагом Петра 1. В 7.1721 маневрировал у Красной Горки. В 1723-1724 г. находился в плаваниях по Финскому заливу. Разобран в 1736 году в Кронштадте.
Строитель Р.Броун

8. «Гангут» 1719г.
Заложен - 9.8.1715 /спущен 28.4.1719г.
50м Х 14,4м Х 5,8 м.,
90 /92 орудия.
Э - 800 человек,
Командиры: 1719г. - М Фалкенберг, 1721г. - А. Розенгоф,1723, 1728- А.Гохстрат.С 1723 г. К.Крюйс держал флаг.
В июне-июле 1719 года в составе эскадры крейсеровал у п-ова Гангут, прикрывая переход гребного флота к берегам Швеции.
Разобран в 1736 году.
Строитель - Р. Козенц
 

Приложение № 2 к книге "Крюйс"

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ

       А

АБОРДАЖ – тактический приём (способ ведения) морского боя времён гребного и парусного флота, включающий в себя сцепку судов для рукопашного боя.

АБШИД – увольнение от должности (был в ходу в петровские времена).

АВАНГАРД – соединение кораблей, выдвинутых в сторону противника.

АДМИРАЛ – голл. «амираль» - от арабского «амир аль бахр» -владыка на море, звание в военно-морских флотах.

АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ – высший орган руководства военной и административно-хозяйственной деятельностью военного флота России ( или некоторых других стран).

АДМИРАЛТЕЙСТВО – предприятие для постройки, ремонта и снаряжения судов (имели в своём составе верфь, мастерские, магазин, склады).

АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ – флаг русского военного флота, учреждённый Петром 1: на белом поле синий крест, расположенный по диагонали.

АНКЕР – якорь.

АНФИЛАДА – построение кораблей на одной линии в направлении на выбранный предмет.

АРЬЕРГАРД – в эпоху парусного флота - концевая часть боевого строя эскадры или соединения кораблей.

АХТЕРШТЕВЕНЬ – кормовой элемент набора корпуса судна – брус, идущий вертикально или наклонно от киля.

       Б

БАК – надстройка в носовой части палубы.

БАКШТАГИ – снасти стоячего такелажа
 
БАЛЛ – число, обозначающее силу ветра или волнения.

БАЛЛАСТ – жидкий или твёрдый груз (вода, чугунные грузы, камень, песок), принимаемый на суда для придания ему надлежащих мореходных качеств.

БАЛЛЕР – вал, жёстко соединённый в нижней части с пером руля, а в верхней – с румпелем и служащий для поворота пера руля.

БАЛЛОТИРОВКА – избрание офицеров на должности решением большинства голосов.

БАРК – трёхмачтовое парусное судно, имеющее полное прямое вооружение на фок- и грот-мачте и косое – на бизань мачте (или на последней мачте).

БАС – старинное артиллерийское орудие для стрельбы картечью.

БАТАЛЕРКА – помещение, где на парусных судах хранились припасы.

БАТАЛИЯ МОРСКАЯ – морское сражение, бой.

БЕЙДЕВИНД – курс парусного судна, при котором его диаметральная плоскость составляет угол менее 90 градусов с встречно-боковым (с носа) направлением ветра.
 
БИЗАНЬ – МАЧТА – третья мачта, считая с носа.

БИМС – поперечная связь набора судна.

БЛИНДИРОВАНИЕ – покрытие бортов сплетённым тросом или якорными цепями в целях защиты подводной части кораблей от артиллерийских снарядов.

БОМБИЧЕСКИЕ ПУШКИ – крупнокалиберные, гладкоствольные орудия парусного флота, заряжающиеся с дула, стрелявшие разрывными снарядами – бомбами.

БОРТ – боковая стенка корпуса судна.

БОЦМАН – лицо младшего командного корабельного состава, в обязанности которого входит контроль за содержанием корабля в чистоте, наблюдение за общекомандными работами и обучение морскому делу.

БРАНДВАХТА – корабельная служба на рейде в гавани или в устье реки для наблюдения за входящими и выходящими судами и их регистрации

БРАНДЕР – судно, предназначенное для взрыва или поджога неприятельских кораблей, начиняемое взрывчатыми или горючими веществами и запускаемое по ветру или течению.

БРИГ – двухмачтовое судно с прямым вооружением (парусами).

БРИГАНТИНА – бриг малого или среднего размера.

БУШПРИТ – горизонтальный или наклонный брус, выдающийся с носа корабля – служит для укрепления фок-мачты и отнесения центра парусности от центра тяжести корабля.

       В

ВАНТЫ – снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты.

ВАХТА СОБАЧЬЯ («СОБАКА») – корабельная вахта с полуночи до четырёх часов ночи.

ВЕРП – вспомогательный якорь.

ВЕРФЬ – предприятие для постройки и ремонта судов.

ВЫМПЕЛ – длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый (независимо от времени суток) на грот мачте военного корабля , находящегося в кампании, если на нём нет брейд-вымпела (вымпела или флага должностного лица).

ГАК – железный или стальной крюк.

ГАКАБОРТ – верхняя закруглённая часть кормы.

ГАЛЕАС – боевой двух- или трёхмачтовый корабль 16-17 веков.

ГАЛЕРА – тип военного гребного судна, могли ходить и под парусами, имея две-три мачты.

ГАЛЕРНЫЙ ФЛОТ – в России – военный флот из гребных судов галерного типа – существовал до конца 18 века и использовался в основном для действий в шхерных районах.

ГАЛС – курс (положение) судна относительно ветра.

ГАЛФИНД – курс парусного судна при котором его диаметральная плоскость составляет с направлением ветра угол в 90 градусов.

ГАУБИЦА – орудие, предназначенное для навесной стрельбы.

ГАФЕЛЬ – рангоутное дерево, висящее на мачте под углом.

ГИТОВЫ – снасти бегущего такелажа.

ГЛУБИНА ИНТРЮМА – расстояние от верхней кромки киля до верхней кромки бимса гондека (опер-дека).

ГРОТ – прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (на грот-мачте), или дополнительное наименование реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

ГЮЙС – флаг, поднимаемый на носу военных кораблей 1 и 2 рангов при постановке на якорь.

       Д

ДЕК – верхняя открытая палуба (квар-дек), а также пространство между палубами – квар-дек делится на бак, шкафут, шканцы и ют, ниже – опер-дек, ещё ниже – мидель-дек, затем – кубрик.

ДЕРЕВО – мачта на судне.

ДОК – сооружение для осмотра и ремонта подводной части кораблей.

ДРЕЙФ – снос судна с линии курса ветром или течением.

       Е

ЕНДОВА – медная луженая посуда, в которой носили вино для раздачи матросам.

       Ж

ЖУРНАЛ ШКАНЕЧНЫЙ – вахтенный журнал.

       З

ЗАДНИЕ ПАРУСА – паруса грот- и бизань-мачт (передние паруса – на фок-мачте, бушприте, углегаре и бом-углегаре).

ЗАДРАЙКА – приспособление для плотного закрытия или закрепления иллюминаторов, люков, горловин.

ЗЫБЬ – волнение без ветра.

       И

ИЛЛЮМИНАТОР – круглое окно на корабле.

ИОЛ – небольшое двухмачтовое парусное судно.

ИНТРЮМ (ТРЮМ) – внутреннее помещение между нижней палубой и днищем.

       К

КАБЕЛЬТОВ – мера длины, служащая для измерения в море небольших расстояний: 1 кабельтов равен 87 сажен, или - 608 футов, или – 185,2 метра, или – 0,1 морской мили.

КАМБУЗ помещение, куда устанавливалась чугунная плита для приготовления пищи (плита также называлась «камбуз»).

КАМПАНИЯ МОРСКАЯ – период плавания и деятельности флота - в мирное время, период операций флота на театре действий – в военное время.

КАПЕР – морской разбойник – частное лицо, получившее разрешение от правительства на захват неприятельских торговых судов (каперство запрещено Парижским конгрессом в 1856 году).

КАРТУШКА – главная составная часть магнитного компаса.

КЕЙЗЕР-ФЛАГ – при Петре 1 так называли гюйс, когда он в особых случаях поднимался на мачте в качестве флага командующего флотом.

КИЛЬ – основная продольная днищевая балка в наборе судна.

КИЛЬВАТЕРНАЯ СТРУЯ, КИЛЬВАТЕР – струя, пенный след, остающийся за кормой идущего корабля.

КИНГСТОН – клапан в подводной части, служащий для приёма (откачки) забортной воды внутрь корабля.

КЛИВЕР – косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.

КЛИПЕР – быстроходное морское судно с 3-4 мачтами и повышенной парусностью.

КЛОТИК (КЛОТ) – кружок со шкивами для фалов.

КЛЮЗ – сквозное отверстие для проводки тросов и якорных цепей.

КНЕХТ – литая чугунная или стальная тумба, укреплённая в палубе и служащая для закрепления швартовых или буксирных концов.

КНИЦА – угольник для соединения деталей набора корпуса корабля.

КОК – повар на судне.

КОМАНДА – 1.экипаж корабля, исключая высший командный состав, 2. 2.- приказание.

КОМЕНДОР (КАНОНИР) – специалист, обслуживающий артиллерийское орудие.

КОНЕЦ – снасть небольшой длины.

КОРВЕТ – трёхмачтовое военное судно.

КОРДЕБАТАЛИЯ (ЦЕНТР) – средняя часть флота или эскадры, построенных в походный или боевой порядок.

КОРМА – задняя оконечность судна.

КОСА – узкая и длинная полоса суши, соединённая с берегом.

КРИГСРЕХТ – военный суд.

КРЮЙСОВ – планка для закрепления снастей.

КРЮЙТ-КАМЕРА – помещение для хранения взрывчатых веществ на корабле.

       Л

ЛАВИРОВАТЬ – двигаться против ветра переменными курсами.

ЛАГ – мореходный инструмент, предназначенный для определения скорости судна.

ЛАСТ – мера вместимости судна, равная 2-м регистровым тоннам или 5,66 кубических метров.

ЛЕЕР - туго натянутый трос (верёвка) с закреплёнными концами, используемый в качестве ограждения, постановки парусов и т.п.

ЛИНЁК – короткая верёвка с узлом на конце, которым наказывали матросов.

ЛИНЬ – тонкий трос, не толще 1 дюйма.

ЛИСЕЛИ – дополнительные паруса, устанавливаемые в помощь прямым парусам только на фок- и грот-мачтах при попутном ветре.

ЛОВЕРДЕК – нижняя палуба.

ЛОЦИЯ – часть науки кораблевождения, занимающаяся подробным изучением морей и океанов.

ЛОЦМАН – лицо, хорошо знакомое со всеми условиями прохода к данному порту или плавания на определённом участке пути.

       М

МАРС – площадка в верхней части мачты, служащая для разноса вант, работ по управлению парусами и наблюдений.

МАРСЕЛЬ – второй снизу парус на мачте.

МАЧТА (МАШТА) – вертикальное дерево на судне, возвышающееся над верхней палубой, передняя – фок-мачта, вторая от носа –грот-мачта, самая задняя – бизань-мачта (на четырёхмачтовых судах вторая и третья соответственно назывались – передняя и задняя грот-мачты или имели номера).

МИЧМАН – первый офицерский чин в старом русском флоте.

МОРТИРА – артиллерийское орудие с коротким стволом для навесной стрельбы.

МЭНДЕК – главная палуба.

       Н

НАБОР СУДНА – каркас, остов судна, состоящий из продольных и поперечных связей – киля, штевней, шпангоутов, бимсов и пр.

НАЙТОВ – перевязка тросом нескольких рангоутных деревьев или соединение двух тросов одним тонким.

       О

ОБРЕЗ – таз, наполненный водой.

ОБРОПИТЬ – опустить парус.

ОВЕРШТАГ – поворот идущего против ветра корабля, пересекающего линию ветра носом (если кормой – такой поворот называется – через фордевинд)

       П

ПАЛЕВИЦА – брандер.

ПАЛУНДРА – окрик, предупреждающий стоящих на палубе людей о летящем или сбрасываемом сверху предмете.

ПАРАДНЫЙ ТРАП – забортный трап с правого борта военного корабля.

ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ – совокупность парусов, рангоута и такелажа, а также средств управления ими.


ПЕЛЕНГ – направление на какой-либо предмет от наблюдателя.

ПЕРЕБОРКА – вертикальная перегородка, разделяющая внутрикорабельные помещения или надстройки.

ПЛАСТЫРЬ – приспособление для временной заделки небольших пробоин.

ПОМПА (ПУМП) – корабельный насос.

ПОРТ – отверстие в борту корабля для стрельбы из орудий и для погрузки боеприпасов, продовольствия и других грузов.

ПРАМ – плоскодонное парусное судно, вооружённое пушками и предназначенное для боевых действий на мелководье.

ПРИЗ МОРСКОЙ – неприятельская собственность или военная контрабанда, захваченные в морской войне.

ПРИЗОВОЕ СУДНО – судно, захваченное в море.

       Р

РАНГОУТ – приспособления, предназначенные для постановки и растягивания парусов: мачты, реи, стеньги, гафели, гики, бушприты, утлегари, лисель-спирты, выстрела.

РЕЙ, РЕЯ – рангоутное дерево, подвешенное за середину к мачте или стеньге, служащее для привязывания к нему прямых парусов.

РЕЙД – водное пространство у берегов, представляющее собой удобную якорную стоянку.

РИФ – поперечный ряд сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить площадь паруса.

РОСТРЫ – решётчатый настил на шкафуте.

РУБКА – закрытое помещение на верхней или вышележащей палубе.

РУМБ – мера угла окружности горизонта, разделённого на 32 частицы (румба).
       
РУНДУК – ящик или ларь для хранения личных вещей.

       С

СЕКСТАН – морской угломерный инструмент.

СКАМПАВЕЯ – малая галера, гребное военное судно русского галерного флота петровского времени.

СЛИП – устройство для спуска и подъёма малых судов при их ремонте.

СНАСТЬ – любые концы, служащие для постановки и уборки парусов и управления ими.

СТАКСЕЛИ – косые паруса треугольной формы.

СТЕНЬГА – верхнее продолжение мачты.

       Т

ТАКЕЛАЖ – общее название всех снастей на судне.

ТАКЕЛАЖ БЕГУЧИЙ – снасти, которые служат для уборки и постановки парусов, для подъёма и спуска частей рангоута.

ТАКЕЛАЖ СТОЯЧИЙ – такелаж, служащий для поддержки и укрепления рангоута.

ТАРАН – выдающаяся вперёд часть форштевня или способ нанесения неприятельскому кораблю таранного удара.

ТВИНДЕК (КУБРИК) – межпалубное пространство.

ТОП – верхняя оконечность вертикального рангоутного дерева (мачты, стеньги).

ТРАП – лестница на корабле (внутренняя или забортная).

ТРЮМ – грузовое внутреннее помещение, расположенное под самой нижней палубой.

       У

УЗЕЛ – единица измерения скорости, равная одной миле в час (или 1,852 километра в час).

УТЛЕГАРЬ – продолжение бушприта

       Ф

ФАЛ – снасть, служащая для подъёма некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов, кормового флага и др.

ФАЛЬШБОРТ – лёгкая обшивка борта открытых палуб.

ФЛЕЙТ – парусное трёхмачтовое судно 17 – 18 веков, имело артиллерийское вооружение (4 - 6 пушек).

ФОК-МАЧТА – передняя мачта на судне.

ФОРШТЕВЕНЬ – носовой элемент набора корпуса.

ФРЕГАТ – второй по величине после линейного трёхмачтовый корабль.

       Ш
ШЕБЕКА – трёхмачтовое посыльное судно (имело до 30 пушек).

ШКАНЦЫ – часть верхней палубы корабля от грот- до бизань-мачты.

ШКАФУТ – в парусном флоте – широкие доски, соединявшие борта в носовой части корабля.

ШКВАЛ – внезапный короткий порыв ветра.

ШКЕНТЕЛЬ – короткий конец троса, имеющий коуш (металлическое кольцо или эллипс) или блок.

ШКОТ – снасть, которой растягиваются нижние углы парусов.

ШНЯВА – лёгкий парусный корабль.

ШПАНГОУТ – поперечный элемент набора корпуса судна.


       247
ШПИГАТ – отверстие в фальшборте или палубной настилке для удаления с палуб воды.

ШПИЛЬ – особый ворот для выбирания якорных цепей и других работ.

ШПРИНГ – приспособление, позволяющее кораблю оставаться повёрнутым бортом к желаемому направлению независимо от перемены ветра или течения.

ШТАГИ – снасти стоячего такелажа, поддерживающие мачты, стеньги и др. в диаметральной плоскости.

ШТЕВНИ – особо прочные части корпуса, укреплённые оконечности (форштевень, ахтерштевень).

ШТИЛЬ – затишье, безветрие.

ШХЕРЫ – скалистые острова, окаймляющие берег фиордного типа.

ШХИМАН – унтер-офицерское звание в петровском флоте.

       Э

ЭЛЛИНГ – сооружение, внутри которого производится постройка судна.

ЭСКАДРА – соединение военных судов различного класса.

       Ю

ЮТ – надстройка в корме


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 К КНИГЕ «КРЮЙС».

ХРОНОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ИЗ ЖИЗНИ
 КОРНЕЛИУСА КРЮЙСА, ЦАРЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
 И ПЕРВЫХ РОССИЙСКИХ АДМИРАЛОВ
(с 1655 по 1728 год)


КРЮЙС (С 1655 ГОДА ПО 1696 ГОД)
       
1655 г.
14 июня родился Нильс Ульсен (Корнелиус Крюйс)
в Ствангере (Норвегия).

1669 г.
Нильс Ульсен покидает Ставенгер – уезжает в Нидерланды,
Служит на голландских судах, на судах различных кампаний.

1680 г. Нильс Ульсен – Корнелиус Крюйс становится капитаном
 торгового судна «Африка». Каперство.

1680-1682 г.г. – женитьба Корнелиуса Крюйса на Катарине Фоогт
– дочери голландского капитана (у них было 5 детей, четыре мальчика
и девочка, два мальчика умерли)
Работа Крюйса на девятерых судовладельцев. Перевозка пива в Гамбург
Плавания в Европе, Азии, Латинской Америке(челночные рейсы).
Походы в Португалию и Испанию, Кадис, на Кубу, в Венецию.
Водил корабли с грузами для голландской колонии Кюрасао.
Работа в Ост-Индской компании. Перевозка сыра из Нидерландов.

1688 г. у К.Крюйса рождается сын Ян

1690 г. у К.Крюйса рождается сын Рудольф

1692 г. у К.Крюйса рождается дочь – Жаннетье (Юханна)
На обратном пути с Кубы Крюйс взял в плен французское судно

1692 г. – французский плен (ок. полгода).Мать Крюйса Апелуне
помогает сыну оформить документы о его подданств датскому королю
 (26 января 1692 года)

1696 – 1698 г.г. – служба К.Крюйса обер-экипажмейстером в
 Нидерландском Адмиралтействе.


ПЁТР 1 ( С 1672 ГОДА ПО 1695 ГОД)

1672 г.
30 мая родился Пётр 1 Алексеевич

1676 г.
Смерть царя Алексея Михайловича

1676 г. 30 января – 1682 г. 27 апреля – царствование царя Фёдора Алексеевича

1682 г. 27 апреля провозглашение царём 9-летнего Петра
Стрелецкий бунт. Правление Софьи (Ивана5 и Петра1)

1683 Потешные войны Петра 1.

1688 г. потешные плавания по реке Яузе и Просяному пруду

1689 г. 11 сентября – низложение правительства Софьи
Свадьба Петра 1 с Евдокией (Авдотьей) Фёдоровной Лопухиной.
Потешное плавание по Переяславскому озеру, основание верфи.

1690 г.8 февраля рождение сына Петра – Алексея (от Евдокии Лопухиной)

Потешный поход на флотилии по реке Москве до Угрешского монастыря.

691 г. постройка в Переяславле военного корабля

1693 г. родилась дочь Ивана-5 Анна (будущая царица Анна Иоанновна)

1693 Пётр назначает графа Ф.М.Апраксина губернатором Архангельска.

1693 г. Первый поход Петра 1 на Белом море. В Архангельске Пётр 1
спустил корабль «Апостол Павел», на яхте «Св.Пётр» плавал на
 Соловецкий монастырь.
Совершил плавание на купленном в Голландии корабле
«Святое пророчество» по Белому морю.

1695 г. На верфи в с.Преображенском готовил детали для 22-х галер
и 4 брандеров, суда эти были собраны в Воронеже.


1696 г.

ПЁТР 1
Пётр 1 по прибытии в Воронеж принимал участие в постройке двух галеасов,
В звании капитана и командора галеры «ПРИНЦИПИУМ» совершил плавание
 от Воронежа до устья Дона (с флотилией под начальством адмирала Лефорта.
Принимал участие в осаде и взятии крепости Азова, выходил на гребных
судах в море, избрал место для гавани и порта Таганрога.
       
4 ноября состоялось постановление царской думы «МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ».

29 января умер брат Петра 1 – Иван 5, Пётр становится самодержавным правителем.

КРЮЙС:
Служба обер-экипажмейстером в амстердамском Адмиралтействе.

Ф.АПРАКСИН
Участвовал во 2 азовском походе.

1697 г.

ПЁТР 1:
В качестве волонтёра при посольстве отправляется в Голландию
для изучения кораблестроения и морского дела.
Работает в Саардаме на частной верфи.
Работает в Амстердаме на верфи Остиндской компании
участвовал в постройке корабля – от закладки до окончания.
 Получил от мастера Класса Поля аттестат «в знании корабельной архитектуры»
Получает вежливый отказ от голландского известного адмирала
Гилля Шхея от поступления на службу в России и предложение
Шхея заменить его на Корнелиуса Крюйса.


КРЮЙС:
21 декабря 1697 года завязалось тесное знакомство Петра 1 и
 Крюйса (норвежец получил от царя две дорогие собольи шкуры)

АЛЕКСАНДР .МЕНЬШИКОВ
Отправился спосольством в Голландию во втором десятке волонтёров
 для обучению морскому делу (определён на Остиндскую верфь)

ИВАН АКИМОВИЧ СИНЯВИН:
Из солдат Преображенского полка послан для науки за море в
третьей десятке волонтёров. В Амстердаме по собственному
желанию поступил на голландский флот.

1698 г.

ПЁТР 1:
Для изучения теории кораблестроения отправляется в Англию
 в Дентфорд.
Плавал на английском флоте до острова Уайта, присутствовал
на манёврах. Принял звание корабельного мастера с жалованием
366 рублей в год.
19 ноября заложил в Воронеже 58-ми пушечный корабль.

КРЮЙС:
По рекомендациям голландского адмирала Гилля Шхея, Николаса
 Витсена (бургомистра Амстердама) и князя Ф.Головина принят
на русскую службу в Голландии из капитанов, пожалован чином
 вице-адмирала (9 апреля 1698 года К. Крюйс подписал контракт
 о поступлении на царскую службу). Принимал участие в найме
для российского флота иностранцев.
Составил первые правила морской службы
Июнь – на корабле отправился в Архангельск
Отправлен в Воронеж, где занимался устройством
там адмиралтейства и флота.

И. А.СИНЯВИН:
По возвращению в Россию произведён в боцманы.

НАУМ АКИМОВИЧ СИНЯВИН:
Поступил на службу в матросы.

1699 г.

ПЁТР 1:
В чине капитана командовал кораблём «ОТВОРЁННЫЕ ВОРОТА»
(в эскадре адмирала графа Головина) и плавал на нём из Таганрога
в Керчь (для сопровождения корабля «КРЕПОСТЬ», на котором
отправлялся в Константинополь посол России Украинцов.

КРЮЙС:
Участвовал в Керченском походе, командуя кораблём «БЛАГОЕ
 НАЧАЛО».
Участвовал в переговорах делегации Ф.М.Апраксина с турками,
уговаривая турок разрешить проход русского военного корабля
«КРЕПОСТЬ» морем до Константинополя и добился уступок.
Во время плавания по Дону производил «опись реки» и составил
её атлас, описание плавания по Дону от устья реки Воронеж,
и от Таганрога до Керчи и обратно. Был назначен (Петром 1-м)
бургомистром Таганрога.
Руководил ремонтом 58 военных судов.
Занимался картографированием Азовского моря.
Стал ближайшим советником Фёдору Алексеевичу Головину,
который сменил Лефорта как главы военно-морского ведомства.

Ф.АПРАКСИН
Принимал участие в керченском походе.

А.МЕНЬШИКОВ
Получил звание корабельного подмастерья.

ГРИГОРИЙ ПЕТРОВИЧ ЧЕРНЫШЁВ.
«Написан в ученье в солдаты»

Н.А.СИНЯВИН:
Находился вкерченском походе на корабле
«ОТВОРЁННЫЕ ВРАТА» под командой Петра
 Михайлова (Петра 1).

1700 г.

ПЁТР 1:
27 апреля спустил в Воронеже 58-ми пушечный корабль
«ПРЕДИСТИНАЦИЯ»

КРЮЙС:
Занимался устройством флота в Воронеже

ФЁДОР МАТВЕЕВИЧ.АПРАКСИН, граф
18 февраля пожалован званием адмиралтейца и с этого
времени до 1706 года заведовал адмиралтейским приказом,
 постройкою флота в Воронеже и управлением морской
части в Азовском крае.


1701 г.
ПЁТР 1:
Провёл три месяца в Воронеже, приводя в исправность
суда Азовского флота.
Руководил устройством воронежского адмиралтейства.

КРЮЙС:
Занимался устройством флота в Воронеже

ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ГОЛОВИН
Послан в Венецию для «обучения галерному строению».
Участвовал всражениях со шведами.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ
Находился в походах, учавствуя во взятии Кокенгаузена,
Динаминда, Шлиссельбурга и Канцев в 1701-1703 годах.


1702 г.
ПЁТР 1 :
Совершил третийполход на Белое море. На Вавчуге спустил
 два фрегата «СВ. ДУХА» и «КУРЬЕР».
Заложил фрегат «СВ. ИЛЬЯ»
С эскадройсудов архангельской флотилии, на яхте
«ТРАНСПОРТ-РОЯЛ» ходил в Соловецкий монастырь,
и к селению Нюхча.
Руководил постройкой дороги и перетаскиванием сухим путём
до Онежского озера двух яхт и нескольких гребных судов, прошёл
на них по Онежскому озеру и реке Свири до Сермаксы.

КРЮЙС:
Укреплял Архангельск, плавал с архангельскою эскадрою в
Белом море до Соловецкого монастыря и селения Нюхчи в
Онежском озере.
Осенью отправился на купеческом иностранном судне в Голландию.
Обеспечивает русский флот необходимым снаряжением для
заключительного удара по шведам у Финского залива.
Набирает командный военно-морской состав для русского
 флота. Советует Петру 1 взять шведскую крепость Нарву.

Ф.АПРАКСИН
Находился в плавании в Азовском море.

ИВАН ФЕДОСЕЕВИЧ БОЦИС, граф
Приглашён на службу в России из Венеции.

Н.А.СИНЯВИН:
Был в походе под Шлиссельбургом.

1703 г.
ПЁТР 1:
Во главе отряда лодок с десантом гвардии взял на абордаж
стоявшие в устьях Невы два шведских судна («АСТРИЛЬД»
 И «ГЕДАН») – май.
1 мая капитуляция Ниеншанца.
Основние Санкт-Петербурга
Привёл из Олонецкой верфи в Петербург корабль
«ШТАНДАРТ» - сентябрь.
Отправился к Котлину, указал место для постройки
 крепости Кроншлота – октябрь.

КРЮЙС:
Находился в Голландии, занимался наймом иностранцев
 для русского флота,
занимался распределением посланных с ним русских по
портам, кораблям и школам.
Создавал город и крепостные сооружения на Котлине
(под руководством Петра). Крюйс занимался всем на острове.
Поставил на Котлине первый дом и лично наблюдал за тем,
чтобы крепость была надёжной для отражения атак шведов.
Помогал в этих делах Крюйсу его сын Ян.(Иван) Крюйс
убедил Д.Трезини руководить строительством зданий
Петербурга: Петропавловской крепости, Петропавловского
 собора и др.
Крюйс являлся одним из главных координаторов строительства
 Петербурга.
Крюйс отвечал за противопожарную безопасность и защиту
 построек от невских наводнений, осуществлял надзор за
строительством жилья для тысяч рбочих в городе.
Крюйс разработал проект собственного дворца
(деревянного дома, поставленного неподалёку от
Адмиралтейства и царского дворца).

А.МЕНЬШИКОВ
7 мая в чине поручика от бомбардиров начальствовал отрядом
 из 30 лодок при нападении на шведские гальот «ГЕДАН»
 и шняву «АСТРИЛЬД». Пожалован орденом
Св.А.Первозванного. Начал заведовать судостроением
 намолонецкой верфи.

БОЦИС
Пожалован чином шаутбенахта

Н.А. СИНЯВИН:
Был в походе под Канцами.

1704 г.

ПЁТР 1
31 мая участвовал в завладении выброшенными на отмель
около Нарвы двумя шведскими шкутами.
24 сентября спустил на воду на Олонецкой верфи
построенную им шняву «МУНКЕР».
С отрядом вновь построенных кораблей совершил трудное
 осеннее плавание по Ладожскому озеру.
5 ноября в Петербурге заложил Адмиралтейство и спустил
на воду 10 русских бригантин, построенных по составленному
им самим чертежу.

КРЮЙС:
Через Архангельск возвратился из Голландии в Петербург.
Крюйс привёз из Геттингена своего собственного священника
– пастора Вильгельма Толе, а также Витуса Беринга (будущего
руководителя двух Камчатских экспедиций) и Фридриха Остермана
 (подобранного Крюйсом в Амстердаме, в дальнейшем
поднявшегося до самого верха пирамиды российского общества),
скульпторов, живописцев и архитекторов.
Прилагает все усилия, чтобы сделать Архангельск торговым центром
( в интересах как России, так и Голландии, для которой путь
в Балтийское море был фактически закрыт вте годы)
Вступил в управление Балтийским флотом.
Установил порядок в распределении команд по судам,
в снабжении судов и адмиралтейства припасами,
продовольствием и обмундированием «морских служителей».

БОЦИС
Послан на Олонецкую верфь наблюдать за постройкой галер.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ:
27 июня пожалован майором и командиром тобольского полка.
Был при взятии Нарвы и Ивангорода.

СИВЕРС П.И., датчанин:
Принят в русскую службу в Амстердаме вице-адмиралом Крюйсом,
 с чином капитана, послан на олонецкую верфь.

1705 г.

ПЁТР 1:
С 22 февраля по 19 апреля находился в Воронежском крае
при обозрении работ по судостроению и устройству адмиралтейств.
4 июня на Олонецкой верфи спущен построенный по чертежу Петра 1
32-х пушечный фрегат «ОЛИФАНТ»

КРЮЙС:
Начальствовал обороною Котлина и флотом, расположенным
у Кроншлота, имея флаг на корабле «ДЕФАМ».
Весной завершил строительство новой артиллерийской батареи
и 1 июня поставил там пушки.
Отразил нападение сильнейшего шведского флота, имевшего
намерение разорить Петербург. Шведы атаковали 5 июня 1705года
 (шведами командовал К. Анкашерна). Крюйс применил
военную хитрость: поставил специально изготовленный
фальшивый корабельный такелаж между находившимися на плаву
русскими кораблями и закрепил на фрегатах обитые железом
деревянные балки, выстроил часть судов стеной перед
обращённой к суше стороной Котлина. Шведское наступление
 продолжалось полтора месяца. Не удалсяи шведский десант.
В августе Анкашерна уведомил шведского короля Карла 12 о
поражении от Крюйса. (Шведы потеряли 560 человек убитыми,
 114 ранеными, 35 –пленными. Потери русских составили
629 убитых и 50 раненых.

БОЦИС
С построенными наолонецкой верфи галерами перешёл к Неве,
участвовал в обороне Кроншлота, присоединяясь к корабельной эскадре.

СИВЕРС:
Командуя шнявою «ДЕФАЛК», принимал участие
 в обороне Котлина.
Осенью послан Крюйсом к Государю в Гродно
с донесением о состоянии флота.

Н.А.СИНЯВИН:
Состоял вкоманде нашняве «Мункер»

1706 г.

ПЁТР 1:
Произведён в капитан-командоры.

КРЮЙС:
Имея флаг на корабле «ОЛИФАНТ», стоял с флотом
у Кроншлота.

Ф.АПРАКСИН
После смерти адмирала Головина ему поручено пересмотреть
приказы Оружейный, Монетный и Ямской.

БОЦИС
Начальствовал галерной эскадрой, находилсяпри обороне
Котлина.

СИВЕРС:
Командовал одним из судов в эскадре вице-адмирала Крюйса,
 стоявшей у Котлина.

Н.А. СИНЯВИН:
Пожалован в боцманаты. На шняве «МУНКЕР»
участвовал в абордаже и захвате шведского бота «ЭСПЕРН»,
 был ранен.

1707 г.

ПЁТР 1:
30 ноября заложил в Петербурге 16-ти пушечную шняву.

КРЮЙС:
Имея флаг на корабле «ДЕФАМ», находился на флоте
 под начальством адмирала Апраксина и «выходил в
первое крейсерство» к Красной горке.

Ф.АПРАКСИН
22 февраля получил звание «адмирал» и стал президентом
 адмиралтейств.
В кампании 1707 года имел флаг на фрегате «ОЛИФАНТ».

БОЦИС:
С эскадрой галерного флота совершил первые наступательные
движения по Финскому заливу, вернулся к Котлину с добычею и пленными.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ:
Пожалован полковником.

СИВЕРС:
Командовал кораблём «КРОНШЛОТ» во флоте у Котлина
под начальством адмирала Апраксина.

Н.А.СИНЯВИН:
Произведён в боцманы.

1708 г.

Пётр 1:
Спустил в Петербурге построенную им 16-ти пушечную
 шняву «ЛИЗЕТ»
29 октября по указу адмирала графа Апраксина начал
получать жалованья: командорского – по 600 рублей,
корабельного мастерства – по 1200 рублей.

КРЮЙС:
Имея флаг на корабле «ОЛИФАНТ», находился с флотом
 у Кроншлота в полной готовности отразить нападение
«пришедшего на вид Котлина» шведского флота.
После форсирования Невы солдатами шведской армии
под командованием шведского генерала Георга Любеккера
для наступления на Петербург, Крюйс пошёл на хитрость,
 чтобы заставить противника убраться из окрестностей
Петербурга: Крюйс составляет фальшивое письмо
одному из своих подчинённых – бригадиру Фразеру
(стоявшему у Капорья) о якобы скором подкреплении
русских войск численностью 40000 солдат. Письмо
попало Любеккеру, генерал отступил к Финскому заливу,
       уничтожая лошадей, потеряв сотни убитых и пленных.
Находчивость и военная хитрость Крюйса косвенно помогла
Петру 1одержать победу под Полтавой .

Ф.АПРАКСИН
Начальствовал флотом, имея флаг на фрегате «ДУМКРАТ».
На него же возложено командование сухопутными войсками
 в Ингрии.
Разбил у Ракобора и в Капорском заливе шведские войска.
Возведён вграфское достоинство и стал получать жалованье
как генерал-адмирал (7000 рублей вгод).

А. МЕНЬШИКОВ
Пожалован в морские капитаны.

БОЦИС:
С эскадрой галерного флота разорил и сжёг город Борго,
плавал по Финскому заливу. Посланный вверх по Неве
для оказания противодействию переправе шведских войск,
не был вовремя на месте переправы, был под следствием,
виновным не признан.

СИВЕРС:
Командовал кораблём «КРОНШЛОТ».

1709 г.

Пётр 1:
С 14 февраля по 27 мая находился «при судостроении» в
Воронеже, обозревал азовские порты и плавал на
бригантинах по Азовскому морю.
7 апреля в Воронеже спущены два построенные им корабля:
50-ти пушечный «ЛАСТКА» и 80-ти пушечный «СТАРЫЙ ОРЁЛ».
Одержал победу над шведами в Полтавском сражении.
13 июля за полтавскую битву пожалован чином
арир-адмирала или шаутбенахта.
5 декабря заложил первый в петербургском
адмиралтействе 54-х пушечный корабль «Полтава».

КРЮЙС:
Имея флаг на кораблях «ОЛИФАНТ» (сначала) и «ДУМКРАТ»,
«начальствовал флотом», стоявшим у Котлина.
31 октября Крюйс был «братом жениха» на процедуре
бракосочетания герцога Курляндского Фридриха Вильгельма
 с русской царевной Анной Иоанновной (Посаженным
отцом был царь, жених шёл между Петром и Крюйсом
во дворец Меньшикова, следом – невеста –
племянница Петра . будущая императрица.)
Крюйс основал «Петришуле» - школу, предназначенную
 для живущих в России иностранцев (основной язык –
был немецкий, постепенно эта школа стала одной из лучших
элитарных школ в России.

Ф. АПРАКСИН:
 В Воронеже принимал участие в преобразовании Азовского флота.
Вступил в управление азовским краем.

А.МЕНЬШИКОВ:
Числился корабельным мастером.

БОЦИС:
Начальствовал галерами у Кроншлота.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ
Участвовал в Полтавской битве, пожалован бригадиром.

Н.А. СИНЯВИН:
Сопровождал Петра 1 впоездке в Воронеж, Азов, Троицкое, Полтаву,
Пожалован в поручики.


1710 г.

Пётр 1:
1 января Триумфальное шествие в Москве по поводу победы
 над шведами.
Апрель – начальствуя отрядом судов корабельного флота,
имея контр-адмиральский флаг на шняве «МУНКЕР»,
 сопровождал к войскам, осаждавшим Выборг, галеры и
транспортные суда с провиантом (в условиях почти
сплощного льда).
Август, сентябрь. Имея свой флаг на новых кораблях
 «ВЫБОРГ» и «РИГА», находился в плавании до Красной
горки в эскадре адмирала графа Апраксина.

КРЮЙС:
Имея флаг на корабле «ОЛИФАНТ», «начальствовал флотом».
Сопровождал до Биорко посланный к Выборгу транспорт с
провиантом и осадной артиллерией. Производил промеры
фарватеров у Кроншлота.
Осенью по случаю войны с Турцией послан в Воронеж
для приготовления в кампании Азовского флота.

Ф.АПРАКСИН.
Начальствовал войсками войсками, осаждавшими Выборг.
По взятии крепости награждён орденом Св.Апостола Андрея
Первозванного и золотой шпагой.

БОЦИС:
Начальствуя галерным флотом сопровождал транспортные
суда к Выборгу, участвовал при взятии Выборга, остался там на зимовку.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ:
Послан с 4 полками от Котлина через море по льду к Выборгу,
по взятии которого назначен комендантом.

Н.А.СИНЯВИН:
Находился при Петре 1 на шняве «МУНКЕР»,
привёл из Новой Ладоги посмтроенный там корабль «ВЫБОРГ».

И.А.СИНЯВИН:
Командовал отрядом из 10 русских бригантин, сопровождал
 к Выборгу транспорт с провиантом.

1711 г.

ПЁТР 1:
Потерпел от турок катастрофическое поражение на Пруте,
переговорами сумел избежать турецкого плена.

КРЮЙС:
Имея флаг на корабле «МЕРКУРИУС», «начальствовал
эскадрою» Азовского флота, стоявшего в таганрогской гавани.
22июля турецкий флот показался в виду Таганрога. Крюйс
действовал со своей эскадрой боевых кораблей и
маневрированием остановил наступление турок.
После заключения мира с Турцией отправился в Петербург.
В Петербурге занимался улучшением деятельности
адмиралтейств в Петербурге и на Котлине, заведовал
устройством котлинской гавани и казарм.
В феврале на похоронах барона Фридриха Вильгельма
 фон Вилимовского (офицера военно-морского флота)
Крюйс нёс гроб вместе с Петром 1 и генерал-адмиралом
 Ф. М. Апраксиным.

Ф.АПРАКСИН
Начальствовал Азовским флотом. По заключении мира
 с турками на него было возложено упразднение азовских
портов и флота.

БОЦИС:
Производил постройку галер в Выборге

Н.А.СИНЯВИН:
Сопровождал Петра 1 в прутском походе, потом в
путешествии через Варшаву, Торн, Карсбад, элибинг,
Кенигсберг до Петербурга.

1712 г.

ПЁТР 1:
Апрель – имея флаг на корабле «САМСОН», ходил в
крейсерство до Красной горки и Берёзовых островов.

КРЮЙС:
Имея флаг на корабле «РИГА», командовал флотом,
 стоявшим у Кроншлота.
Посылал некоторые из судов своей эскадры преследовать
отделившиеся от шведского флота крейсера.
19 февраля 1712 года на свадьбе Петра 1 занимал почётное
«ОТЦОВО МЕСТО»
(Пётр 1 был облачён в контр-адмиральский мундир. Крюйс
 был шафером (дружкой) Петра, а жена Крюйса –
 подружкой Екатерины Алексеевны. Царь называл Крюйса
«посаженным отцом», а его жену- «посаженной матерью»
 Екатерины. На праздничном пире по правую руку от Петра
сидел Крюйс, а А.Д. Меньшиков стоял сзади со стороны
вице-адмирала.
Другим «посаженным отцом»был шаутбенахт Боцис,
командующий галерным фронтом (очевидно. Пётр
пытался примирить враждовавших командующих Крюйса
и Боциса).

Ф.АПРАКСИН
Начальствовал сухопутною армией.

А.МЕНЬШИКОВ
Имел чин капитан-командора.

БОЦИС:
Во время нахождения шведской эскадры у Кроншлота
 с отрядом галерного флота взял у шведов 3 бота, краер и шняву.

И.М. ГОЛОВИН
14 сентября произведён в генерал-майоры.

СИВЕРС:
Заведовал экипажескими делами при петербургском адмиралтействе.

Н.А.СИНЯВИН
На свадьбе Петра 1 состоял шафером.

И.А СИНЯВИН6
Командуя шнявою «ЛИЗЕТ», находился в составе эскадры Крюйса

1713 г.

ПЁТР 1:
Назначил Крюйса главнокомандующим операцией по
блокированию сморя Гельсингфорса, получил от Крюйса
письмо с просьбой к Петру воздержаться от личного
участия в операции (предчувствуя опасность для жизни
или репутации царя).
Май – имея флаг на корабле «ПОЛТАВА», сопровождал
галерный флот до Берёзовых островов.
Командуя авангардом галерного флота под начальством
адмирала графа Апраксина, принимал длительное участие
 во взятии Гельсинфорса.
Июнь – производил пробу покупных кораблей.

КРЮЙС:
Составил справки о всех пошлинах, которые русская казна
 получала от архангельской торговли (с выводом, что только
 шестую часть товаров следует вывозить через Петербург).
Предложенное Крюйсом царь отклонил.
Имел флаг на корабле «РИГА», находился с эскадрою в плавании.
Обострение отношений Крюйса с А.Меньшиковым и
шаухтбенахтом Боцисом.
Посланный к Ревелю (для соединения с пришедшими
туда из заграницы покупными кораблями) встретил
и преследовал три неприятельских корабля.
Во время этой погони корабли «ВЫБОРГ» и «РИТА»
 встали на мель, другие прекратили погоню («РИГА»
был снят с мели, а «ВЫБОРГ» сожжён).

Ф.АПРАКСИН С галерным флотом и сухопутными войсками совершил
 поход в Финляндию, взял Гельсингфорс и разбил шведов при Пелкине.

БОЦИС:
Начальствуя арьергардом галерного флота (предводимого
Апраксиным), принимал участие в бомбардировании
Гельсинфорса, сжёг на рейде провиантские суда шведского флота.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ:
Взят на галеры. Командуя 6 скампавеями, произвёл осмотр
 проходов к Гельсингфорсу. Произведён в генерал-майоры.

СИВЕРС:
Командуя кораблём «ВИКТОРИЯ», вышел из Ревеля на
соединение с эскадрою Крюйса. В августе назначен
помощником адмиралтейского советника Кикина.

1714 г.

ПЁТР 1:
Состоял членом военно-судной комиссии (под
председательством графа Апраксина) по делу
«о потерянии корабля «ВЫБОРГ» и о неудачной
 погоне нашего флота за шведскими крейсерами
(поданное им мнение послужило основанием приговора
по которому вице-адмирал Крюйс и капитан Рейс
приговорены к смертной казни, капитан Шельтинг
– к разжалованию, а Дегрейтер – к изгнанию из России.
 (Смерьная казнь Крюйсу заменена ссылкой в Казань).
Пётр 1 в кампании 1714 года, имея флаг на корабле
«СВ. ЕКАТЕРИНА», начальствовал корабельным флотом:
 узнав о трудном положении галерного флота у Гангута,
командуя авангардом галерного флота, после тяжёлого
боя овладел неприятельскою эскадрой из 10 судов,
состоявших под начальством контр-адмирала Эреншельда.
9 сентября торжественно привёл в Петербург взятые у
Гангута суда и был пожалован чином вице-адмирала
«синяго флага».

КРЮЙС:
Обвинённыйпо суду в « потерянии корабля и упущении
 неприятеля», а также за прекращение погони, приговорён
 к смертной казни, заменённой ссылкой в Казань)
Находился в ссылке в Казани.
Крюйс написал прошение к Петру 1.

Ф.АПРАКСИН
Начальствуя галерным флотом одержал морскую победу
при Гангуте. Ходил с флотом в Ботнический залив.
Председательствовал в судной комиссии над Крюйсом.
Находился под следствием – был обвинён в злоупотреблениях
по подрядам.

БОЦИС:
9 мая скончался в Петербурге.

И.М. ГОЛОВИН:
Командуя отрядом из 9 скампавей, участвовал в гангутском сражении.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ:
Участвовал в сражении при Пелкино. Был ранен.

1715 г.

ПЁТР 1:
С 1 января стал получать по новому чину по 2240 рублей вгод.
В плавании до Ревеля командовал авангардом флота,
имея свой вице-адмиральский флаг на корабле
«ИНГЕРМАНЛАНД».
Пётр простил Крюйса и в качестве своего рода
компенсации выдал ему ок.20 тысяч рублей.
Пётр учредил российский морской комиссариат.

КРЮЙС:
Возвращён из ссылки.
Назначен заведовать адмиралтейскими и «экипажескими делами».

Ф.АПРАКСИН
Командовал корабельным флотом в плавании по Финскому
заливу, имея флаг на корабле «ЛЕФЕРМ»

А.МЕНЬШИКОВ
Имея брейд-вымпел на корабле «ШЛИССЕЛЬБУРГ»,
 находился в плавании с флотом к Ревелю.

И.М.ГОЛОВИН:
Командовал 8 галерами, находясь в арьергарде флота.
Был взят в плен, но вскоре возвращён через обмен
на пленных шведов.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ:
Назначен обер-штер-кригс-комиссаром при адмиралтействе.

СИВЕРС:
Командуя кораблём «ЛЕФЕРМ», находился в плавании
 с флотом до Ревеля.
По возвращении на Котлин вступил в должность
командующего флагмана.
В декабре послан в Ревель с секретным поручением
готовить к походу зимовавшую там эскадру.

Н.А.СИНЯВИН
26 января произведён в капитаны 4 ранга.

И.А СИНЯВИН
1 января произведён в капитаны 4 ранга


1716 г.
ПЁТР 1:
В Копенгагене, имея флаг на корабле «ИНГЕРМАНЛАНД»,
начальствовал эскадрою судов, прибывших из Ревеля,
Архангельска и из заграницы.
После соединения нашего флота с союзными английским,
датским и голландским, Пётр командовал всеми
союзными флотами под общим штандартом в течение
 9 дней (по этому случаю была выбита медаль
с надписью «владычествует четырьмя»)

КРЮЙС:
Занимался снабжением кораблей.
За «медленность в снабжении Ревельской эскадры получил
строгий выговор Петра 1.
Здоровье Крюйса ухудшается.

Ф, АПРАКСИН
Действовал против шведов с галерным флотом в Финляндии.

А.МЕНЬШИКОВ
2 февраля произведён в шаутбенахты.
В марте имел «главное наблюдение» за постройкой
гавани в Ревеле.
В апреле (в отсутствие графа Апраксина) принял главную
 команду над кронштадтскою эскадрою, заведовал
 адмиралтейскими делами и постройкой адмиралтейской
крепости в Петербурге.

СИВЕРС:
Начальствуя эскадрой в Ревеле и имея брейд-вымпел на
корабле «СВ. ЕКАТЕРИНА», совершил плавание
до Копенгагена, а оттуда под командой Петра 1 с
союзными флотами ходил к Борнгольму.
Осенью в эскаждре Шельтинга возвратился к Котлину.


1717 г.

КРЮЙС:
Был послан в Ревель для принятия мер по обороне порта
 и стоявших в нём судов от ожидаемых нападений шведов.
15 декабря назначен ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТОМ
АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИИ.

Ф.АПРАКСИН
Имея флаг на корабле «МОСКВА», начальствовал
корабельным флотом в Балтийском море, произвёл
высадку на острове Готланд.
15 декабря назначен ПРЕЗИДЕНТОМ ВНОВЬ
 УЧРЕЖДЁННОЙ АДМИРАЛТЕЙСТВ – КОЛЛЕГИИ.

Н.М.ГОЛОВИН:
Пожалован в обер-сарваеры. Назначен на верфь.

СИВЕРС:
Командуя кораблём «МОСКВА», на котором имел флаг
 адмирал Апраксин, находился в крейсерстве в Балтийском море.

Н.А. СИНЯВИН:
Переименован в капитаны 3 ранга.
В октябре проводил из Петербурга к Котлину корабль
«СВ. АЛЕКСАНДР»

И.А. СИНЯВИН
Переименован в капитаны 3 ранга.
Находился при проводке корабля «Ревель».


1718 г.

ПЁТР 1:
Имея флаг на корабле «ИНГЕРМАНЛАНД»,
 командовал авангардом флота, бывшим под начальством
 графа Апраксина, в плавании в Финском заливе.
15 июля в Петербурге спущен построенный Петром 1
90 пушечный корабль «ЛЕСНОЕ».

КРЮЙС:
Работает вице-президентом Адмиралтейств-коллегии.

Ф.АПРАКСИН
Крейсеровал с корабельным флотом в Финском заливе,
 имея флаг на корабле «МОСКВА».
Находился под судом, наказание ограничено
 денежным взысканием.
Участвовал в розыске по делу царевича Алексея Петровича
и подписал его смертный приговор.

Ф.АПРАКСИН
Имея флаг на корабле «СВ. АЛЕКСАНДР», находился в
плавании с флотом к Ревелю и к Гангуту.

СИВЕРС:
Командовал кораблём «МОСКВА»

Н.А.СИНЯВИН:
Командуя кораблём «РИГА», находился в плавании в эскадре
под начальством адмирала графа Апраксина.
Произведён в капитаны 2 ранга.

И.А. СИНЯВИН:
Командуя кораблём «РЕВЕЛЬ», находился в плавании в
эскадре шаутбенахта Сиверса.

1719 г.

ПЁТР 1:
Начальствовал Балтийским флотом, имея вице-адмиральский
флаг на корабле «ИНГЕРМАНЛАНД» (плавание постиралось
до Аланда, где он простоял два месяца.
Трудился над составлением морского устава.

КРЮЙС:
Работает вице-президентом адмиралтейст-коллегии.

Ф.АПРАКСИН
Начальствуя галерным флотом, из Аландских шхер
 перешёл в Стокгольмские и, высадивдесант на берег
Швеции, «произвёл разорение на всём протяжении
 от Гевеля до Нюкепинга» , подойдяк Стокгольму на
расстояние до 15 вёрст.

А.МЕНЬШИКОВ
11 октября назначен заведывать постройкой каменных
домов на Котлине.

СИВЕРС:
17 января переведён в шаутбенахты.
Начальствуя эскадрою корабельного флота, имел флаг
на корабле «ГАНГУТ».
По возвращении из плавания состоял командующим
флагманом на Котлине.

Н.А.СИНЯВИН:
В январе послан в Гамбург для принятия команды над
кораблём «РАНДОЛЬФ» и яхты, подаренной Петру 1
прусским королём.
24 мая с отрядом кораблей, имея брейд-вымпел на
корабле «ПОРТСМУТ», атаковал шведские корабли
 и заставил шведские суда сдаться, за что 17 июня
 пожалован в капитан-командоры.
В июле и августе командовал кораблём «СВ. ЕКАТЕРИНА».
Заведовал работами по подъёму затонувших близ
Котлина кораблей «ЛОНДОН» и «ПОРТСМУТ».

И.А.СИНЯВИН:
Командуя кораблём «РЕВЕЛЬ», находился в плавании
в эскадре шаутбенахта Сиверса.

1720 г.

ПЁТР 1:
Присутствовал при испытанияях «потаенного судна»
 «МОРЕЛЬ» Ефима Никонова

КРЮЙС:
Работает вице-президентом адмиралтейств-коллегии.
Направил датскому королю Фредерику 4 прошение
о денежной помощи на строительство церковного здания

Ф.АПРАКСИН
Выходил в море, имея флаг на корабле «ГАНГУТ»

И.М. ГОЛОВИН:
14 мая получил поручение ведать Петровскими
якорными заводами.
22 июня назначен камер-советником в адмиралтейств-коллегию.

Г.П.ЧЕРНЫШЁВ:
Назначен в адмиралтейств-коллегию взвании «камер-советника»

СИВЕРС:
Начальствуя котлинскою эскадрой, заведовал обороною порта
от ожидаемого нападения шведского флота.

1721 г.

ПЁТР 1:
Плавал с флотом в Финском заливе, имея вице-адмиральский
 флаг на корабле «ИНГЕРМАНЛАНД»
(испытания кораблей и «экзерциции»)
7 сентября по случаю заключения мира со Швецией
«в знак понесённых трудов в сию войну»принял
предложенный ему от генерал-адмирала и прочих министров
 чин «адмирала от красного флага».

КРЮЙС:
22 октября по случаю заключения мира со шведами
 произведён В АДМИРАЛЫ.
Работает вице-президентом адмиралтейств-коллегии.

Ф.АПРАКСИН:
22 октября награждён кейзер-флгом ( по случаю заключения
Ништатского мира).

А.МЕНЬШИКОВ:
Имея флаг на корабле «ФРИДРИХШТАДТ», командовал
 флотом у Красной горки.
В августе командовал частью судов
(остальными командовал Пётр 1)
22 октября произведён в вице-адмиралы.

СИВЕРС:
Январь – назначен членом адмилартейств-коллегии.
22 октября по случаю мира со Швецией
 произведён в вице-адмиралы.

Н.А.СИНЯВИН:
Назначен присутствовать в адмиралтейств-коллегии.
Командовал кораблём «СВ. АНДРЕЙ», состоявшим
в котлинскойэскадре под начальством Петра 1, имевшего
 флаг на корабле «ИНГЕРМАНЛАНД»
22 октября по случаю заключения мира со Швецией,
произведён в шаутбенахты.

И.А. СИНЯВИН:
Произведён в капитаны 1ранга.
Командовал кораблём «ФРИДЕМАКЕР» в плавании по
Финскому заливу.
22 октября произведён в капитан-командоры.

1722 г.

ПЁТР 1:
Участвовал в персидском походе и (во время перехода
Каспийским морем из Астрахани к Аграхани) командовал
 передовым отрядом флотилии, бывшей под кезер-флагом
генерал-адмирала графа Апраксина.

КРЮЙС:
Выполнял обязанности по управлению флотом и портами
(в отсутствие графа Апраксина)

Ф.АПРАКСИН:
Находился в персидском походе, начальствуя морскими силами
на Каспийском море под кейзер-флагом.

И.М.ГОЛОВИН:
Сопровождал Петра 1 в персидском походе.

Н.А. СИНЯВИН:
Находился на Котлине, исполняя должность командующего флагмана.
В ноябре был командирован в Воронеж от адмиралтейств-коллегии.

1723 г.

ПЁТР 1:
Имея свой адмиральский флаг на корабле «ЕКАТЕРИНА»,
 командовал авангардом флота.
Произвёл торжественную закладку гавани в Рогервике.
29 июня – в петербургском адмиралтействе заложен
первый стопушечный корабль (по чертежу Петра 1),
называвшийся «собственным Его Императорского
Величества кораблём».
При торжественном представлении флоту на
Кронштадском рейде ботика «Дедушка русского флота»
 Пётр исполнял обязанность квартирмейстера, гребцами
были два вице-адмирала и два шаутбенахта.
7 октября на острове Котлин заложил крепость,
наименовав её Кронштадтом.

КРЮЙС:
Работал вице-президентом адмиралтейсв-коллегии.

Ф.АПРАКСИН
Командовал флотом в Финском заливе, имея флаг на
корабле «ГАНГУТ».

А.МЕНЬШИКОВ
Имел флаг на корабле «ФРИДРИХШТАДТ».
Во время церемонии встречи флотом ботика
«дедушки русского флота», исправлял на нём должность
 лоцмана и бросал лот.

Н.А.СИНЯВИН:
Имел флаг на корабле «СВ. АНДРЕЙ», находился в
 плавании под начальством генерал-адмирала Апраксина.


1724 г.

ПЁТР 1:
Ноябрь – спасая около Лахты людей со вставшего на мель бота,
сильно простудился.

КРЮЙС:
Работал вице-президентом адмиралтейств-коллегии. Часто болел.

СИВЕРС:
3 ноября назначен главным командиром в Кронштадте с
возложением на него заведования работами по постройке канала и доков.

Н.А. СИНЯВИН:
Находился в плавании в эскадре вице-адмирала Вильстера.
 По именному указу послан в Москву.

И.А. СИНЯВИН:
Командовал кораблём «СВ. АНДРЕЙ»

1725 г.
Пётр 1:
Составил план экспедиции для решения вопроса –
соединяется ли Азия с Америкой, утвердил все
 распоряжения по исполнению этого предприятия и
назачил капитана Беринга начальником экспедиции.
28 января ПЁТР 1 СКОНЧАЛСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.

КРЮЙС:
Из-за болезни часто в адмиралтейств-коллегию не ездил,
а дела подписывал на дому.

Ф.АПРАКСИН
Крейсеровал с флотом в Финском заливе, имея флаг
на корабле «СВ. АЛЕКСАНДР».

И.М.ГОЛОВИН:
21 мая назначен генерал-кригс-коммисаром флота,
 ранга вице-адмиральского,
велено присутствовать в адмиралтейств-коллегии.
(в 1730 -1732 г пожалован в адмиралы и назначен командиром
галерного флота, умер в 1737 году)

СИВЕРС:
Находился с флотом в плавании под начальством
графа Апраксина, имея флаг на корабле «СВ. АЛЕКСАНДР».

Н.А. СИНЯВИН:
Посылается депутатом от адмиралтейств-коллегии в Кронштадт.

И.А. СИНЯВИН:
20 декабря произведён в шаутбенахты с назначением
 главным командиром астраханского порта.

1726 г.

КРЮЙС:
Исполнял обязанности вице-президента адмиралтейств-коллегии.
Часто болел,
Дела подписывал на дому.

Ф.АПРАКСИН
Командовал флотом, стоявшим на кронштадтском рейде,
имея флаг на корабле «ЕКАТЕРИНА».
Назначен членом новоучреждённого тайного совета.

СИВЕРС:
8 января за службы его пожалован Гидельский погост.
Начальствовал кронштадтскою эскадрой, имея флаг на
корабле «СВ. ЕКАТЕРИНА».

Н.А. СИНЯВИН:
Имея флаг на корабле «ДЕРБЕНТ», состоял вэскадре
графа Апраксина.
Осенью отправился в Ревель с отрядом судов,
имея флаг на корабле «НЕПТУНУС»

И.А. СИНЯВИН:
27 августа СКОНЧАЛСЯ в Астрахани

1727 г.

КРЮЙС:
Исполнял обязанности вице-президента адмиралтейств-коллегии.
3 июля СКОНЧАЛСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ. ПОГРЕБЁН В АМСТЕРДАМЕ

А.МЕНЬШИКОВ
6 мая 1727 года произведён в адмиралы.
12 мая 1727 года пожалован званием генералиссимуса.
В конце года «по лишении чинов и кавалерий» сослан в Берёзов.
(скончался 22 октября 1729 года в Берёзове)

СИВЕРС:
6 мая произведён в адмиралы, 8 июня зачислен в
«адмиралы от синего флага»
14 ноября назначен вице-президентом адмиралтейств-коллегии.

Н.А.СИНЯВИН:
Произведён в вице-адмиралы.
Начальствуя отрядом судов и имея флаг на корабле «ДЕРБЕНТ»,
ходил в Киль для «отвоза туда герцога и герцогини гольштинских».

1728 г.
Ф. АПРАКСИН
10 ноября СКОНЧАЛСЯ 67-ми лет, в Москве.

СИВЕРС:
Занял место президента адмилартейств-коллегии.

Н.А.СИНЯВИН:
Назначен главным командиром над галерным флотом.
25 мая ему «пожалована деревня».



КРЮЙС КОРНЕЛИЙ ИВАНОВИЧ:

Приложение № 4 к книге «КРЮЙС»

Хронология отдельных событий из жизни К. И. Крюйса:

1655 г. Родился Нильс Ульсен – Корнелиус (Корнелий) Крюйс
       * Примечание: В соответствии с материалами исследований новеж-
       ких писателей Тургрима Титлестада («Царский адмирал Корнелиус
       Крюйс на службе у Петра Великого», стр.9) и Роя Лауритса Осе
       датой рождения Крюйса следует считать 14 июня 1655 года. Место
       рождения – город Ставенгер, Норвегия.

1669 г. Покидает Ставенгер, уезжает в Нидерланды. Служит на голландских
       судах и торговых судах различных компаний.

1680 г. Становится капитаном торгового судна «Африка».

1681 г. Женится на Катарине Фогт, дочери голландского капитана.

1682 г. У К. Крюйса рождается дочь Жаннетье (Юханна).

1683 - 1688 г. Работает на различных судовладельцев на судах (перевозка
       сыра, пива и других товаров), совершает плавания в Европе, Азии,
       Латинской Америке.

1688 г. У К. Крюйса рождается сын Ян.

1688 – 1690 г. Работает в Ост-Индской компании, перевозит различные грузы.
       Рейсы на Кюрасао, Кубу, Португалию, Испанию, Венецию.

1690 г. У К. Крюйса рождается сын Рудольф.
       Взял в плен французское судно - по каперскому свидетельству.

1691 – январь 1692 г. Находился во французском плену, отпущен как под-
       данный датского короля.

1692 – 1696 г. Работал на судах различных компаний.

1696 – 1698 г. Служил обер-экипажмейстером в Нидерландском Адмиралтей-
       стве в Амстердаме. В декабре 1697 года поступает первое предложе-
       ние К. Крюйсу от Петра 1 служить в России (Крюйс получает от царя
       в качестве подарка две собольи шкуры).

1698 г По рекомендациям голландского адмирала Гилля Шхея, бургомистра
       Амстердама Николаса Витсена и князя Фёдора Головина принят на

       302
       русскую службу, пожалован чином вице-адмирала Флота России.
       Контракт о поступлении на царскую службу подписан Крюйсом
       9 апреля 1698 года.

1698 г. Принимает участие в найме для службы в России иностранцев.
       Составляет первые правила морской службы.
       В июне на кораблях вместе с нанятыми на службу в Российском
       флоте иностранными специалистами отправляется из Амстердама
       в Архангельск, куда прибывает 3 августа и из Архангельска едет
       в Москву. В Москву Крюйс прибывает в конце октября 1698 года.
       По приказу Петра 1 отправляется в Воронеж для налаживания
       работы Воронежского Адмиралтейства и строительства кораблей.

1699 г. Участвовал в Керченском походе Петра 1699 года, командуя ко-
       раблём «Благое начало», сопровождал проход русского военного
       корабля «Крепость» мимо турецкого флота у Керчи к Константи-
       нополю, был назначен бургомистром Таганрога.
       Произвёл «опись реки» Дон с составлением атласа и описания
       плавания флота по Дону и от Таганрога до Керчи и обратно. За-
       нимался картографированием Азовского моря.

1700 г. Занимался устройством флота в Воронеже.

1701 г. Занимался устройством флота в Воронеже.

1702 г. В марте 1702 года уехал из Воронежа в Архангельск.
       Плавал с архангельскою эскадрой в Белом море до Соловецкого
       Монастыря и селения Нюхчи в Онежском озере.
       В сентябре-октябре отправился в Амстердам для организации
       обеспечения русского флота необходимым снаряжением и во-
       оружением, а также для набора командного состава для русского
       флота.

1703 г. Находился в Голландии, занимался наймом иностранных специ-
       алистов для русского флота, занимался вопросами обучения рус-
       ских моряков, направленных для обучения.

1704 . В июне через Архангельск возвратился в Россию, привёз с собой
       нанятых для работы в России моряков (в том числе – В. Беринга и
       Ф.Остермана), а также скульпторов, живописцев, архитекторов.
       Вступил в управление Балтийским Флотом.
       Участвовал в создании Санкт-Петербурга и сооружений на Котлине.

1705 г. Начальствовал подготовкой к обороне и обороною Котлина и
       Балтийским флотом, расположенным у Кроншлота, имея флаг на
       корабле «Дефам» («Флигель де Фам»).
       Командуя флотом отражал нападения сильного шведского флота
       под командой шведского адмирала К. Анкаштерна, имевшего на-
       мерения разрушить Санкт-Петербург.

1706 г. Командовал действиями флота, стоящего у Кроншлота, держа флаг
       на корабле «Олифант».

1707 г. Находился на флоте под начальством адмирала Апраксина, выходил
       крейсерство в районе Красной Горки.

1708 г. Находился с флотом у Кроншлота в готовности отразить нападение
       шведского флота, подошедшего к Котлину.
       После форсирования Невы солдатами шведской армии под командо-
       ванием генерала Г. Любекера для наступления на Санкт-Петербург
       Крюйс послал фальшивое письмо бригадиру Фрезеру в Капорье
       о якобы скором подкреплении русских войск сорока тысячью солдат,
       что привело к паническому отступлению войск Любекера (и не поз-
       волило шведам перекинуть часть войск под Полтаву, где с войсками
       королю Карлу Двенадцатому противостоял царь Пётр Первый).

1709 г. Имея флаг на кораблях «Олифант», а затем «Думкрат», начальствовал
       флотом, стоящим у Котлина.
       31 октября был «братом жениха» на процедуре бракосочетания герцо-
       га Курляндского Фридриха Вильгельма с русской царевной Анной
       Иоанновной («посаженным отцом» был Пётр 1).
       Основал «Петришуле» - школу, предназначенную для живущих в
       России иностранцев.

1710 г. Имея флаг на корабле «Олифант», начальствовал флотом.
       Сопровождал до Биорко транспорт с провиантом и осадной артилле-
       рией, направленный к войскам, осаждающим Выборг.
       Производил промеры фарватера у Кроншлота.
       Осенью был послан в Воронеж для приготовления к кампании Азов-
       ского флота.

1711 г. Начальствовал эскадрой Азовского флота, держа флаг на корабле
       «Меркуриус». Руководил действиями и маневрированием эскадры
       боевых кораблей возле Таганрога, остановив наступление турок.
       После заключения мира с Турцией отправился в Санкт-Петербург.

       304
       В Петербурге занимался улучшением деятельности адмиралтейств
       В северной столице и на Котлине, заведовал устройством котлинской
       гавани и казарм.
       На похоронах барона Ф. Вильгельма фон Вилимовского (офицера
       Военно-морского флота) Крюйс нёс гроб вместе с Петром 1 и генерал-
       Адмиралом Ф.Апраксиным.

1712 г. 19 февраля на свадьбе Петра 1 и Екатерины занимал почётное «отцово
       место» - был шафером (дружкой) Петра, одетого в контр-адмираль-
       ский мундир. На праздничном пире Крюйс сидел по правую руку от
       Петра.
       Командовал флотом, стоящим в Кронштадте, имея флаг на корабле
       «Рига», высылал суда своей эскадры преследовать шведские крейсера,
       причём имел место случай неудачного преследования этих кораблей.

1713 г. В июле эскадра Крюйса находилась в плавании, Крюйс держал флаг
       на корабле «Рига» и преследовал неприятельские шведские корабли.
       Во время погони корабли «Выборг», а затем и «Рига» с хода выскочи-
       ли на мель, другие корабли эскадры Крюйса прекратили погоню. Ко-
       рабль «Рига» удалось снять с мели, а «Выборг» пришлось сжечь.
       
1714 г. Крюйс был обвинён кригсрехтом – военным судом в упущении непри-
       ятельских кораблей и в потере корабля «Выборг» и приговорён (22 ян-
       варя) к смертной казни, заменённой ссылкой в Тобольск, а позднее – в
       Казань, куда он и отправился.

1715 г. Возвращён Петром 1-м из казанской ссылки в Санкт-Петербург с воз-
       вращением прежнего звания и назначением заведовать адмиралтей-
       скими и экипажескими делами.

1716 г. Занимался снабжением кораблей.

1717 г. Был послан в Ревель для принятия мер по обороне порта и судов.
       15 декабря назначен Вице-президентом Адмиралтейств-коллегии.
       (состоял в должности Вице-президента коллегии – до кончины)

1721 г. 22 октября произведён в адмиралы.

1722 г. В отсутствие Апраксина исполнял его обязанности по управлению
       флотом.

1727 г. 3 июля скончался в Санкт-Петербурге. Погребён в Амстердаме.


Рецензии
Уважаемый господин, Таиров ! С большим удовольствием прочитал Вашу книгу
о замечательном сподвижнике Петра I, о человеке стоящем у истоков создания
флота российского Корнелии Крюйсе.Ваша книга достаточно объёмно раскрывает
малоизвестные страницы истории, а самое главное при чтении ощутимо уважение
автора к своему герою.Спасибо Вам за книгу.

Вячеслав Скарюкин   12.02.2015 10:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Рад, что вам понравились строки об этом интересном человеке, который много сделал для России в те далеко ушедшие в Прошлое годы.
Сейчас собираю материалы и думаю написать о жизни строителя первой в России подводной лодке с металлическим корпусом К.А.Шильдере на Александровском заводе в старом Петербурге.

Удачи Вам и успехов!

Валерий Таиров   13.02.2015 06:57   Заявить о нарушении