Xxiii век утопия. часть 1 в начале пути

Сегодня самый счастливый день в моей жизни. Когда мне было тринадцать, я тоже так думал. Тогда это было впервые, но сейчас…это не передать словами. Вторичное гражданство! Я снова достал из внутреннего кармана пластиковую карточку и полюбовался на золотистую надпись:

Олег Михайлов
Дата рождения: 16 марта 2212
Ввиду достижения возраста 18 (восемнадцати) лет
присвоен статус гражданина второй степени
с правом вступления в клан красного сектора.

Браслет пискнул, я торопливо убрал карточку в карман и посмотрел на экран.

Получено сообщение от:
«ПЕРВЫЙ КЛАН»

Я знал, о чем это сообщение, но из приличия прочитал его, чтобы в клан пришел отчет.

031793, пришло сообщение о вашем повышении.
Просим посетить клан для отчисления.
(см. Кодекс).

Так и есть. Достигнув восемнадцати лет, я обязан покинуть «Первый клан». Я вывел на экран время. 13:45. Время есть, так почему бы не прогуляться?
Здание выглядело забавно. Стены были из неизвестного мне материала, с виду похожего на светлое дерево, а с фасада к стене на некотором расстоянии друг от друга были приделаны зеркала. Над автоматическими дверями красовалась небольшая серебристая табличка с изображенной на ней цифрой «1» в квадратных скобках. Сегодня я вхожу в это здание в последний раз.

Сразу за дверью был коридор. На стенах висели все те же серебристые таблички: это было почти единственное здание, где не использовались жидкокристаллические экраны. На табличках были выведены слова:

Член «ПЕРВОГО КЛАНА» не может быть младше тринадцати лет
и обязан иметь первичное гражданство.

Член «ПЕРВОГО КЛАНА» не может быть старше семнадцати лет
и не может иметь вторичное гражданство.

Кодекс. Основа любого клана. Но нигде Кодекс не соблюдается, как в «Первом клане». Еще бы. Нарушение Кодекса грозит немедленным отчислением. А отчисление из «Первого клана» опасно не только для статуса, но иногда и для жизни. Продолжаю идти по коридору.

Член «ПЕРВОГО КЛАНА» имеет право носить только клановую одежду.

Кодекс священен. Кодекс не обсуждается. Я уже не читаю надписи на табличках. Я и так помню их наизусть. Что только не запомнишь за пять лет. Вхожу в лифт. Нажимаю на кнопку с цифрой «3».

Член «ПЕРВОГО КЛАНА» обязан соблюдать Кодекс.
Нарушивший Кодекс немедленно отчисляется.

Эта надпись была над уже закрывающимися дверьми. Через пару секунд я уже вышел из лифта на третьем этаже.
Если честно, я всегда считал, что зал ожидания великоват. Его не мешало бы поделить на две, а лучше на три, комнаты. Однако дизайнеры постарались на славу. Они ухитрились придать залу такой вид, что в нем становилось даже тесновато. Всего-то нужно повесить жалюзи на окна, расставить кресла и диваны у стен и поместить в центре зала несколько горшков с большими красивыми растениями. Селекция продвинулась в последнее время…
На креслах сидело около двадцати человек. Кто-то читал, кто-то разговаривал через Браслет или с рядом сидящим, кто-то нервно поглядывал на дверь слева.
Я тоже посмотрел на дверь. Над ней был маленький экранчик, на котором светилась надпись: «С28». Я подошел к талонраздатчику - серой металлической коробке на стене с квадратной кнопкой посередине и широкой щелью внизу. Нажав на кнопку, я получил талончик с номером, который меня слегка смутил. «С48». Я еще раз оглянулся. Кажется, у всех, кто сидел в зале, была одна и та же причина, чтобы находиться здесь. Самое плохое, что и у меня причина была точно такая же. Двадцать человек, по пять минут на каждого, значит, я просижу полтора часа, как минимум.

- Эх, как жалко будет уходить! Все-таки пять лет…
Спустя полчаса с начала моего ожидания пришел еще один человек. Получив талончик, он сел рядом со мной и постепенно завел разговор. Если честно, я был довольно нелюдимым человеком, потому в контакты с незнакомыми людьми вступать не стремился, наверное, поэтому и друзей у меня практически не было. Были знакомые, но не более. Я ведь не знал, что в будущем моя работа будет требовать от меня почти постоянного контактирования как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми.
Моего нового знакомого звали Юрием. Внешность его не была часто встречающейся. Это был чистейший блондин с серыми глазами и правильными чертами лица. Мда, я-то не мог похвастаться «идеальной» внешностью. Вообще я не люблю таких. Возникает мысль, что чем лучше внешность, тем хуже характер. Посмотрим.
- Не знаю, мне не жалко, - ответил я.
- Почему? - удивился Юра. Мы неожиданно быстро перешли на «ты». Не знаю, почему. Просто от него исходило такое дружелюбие, возможно, искусственное, что я растерял всю свою замкнутость.
- Не знаю, - ответил я. - Просто не хочется заниматься всякой ерундой, а перейти к настоящей работе.
- Помяни мое слово, ты еще пожалеешь о том, что ты сейчас сказал.
- Увидим, - ответил я.
Над дверью высветилось: «С48», и я двинулся в кабинет администрации.
За круглым столом сидели двое мужчин и одна женщина. На вид им лет по тридцать. Разумеется, они не состоят в «Первом клане», все-таки Кодекс, но не доверят же подросткам руководить самым многочисленным кланом…
- Пожалуйста, ваши гражданские документы, - сказала женщина.
- И клановые, - добавил мужчина, что сидел справа.
Я отдал им требуемое, тогда заговорил мужчина, сидевший в центре:
- Хорошо, Олег. Пока мои коллеги заняты регистрацией, я задам вам несколько вопросов, вы ответите на них и будете свободны.
Вопросы были вполне ожидаемые, в основном, по поводу планов на будущее: в какой клан вступлю, какую профессию выберу. Я отвечал туманно я даже и не задумывался о будущем. В конце концов, у меня есть сорок восемь часов, чтобы принять решение.
Наконец, меня отпустили, вручили гражданские документы с надписью: "Допущен к переводу в клан второй ступени" и клановые документы с печатью «Отчислен ввиду достижения восемнадцатилетнего возраста».
- Ну, как? - спросил Юрий.
- Нормально, - ответил я.
- Тогда и я пойду. Может, еще встретимся.
- Все возможно. Удачи!

Придя домой, - в бесплатную, и потому маленькую и скромную, квартиру, я решил не терять времени и сел за просмотр списка кланов.

«Барьер»
Область деятельности: правоохранительная.
Должность: охранник, полицейский, судья, боец ОП.

Перспектива неплохая. В наше время преступлений мало, а оклад постоянный. Что там дальше?

«Зеленый клан»
Область деятельности: экологическая охрана.

Ну, нет! Это не для меня! Отгонять рыбаков и охотников, устраивать акции в поддержку животных… Нет!

Клан «Просвещение»
Область деятельности: информационная.
Должность: библиотекарь, писатель, редактор, журналист, распространитель, издатель и проч.

Оно, конечно, неплохо. Работа спокойная, риска - нуль. Все же продолжу просмотр.

Клан «Природа».

Даже смотреть не буду. С биологами мне не по пути.

Клан «Магеллан».
Область деятельности: экспедиции.
Должности: проводник, научный консультант.

Звучит романтично. Побывать во всех концах света, повидать разные страны, народы. Работа опасная, но риск, ведь, дело благородное. Тем более, это поистине мужская профессия.
Тут я почувствовал, как мне хочется спать. Ладно, досмотрю список завтра, хотя мне кажется, что я уже сделал выбор.
Проснулся я в восемь вечера. Хорошо поспал. Лампочка на почтовом ящике горела желтым. Нужно заглянуть. Так я и думал: пищевой и гигиенический набор, ежедневная газета, стопка рекламы. Все накопилось еще с утра. Почитать, что ли, газетку?
Пролистывая ежедневные новости, я подумал, что стоит еще заглянуть на клановую страничку. Перевернув лист, я чуть не упал со стула. С газетной странички на меня смотрела надпись:

после гибели экспедиции из шести человек клан «Магеллан» был ликвидирован.

Минут пять я сидел неподвижно, не в силах поверить. Я снова и снова перечитывал несколько строк, перечеркивающих мою судьбу.
Что делать дальше? Я опомнился: что значит «что делать?». Нужно выбрать другой клан и все! Но какой клан? Я лишь вздохнул: в этом чертовом городишке ничего не добьешься. Черт, теперь я понимаю, почему многие покидают город, едва получив вторичное гражданство.
Пискнул Браслет.

Получено сообщение от:
Финансовый отдел

Я нажал на надпись «прочитать» на экране. Высветилось:

031793, Михайлов Олег, ввиду присвоения Вам гражданства второй степени, Финансовый отдел завел для Вас счет и начислил 250 единиц. Просим посетить Финансовый отдел для подтверждения счета.

Что ж, хорошие времена кончились. Все как нельзя кстати. Я посмотрел на часы. Девять вечера. Поздновато. Ну и что? Куда торопиться? У меня еще сорок пять часов.
Я сел за терминал, вошел в Интернет и посетил сайт Центрального вокзала. Завтра в Москву отправлялись три поезда: в восемь, пятнадцать и двадцать три часа.
Я решил, что отъезжать стоит пораньше, и заказал билет на восемь утра. Билет был дорогой: 90 единиц. Но игра стоила свеч.


Ровно в семь тридцать передо мной раздвинулись двери вокзала. Один поезд отъезжал. Он чуть приподнялся на монорельсе и заскользил вперед. Секунд через двадцать он выехал из здания вокзала, и створки ворот закрылись за ним. Последнее показалось бы странным, находись вокзал на земле. Но с целью экономии места он был выстроен на обрыве, и поезда практически вылетают.
«Поезд на Москву отбывает через двадцать минут»,- объявили по радио.
- Двадцать минут,- повторил я.
Очередь была не очень длинная, человек пять. Я встал в конец очереди и вытащил из кармана чек, напечатанный терминалом после заказа билета. Передо мной стоял чем-то знакомый человек. Я чуть наклонился, пытаясь рассмотреть лицо, и он повернулся.
- Олег! Какими судьбами? - радостно воскликнул Юрий. Неужели тоже в Москву?..
Странное совпадение.
- Да, - ответил я, - тоже.
- Надо же! Я-то вообще хотел в «Магеллан» вступать, а пару дней назад его прикрыли… Я промолчал. Что и говорить, судьба свела бы нас в любом случае. Впрочем, это уже ничего не значит и ничего не меняет.
Наконец, подошла моя очередь. Я протянул кассирше чек, и, попросив подтвердить фамилию и номер, мне дали билет. Я взял в руки карточку размером пять на десять сантиметров, желтую, с темно-серой полосой справа. Я посмотрел на номер. Так, третий вагон, шестое купе, двадцать второе место.
«Поезд на Москву отбывает через пять минут!»
Пора. Предъявляя билет, я заметил Юрия, садившегося за два вагона впереди. Он тоже увидел меня и помахал рукой. «Вот привязался!» - подумал я.
Наконец, я в купе. Один. Видимо, я был последним, а может, мои соседи еще не подоспели. Во втором случае - я посмотрел на часы в Браслете - у них две минуты. Впрочем, «часы» - не совсем правильное слово. Точнее будет сказать «Транслятор». Единственные часы находились в Москве. Все остальное лишь показывало время на этих часах, лишь при необходимости, делали поправку на часовой пояс. Это очень удобно: все живут в одном времени с точностью до секунды. Самое время подумать. Я ведь знаю, что минут через пять придет Юра, и начнется длинный разговор. С ним стоит подружиться. Если уж он, как и я, вздумал сесть на этот поезд, то человек он явно неглупый. Но пока нужно подумать. Потому что, когда я приеду в столицу, начнется это городская ежедневная суматоха, и, видимо, будет некогда подумать. Значит, сделать это нужно сейчас, пока не поздно. История с «Магелланом» насторожила меня. Что-то здесь было не так, это было видно и невооруженным глазом. Конечно, ликвидация кланов - событие довольно частое, чуть ли не регулярное, но, чтобы это произошло, должно было случиться что-то настолько масштабное и трагическое одновременно, что угрожало бы всему человечеству. В крайнем проявлении существованию человечества. Но гибель экспедиции не казалась мне таковой. Я чувствую за словами «гибель экспедиции» скрывалось какое-то серьезное криминальное дело, подробности которого из каких-то соображений не оглашаются. Тут мои размышления были прерваны фразой: «Посадка на поезд закончена». Двери закрылись, и поезд дрогнул, приподнимаясь над рельсами.
«Слава Богу, соседей, видимо, не будет», - подумал я. Через секунду, правда, я пожалел об этой мысли. В купе вошла темноволосая девушка довольно правильной наружности, с сумкой через плечо.
- Привет! - сказала она мне.
  - Э-э, здравствуй, - почему-то я смутился. Эта мистическая робость перед противоположным полом! Почему?
Все же я сумел взять себя в руки и добавил:
 - Я Олег.
 - Линда, - отозвалась она, и я обрадовался, что удалось избежать всяких формальностей. И зачем они вообще нужны?
- Всем привет! - вскрикнул Юра, врываясь в купе. Увидев Линду, он мгновенно переменился в лице и торжественным полушепотом сказал:
- О, прошу прощения! Я и не подумал… Мое имя Юрий. Юрий Матвеев.
- Я Линда, очень приятно.
Юра неожиданно замялся и сказал:
- Что ж, я зайду попозже, - и скрылся за дверью.
- Твой друг? - спросила Линда.
Так легко перешла на «ты». Может быть это к лучшему. Значит, человек она общительный, компанейский.
- Ну, не совсем, - признался я. - Вообще-то мы познакомились только вчера…
- Странно, он вел себя, будто вы давние друзья…
Я промолчал. Линда уже выкладывала что-то из своей сумки, и мне на мгновение показалось,… нет, вряд ли.
При первой возможности (когда моя соседка вышла из купе) я выяснил некоторые данные о Линде. Вот как ответила на запрос Всемирная Сеть:

Линда Сомонова
Рождение: 4 сентября 2210
4.09.23 - 4.09.28 «Первый клан»
5.09.28 - 28.02.29 «Зеленый клан»
1.03.29 - 15.03.30 «Магеллан»

Так! Я погасил экран. Похоже, в этом поезде много тех, кто работал в «Магеллане». Насколько все одинаково мыслят…

Поезд ехал уже три часа. Снег уже давно перестал идти. Поезд шел очень плавно: движение почти не ощущалось. Если бы не мелькающие за окном деревья, можно было бы подумать, что поезд стоит на месте.
Я успел пообщаться со своими новыми знакомыми. Говорили в начале о детстве, учебе, потом перешли на более серьезные темы. Завязался разговор о кланах.
- Линда, а в каком клане ты состояла? - спросил Юра.
- «Магеллан», - сказала она с каким-то даже болезненным выражением на лице.
Юра, кажется, ничего не заметил. Он присвистнул и посмотрел на меня. Я сделал вид, что удивлен.
- Я тоже туда собирался, и Олег вот тоже, - мечтательно произнес он. - А после того, как… В общем, не знаем, что делать.
- Вы, парни, романтику любите…
- А вы, девушки, разве нет? - встрял я.
- Мы тоже, - легко согласилась она. - Наверно, даже больше, чем вы. Но и романтика у нас другая.
- Тогда зачем тебе «Магеллан»?
На лице ее вновь отразилось болезненное выражение.
- А что ты предлагаешь в нашем захудалом городишке? И потом, прибыльно.
- Это правда, - согласился Юра, - прибыльнее только «Барьер»…
Он вдруг замер и быстро посмотрел на меня.
- Нет-нет-нет! - я протестующе замахал руками. - И не подумаю!
- А что такого, Олег? - вдруг спросила Линда. - Не так уж и опасно. За последний год погибло только одиннадцать…
- Ага, один в месяц, - попытался я сыронизировать. - Все равно я не стану рисковать собственной шкурой ради стражи человеческого покоя.
- Хочешь сказать, в «Магеллане» было безопаснее?
- То-то я смотрю, его быстренько прикрыли, - сказал я и осекся. Я даже не поднял глаза на Линду, но почувствовал, как она сверлит меня глазами.
- Послушайте, - сказала она, - с «Магелланом» все гораздо сложнее…
Все-таки дело «Магеллана» окутано огромной тайной. Вначале я хотел обсудить это с Линдой, разговорить ее, но, учитывая обстоятельства, придется копаться в независимых источниках. Тут я впервые поймал себя на мысли: «А, собственно, кто я такой, чтобы копаться в этом. Никто, кроме меня, не смущен ликвидацией, а я зациклился. Ну, ликвидировали клан, и что с того?
За окном потянулись здания, скверы, рекламные щиты. Даже не верилось: мы в столице! «Уважаемые пассажиры! Просьба подготовиться к выходу из поезда!» - донеслось из динамиков. Мне готовиться не нужно. Я еще полчаса назад оделся и собрал вещи. Линда сумки особенно и не разбирала. Юра ушел в свое купе, тоже, наверное, не распаковывался.
Для полной готовности требовался еще один ша. Я вывел на экран Браслета время и перевел время на час назад: мы пересекли часовой поезд.
На вокзале было очень шумно. Здесь были тысячи и тысячи людей. Однако это не помешало нам с Линдой (Юра где-то затерялся) найти выход: вокзал был напичкан разнообразными указателями. Решившись разминуться, мы обменялись индексами и попрощались. Вначале я дал в Браслет запрос на гостиницы. Мест почти не было. Видимо, проходит какое-нибудь крупное мероприятие. Надо же, как не повезло. Ага! Некая гостиница «Альфа». Номера дешевые и не слишком скромные. Стандартное обеспечение, двухразовое питание и прочее, прочее. Недолго думая, я забронировал номер. Первые две недели поживу в гостинице, потом арендую жилье. Я огляделся. Остановка поезда была в ста метрах от вокзала. Ладно.
После Всемирной Стоянки 2194 года, когда железнодорожный транспорт был признан основным, все страны принялись бороться за рынок транспорта. Так уже получалось, что наиболее популярными оказались поезда, сделанные в Германии. Оптимальное сочетание скорости и удобства. Но тот поезд, на котором я сейчас ехал, был явно российского производства. Его то и дело шатало из стороны в сторону. Наконец, приехали.

В половине первого я уже раскладывал вещи в номере: одежду - в шкаф, туалетные принадлежности - в ванную (вдруг сада не доставляется обеспечение). Я заказывал номер среднего класса, поэтому здесь были какие-то минимальные удобства. Время было, но с выбором тянуть не стоило.
Когда я запросил перечень кланов, передо мной раскрылся список из полусотни, не меньше, названий. Просматривая его, я с каждой минутой все более впадал в отчаяние. Но тут мне попалось на глаза:

Клан «Барьер»
Деятельность: охрана от преступности, правоохранительная.
Начальная специальность: охранник.
Высшая специальность: боец ОП (спецназовец).

Знал бы ты, Юра, что я тебя послушаюсь. Только сейчас я понял: через правоохранительные структуры проще всего выйти на дело о «Магеллане». Впрочем, и перспектив нет. Какие тут хорошие вакансии? Дворник? Официант? Повар? Курьер? Я понял, что вариантов нет. Нужно только выяснить кое-что. Я нажал на зеленый кружок с нарисованным на нем человечком, находившийся слева от названия. Появилась надпись: «Концентрация: 832645 человек» Я просто на пол сел. Даже в «Первом клане» концентрация редко превышает восемьсот тысяч, а тут… Ладно, будем надеяться на удачу. Я вздохнул и связался с Юрой. Точнее, попытался связаться - никто не отвечал. Видимо, он спал. А почему бы мне этим не заняться? Полночи ведь не спал! А уже почти два. У меня еще двадцать восемь часов. Успею!

Скажите честно, вы знаете людей, которые не любят после тяжелого рабочего дня прилечь в теплую мягкую постель, позволить себе расслабиться? Это приятное ощущение, когда мышцы полностью расслабляются, и в теле появляется чудесная легкость. Ну, разве можно от этого отказываться? Нет, нет и нет!

Если здание «Первого клана» было выстроено в стиле футуризма (название ХХI века), то обитель «Барьера» выглядела совсем строго и обыденно: низкое, широкое серое здание с маленькими окошками. «Господи! Что я делаю?» - подумал я и открыл дверь. Я имел в виду: «Нажал кнопку, и дверь открылась».
Коротенький коридор. По бокам двери, в конце - терминал и двери лифта. И никого. Ладно. Я подошел к терминалу. На экране было меню. Я выбрал пункт «Вступить». «Введите ваш личный код», - высветилась надпись. Я набрал ноль, три, один и так далее. Несколько секунд шел поиск, потом терминал выдал: «031793, Олег Михайлов» и так далее. Я нажал ввод.

Поздравляем! Вы приняты в Клан.
Посетите нашу администрацию.
(этаж 4, комната 400).

В общем-то, четвертый этаж мало чем отличался от первого. Такой же широкий коридор с такими же дверями. Я нашел дверь под номером 400, без стука вошел.
 - Олег Михайлов?
- Да, - сказал я. Как и в «Первом Клане» администрация состояла и трех человек, но на этот раз исключительно из мужчин. Каждому лет по сорок-пятьдесят.
- Ну, присаживайтесь, Олег.
Я сел.
- Поймите, вы уже зачислены. Все, что будет сказано здесь - лишь формальности. Некоторые сведения для нас. В какой клан вы бы вступили, кроме нашего?
Возможно, это был единственный шанс.
- Ну, я сначала хотел в «Магеллан» …
- «Магеллан»? - администратор покосился на экран, встроенный в стол. - Ага! Архангельская область… И что же вам помешало?
- Как? - меня просто ввело в ступор. - Его же ликвидировали… Разве не вы этим занимаетесь?
- Скажем, не всегда, - ответил администратор. - Видите ли, Олег, если масштабы не такие крупные, то делом занимается местный клан.

Видимо, внутри здания стоял датчик, и дверь сама открылась передо мной. Светило солнце, я даже заслонился рукой. Пискнул Браслет.
Браслет. Создан и запатентован в 2089 году. Он представляет собой объединение компьютера, телефона, кредитной карточки, паспорта и других документов. Браслет носится постоянно, и вреда от этого нет, поскольку излучение сотового телефона сведено практически к нулю. Браслеты изготавливаются строго индивидуально, один раз и на всю жизнь. Браслет может быть снят только, если его владелец умер или арестован.
С экрана смотрел Юрий.
- Олег! Куда пропал? Где ты?
- В «Барьере», - ответил я.
- В каком барьере?
- В клане «Барьер».
- А я тебе говорил…
- Ладно-ладно, ты победил!
- Да я, в общем-то, подумал… Я тоже в «Барьер» пойду…
 - Тогда я подожду. Линда не звонила?
- Линда… ах, да! Она мне кинула сообщение. Она устроилась в «Банковский клан», пригласила… Браслет снова пискнул. Поверх изображения высветилась надпись:

Получено сообщение от:
Линда С.

- Кажется, меня тоже, - сказал я. - Ладно, еще встретимся.
Я отключил связь. Конечно, знакомство и дружба с Юрием были очень странными, но, видимо, он просто такой человек. Мы получили полную свободу. Я не вправе чего-то требовать от людей. Каждый может быть самим собой.


Рецензии