Тайна

       ТАЙНА

       Шахтерский поселок втиснут силой в узкое ущелье Джигиристан с одноименной горной речушкой.
       Эта сила выплеснула на склоны Кураминского хребта Тянь-Шаня улочки, не имеющие пересечения с другими, а попросту - тупики. Одна сторона тупиковой улицы обычно висит над обрывом или упирается в скалы. В таком тупике и жила наша семья.

       Отец и мать трудились на шахте № 9, как и большинство здешних взрослых.
Отец - горный мастер участка ВШТ (внутришахтный транспорт), работал с бригадой крепильщиков горных выработок, мама была машинистом - поднимала и спускала людей и материалы в шахту через вентиляционный шурф.
Копры шахты и шурфа были видны с любого места поселка, да и располагались они на склонах гор.

       Родители за восемь лет совместной жизни дали жизнь пятерым, я – старший.
       Война закончилась одиннадцать лет назад, жили дружно, не голодали.
По двору у нас бегали полтора десятка курей, гуси не давали пройти в моих выходных байковых красных штанах: шипели и щипались. Не знаю точно: может из-за удаленности магазина, отсутствия времени на ходьбу за четыре километра, но купили мои предки козу!!

       Кому её пасти?

       Конечно, самому «старому» - мне исполнилось семь лет, и я закончил первый класс школы.
Каждое утро, держась за веревку, я выводил это приобретение. Выход через верхнюю калитку дома был практически на гору, Там «мы» и паслись.

       Вершина Кураминского хребта более трех тысяч метров над уровнем моря. Синие скалы и зеленные предгорья. Они серели и чернели, когда солнце пряталось за хребет, отработав смену. Но с новым восходом жизнь закипала.

       В классической одежде: майке и черных трусах, брезентовых тапочках, сшитых из старой транспортерной ленты, с мурашками на теле от утренней прохлады, я вел и тащил эту установку по производству молока, с редким именем Маня, на склоны горы.
Май, июнь, высота над уровнем моря девятьсот метров. Горное разнотравье, запахов тонны!! Заливается сорокопут, как он красив!!! С высоты несутся песни жаворонков. Запрокинув голову, ищу певцов в небе, но солнце на их стороне - слепит.

       Привязав козу, сажусь в траву, только голова торчит. Наш дом выглядит отсюда малюсеньким, а наши соседи еще только строятся - вышли на улицу, месят глину…
На кусты шиповника села синичка, чирикнула и нырнула внутрь. Подполз поближе, посмотреть, а она упорхнула. Громадные пауки наплели свои причудливые сети - не то воронки, не то горлышки от бутылок. Самих пауков не видно, но кажется, что горят глаза их на дне паутины. Жутковато!

       Сверстников на улице у меня нет. Был один - Гена Кравцов, да жутко искусала его взбесившаяся собака, лечится. Поэтому лежу на траве и мечтаю. Хочу быть большим, сильным, храбрым! Первым! Самым!
       Маня жует, периодически блеет свой куплет, вот она запуталась в веревке, пошел освобождать.

       Передо мной взмыл жаворонок и завис в метре над головой, заливается. Кажется, прыгну и поймаю. Взглянул под ноги, машинально, и увидел гнездо.…
А надо мной уже две птицы.
Казалось, слышу просьбу: не трогай, не разоряй!!!

       Меня охватила радость: это будет моя тайна!!

       В гнезде лежало два сереньких, в мелкую крапинку яйца. Кочка травы нависла над гнездом, скрывает его, не найдешь.

       Теперь каждое утро, привязав Манюню, я несся к гнезду, извинялся перед хозяевами и смотрел, недолго, потому что боялся - вдруг жаворонки обидятся и «переедут» на новое место.

       Яиц стало уже шесть штук.
Жаворонок сел высиживать птенцов.
Теперь я не тревожил пичужек, хотя проверил, что жаворонок-наседка не взлетает, даже если через него перешагиваешь. Сидел я теперь неподалеку и пытался разглядеть подробности птичьей жизни.
 
       Прошло много дней, и однажды жаворонок вновь взлетел при моем приближении.
Я подошел и увидел, что в гнезде птенцы - пятеро, одно яйцо и скорлупа лежали рядом.
Жаворонок верещал вверху, словно хвастался и предупреждал, мол, не тронь руками!!!
Жизнь стала интересной, мать часто докричаться меня не могла, когда звала на обед или требовала хотя бы вернуть козу.

       Птенцы подрастали, кожистые комочки постепенно покрывались серым пухом, а на крылышках появились намеки на перышки. Жаворонки меня не боялись. Тайна жила, а я был её хранитель и создатель!!
………………………………………………………………………………………………
       Это утро началось обычно. Маня получила метров шесть поводка на склоне с сочной травой. Я пошел к гнезду. Жаворонки кричали вверху и, мне показалось, жалобно, с причитаниями.
Гнездо было пустое, лежало как-то набок и Кровь!!! Вот еще!! И тут я увидел змею, толстую и длинную, голова, как треугольник, цвета пыли. Она лежала и даже не пыталась убежать, раздвоенный черный язык быстро метался наружу и вовнутрь твари….
Змея приподняла голову, ужас охватил меня, я понесся к дому….

       Наверное, я кричал от ужаса, не помню, но сосед – дядя Коля Анучин и моя мама побежали мне навстречу, на гору….
- «Змея, змея!!», - только и сказал я. Сердечко готовилось выйти наружу, под коленками дрожало, волосы стояли дыбом и шевелились…
- «Где коза, чуть выше и вбок», - показал пальцем я.
Дядя Коля понесся туда с лопатой и вскоре мы увидели, что он её применил.
Спустившись, он сказал:
- «Я – охотник, человек с опытом, а это гюрза - я убил её. Обычно она живет в скалах, охотится чаще всего ночью. Ближайшие скалы на роднике, где воду берем, в километре от нас.
Детям нужно быть осмотрительней, укус смертельный».
Мама обняла меня и гладила по голове, успокаивала.

 А я горько плакал по своей погибшей тайне…


Рецензии
Интересная история, оставившая много впечатлений маленькому ЛГ и читателям.
С уважением,

Николай Елисеев   12.04.2020 13:28     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Эдвард.

Эдвард Фришер   13.04.2020 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.