Загадка сфинкса или осанна еврейскому народу

Однажды у египетского фараона не на шутку разболелся живот. Лучших лекарей созвали на консилиум.
Первым, осмотрев больного, ставит диагноз лекарь-нубиец:
- Следует немедленно ставить клизму.
- Кому - мне?! Фараону?! Клизму в ж... Отрубить голову, к чертовой матери!
Следующим выносит свой вердикт лекарь-финикиец:
- Срочно необходимо ставить клизму!
- Ты в своем уме?! - взревел в ярости фараон. - Сам-то соображаешь, какой бред ты несешь? Повесить его!!
Наконец, настала очередь лекаря-еврея:
- Надо ставить клизму.
- Кому - мне?!! - начал, было, фараон...
- Нет - мне.
И египетскому монарху сразу же полегчало...
С тех пор и повелось: как только власть предержащим становится плохо, евреям ставят клизму.
(Анекдот)


1
 

       Видать, мне никогда не разгадать эту тайну, и я, наверное, умру, так и не узнав - в чем же провинились евреи перед остальными народами планеты? Всегда: во все времена, на протяжении тысячелетней истории человечества. Начиная от фараонов и заканчивая самым последним скинхедом, один из которых не так давно в разговоре, свидетелем которого мне довелось быть, тупо, глядя куда-то вдаль, сокрушенно подытожил: "Да-а, мало их Гитлер посжигал в газовых камерах..."
       Может ли мне кто-нибудь ответить - откуда все это началось?! И что же это за грех, за который Бог - тот самый Б-г, который открылся Моисею на горе Хорив, а затем дал еврейскому народу десять заповедей на горе Синай - так жестоко покарал Свой избранный народ, заставив его скитаться на протяжении тысячелетий и быть гонимым всюду всеми остальными народами, лишившись надолго своего гражданства и своей Родины? И как, каким чудом он сумел выжить после стольких чудовищных гонений, притеснений, костров инквизиции, газовых камер, концлагерей и печально известных погромов? То есть, после всего того, что и десятой доли которого, вполне было бы достаточно для того, чтобы иному народу быть исчезнувшим с исторической сцены навсегда...
       Где бы мне ни приходилось жить, куда бы судьба меня ни забрасывала, всюду я натыкался на значительное окружение людей, в сознании которых прочно засел стереотип "хитрого еврея-стяжателя, который только и думает о том, как ему бы объегорить ближнего и обогатиться за счет своей очередной жертвы". Но это так, "по мелкому". А вот, если взять "по-крупному", то - "конечно же, евреи появились на исторической арене только для того, чтобы осуществить чудовищный мировой сионистский заговор"! А как вы думали?! Признаться честно, я тоже об этом не догадывался до недавнего времени...
       К чему лукавить и скрывать: я и сам, даже до сих пор, не сумел окончательно избавиться от некоторых (в чем-то, схожих) стереотипов. Объяснение этому, полагаю, нужно искать в моем далеком детстве. Когда, по мере взросления, я автоматически, как губка впитывал в себя, в свое сознание то умонастроение и то отношение, которое проявлялось к представителям этой нации со стороны всего остального населения, окружавшего меня. Я не задавался особо над тем - почему и откуда такое взялось: все выглядело естественным и само собой разумеющимся фактом. Скорее, даже не фактом, а аксиомой: есть обычные люди, а есть и евреи. То есть, вроде, тоже неплохие, в своей массе, люди, но... чересчур уж, они какие-то "хитромудрые" и, следовательно, не такие, как все остальные.
       Несмотря на то, что рос я в самое что ни на есть советское время, когда про "дружбу народов" не мог сказать лишь новорожденный, и то - в силу того, что не научился еще говорить, - даже в эти относительно "спокойные" для евреев годы, отношение к ним оставалось таким же, каким оно было и раньше. Просто, все это было несколько завуалировано, и под лицемерными и крикливыми лозунгами советской пропаганды, не столь откровенно бросалось в глаза. Я-то прекрасно помню, сколь снисходительными и терпимыми были эти отношения "на людях", и сколь насмешливо, а порою и презрительно эта тема обыгрывалась в "своём", что называется, "узком кругу". А тем, касательно "бедного несчастного" и одновременно "хитрожопого" еврея было, хоть отбавляй.
       Эти стереотипы невольно на подсознательном уровне переносились даже на нас, дворовых мальчишек, гонявших до поздних сумерек мяч. Мне очень стыдно сейчас сознаться, но картина эта настолько ярко запала мне в душу, что, наверное, я до конца своих дней буду вспоминать об этом нехотя и не без горечи сожаления.
       Широкий и ровный пустырь во дворе нашего дома, являющийся огромной ареной, где мы с утра и до ночи играли в футбол; впереди изо всех последних сил бежит тщедушный худощавый соседский мальчишка и, периодически оборачиваясь через плечо, зовет на помощь: "Мама, мамочка!!!". За ним, дико визжа и улюлюкая, словно стая дикарей, несется ватага таких же мальчишек, в черных сатиновых трусах, с угрожающими, высоко поднятыми руками. И, наконец, замыкает эту странную погоню обыкновенная, хотя и несколько полноватая, русская женщина. Волосы её растрепаны, и лицо от волнения покрылось пунцовыми пятнами. Она также пытается не отстать от группы преследователей её сына, постоянно крича: "Рафик, Рафик!!!". Естественно, мы разбегаемся в разные стороны, и наконец, несчастные мама с сыном кидаются с плачем в объятия друг друга.
       И несмотря на то, что подоплека содеянного всем совершенно очевидна, однако, обвинить детей в чем-либо, кроме озорства, вряд ли возможно.
       Меня всегда поражала та двойственность, имевшая место быть в среде обычного обывателя по отношению к еврейству в общем или еврею в частности. При всей нарочитой восхищенностью перед еврейским умом, еврейской хваткой и расчетливостью, еврейской хозяйственностью, еврейской заботливостью по отношению к многочисленным членам своего семейства, наконец, перед самобытным и неповторимым еврейским юмором, параллельно неизменно присутствовала и некая  неприязнь, довольно плохо скрытая ирония (если, не усмешка), и даже некоторая гордость за то, что Всевышний сподобил тебя родиться в иной, отличной среде.
       Удивительное дело: прекрасно признавая за еврейским народом все те положительные качества, которые мною были отмечены выше, никто, тем не менее, не желал оказаться на месте последних. Это и понятно: кому охота быть объектом дискриминации только лишь по национальному признаку? Кого удобнее всего обвинить (при случае) во всех бедах и неудачах? Над кем, как "дамоклов меч" постоянно не  висит угроза массовых погромов? Не говоря уже об увольнении с работы из-за того же пресловутого пятого пункта.



2


       Спрашивается - "за что"?!
       Мы привыкли, оглядываясь назад в историю, оправдывать и списывать все явления подобного порядка на счет "мрака средневековья", "невежества отдельных королей и политиков", на "несознательность массового сознания" в эпоху капитализма и так далее, вплоть до наших дней. Но кто мне ответит - В ЧЕМ КОНКРЕТНО ВИНОВАТЫ ЕВРЕИ? Сегодня, когда мы уже переступили за порог третьего тысячелетия? Неужто и впрямь, существует мировой заговор?
       Что же касается меня, то после прочтения многих книг, касающихся данного вопроса (начиная с древнеримских историков и заканчивая классиками современной российской и зарубежной мысли), я тоже пришел к мысли о некоем всеобщем заговоре.
Да-да, вы не ослышались, уважаемые читатели. Мировой заговор действительно имеет место быть, только он исходит не от евреев, а напротив, - направлен против самих евреев! Иначе, как ещё можно объяснить тот позорный факт, что даже сегодня в некоторых странах мира, претендующих на звание демократических и правовых, не изжита полностью дискриминационная политика по отношению к евреям? Я не буду сейчас касаться арабо-израильского конфликта, поскольку это совершенно отдельная тема, не имеющая ничего общего с сегодняшним разговором.
       Недавно мне вновь пришлось "познакомиться" с Эфраимом Севелой - одним из самых почитаемых мною еврейских писателей, пишущих на русском языке. Автором знаменитых циклов "Моня Цацкес - знаменосец", "Попугай, говорящий на идиш", "Легенды инвалидной улицы" и не менее известного его произведения "Почему нет рая на земле?" - этой трогательно щемящей душу повести о простом еврейском мальчике по имени Береле Мац. Однако, на сей раз, мне попалась не художественная проза, а документальная повесть, озаглавленная как "Возраст Христа" и "Последние судороги неумирающего племени" - суровый и беспощадный анализ автора относительно "еврейской проблемы", сделанных исходя из последних событий, связанных с развалом некогда бывшей империи и затрагивающий различные аспекты данного вопроса. Честно говоря, мне было тяжело читать эту книгу, наполненную горестными фактами и горькими трагическими пессимистическими выводами автора.
       Размышляя над анализом и оценками, данными автором, я невольно провел параллели с другим, на этот раз уже русским известным мыслителем и философом начала ХХ-го века В.Розановым, который также мучился этим извечным вопросом, где в своем "Апокалипсисе нашего времени" в частности писал:

       ...Угол Литейной и Бассейной. Трамвай. Переполнен. И старается пожилой еврей с женою сесть с передней площадки, так как на задней “висят”. Я осторожно, и стараясь быть не очень заметным — подсаживаю жену его. Когда вдруг схватил меня за плечо солдат, очевидно нетрезвый (“ханжа”):
       — С передней площадки запрещено садиться. Разве ты не знаешь?!!!..
       Я всегда поражался, что эти господа и вообще вся российская публика, отменив у себя царскую власть “порывом”, никак не может допустить, чтобы человек, тоже “порывом”, вскочил на переднюю площадку вагона и поехал, куда ему нужно. Оттолкнув его, я продолжал поддерживать и пропихивать еврейку, сказав и еврею: “Садитесь, садитесь скорее!!”
       Мотив был: еврей торопливо просил пропустить его “хоть с передней”, ибо он спешил к отходу финляндского поезда. А всякий знает, что значит “опоздать к поезду”. Это значит “опоздать и к обеду”, и пошло расстройство всего дня. Я поэтому и старался помочь.
       Солдат закричал, крикнув и другим тут стоявшим солдатам (“на помощь”): “Тащите его в комиссариат, он оскорбил солдата”. Я, правда, кажется, назвал его дураком. Я смутился: “с комиссариатом я ко всякому обеду у себя опоздаю” (а тоже спешил). Видя мое смущение и страх, еврей вступился за меня: “Что же этот господин сделал, он только помог моей жене”.
       И вот, я не забуду этого голоса, никогда его не забуду, потому что в нем стоял нож:
       — Ж-ж-ид прок-ля-тый...
       Это было так сказано.
       И как музыка, старческое:
       — Мы уже теперь все братья (“гражданство”, “свобода” — март): зачем же вы говорите, так (т. е. что “и еврей, и русский — братья”, “нет большее евреев как чужих и посторонних”).
       Я не догадался. Я не догадался...
       Я слышал всю музыку голоса, глубоко благородного и глубоко удивляющегося.
       Потом уже, назавтра, и даже “сегодня” еще, я понял, что мне нужно было, сняв шапку, почти до земли поклониться ему и сказать: “Вот я считаюсь врагом еврейства, но на самом деле я не враг: и прошу у вас прощения за этого грубого солдата”.
       Но солдат так кричал и так пытался схватить и действительно хватал за руку со своим “комиссариатом”, что впопыхах я не сделал естественного.
       И опять этот звук голоса, какого на русской улице,— уж извините: на русской пох...ной улице, — не услышишь.
       Никогда, никогда, никогда.
       “Мы уже теперь все братья. Для чего же вы говорите так?”

       Евреи наивны: евреи бывают очень наивны. Тайна и прелесть голоса (дребезжащего, старого) заключалась в том, что этот еврей, — и так, из полуобразованных, мещан, — глубоко и чисто поверил, со всем восточным доверием, что эти плуты русские, в самом деле “что-то почувствовав в душе своей”, “не стерпели старого произвола” и вот “возгласили свободу”. Тогда как, по заветам русской истории, это были просто Чичиковы, — ну “Чичиковы в помеси с Муразовыми”. Но уже никак не больше.


3


       Я до сих пор не перестаю удивляться тому, что, несмотря на все факты притеснений, и гонений евреев, имевших место и являющейся самой позорной страницей в истории человечества, несмотря на это, большинство встречаемых мною евреев не ожесточилось и вопреки своим же заветам ("око за око" и "зуб за зуб") сумело сохранить и пронести через все катаклизмы свою утонченно-сентиментальную душу, свою наивную трогательность, свой самокритичный юмор.
       Конечно же, я не летаю в воображаемых мною надуманных идеалах, и вполне осознаю, что как и среди любого народа, среди евреев существуют довольно разные личности, которые при определенных обстоятельствах и иных условиях готовы не хуже любого другого типа "начистить личико", отстаивая, при этом, "свою правду". Но это ни в коей мере не может повлиять на мою позицию, основанную на жизненном опыте.
       Вот почему, я всегда буду с любовью и нежностью относиться к этому небольшому, но гордому и живучему племени. Вот почему, я считаю вполне справедливым от имени человечества принести извинения всему еврейскому народу. Вот почему, я посчитал своим гражданским долгом откликнуться по столь наболевшей и давно волнующей меня теме хотя бы такой небольшой статьей.
       Ну, а поскольку эпиграфом к данной статье явился анекдот, то счел бы логичным, завершить её  одним из любимых анекдотов, на который случайно наткнулся на необозримых просторах интернета.


ххх


       Собрались 50 хасидов из Израиля лететь в Умань, на могилу своего раввина. Фрахтуют украинский самолет с экипажем и в путь.
       Стюард думает: "Вот повезло, евреи они богатые, буду их обслуживать хорошо, а в конце полета каждый из них мне по 1 доллару даст чаевых, вот и будет у меня 50". Весь полет он суетился, носился, словом, вылизывал своих клиентов.
       Прилетели, трап подали, дверь открыли. Стюард стал у выхода. Выходит первый хасид и говорит: "Боже ж мой!!! Вы такой молодец, так нас обслуживали, дай Бог вам здоговья!".
       Стюард протягивает руку за чаевыми. Тот пожимает руку и идет к автобусу.
       Второй выходит: "Вы чудо, ваша компания должна молиться на таких, как Вы!", - пожал руку и пошел в автобус.
       Третий: "Если Ваши родители живы, дай им Бог здоровья за то, что воспитали такого сына!"  - крепко стиснул руку и -  в автобус. И так все 50.
       В общем, мужик в ауте... стоит и размышляет: "Какого хрена я напрягался, суетился, если даже 20 центов не дали?"
       Тут дверь автобуса открывается и старичок семенит назад. Подходит и характерным дребезжащим голосом говорит:
       - Молодой человек, пгостите... этот склегоз замучил совсем! Вы нас так пгелестно обслужили, вот Вам чек на 1000 долларов.
       Стюард, дрожащими руками принимая чек, еле выдавливает из себя:
        - Нет: я конечно, не верю, что вы Христа убили, но мучили Вы его, бля, капитально!!!


Рецензии
Кто из ученых жизнь создал в тигле?
Даст каждый грустно ответ: «О, нет! не я!»
За сто столетий умы постигли ль
Спиралей пляску, пути планетные?

Все в той же клетке морская свинка,
Все новый опыт с курами, с гадами...
Но, пред Эдипом загадка Сфинкса,
Простые числа все не разгаданы.
Валерий Брюсов

Дорогой ГОЛИБ!

Подняли очень интересную и актуальную проблему.

Судя по откликам, она не оставила почти никого равнодушным,

так же, как это было сотни лет тому назад,

волновала русских писателей и поэтов.

Поздравляю!

С уважением,

Борис Гольдин   13.08.2021 02:34     Заявить о нарушении
Благодарю за сердечный отклик, уважаемый Борис!
С теплом и уважением, -

Голиб Саидов   13.08.2021 05:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.