Были, есть, будем -bylismy jestesmy bedziemy

Авторы Сергей Прямчук и Сергей Базлов 27.09.2005 г.
«Общество дружбы россиян с лужичанами в ФРГ»
http://luzicane.narod.ru

«БЫЛИ, ЕСТЬ, БУДЕМ…»
"Bylismy. Jestesmy. Bedziemy"


В первой публикации о лужичанах (лужицких сербах) – народе Екатерины Второй на Росбалте, «В Германии хотят окончательно решить «славянский вопрос»» Росбалт, 15/03/2005 http://www.rosbalt.ru/2005/03/15/200023.html , были освещены основные проблемы возникшие в наши дни у самого маленького славянского народа лужичан, живущих в славянском крае - Лужица - Лаузиц Германии.

С тех пор усилия всех друзей славян-лужичан, не прошли даром и дали положительный результат:

Польский депутат Европарламента Силвестр Хрушч воспользовались правом организовать представительство депутата – бюро-офис в любом месте Европейского Союза, со всеми правами неприкосновенности офиса-представительства депутата, как в России депутатов Гос. Думы, в культурной столице Лужичан – Будышине, по- немецки Бауцен. http://www.republika.pl/prolusatia/relacje.html

В Будышине размещено представительство также чешского депутата Явомира Кохличека. Его штаб находится в другой части города Будышина.

Не вмешиваясь во внутреннюю политику Германии, Россия, в лице президента или Гос. Думы, могла б построить для лужичан школу или выкупить, закрывающиеся в местах компактного проживания лужичан, школы, как это делает Германия на территории России для русских немцев. И подарить эти школы лужичанам – их организации «Домовина».

Верховный суд Саксонии принял решение о сохранении 5 класса в средней школе Радворья, а это значит, создан прецедент- лужичане связывают с этим событием определенные надежды, что и другие славянские школы лужичан удастся защитить от закрытия. Идет дискуссия о системе школьного образования лужичан: или создать автономную лужицкую систему (при Земельном и Федеральном финансировании), или улучшить и адаптировать для серболужицких нужд существующий закон.

Петр Брезан, вице председатель «Домовины» -Союза Лужицких Сербов, отвечает на вопросы и говорит о главном лозунге лужичан на протяжении столетий: "БЫЛИ, ЕСТЬ, БУДЕМ…"

Итак, мы лужичане соседи полякам, наши дома лежат далеко, достаточно далеко один от другого, но в тоже время и рядом, и даже поляки, не говоря о других славянских народах, спрашивают: кто мы лужицкие сербы?

Это факт, что для многих поляков мы все еще загадка, экзотическая тайна. Потому что, если бы кого-то из вас спросит, кто такие лужичане - лужицкие сербы, лишь немногие ответили бы, что мы – лужичане самый маленький славянский народ, проживающий почти 1500 лет в нынешних границах Восточной Германии, не имеющих, в добавок, более 1000 лет своего государства. Только немногие знают об этом, а большинство относило бы нас - лужичан к сербам Югославии, путая лужицких сербов с Балканскими сербами. Но это только обманывающее сходство самоназваний - этнонимов славянских народов, разделившихся в 5-7 веках, во времена переселения славян с севера на юг на Балканы- земли Византийской империи, но часть полабских сербов осталась и сохранилась до наших дней на территории Лужицы.

-Трудно ли быть «местным славянином» в Германии?

-Германия – это страна, где политическая корректность доведена до совершенства, поэтому различные национальные меньшинства чувствуют себя там хорошо. Трудно быть славянином в Германии настолько, насколько трудно сохранить серболужицкий язык. И не в том дело, по крайней мере, что кто-то нам препятствует в этом. Дело тут в том, что немецкий язык- что вполне понятно- охватывает все сферы: радио, телевидение, надписи названий улиц, газеты, разговоры и постепенно становится основным языком, который употребляется лужицкими детьми. Необходима огромная самоотверженность и большое внимание к сохранению традиции, нужно иметь постоянное чувство принадлежности к собственному народу, чтобы не раствориться в немецком море.
Мы многие века не имеем собственного государства, поэтому язык для нас –это сокровище. Существует институция, которая позволяет нам сохраняться. Если бы какой-нибудь лингвист сравнил наши церковные песенники с песенниками наших соседей -немцев, он пришел бы к выводу, что наш язык создавался кроткими людьми, не имеющими своего государства. Но зато в этом языке больше души. Наши песенники написаны чувствами, а немецкие –разумом. Мы хвалим Бога сердцем, а они- умом.

-Сколько нас?

-60 тысяч. Наш славянский край Лужица разделен между двух федеральных Земель - Саксонией и Бранденбургом. Нам никогда не удавалось объединить наши земли Лужицу в единую административно единицу, как некогда Лужицкая марка. У нас свои начальные чисто серболужицкие школы. Есть несколько гимназий. В других школах есть смешанные классы.

-Лужичане. Сербы. Серболужичане. Лужицкие сербы. Как нас называть, чтобы не сделать ошибки?

Мой народ называется по-разному. Мы - лужичане говорим о себе: «Ja sym Syrb»- Я серб “SerbJa”. Сербы- Так называлось славянское племя, которое поселилось на наших землях. В Польше и России употребляется аж три названия: Серболужичане, лужичане или лужицкие сербы. А вот немцы называют нас Wenden- ВЕНДЫ или Sorben - сорбы. А наши предки, которые переселились в Европу из Азии, назывались ариями.

- Как мы славяне- лужичане в прусской земле пережили Гитлера?

-Перед Гитлером были еще пруссаки, которые тоже дали нам прикурить. В той же степени, что и поляки мы получили опыт Kulturkampfu Бисмарка. У нас было даже свое движение сопротивления, во главе которого стоял поэт Якуб Барт Чишинский.

-После Гитлера была ГДР. Как жилось лужичанам?

-Власть ГДР отличала большая разница между декларациями и действиями. Под прикрытием защиты сербов как национального меньшинства, проводилась прежде всего политическая работа. Мы могли быть лужичанами, но должны были быть прежде всего коммунистами. Нам дали возможность создавать объединения, дали газеты, дотации, Институт лужицких сербов, культурные ансамбли, но прежде всего должен был быть народный социализм. Кроме того, нам не доверяли, потому что мы – христиане, очень привязанные к своей вере. Я, потому что не скрывал свой католицизм и ходил в Костел, два года не мог найти работу. Кроме того, коммунисты открыли на наших территориях уголь, а чем был уголь для социализма – вы помните из истории ПНР. И чтобы добраться до этого угля было выселено более 100 деревенек. Люди-лужичане рассеялись, устроились в новой среде и быстро онемечились.

-Что позволило нам выжить, как славянский этнос?

-Привязанность к языку, и все, что за этим идет: культивирование его, что привело к просто огромному насыщению нашего народа поэтами, писателями, певцами, историками, исследователями и теоретиками литературы. В таком городе как Бауцен, а по-нашему –Будышине, в конце-концов, не самом большом городе, живет несколько очень известных в Германии и Европе писателей. У нас есть неплохие композиторы. Кроме того, наша вера была тем якорем, который удерживал нас во время исторических бурь. У нас церкви до сих пор полны народа. Уже 35 лет наши пилигримы регулярно посещают Ченстохову. Кроме того, у нас большие семьи, у меня, например, 11 братье и сестер, крепко друг к другу привязанных. На наш твердый характер указывают многочисленные придорожные каменные кресты, на которых мы выбили надпись на родном языке: «БЫЛИ. ЕСТЬ. БУДЕМ» - "Bylismy. Jestesmy. Bedziemy".

-Почему я так хорошо говорю по-польски?

-А почему нет? Я люблю Польшу! Люблю польскую душу! Мне этот язык сам собою запоминается. А кроме того у моих родителей в хозяйстве в течение всей второй мировой войны работали два польских военнопенные с сентябрьской кампании. Это были фантастические люди, родители с ними накрепко сдружились, а я научился польскому.

Тадеуш Андреевский из Виленского края Литвы рассказывает:

Несколько лет назад я лично имел возможность быть гостем у лужицких сербов. Я до сих пор храню в памяти необычную тщательность, заботливость, а когда нужно и настойчивость в поддержке наследия своего народа, культуры, традиции, языка. Наверное, уже немного народов в секуляризированной Европе могут гордиться таким примерным отношением к вере отцов, как это делают лужичане. Полным удивления событием на территории почти полностью атеизированной бывшей ГДР является вид идущих в костел на святую мессу целых семей. В связи с торжественным событием многие одевают национальные костюмы. В костелах полно детей и молодежи.

Несмотря на немногочисленность лужицких сербов, они сумели отлично организовать свою общину. У них есть собственные средства массовой информации (печатные и электронные), общественные организации, центральной из которых является Домовина, множество фольклерных ансамблей, в том числе один профессиональный, финансируемый за большие деньги из фондов немецких налогоплательщиков. О прекрасной организованности лужицких сербов свидетельствует тот факт, что у них есть свой посол в Европейском парламенте ( с которым мы имели возможность встретиться во время пребывания в Будышине).

Нет никакого преувеличения в том, о чем говорит Петр Брезан из Домовины - о просто героической привязанности лужичан к родному языку, который de facto, на основании местных земельных законов, имеет статус локального языка, используемого в том числе и в государственных учреждениях. В местностях проживания лужичан ( также и в городе Будышин, где лужичане составляют, насколько помнится, около 20%) двуязычные надписи (по-немецки и серболужицки) везде является обязательными. В том как скрупулезно лужичане заботятся о сохранении надписей на родном языке в общественных местах убедил меня маленький инцидент в одной из деревень под Будышином.

Немецкие власти намеривались ликвидировать там автобусную остановку на том основании, что слишком ничтожное количество пассажиров пользуется ею. Местная община не позволила сделать это только потому, что остановка носила имя одного из, насколько помню, местных лужицких поэтов. Если бы ликвидировали остановку, исчезла бы и памятная надпись об этом поэте. На это лужичане не могли пойти.

В сейме Литовской Республики продолжается острая дискуссия над образом нового устава для литовских национальных меньшинств. Главным предметом спора является право для свободного употребления языка национального меньшинства в общественной жизни. Пусть примером в этом вопросе для послов РЛ будут лужичане. Чтобы после принятия нового устава в ВИЛЕНСКОМ КРАЕ не появилась бы необходимость выбивать на камнях надписей : «Были, есть и будем»… "Byli;my, jeste;my, b;dziemy"...


Польский президент Александр Квасневский беседовал с представителями газеты лужичан «Сербских Новин» зам.редактора Альфонсом Витязь.

Квасневский отметил, что Лужица находилась почти 1000 лет в составе Германии, лужицкие сербы для него –особенный феномен. Это общность славян на территории Германии. Он бесконечно удивлен, что маленький славянский народ лужичане на протяжении столетий сумел сохранили свой язык, культуру и традиции. Это необходимо осознавать как связующий элемент в долгой польско-немецкой истории. Хорошо, что существует газета лужичан «Сербски Новины» и культурные организации Домовина... Думаю, что это достойная поддержка в польско-немецких отношениях.

Квасневский со своими родителями в детстве несколько раз посетить Лужицу. Жили в Биалогродже, в тогдашнем кошалинском воеводстве. Его в детстве особенно поразила серболужицкая речь. Позднее Квасневский был в Лужице как корреспондент и делегат. Он не знает, сможет ли попасть в Лужицу в качестве президента Польши, однако, наверное, как бывший президент сможет ответить на вопросы, на которые в этот раз не смог ответить.

В связи с наступающим празднованием польско-немецкого 2005/2006 года Квасьневский указал на то, что лужицкие сербы Котбуса и Будышина также принимали участие в организации этой культурной акции.

Особенно Квасьневского заинтересовала брошюрка Домовины «Правовые нормы развития и сохранения серболужицого меньшинства», в которой собраны все европейские, общегосударственные и земельные документы по этому вопросу.

Из рук Альфонса Витязя Квасневский принял письмо председателя «Домовины». Яна Нука. Альфонс Витязь помимо прочего, проинформировал о развитии польско-лужицких партнерских связей и пригласил президента Польши в Лужицу. Александр Квасьневский, как он сам отметил, хочет посетить лужичан, но уже не в качестве президента, поскольку его срок заканчивается в следующем октябре 2005г.. Однако, он хочет вместе с семьей в частном порядке посетить Лужицу.

Существует Хартия нацменьшинств ЕС, которую подписала и Польша, и положение лужицких сербов в Германии тот пример, на который может равняться и Польша.

В Польше,как известно, немного меньшинств. Это немцы в области Ополя, литовцы в районе польско-литовской границы, белорусы вокруг Белостока и украинцы на севере.

Их права защищены польскими законами. Поддерживаются культурные организации, развитие языка и культуры. Польская конституция запрещает организации расистского и националистического толка. Особая статья в конституции посвящена нацменьшинствам. Гарантируются свободы в сохранении и использовании языка, традиций и национальной культуры. Новые поправки от января 2005 г. Позволяют употреблять язык в учреждениях округов, где национальные меньшинства составляют 20% всего населения. Таких же прав для польского меньшинства ожидает Польша и от своих партнеров на Востоке.

 В связи с 60-летней годовщине освобождения Лужицы от немецкого фашизма лужичане рассказали о том , что они чтут своих избавителей от национальной гибели, как славянский этнос, поэтому в Кроствице, округа Каменец установлен памятник погибшим воинам 2 польской армии, которая воевала вместе с Красной Армией. Памятник посетил и Кароль Войтыла до своего избрания Папой Римским. Квасневский сказал, что для него это значит очень многое. Он рад, что такое место есть и о нем заботятся. Это вселяет надежду. Говорит, что нам необходимы исторические знания и позитивные эмоции при общении между поляками и немцами, поляками и лужицкими сербами. Он рад, что Кароль Войтыла посетил этот памятник. Тут остался след его учения о диалоге между народами, о взаимопонимании и терпимости.

Перевод материалов осуществлял Сергей Базлов


Рецензии