Офицер без вредных привычек
ИЗ ЗТМ:
НАТ. АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА УТРО
В тишине раннего утра отчетливо слышен торопливый перестук каблучков. Пыльный "Икарус", стоящий у павильона автобусной остановки, с лязгом и скрежетом закрывает двери. Пыхнув сизым облаком выхлопных газов, старенький автобус неторопливо выезжает на проезжую часть, держа путь к следующей остановке.
Перестук каблучков замедляется и на остановку выходит МАРИНА ПАВЛОВНА, миниатюрная стройная женщина средних лет. Она провожает взглядом отъехавший автобус, оглядывается назад, чтобы посмотреть, не едет ли следующий автобус, бросает взгляд на маленькие часики, качает головой, хмурит от огорчения брови и неторопливо подходит к обшарпанной стене павильона.
В ожидании следующего автобуса, Марина Павловна разглядывает наляпанные друг на друга бумажки частных объявлений: "ПРОДАМ КОЗУ...", "ПРОПАЛА СОБАКА, СУКА, ЗВАТЬ НЮСЬКА...", "ОДИНОКИЙ ОФИЦЕР...", "КУПЛЮ НЕДОРОГО..." Стоп! Что это? Вот: "ОДИНОКИЙ ОФИЦЕР, БЕЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, ПОРЯДОЧНЫЙ И СКРОМНЫЙ, ОТЛИЧНИК БП, СНИМЕТ ЛЮБОЕ ЖИЛЬЕ НА ЛЮБОЙ СРОК. ЗВОНИТЬ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ".
К остановке подходит переполненный автобус. Марина Павловна машинально отрывает бумажный завиток с номером телефона. Она оборачивается на шум открывшихся дверей, торопливо комкает бумажку, бросает ее в сумочку и решительно втискивается в толкотню салона рейсового автобуса.
ИНТ. БУХГАЛТЕРИЯ УТРО
В тесном кабинете заводской бухгалтерии стоят четыре массивных двухтумбовых стола. На столах громоздятся кипы бумаг и картонных скоросшивателей. За столами сидят ВИКА, АНЯ и СВЕТЛАНА БОРИСОВНА, замужние дамы почтенного возраста.
Они деловито щёлкают костяшками счетов и шелестят бумажками. В кабинет входит запыхавшаяся Марина Павловна. Она вешает легкий плащик и садится на свое место.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Девчонки, привет!
"Девчонки" вздыхают, косятся на Марину Павловну и продолжают шелестеть бумагами. Марина Павловна ставит сумочку на стол, достает из нее объемистую косметичку, вынимает из косметички зеркальце и начинает приводить себя в порядок. Рядом с цилиндриком губной помады она замечает маленький бумажный комочек.
Марина Павловна разворачивает бумажную полоску и видит номер телефона. Разгладив бумажку, она кладет ее рядом со своим телефонным аппаратом и снова смотрится в круглое зеркальце.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Девочки, а может, мне в рыжий цвет покраситься?
Марина Павловна трогает чёлку и косится на бумажку с телефонным номером.
ВИКА
Маринк, ты чего это удумала?
МАРИНА ПАВЛОВНА
Скучно, Викуль.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Мне бы твои волосы, я бы всех мужиков... Уу-ух!
МАРИНА ПАВЛОВНА
Девочки, а офицеры, они какие?
АНЯ
А ты что, ни одного офицера не знаешь?
МАРИНА ПАВЛОВНА
Почему ни одного? Поручик Ржевский. Мне о нём один товарищ рассказывал, из парткома. Поручик - это ведь тоже офицер?
АНЯ
Ха! Скажешь тоже! Поручик...
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Я тебе, Маринка, так скажу: есть мужики, а есть офицеры.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Да? Ну, тогда позвоню. Посмотрим, что это такое.
Марина Павловна снимает телефонную трубку и набирает номер.
ВИКА
Куда позвоню? Стой!
АНЯ
Маринка, подожди!
"Девочки" резво поднимаются со своих мест и окружают стол Марины Павловны плотным кольцом, старательно вслушиваясь в искаженный мембраной голос абонента.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Алло, здравствуйте! Я по объявлению, насчет жилья. Мне офицер нужен. Дежурный? А кто это? Ах, это вы дежурный? Боевой товарищ офицера?
Марина Павловна растерянно оглядывает своих подруг.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А он настоящий офицер? Хочу сразу предупредить, пусть этот ваш офицер ни на что особенное не рассчитывает! Он у вас точно одинокий?
Марина Павловна облегченно выдыхает и, увидев утвердительные кивки подруг, произносит:
МАРИНА ПАВЛОВНА
Ладно. Пусть вечером приходит. Посмотрим. Атаманская 51-15. До свидания.
Вика, Аня и Светлана Борисовна неторопливо возвращаются на свои рабочие места. Вика задумчиво смотрит в окно, Аня растерянно разглядывает лежащие перед ней гроссбухи. Украдкой оглядев подруг, Светлана Борисовна достает из ящика стола конфету и, торопливо прошуршав фантиком, быстро бросает карамельку в рот.
ВИКА
Ну, ты Маринка даешь!
АНЯ
А может, только так и надо. А где он у тебя спать-то будет?
МАРИНА ПАВЛОВНА
Не знаю. Может, на кухне?
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Это на твоих-то пяти метрах? Офицер - не лошадь, стоя спать не приучен. Ты уж придумай что-нибудь поинтереснее.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Не знаю, девочки. Я, наверное, сегодня сразу после обеда уйду. Пойду думать.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Думай, думай. Офицеры - они такие. Вон, у моей соседки, дочка за офицера выскочила. Где уж она его нашла - не знаю, ничего сказать не могу. Пять лет по гарнизонам помыкались, а теперь он в Москве при Генштабе служит. А она как барыня, одна в трехкомнатной квартире, на Красную площадь погулять выходит. Вот тебе и офицеры, а ты говоришь.
"Девочки" вздыхают, придвигают к себе счёты, берут шариковые ручки и принимаются за работу. Марина Павловна долго смотрит на мятый клочок бумажки с телефонным номером, затем решительно прячет его под телефонный аппарат и принимается за работу.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ ПРИХОЖАЯ ДЕНЬ
Дверь распахивается и в крохотную темную прихожую торопливо входит Марина Павловна. Она вешает плащик, сбрасывает туфли и направляется в комнату. Дойдя до дверей комнаты, она останавливается, и оглядывается на туфли.
Марина Павловна возвращается, аккуратно ставит туфли на место, поправляет плащик и, бросив взгляд на свое отражение в зеркале, уходит в комнату.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА ДЕНЬ
Стоя в дверном проеме, Марина Павловна критическим взглядом осматривает единственную комнату своей квартиры. Стены узкой и вытянутой, как пенал комнаты оклеены новыми обоями с легкомысленным рисунком в виде голубеньких цветочков, никогда не существовавших в природе.
Единственное окно, выходящее во двор, плотно задернуто шторой с оборками. Полированный шкаф с одеждой, точеная этажерка с коллекцией журналов "Бурда моден" на польском языке, оттоманка с торшером у изголовья и трехместный диван напротив - все это содержится в идеальном порядке.
Марина Павловна принимается за уборку. Она шумит водой на кухне, гремит мусорным ведром в совмещенном санузле, протирает влажной тряпкой подоконник, поправляет занавеску. Утомившись, она присаживается на диван, чтобы подкрасить губы.
Посмотрев на часы, показывающие 18.00, Марина Павловна включает торшер, берет с этажерки журнал, перелистывает несколько глянцевых страниц, начинает читать и, незаметно для себя, засыпает.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА ВЕЧЕР
Марина Павловна медленно открывает глаза и видит перед собой сплошную серо-буро-зеленую шевелящуюся стену. Она смотрит немного выше и видит два десятка блестящих глаз.
Десяток солдат в грязном камуфляже, с сумками, мешками и автоматами молча и беззастенчиво разглядывают Марину Павловну. Марина Павловна невольно вжимается в спинку дивана.
ОФИЦЕР
Взвод!
Марина Павловна вздрагивает вместе с люстрой.
ОФИЦЕР
Кру-гом! В расположение части! Шагом! Марш!
Солдаты поворачиваются на 180 градусов. Они ставят на пол сумки и мешки и выходят из комнаты, глухо топая кирзовыми сапогами. Громко хлопает входная дверь и становится тихо.
В комнате стоит, переминаясь с ноги на ногу, только один солдат (ОФИЦЕР), лет тридцати с небольшим, высокий, коротко стриженый, с грязно-зеленым мешком в руках.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Это вы офицер? Вы один будете жить?
Марина Павловна приподнимается, чтобы заглянуть в прихожую.
ОФИЦЕР
Натурально.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А как вас зовут?
ОФИЦЕР
Товарищ капитан.
Марина Павловна встает с дивана и протягивает Офицеру руку.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А меня - Марина Павловна.
Не замечая протянутой руки, Офицер бухает под ноги Марины Павловны тяжелый мешок.
ОФИЦЕР
Вот, хозяйка, сечку принес. В оплату за первый месяц.
Марина Павловна опускает глаза на зеленый мешок, затем смотрит на Офицера снизу вверх.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Очень хорошо. С оплатой за второй месяц торопиться не стоит. Располагайтесь.
Марина Павловна вздыхает и выходит в прихожую.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ ПРИХОЖАЯ ВЕЧЕР
Марина Павловна стоит перед вешалкой, на которой висят в ряд четыре шинели. В прихожую входит Офицер и в крохотном помещении почти не остается свободного места. Марина Павловна хмурит брови, ее нос подрагивает от новых, необычных запахов. Машинальным движением она застегивает верхнюю пуговицу халата и поворачивается к Офицеру.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Товарищ капитан, а зачем вам четыре пальто?
ОФИЦЕР
Это не пальто. Это шинели.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А все же?
ОФИЦЕР
Так я же четырнадцать лет служу!
Офицер снимает и вешает на последний, пятый крючок вешалки, пятнистый бушлат.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ САНУЗЕЛ ВЕЧЕР
В совмещенном санузле, между ванной, раковиной и унитазом есть место только для одного человека. Марина Павловна стоит перед зеркалом и убирает с полочки в косметичку многочисленные баночки и тюбики.
На освободившееся место она ставит полустертый помазок, "Тройной" одеколон, осторожно кладет опасную бритву. Двумя пальчиками выкладывает на раковину брусок хозяйственного мыла. Не оборачиваясь, она дает указания Офицеру.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Лишнюю обувь - в шкаф, оставить в мешках. Нижнее белье - на верхнюю полку. Мусорное ведро на кухне. Весь мусор - туда. Ведро выносить каждый вечер.
В проеме открытой двери появляется Офицер.
ОФИЦЕР
А парадную форму куда?
МАРИНА ПАВЛОВНА
В шкаф, рядом с моим пальто. Там должны быть свободные плечики.
Офицер исчезает.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Свет в туалете выключать. Комнату проветривать каждое утро. Вечером занавешивать окна, посуду мыть сразу после еды...
В проеме открытой двери появляется Офицер с мешком сечки в руках. Марина Павловна смотрит на него в зеркало.
ОФИЦЕР
А сечку куда?
МАРИНА ПАВЛОВНА
Рассыпать по банкам, выставить на балкон.
Офицер исчезает. Марина Павловна достает со дна пустого вещмешка два вафельных полотенца.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Еду убирать в холодильник. Следить, чтобы дверца холодильника была плотно закрыта...
В проеме открытой двери появляется Офицер с двумя майонезными банками в руках.
ОФИЦЕР
Слышь, хозяйка, маловаты банки будут.
Марина Павловна смотрит на Офицера в зеркало и вздыхает.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Майонезные банки поставить на место. Взять трехлитровые под раковиной. Плотно закрыть крышками. Пластмассовые крышки в верхнем ящике тумбы.
ОФИЦЕР
Виноват.
Офицер снова исчезает. Марина Павловна тяжко вздыхает, вешает вафельные полотенца на крючок у раковины, аккуратно складывает вещмешок и пихает его на полку.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА ВЕЧЕР
Вдоль всей комнаты, от окна до шкафа висит цветастая занавеска, которая отделяет оттоманку Марины Павловны от дивана Офицера. Бледно-зеленая занавеска с крупными аляпистыми розами наполовину сдвинута.
На оттоманке лежит обессиленная Марина Павловна и дает последние указания стоящему перед ней навытяжку Офицеру. Офицер что-то записывает в офицерском планшете.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Друзей не водить. Не курить. Обувь чистить на лестничной площадке. Здороваться с соседями. Дверь на ночь запирать. Не храпеть. На музыкальных инструментах не играть.
Марина Павловна окидывает взглядом Офицера с головы до ног, тихо вздыхает и укрывается пледом до плеч. Офицер замирает и вопросительно смотрит на Марину Павловну.
МАРИНА ПАВЛОВНА
И вот еще что. Чтобы вы ничего такого насчет меня не подумали и не посмели.
Офицер что-то быстро помечает в планшете.
ОФИЦЕР
Есть! Разрешите идти?
МАРИНА ПАВЛОВНА
Спокойной ночи.
Марина Павловна закрывает глаза. Глухо щелкают каблуки, гаснет свет. Офицер коротко шуршит одеждой и занавеской. Тихо скрипят пружины дивана. Офицер осторожно кашляет в кулак. Марина Павловна улыбается и засыпает.
ИНТ. БУХГАЛТЕРИЯ УТРО
Вика, Аня и Светлана Борисовна деловито щёлкают костяшками счетов и шелестят бумажками. В кабинет входит запыхавшаяся Марина Павловна. Она вешает легкий плащик и садится на свое место.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Девчонки, привет!
Марина Павловна ставит сумочку на стол, достает из нее объемистую косметичку, вываливает на стол целый ворох тюбиков и баночек, выуживает из этой кучи зеркальце и начинает приводить себя в порядок. "Девчонки" моментально окружают ее стол.
АНЯ
Ну, давай! Не томи!
ВИКА
Приходил? Устроила?
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Сам-то он как?
Марина Павловна невозмутимо пудрит носик.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Не знаю, девочки. Я думала, у него погоны золотые будут, или хотя бы звездочки. А они все зеленые.
Марина Павловна начинает красить ресницы.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Да бог с ним, с погонами-то! Выглядит-то он как?
МАРИНА ПАВЛОВНА
Ой, не знаю. Большой он. Стриженый. В сапогах ходит. И пахнет.
АНЯ
Стриженый - значит, следит за собой, а в сапогах они все ходят.
ВИКА
Тебя, Анька, послушать, так они все одинаковые. Я в прошлом месяце одного в ботинках видела. А чем он пахнет?
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Казармой он пахнет. Они там все вместе живут, кто без жилья. Маринка, ты лучше прямо скажи: довольна?
Марина Павловна красит губы и поправляет чёлку.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Даже не знаю... Мне бы кого поменьше...
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Куда меньше? Ты моего шпинделя видела? Ни гвоздь забить, ни белье развесить, все самой приходится. А уж про другое вообще молчу. Так, суета одна.
Марина Павловна откладывает в сторону зеркальце и обводит задумчивым взглядом своих подруг.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А вообще он послушный. Исполнительный.
АНЯ
Вот! А что нам, бабам, еще надо?
ВИКА
Ты его хоть чаем напои, угости чем-нибудь, а то кто их знает, чем их там кормят-то?
МАРИНА ПАВЛОВНА
Посмотрим. Зайду в кондитерскую после работы.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Всё девоньки, работать!
Аня, Вика и Светлана Борисовна возвращаются на свои рабочие места. Марина Павловна медленно складывает баночки и тюбики в косметичку, придвигает к себе два скоросшивателя и погружается в работу.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КУХНЯ ВЕЧЕР
На газовой плите тоненько свистит блестящий чайник. Марина Павловна поворачивает ручку плиты, выключая газ, и снимает чайник. Она наполняет кипятком стоящие на крохотном кухонном столе большую и маленькую кружки. Убедившись в идеальной чистоте чайных ложек, кладет их на блюдца.
Марина Павловна ставит на стол две тарелки и выкладывает на них четыре эклера, по два эклера на каждую. Задумчиво облизав пальчик, она перекладывает один эклер на тарелку, стоящую у большой кружки.
МАРИНА ПАВЛОВНА
(кричит)
Товарищ капитан! Идите чай пить!
В дверном проеме появляется Офицер. Марина Павловна садится с той стороны стола, где стоят маленькая кружка и тарелка с одним эклером.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Присаживайтесь. Угощайтесь.
Офицер садится широко, основательно, и его колено прижимается к колену Марины Павловны. Марина Павловна моментально краснеет и отодвигает свое колено в сторону.
Марина Павловна и Офицер одновременно тянутся за рафинадом и их руки встречаются. Марина Павловна тут же отдергивает свою руку. Так и не решившись взять рафинад, она помешивает ложечкой чай и осторожно придвигает свое колено к колену Офицера.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Тесновато у меня, правда?
Офицер тщательно размешивает в кружке шесть кусков рафинада.
ОФИЦЕР
У вас квартира. Натурально.
Офицер зажимает в кулаке хрупкий эклер и съедает его в два приема.
МАРИНА ПАВЛОВНА
От месткома.
Марина Павловна берет свой эклер двумя пальчиками и осторожно надкусывает. Офицер шумно отхлебывает горячий чай.
ОФИЦЕР
Да хоть от черта, зато жилье.
Офицер съедает второй эклер и снова шумно отхлебывает чай.
ОФИЦЕР
Чай вот можно спокойно попить. Кондитерские изделия хочешь сразу употребляй, а хочешь - в холодильник ложь. И никто не съест.
Марина Павловна облизывает чайную ложечку и кладет ее на блюдце.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А у вас там... В казарме, есть холодильник?
Офицер моментально съедает третий эклер.
ОФИЦЕР
Не положено! В пищеблоке есть. Целых три. Слона можно заморозить.
Марина Павловна заворожено наблюдает, как Офицер допивает горячий чай.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Может, еще чаю?
ОФИЦЕР
Спасибо, хозяйка. В люлю пора.
Офицер шумно встает и выходит. Марина Павловна слышит, как скрипят пружины дивана. Она вздыхает, смотрит на свой едва надкушеный эклер, на свою кружку с недопитым чаем, встает и начинает убирать со стола.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА ВЕЧЕР
Марина Павловна лежит на оттоманке и задумчиво смотрит на занавеску, отделяющую ее от Офицера. Мягкий свет торшера освещает журнал "Бурда моден" на польском языке в ее руках.
Марина Павловна откладывает журнал в сторону, встает, трижды проходится по комнате вдоль занавески и снова забирается с ногами на оттоманку. Она прикрывает ноги пледом, берет в руки журнал и, прикусив губку, смотрит на занавеску.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Товарищ капитан! Вы не вынесете мусор?
Диван пронзительно скрипит пружинами, и Марина Павловна тут же начинает читать журнал. Занавеска отодвигается, Офицер молча выходит из комнаты. Марина Павловна украдкой провожает его взглядом.
Хлопает дверь туалета, входная дверь. Через пару минут хлопает входная дверь и дверь туалета. Офицер входит в комнату и молча прячется за занавеской. Диван коротко скрипит.
Иностранные слова начинают расплываться перед глазами Марины Павловны. Она хмурит брови, откладывает журнал в сторону, встает и начинает решительно снимать занавеску.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Гладить буду!
Сложив занавеску на оттоманку, она разворачивает гладильную доску, включает утюг и смотрит на Офицера, невозмутимо читающего устав.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Товарищ капитан, а у вас тяжелая работа?
ОФИЦЕР
Это не работа. Это служба.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А служба у вас тяжелая?
ОФИЦЕР
По-разному бывает. Бывает, идешь, значится, на дежурство, а там... толкать-колотить... Или наоборот, идешь, значится с дежурства, а там... толкать-колотить... И в люлю. После дежурства - в люлю. Это святое.
Марина Павловна гладит занавеску, не отрывая взгляда от Офицера.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А далеко идти?
ОФИЦЕР
Да через плац. Метров сто.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А что вы все на дежурство или с дежурства?
ОФИЦЕР
Дык, офицеров нету. Они ж вроде и есть, а как в гарнизон куда подальше, так и нету. Сутки в карауле, сутки спишь.
Пораженная до глубины души, Марина Павловна останавливает движение утюга.
МАРИНА ПАВЛОВНА
И так всю службу?
Офицер мечтательно откладывает в сторону тоненькую книжечку устава.
ОФИЦЕР
Не, отпуск это святое. Раз в год. Правда, денег не дают, а ВПД не берут. Так там и отпускаешься. Неделю в люле - это святое. Потом корзину в зубы и в лес.
МАРИНА ПАВЛОВНА
За грибами?
ОФИЦЕР
Не, чтобы командир не поймал. А то увидит, он и в отпуске упросит в караул заступить.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А корзина тогда зачем?
ОФИЦЕР
Алиби. Взойдешь на пригорочек, березы, елки всякие кругом. Наломаешь лапника и...
Офицер сладко вздыхает в унисон с протяжным скрипом дивана.
ОФИЦЕР
(продолжает)
...И в люлю.
Марина Павловна коротко вскрикивает и резко поднимает утюг. На занавеске красуется дыра по форме утюга с обгорелыми, еще дымящимися неровными краями.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА НОЧЬ
Комната, разделенная пополам цветастой занавеской освещена пробивающимся сквозь прозрачную тюль светом улицы. Марина Павловна лежит с открытыми глазами и косится на занавеску.
МАРИНА ПАВЛОВНА
(громким шепотом)
Товарищ капитан!
ОФИЦЕР
Я!
МАРИНА ПАВЛОВНА
А почему вы одинокий?
ОФИЦЕР
Служба такая. Не способствует.
Марина Павловна укутывается одеялом и поворачивает голову в сторону дивана за занавеской.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Вы знаете, мне кажется, что одиночество противоестественно природе человека. Не зря говорят, что миром правит любовь. А настоящая любовь, она ведь такая... Вот взять и умереть в один день, в один вздох.
Офицер шумно зевает.
ОФИЦЕР
Не знаю. Я вот умирать не хочу. Ни вместе, ни по отдельности. Мне в этом году еще пять процентов выслуги положено. И ботинки хромовые, и брюки навыпуск, и шинель...
МАРИНА ПАВЛОВНА
А зачем вам пятая шинель?
ОФИЦЕР
Положено.
Офицер коротко скрипит диваном.
ОФИЦЕР
По арматурной ведомости в этом году шинель положена. А вы говорите умереть. Не знаю.
Марина Павловна некоторое время вслушивается в размеренное дыхание Офицера, затем улыбается, закрывает глаза и засыпает.
ИНТ. БУХГАЛТЕРИЯ УТРО
Марина Павловна задумчиво передвигает костяшки счетов и изредка что-то записывает в толстую ведомость.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Маринка! Опять в накладных все перепутала!
ВИКА
Светлана Борисовна, не трогай ее. Видишь, человек в состоянии.
АНЯ
Ага, прям как я в шестнадцать лет.
ВИКА
Тебе все шуточки, а у человека, может быть, судьба...
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Ну, и как там, эта судьба?
Марина Павловна откладывает ручку в сторону.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Он хороший.
АНЯ
Все они хорошие, пока одинокие.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Он морально устойчивый... И отличник БП.
АНЯ
Ну, если отличник БП...
ВИКА
Так у вас до сих пор ничего...
Светлана Борисовна суетливо шуршит фантиком и украдкой бросает в рот карамельку.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Помолчали бы лучше, девки! А ты его кормить пробовала?
МАРИНА ПАВЛОВНА
Только чаем. И кондитерскими изделиями.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Ну и дура. К мужику, хоть он и офицер, через желудок подходить надо. Самый верный ход. Соскучился, небось, по домашнему, офицерик...
ВИКА
А когда все съест, поговори с ним, о том, что ему близко.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А что ему близко?
АНЯ
Вот и узнай.
Марина Павловна задумчиво размазывает кляксу на чистом бланке зарплатной ведомости.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КУХНЯ ВЕЧЕР
Маленький обеденный стол заставлен тарелочками с салатами, квашеной капустой, лоснящейся маслом селедкой в кружевах репчатого лука, красиво разложенными шпротами. Марина Павловна снимает с плиты кастрюлю, придерживая крышку, сливает из нее горячую воду в раковину и ставит обратно на плиту.
Она снимает с себя затейливый фартучек, тщательно моет руки и достает из шкафчика чистую тарелку. Немного подумав, она ставит тарелку обратно и достает другую, раза в два большую.
Приоткрыв крышку кастрюли, он начинает накладывать на тарелку разваристую картошку. Положив в тарелку кусочек сливочного масла, она ставит тарелку на стол. Марина Павловна осматривает стол и, спохватившись, посыпает картошку мелко нарезанной зеленью.
МАРИНА ПАВЛОВНА
(кричит)
Товарищ капитан! Идите ужинать!
В дверном проеме появляется Офицер и в кухне становится тесно. Офицер широко и основательно садится за стол, берет ложку и начинает есть.
Марина Павловна осторожно садится рядом и медленно придвигает свою ногу к ноге Офицера. Она отщипывает кусочек черного хлеба и медленно, по крошке, жует его, наблюдая, как Офицер уничтожает приготовленный ею ужин.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Вы, наверное, в разных местах служили?
Офицер ложкой ест шпроты.
ОФИЦЕР
Север.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Север? И северное сияние вокруг?
Офицер вываливает в тарелку с картошкой красиво разложенную селедку.
ОФИЦЕР
Какое сияние? Периметр.
Офицер доедает последний кусочек селедки и приступает к капусте.
МАРИНА ПАВЛОВНА
И что же, у вас так ничего интересного не было? Я слышала, в гарнизоны театр или просто артисты приезжают.
Офицер съедает всю капусту и косится на тарелку с солеными огурчиками.
ОФИЦЕР
У нас в роте каждый день театр. Уголок Дурова. Там такие артисты есть...
Офицер пытается ухватить ложкой сразу два соленых огурца.
ОФИЦЕР
А интересного полно. Вот, медведь однажды замполита задрал.
Марина Павловна округляет глаза и, не отрывая взгляда от Офицера, пытается на ощупь отломить себе еще кусочек хлеба.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Как задрал?
ОФИЦЕР
Начисто.
Офицер съедает последний огурчик и осматривает пустые тарелки.
ОФИЦЕР
Как Брежнева не стало, так в тот же день медведь из леса вышел и нашего замполита задрал.
Марина Павловна роняет кусочек хлеба.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Какой медведь?
Офицер вычищает кусочком хлеба свою тарелку.
ОФИЦЕР
Бурый, наверно. Даже юфтю съел.
Марина Павловна снова роняет кусочек хлеба.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Какую юфтю?
Офицер отваливается от стола и вытирает рукавом губы.
ОФИЦЕР
Да на сапогах. Одни подметки остались.
Марина Павловна только сейчас замечает, что все тарелки пусты.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Ну... Тогда, может, чаю?
ОФИЦЕР
Спасибо, хозяйка. В люлю пора.
Офицер шумно поднимается и выходит. Марина Павловна задумчиво смотрит на стол, уставленный пустыми тарелками.
ИНТ. БУХГАЛТЕРИЯ УТРО
Аня, Вика и Светлана Борисовна молча смотрят на Марину Павловну, которая медленно и старательно выписывает накладную.
АНЯ
Маринка, не молчи! Как ужин прошел?
Марина Павловна берет следующую накладную.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Нормально. Все съел.
Аня, Вика и Светлана Борисовна молча переглядываются.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Вообще-то он хороший...
Марина Павловна задумчиво откидывается на спинку стула.
МАРИНА ПАВЛОВНА
(продолжая)
Не храпит. Продукты в дом носит. Целый мешок какой-то сечки принес.
АНЯ
Мне бы такого офицера. Чтоб не храпел и по магазинам бегал.
ВИКА
Вот и заведи. Что же ты со своим- то алкашом мучаешься? У тебя целая комната свободная, вот и сдай!
АНЯ
А сама чего?
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
А вот я бы взяла. Молодого, стриженого, в сапогах... И-ех! Только кому я с тремя дитями интересная?
Марина Павловна с улыбкой смотрит на разгорячившихся подруг.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А еще он меня утром в ванну всегда вперед пропускает. А еще он не пьет. И, похоже, что даже не выпивает.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Давай, Маринка, давай! Дожми его! Закорми его так, чтобы... Да я бы на твоем месте... И-ех!
Светлана Борисовна так сильно хлопает ладонью по кипе приходных ведомостей, что десяток листочков разлетается по всему кабинету. Совершенно расстроенная Светлана Борисовна распахивает ящик стола, достает оттуда кулек с карамельками и высыпает конфеты на стол.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Угощайтесь, девчонки!
Вика и Аня подходят к столу Светланы Борисовны, чтобы взять по горсточке конфет.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А может, пусть бы лучше храпел? А? Я не против.
Вика, Аня и Светлана Борисовна с удивлением оборачиваются к Марине Павловне. Марина Павловна задумчиво меняет стержень в шариковой ручке.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА НОЧЬ
Марина Павловна молча полулежит на оттоманке, с закрытым журналом на коленях. Она медленно поворачивается в сторону дивана и пытается разглядеть Офицера через одну из десятка дырок, прожженных утюгом в занавеске. Офицер лежит молча, уставившись неморгающим взглядом в потолок.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Товарищ капитан! А что вы любите?
ОФИЦЕР
Мороженое люблю. Сливочное. На скамейке.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Это как?
ОФИЦЕР
Сидишь в парке, на скамейке, а солнышко тебе прямо в глаз светит.
Марина Павловна откидывается на подушку и тоже смотрит в потолок. Замечает там несколько трещинок. Она бросает взгляд на Офицера, видит, что все также неподвижен и все также смотрит в потолок. Марина Павловна снова начинает рассматривать трещинки на потолке.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Потолок побелить надо, да все руки не доходят.
Из-за занавески не доносится ни звука. Марина Павловна вздыхает и выключает торшер.
ИНТ. БУХГАЛТЕРИЯ УТРО
Аня, Вика и Светлана Борисовна ёрзают от нетерпения на своих рабочих местах. Марина Павловна шуршит накладными, не замечая ничего вокруг. Первой не выдерживает Аня.
АНЯ
Маринк, ну? Чего там?
Марина Павловна вздыхает и кладет перед собой новую пачку накладных.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Ничего.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Так я и знала! Все они, мужики...
ВИКА
Ты, Светлана Борисовна, своего-то со всеми не равняй, это же офицер! На, Маринка, принесла я тебе последний аргумент.
Вика выкладывает на стол газетный сверток. Аня и Светлана Борисовна моментально оказываются у стола Вики. Марина Павловна отрывается от бумаг и смотрит в сторону стола Вики.
Аня интенсивно шуршит газетой, потом торжествующе поворачивается к Марине Павловне. В ее руках разворачивается красное шелковое платье с глубоким декольте.
ВИКА
Я в него уже давно не влезаю, а Маринке в самый раз будет.
Онемевшая Марина Павловна привстает со стула.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
Чего стоишь-то? Иди сюда, давай, хотя бы приложим.
Марина Павловна подходит к подругам и, придерживая платье у плечей, демонстрирует его подругам.
АНЯ
Эх, Маринка, завидую я тебе. Красивая, с офицером, да в таком платье хоть сейчас под венец, хоть немножко погодя.
ВИКА
Да она и так, считай, замужем. Чем у нее жизнь хуже семейной? Даже лучше, она у нас женщина свободная.
СВЕТЛАНА БОРИСОВНА
А то, что этот офицер немножко того, так это дело наживное и не совсем обязательное. Слюбитесь, дело молодое. Я по молодости своего Ваньку целых два дня охмуряла, подойти ко мне боялся, да и сейчас бывает...
АНЯ
Давай, Маринка! Чтоб сегодня же...
МАРИНА ПАВЛОВНА
Спасибо вам, девочки. Я такая... счастливая...
Марина Павловна целует своих подруг, прижимает к лицу тонкий шелк платья и начинает безудержно плакать.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КУХНЯ ВЕЧЕР
Марина Павловна, в красном платье с глубоким декольте беспокойно выглядывает в окно. Увидев в оконном стекле свое отражение, она поправляет тщательно уложенную прическу и поворачивается к кухонному столу, накрытому новой клеенкой.
На столе красиво расставлены тарелки с оладьями, сырниками, стоят розеточки со сгущенкой, вареньем и сметаной. Марина Павловна меняет две тарелки местами, затем, спохватившись, достает из шкафчика бумажные салфетки и аккуратно раскладывает их на столе. Хлопает входная дверь.
ОФИЦЕР
(голос за кадром)
Хозяйка! Я оплату принес. Перловку за второй месяц.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Ставьте в ванную, в угол.
Хлопает дверь санузла, слышно, как Офицер бухает мешок с перловкой на пол. Марина Павловна встает в дверном проеме и смотрит, как Офицер снимает шинель.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А что вы все официально, по имени-отчеству или "хозяйка"? Мы же все-таки люди теперь не чужие, давайте как-нибудь попроще.
Марина Павловна прислоняет голову к косяку и наблюдает, как Офицер проходит в санузел и начинает мыть руки.
ОФИЦЕР
Павловна, к нам в военторг, в счет зарплаты, колготы завезли, так я возьму пары три?
Офицер вытирает руки вафельным полотенцем и вопросительно смотрит на Марину Павловну. Марина Павловна встречается с ним взглядом и смело встряхивает чёлкой.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Ужин стынет. Давайте кушать.
Марина Павловна подходит к плите и берет чайник. Офицер садится за стол и, не увидев ложки, берет вилку. Марина Павловна подходит к столу и, тесно прижавшись ногами к колену Офицера, наклоняется над столом, наливая свежезаваренный чай в чашки. Ослепительное декольте нервно дышит в нескольких сантиметрах от лица Офицера.
Растянув наполнение чашек на волнительную минуту, Марина Павловна ставит чайник на плиту и садится напротив Офицера. Офицер наматывает на вилку сразу три блинчика.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Чай индийский, высший сорт. Теперь такой трудно достать.
Офицер уничтожает всю сгущенку и переходит к розетке с вареньем.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Да вы сырнички, сырнички пробуйте. Со сметанкой.
Марина Павловна привстает и наклоняется над столом, придвигая розетку со сметаной поближе к Офицеру. Чрезмерно откровенное декольте в течение нескольких прекрасных секунд подрагивает в паре сантиметров от носа Офицера.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Да... Что вы ни говорите, но раньше все по-другому было.
Офицер невозмутимо крошит вилкой сырники.
ОФИЦЕР
Точно!
Офицер возит сырником по сметане.
ОФИЦЕР
Я вот тоже. Замполит меня всегда в пример ставил. А теперь никто не верит. Зама съели...
Марина Павловна невольно комкает салфетку. Офицер съедает последний сырник.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Опять медведь?
ОФИЦЕР
Какой медведь? Комбат!
Офицер залпом выпивает чай. Марина Павловна растерянно окидывает взглядом пустые тарелки.
МАРИНА ПАВЛОВНА
А... А какая маска на ваш взгляд лучше? Клубничная или морковная?
ОФИЦЕР
Не знаю. Не пробовал. Спасибо, хозяйка. В люлю пора.
Офицер шумно поднимается и выходит. В комнате протяжно скрипят пружины дивана. Марина Павловна задумчиво смотрит ему вслед и нервно комкает салфетку, превращая ее в маленький, бесформенный бумажный комочек.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА ВЕЧЕР
Марина Павловна входит в комнату и на секунду останавливается. Через многочисленные дырки, прожженные утюгом в занавеске ей виден Офицер, который неподвижно лежит на диване, уставившись в потолок.
Марина Павловна прикусывает ноготок на большом пальце правой руки и несколько раз проходит взад-вперед вдоль занавески.
Остановившись у своей оттоманки, она бросает взгляд на задернутое шторами окно и решительно сбрасывает с себя платье. Поправив на плече лямочку комбинации, Марина Павловна хмурит брови, упирает кулаки в бока и разворачивается лицом к занавеске.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Товарищ капитан!
ОФИЦЕР
Я!
МАРИНА ПАВЛОВНА
Ко мне!
ОФИЦЕР
Есть!
Коротко взвизгивают пружины дивана, занавеска резко отодвигается в сторону. Капитан стоит перед Мариной Павловной в фуражке по стойке "смирно". Марина Павловна делает шаг вперед, приближаясь к Офицеру вплотную.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Вы... Вы... Вы уже два месяца живете...
Марина Павловна тычет в грудь Офицера дрожащим указательным пальчиком.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Вы же офицер!
Марина Павловна отвешивает Офицеру звонкую пощечину. Плечи Офицера содрогаются, губы кривятся, глаза наполняются слезами. Офицер падает на колени.
ОФИЦЕР
Нету! Нету!
Марина Павловна недоуменно смотрит на рыдающего Офицера сверху вниз.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Чего нету?
Плечи Офицера дрожат от рыданий, по щекам катятся крупные слезы.
ОФИЦЕР
Денег нету! Начфин... довольствие... не платят! Паёк, вот, таскаю...
Марина Павловна глубоко вздыхает, снимает с головы Офицера фуражку и отбрасывает ее в сторону. Она прижимает голову Офицера к своему животу и нежно гладит стриженый затылок.
ОФИЦЕР
В следующем месяце тушенку дадут, так вы не сомневайтесь, все до баночки...
Марина Павловна с невыразимой тоской смотрит на Офицера и продолжает машинально гладить колючий ёжик на голове всхлипывающего Офицера.
МАРИНА ПАВЛОВНА
Глупышка... Что же ты так... Ох! Видно не судьба.
Рыдания Офицера постепенно затихают, но он продолжает стоять на коленях, обняв Марину Павловну за ноги и пряча лицо в мокром от слез шелке комбинации.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ ПРИХОЖАЯ ВЕЧЕР
Марина Павловна входит в квартиру, снимает плащик и замирает, не увидев на вешалке шинелей. Пол прихожей затоптан солдатскими сапогами. Рука Марины Павловны вздрагивает, она не глядя пытается повесить плащик, промахивается, и бежит в комнату, не обращая внимания на упавший плащ.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА ВЕЧЕР
Марина Павловна врывается в комнату, машинально делает несколько шагов и останавливается возле дивана, осматриваясь вокруг. Все вещи Офицера исчезли, занавеска сдвинута в сторону, на диване белеет неровно оторванный тетрадный листочек.
Марина Павловна без сил опускается на диван и берет в руки листочек. Сквозь пелену слёз она может различить только некоторые слова: "...ТРЕВОГА...СУДЬБА ВОЕННАЯ...НЕ ПОМИНАЙТЕ...ЭХ, ПАВЛОВНА..."
Губы Марины Павловны дрожат, по щекам неудержимо текут крупные слезы. Он крепко сжимает листочек в кулак и утыкается лицом в диванную подушку. Все ее маленькое, изящное тело содрогается от рыданий.
ИНТ. КВАРТИРА МАРИНЫ ПАВЛОВНЫ КОМНАТА ДЕНЬ
Яркий свет солнца, проникающий через идеально чистое окно, наполняет комнату Марины Павловны. Марина Павловна, одетая в домашний халатик, тщательно складывает бледно- зеленую занавеску с аляпистыми розами. Сложив занавеску в идеальный прямоугольный сверток, она прячет ее на верхнюю полку шкафа. На одной из полок она замечает блестящую золотую пуговицу со звездой.
Марина Павловна кладет пуговицу на этажерку и подходит к дивану. Прямо в центре сиденья дивана заметна округлая впадина. Марина Павловна разглаживает впадину ладонью, поднимает диванную подушку и взбивает ее. Перевернув, подушку, она хочет положить ее на место, как вдруг замечает в самом углу краешек офицерского погона.
Марина Павловна достает погон, кладет подушку на место и подходит к этажерке. Она несколько секунд рассматривает погон с четырьмя отверстиями, оставшимися от капитанских звёзд, и придвигает к себе шкатулку. Открыв шкатулку, в которой хранятся броши, колечки и цепочки, Марина Павловна осторожно кладет туда пуговицу и дырявый погон.
Протяжно вздохнув, Марина Павловна закрывает шкатулку и еще раз осматривает комнату. Комната выглядит точно так же, как выглядела до появления Офицера.
НАТ. АВТОБУСНАЯ ОСТАНОВКА УТРО
В тишине раннего утра отчетливо слышен торопливый перестук каблучков. Пыльный "Икарус", стоящий у павильона автобусной остановки, с лязгом и скрежетом закрывает двери. Пыхнув сизым облаком выхлопных газов, старенький автобус неторопливо выезжает на проезжую часть, держа путь к следующей остановке.
Перестук каблучков замедляется и на остановку выходит Марина Павловна, миниатюрная стройная женщина средних лет с копной ярко-рыжих волос.
Она провожает взглядом отъехавший автобус, оглядывается назад, чтобы убедиться, что другого автобуса нет, мельком смотрит на маленькие часики, и неторопливо подходит к обшарпанной стене павильона.
Марина Павловна расстегивает сумку, достает из полиэтиленового пакета тетрадный листок и пузырёк канцелярского клея. Выдавив несколько прозрачных капель на листок, она приклеивает его поверх старых объявлений и тщательно разглаживает ладошкой.
К остановке подходит переполненный автобус. Марина Павловна оборачивается на шум открывшихся дверей, торопливо закрывает сумочку и решительно втискивается в толкотню салона рейсового автобуса.
На обшарпанной стене павильона белеет свежее объявление: "ОДИНОКАЯ ЖЕНЩИНА СДАСТ КОМНАТУ ОФИЦЕРУ. ПОРЯДОЧНОМУ, СКРОМНОМУ, НА ЛЮБОЙ СРОК."
В ЗТМ.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №208061500264