Автор о себе

Биография писателя позволяет представить спектр и глубину им написанного. Поэтому считаю необходимым ознакомить моих читателей с основными событиями в моей жизни.

***

Я родился в 1941 г. в Москве. Через несколько дней мама уехала со мной в деревню Малынь под Тулой, которая полтора месяца была оккупирована немцами. По этой причине мама не имела права вернуться в Москву и была вынуждена выйти замуж за коменданта поселка Дзержинец в г. Пушкино.

С 5-го по 10-й классы учился в Пушкинской средней школе № 3. Потом на ФЭСТе в Лестехе, на физфаке и мехмате МГУ, а в итоге закончил экономический факультет МГУ.

Работал в самых разных сферах: занимался производственной деятельностью (рабочим), социологическими иследованиями в Институте философии, преподаванием математики в средней школе, уходом за лесонасаждениями в Московской и Владимирской областях. Четыре года преподавал экономическую кибернетику в Московском инженерно-экономическом институте.

Женат. Двое детей (сейчас уже взрослых). В МГУ и встретил свою будущую жену Соню, с которой нас объединяют (помимо любви) нравственные ценности и несомненная убежденность в том, что счастье строится своими руками. И построили!

В 1977 году вместе примкнули к правозащитному движению. Протесты против беззакония, письма в защиту невинно преследуемых, помощь политзаключенным, участие в двух самиздатских журналах – «Поиски» и «В защиту экономических свобод» – разумеется, с вытекающими последствиями: лишением права на труд, арестом, осуждением на год лагерей, замененным (через три с половиной месяца пребывания в Бутырской и Краснопресненской тюрьмах) на исправительные работы без права выезда из Пушкино.

Впоследствии органы нам обоим предложили выбор: тюрьма или эмиграция. Спасая детей, которых начали терроризировать, отчисляя из высших учебных заведений «из-за родителей», мы с Соней выбрали второе. 15 июня 1982 года мы покинули пределы СССР.

Получив политическое убежище во Франции, в сентябре 1982 года мы из Вены перебрались в Париж. Как и в России, работали и подрабатывали сразу во многих местах (редакциях, издательствах и переводческих бюро). Но основной нашей с Соней сферой деятельности была работа (с 1982 по 1998 год) в парижской газете «Русская мысль», где мы выполняли самые разные функции (можно сказать, были «многостаночниками»): и набирали, и метранпажировали, и редактировали, и статьи писали.

После свертывания газеты ушли на безработицу, а в 1903 году (перед выходом на пенсию) пристали (навсегда!) к Серебряному берегу (побережье Бискайского залива), посередине между Бордо и Испанией, где и проживаем сейчас.

Помимо основных работ, все годы эмиграции я занимался изобретательством (есть множество запатентованных решений), а также изучением проблем, связанных с различными областями физики, экономики, политики, философии, высокоэффективного мышления и др. Принимал участие в ассоциации ТРИЗ, был на трех съездах в Петрозаводске. До недавнего времени являлся Ученым секретарем Союза русских инженеров во Франции.

В заключение хочу отметить, что когда я пишу о себе, на самом деле речь идет о неразделимом целом: «Я-Соня». Она у меня окончила истфак МГУ, аспирантуру в Институте Африки АН СССР (защитила кандидатскую диссертацию и получила степень кандидата экономических наук), где проработала последние двадцать с лишним лет. Была уволена после того, как положила на стол свой партбилет в знак протеста против преследования диссидентского движения (надо сказать, что это было сделано в ту эпоху, когда за такое грозила психиатрическая больница, которую удалось избежать, скорее всего, благодаря тому, что директором Института Африки был сын тогдашнего министра иностранных дел Громыко, имя которого не хотели, по-видимому, чтобы склоняли по «вражеским голосам»).

А до Института Африки она работала переводчиком в Патентном бюро и в МКБК (Московское конструкторское бюро киноаппаратуры). И, после окончания истфака и работы в ЦК ВЛКСМ Туркмении, даже на вечернее отделение физфака МГУ сумела поступить – с гуманитарным-то образованием! Правда, проучилась она на физфаке всего год, так как, пока была в декретном отпуске, вечернее отделение закрылось.

Как видите, скучать нам не приходилось и некогда (по сей день!)…


Рецензии