Это сладкое слово - Свобода

Это сладкое слово свобода – был такой фильм когда-то. Симпатичные ребята умирали там за свободу и не жалели о своём выборе. Свободу можно чувствовать, не заботясь о формулировках. Можно и рассуждать бесконечно на эту тему.
Так много сказано и написано о свободе ( и несвободе) человека, что, наверное, всё уже всем ясно. А собственно, что нам ясно?
Как мы, скажем, оцениваем присутствие свободы: свободный человек, в нашем восприятии, меньше зависит от окружения, от обстоятельств, от мнений, правил и прочее. Он свободен, говорим мы. И добавляем мысленно, до поры до времени, потому что знаем по опыту, что любой свободе рано или поздно будет положен свой предел. Свобода, получается, как бы некий выход за рамки среднестатистического существования, перебор, необходимое, но всё же излишество.

И вот мы размышляем и «решаем» как нам быть с этой свободой, «быть или не быть? – вот в чём вопрос». Размышляем, прикидываем, спорим, и не учитываем при этом только одно, что любой дар ( свобода, жизнь, любовь…) если он есть, то человек не размышляет, а находится внутри процесса, а если его нет, то над чем же тогда и размышлять, спрашивается.
Такая личность, как Байрон, к примеру, думаю, не озадачивался тем, свободен ли он на самом деле или нет? Человеку, наделённому даром Свободы, просто не приходит в голову с этих позиций оценивать свои поступки (он может их оценивать с других позиций: добра и зла, целесообразности и прочее). ТО есть, иными словами, он просто живёт, он просто «добрый малый», как бы сказали на его родине. Это мы его воспринимаем как борца за права рабочих, ниспровергателя общественной морали, «мучителя» прекрасных дам, романтического бунтаря и ещё бог знает кем. Это НАШЕ восприятие свободного человека. А он просто поступал так, как хотел, и проблемы общества, народа, государства видел под углом своего собственного личностного восприятия. У Байрона один герой – Байрон, и этого вполне достаточно, чтобы то, о чём он писал, было интересно всему остальному человечеству.
А как окружающие могут реагировать на присутствие свободной личности? А примерно так же, как реагировали современники Байрона – негативно. Такой человек раздражает всех, и под это инстинктивное раздражение и неприязнь подводятся сознательные мотивы и «обоснованные» причины. Уж очень хочется обычному сознанию «впихнуть» такого человека в понятные рамки, объяснить его, «присвоить». Примерно похожее чувство можно пережить в детстве, когда кто-то из друзей превосходит тебя во всём, и не обращает на это обстоятельство ровно никакого внимания. Чувство зависти, ревности, неприязни могло бы перерасти в восхищение и преклонение, если бы человек этот, хотя бы заметил наши проблемы, «снизошёл» что называется. Но он просто не понимает, что такие проблемы, как наши, могут вообще быть, и настраивает ( не нарочно, нет) против себя многих.

И ненависть некоторых женщин, тем более понятна: весь 19 век покорен идее торжества высшего, одухотворённого, женского начала. Женщина призвана «спасать» мужчину, от пагубных страстей, и чего-то там ещё. Сами же мужчины и вложили в головы женщин эту мысль, а женщины искренне в неё и поверили. Так сладостно найти в душе мужчины (да ещё такого мужчины) какую ни наесть трещинку, зацепиться своим коготком, растравливать эту ранку, стать необходимой и, главное, полезной, вообщем, спасительницей. На этом желании построены все дамские романы. С Байроном такое пройти не могло, не хотел он такого корыстного участия.
Наверное, справедливо было бы сказать об этом человеке, что Свобода стала его судьбой, все, что он делал в жизни (очень спорное утверждении, конечно) он делал исключительно для себя, и во имя себя. Определение Чернышевского о разумном эгоизме, здесь бы вполне подошло. И то, что его личностные пристрастия и мотивировки постоянно совпадали с интересами общественного характера, говорит лишь о масштабе его личности, и не о чём другом. Байрона было так много, что и интересы общественные нашли своё место внутри его личности.
Значит, если ты не Байрон, по крайней мере, то не видать тебе свободы,как своих ушей? Мы - то все остальные, когда-нибудь чувствуем эту Свободу, то что мы не живём в ней постоянно, это понятно, но где те минуты, секунды, часы. когда мы понимаем, что свободны?!
По этому поводу я вспоминаю фильм «Красное и чёрное» по роману Стендаля, с Жерар Филиппом в главной роли. Тот эпизод, когда Жюльен Сорель (его герой) идёт на казнь. Эпизод вроде бы трагический, так, очевидно, его и надо воспринимается, но мне он видится иначе.
Вот сейчас Жюльен оставил всё, чем жил до этого момента, мучительные мысли о славе, жажду успеха, горечь поражения, сознание конечности жизни, ужас смерти, любовь женщины, так много значившей для него – всё. И он свободен, впервые по-настоящему свободен. И в этот миг он спокоен, В этот миг он вернулся к себе самому, той первоматрице существования, которую и создал Бог. Он стоит обращённый лицом к Богу, как когда-то стоял Человек, обратив лицо к этому миру. Он был свободен, всё, что мог дать ему этот мир, и чем он грозил ему, было ещё впереди. Но сейчас, в это мгновение, он был свободен.


Рецензии
Михалков-Кончаловский очень верно сказал: Нет понятия свободы, есть конкретное понятие экономическая свобода.
Полностью согласен с ним.
С теплом.
Григорий.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   13.06.2008 18:18     Заявить о нарушении