Мы и музей

У М. Задорнова есть эссе под названием «Я не понимаю», в котором он в свойственной только ему сатирическо-ироническрй манере рассказывает о самых разнообразных нелепостях нашей повседневной жизни, которые, несмотря на всю свою нелепость и ущербность в свете всякой разумной логики, продолжают существовать в нашем обществе как оборотная сторона медали здравого смысла. Очень удачная форма сатиры, по-моему: можно как бы между делом показать своё видение некоторых вещей повседневности. Например – поход в музей… Недавно мы в рамках учебного занятия по эстетике ходили в один художественный музей, и теперь каждый из нас пишет на эту тему такое вот эссе. Излагая, так сказать, своё впечатление от увиденного. Я тоже опишу впечатление от увиденного, только не совсем того, что ожидается на первый взгляд. Это эссе, хоть оно и похоже по смыслу на «дяди Мишино», плагиатом не является. Можно сказать, что это – продолжение идеи Задорного (или его «аффтаров»), хотя и не очень смешное. Так, почти что мысли вслух.
Итак, в один пасмурный и не по-весеннему холодный майский день мы всей группой пришли в художественный музей города Брянска. Почти все запаслись блокнотами и ручками, видимо, для того, чтобы чего-то записывать. Наверно, для эссе (чем отличается эссе от письменного отчёта о прошедшем мероприятии, пронимают, к сожалению, далеко не все). Так, наша большая, гулкая толпа, чем-то напоминающая огромного зверя с множеством глаз, «втекла» в музей, с любопытством осматриваясь вокруг. В зале икон нам долго рассказывали историю каждой иконы, надо сказать, не безынтересно, умеючи, но врятли кто-либо из нашей группы, в подавляющем её большинстве, имел иные мотивы проявить внимание к этому рассказу кроме необходимости написания эссе о том, что было интересного в этом музее. В самом деле, кому интересно, когда и кем была написана икона, какому святому или событию она посвящена, каковы особенности такого направления в изобразительном искусстве, как иконопись? И много ли сейчас найдётся людей, которые интересуются классикой в каких-либо её проявлениях, будь то живопись, архитектура, скульптура, литература – словом, всем тем, что выходит за пределы той рыночно ориентированной «культуры», рассчитанной на массового потребителя? Думаю, не много. И, уж точно, не следует искать ценителей классики среди тех, кто с детства приучен к попсе. Народ требует простоты, «чтоб без заморочек», с яркими картинками и модными мотивчиками…
Я не понимаю, зачем пытаться привить какие-то вкусы или предпочтения человеку, у которого это всё давно уже сформировано? Любой нормальный человек к восемнадцати годам уже точно знает, что ему нравится, а что – нет. Всё, что соответствует предпочтениям человека, будет принято им и понято. Потому что это – «круто». Напротив, всё выходящее за рамки устоявшихся предпочтений, вызовет у человека непонимание, неприятие и отторжение. Это не его/её интересы, не её/его жизнь. Это – «отстой». Всё равно как организм усваивает только то, на что «настроена» микрофлора и ферментный состав его кишечника. Проглотишь не то – получишь несварение…
Если что-то и менять, то менять постепенно, не провоцируя психологического неприятия и последующего отвращения. Надо думать, разумнее всего эстетические вкусы следует формировать тогда, когда формируется и всё остальное – в детстве. Или же когда человек сам поймёт, что ему нужно. А поймёт только тогда, когда будет чем понимать, когда будет сформирована необходимая база знаний. Первый закон диалектики гласит: количество рано или поздно, всегда переходит в качество. Узнавая новое, мы, в конце концов, придём к пониманию сути вещей, которое неизбежно находит свой чувственный отклик в нашем восприятии. Чувствуем, когда осознаём. Или осознаём, когда чувствуем, если говорить об обратной связи в восприятии. Вот вам и когнитивная теория эмоций)).

Мы ещё долго бродили по музею, рассматривая картины, хрусталь и причудливые скульптуры в духе модернизма. Одна из таких скульптур мне особенно понравилась. Странное, ни на что не похожее, стояло это творение чьего-то гения посреди зала в окружении картин с сюрреалистическими композициями, словно принесённое сюда сновидящим из другой реальности. Как будто нереальная выдумка, которой не может быть, но она есть; она стоит прямо здесь, перед нами, как вызов обыденному и привычному для нас пониманию вещей этого мира. Такие вещи завораживают тебя, притягивая взгляд и унося в другие миры, откуда они приходят к нам в минуты творчества. Стоишь перед ними, не в силах оторвать взгляд, пока не осознаешь свой собственный шепот:
-Красиво, блин! Как красиво…


Рецензии