Северные байки. Про котов и скотов

Случилось это осенью 1993 года, когда мне пришлось служить на Крайнем Севере.
Осень выдалась на редкость дождливой и холодной.
И вот в один из таких промозглых и серых дней, когда все небо было затянуто серыми тучами, и готово было разразиться проливным дождиком, после суточного дежурства я возвращался домой. Наша позиция находилась на вершине сопки. Высота где-то 140 метров над уровнем близлежащего океана. Вышел я на тропу к дому, до которого было порядка трех километров. Передо мной открылась красивая панорама небольшого поселка из трех жилых домов, одиноко стоявших посреди холодной красоты окрестных сопок и трех чистейших озер.
И вот только-только повеяло близким и родным теплом дома, как вдруг под ноги попался такой себе крупный камешек. Из-под левой ноги он предательски выскочил под правую, и в этот момент я услышал очень нехороший хруст голеностопа. "Вывих", - как-то спокойно подумалось мне. И что теперь делать?
Начал быстренько вспоминать, что мне известно про эту травму.
"Я не чувствую боли. Это - болевой шок, а значит нужно срочно бежать, пока не пришла боль", - подумал я и рванул изо всех сил по тропе домой. Так мне удалось преодолеть полтора километра извилистой узкой тропы. А потом пришла Боль и забрала свое. Правая нога превратилась в большую такую проблему. Ботинок, казалось, вот-вот взорвется от распухшего голеностопа.
В это время я уже вышел на дощатый помост, который тянулся еще километр и от начавшегося в это время дождя был предательски мокрым и скользким.
Вариантов оставалось мало, и я поскакал на одной ноге. Удивительно, как быстро размокает зимний ватник в дождь...
По пути вспомнил рассказы про войну, когда в госпиталях раненым бойцам при отсутствии анестезии рекомендовали ругаться матом. Говорили - попускает. Не попускает, а отвлекает и только совсем ненадолго.
Пишу это и думаю: как плохо же нам было в то время без мобильных телефонов.
Закончился помост, и закончились силы левой ноги. Оставалось через жилой городок пробраться. Дождь, как назло, совсем хорошо с неба побежал.
Дело было вечером, делать было нечего, и, как учил нас дедушка Маресьев, нужно было домой прорываться. Упал я в грязь, в эту холодную противную жижу, и, стиснув зубы, с дикими стонами пополз преодолевать последние 500 метров пути домой. Где-то там внутри теплилась надежда, что проползти нужно совсем немного, и меня обязательно кто-то услышит из наших. Поднимут меня грязного под белы рученьки, окажут первую медицинскую помощь, согреют разбавленным спиртом и душевным теплом... Мечты-мечты...
Никто не вышел мне помочь даже тогда, когда я с криками из последних сил проползал прямо под окнами офицерского дома моряков. НИКТО!
И вот когда на пути домой осталась одно препятствие - пятиступенчатое высокое крыльцо сталинской постройки, на это самое крыльцо выскочили двое: сосед-алкоголик Вова - работяга мичман, и мой домашний кот Дикси. Вову я от дикой обиды на все человечество послал куда подальше и начал свое "восхождение".
Дикси понял, что что-то случилось. Он подошел совсем близко к лицу и тихо-тихо замурчал, как бы говоря мне: "Ну, давай! Чего же ты?! Совсем чуть-чуть осталось...".
Он поднимался вместе со мной ступенька за ступенькой. И вот, когда я совсем обессилевший рухнул в грязной и мокрой одежде на кровать, он прыгнул мне в ноги и скрутился калачиком именно на том самом опухшем голеностопе. И это мой Дикси, который даже на нюх воды не переносил! Тогда я почувствовал тепло, исходившее от его маленького пушистого тельца, и то, что боль постепенно уходит, как вроде он забирает ее у меня. В этот момент я отключился.
Когда через некоторое время снова открыл глаза, я не увидел долгожданных людей в белых халатах, а только своего Дикси, тихо лежавшего на моем мокром ботинке.
Дальше все было обыденно. Разрезал шнурки, снял с себя ботинки и грязно-мокрую одежду, попытался оказать себе первую помощь. Нужно было компресс сделать. Только вот спирт я слабо разбавил, поэтому кожа на суставе утром снялась вместе с бинтиками. А кот по-прежнему не покидал меня, согревая своим теплом. (Интересно: а ходил ли он в ту ночь в туалет?:) )
Славный был у меня Дикси. Очень любил ходить со мной на зимние прогулки по заснеженным сопкам. Бежал все время впереди, как собака охотничья. Вот только уставал быстро по снегу бежать. Запрыгивал тогда ко мне на ворот, чтобы отдохнуть, а после этого - снова вперед бежал.
Очень жаль, что после моего отъезда с Севера, хотя я и оставлял его самому доброму молодому лейтенанту с женой, убежал мой Дикси в сопки. Наверное, меня искал...


Рецензии