Рецензия на спектакль, который я не видела

Иногда случается так, что, не посмотрев спектакль, можно написать о нём гораздо больше, чем посмотрев… Да, такое тоже бывает…
12 июня 2008 года в гости к Симферопольцам приехал Иркутский Академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова. Спектакль назывался «Сны Ермолая Лопахина», и был поставлен по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Спектакль был задуман для камерной сцены. Т.е. все: и артисты, и 200 зрителей располагались на сцене, а посему принять всех желающих – она не могла. Сцена не могла, но был в театре ещё и бельэтаж, и амфитеатр… Ведь те, кому нужно посмотреть, разглядят работу актёров и с галёрки, главное – присутствовать. Можно просто слушать и даже это уже будет - хорошо! Даже это будет уроком.
За час до начала спектакля администратор иркутского театра призналась, что раздала приглашений больше, чем было мест… Спохватилась, и предложила местному администратору открыть бельэтаж, чтобы разместить там всех желающих. Казалось бы: вот он – выход! Ведь русский театр имеет свою театральную студию, в которой занимаются десятки будущих актёров, которым необходимо видеть как можно больше: хороших, оригинальных, русских спектаклей. Да и актёрам театра не повредил бы просмотр, так редко заезжающих в Крым, настоящих театральных труп, с классическим репертуаром. Как раз классических произведений в русском театре, честно говоря, маловато… А ведь они - должны быть! А вдруг театр, наконец-то, надумает поставить классику? Вряд ли чужой опыт повредил бы актёрам? Ведь лишнего опыта – не бывает!
Меня всегда поражало, что люди искусства не могут договориться между собой. Вроде и СТД придумали, чтобы иметь право смотреть спектакли других театров, а права этого так и не обрели… Неужели трудно договориться о том, что в мире искусств есть люди, которые вне законов, вне денег, вне каких-то дурацких правил?.. Что искусство – дело всеобщее! Всенужное! Почему в Киеве я имею право смотреть спектакли в любых театрах, а в своём родном городе, для которого учусь на театроведа, - не имею права? Почему?..
Так вот, вернёмся к нашим баранам… Итак прозвучало робкое предложение: открыть бельэтаж… На что местный администратор сказала, что директор театра приказал закрыть его!
Приказал закрыть… Я понимаю, что директор хотел выслужиться перед арендаторами, решил выказать своё уважение к заезжим артистам и не навязываться в виде «зайцев». Он посчитал нужным: соблюсти все пункты контракта. Но, если сам заезжий администратор заикается об открытии бельэтажа?!! В чём тогда может быть проблема? Открывай и пользуйся случаем!!! Бери от жизни всё, что она сама тебе предлагает!
Да и контракты эти - ведь самая глупая вещь, которую может придумать разумный человек! Я понимаю: антреприза – пустая смешилка, для выколачивания денег из публики. Такую - не грех и пропустить. Но ведь это приехал серьёзный театр. Приехал не столько зарабатывать, сколько нести русскую культуру в духовно обворованный Крым! Приехал с тем, чего в Крыму днём с огнём не сыщешь. Какие же тут ограничения могут быть? Для кого?..
Когда я услышала, что галёрку не откроют, я осталась досмотреть организационный «спектакль» до конца… Очень уж хотелось узнать: что победит? Благоразумие или…
Нет на свете вреднее работников, чем самые исполнительные. «Приказы начальства – не обсуждаются!», – да, это их любимая фраза! «Приказано не пущать!!!» Бездумные исполнители – убийцы любого дела… Даже самого благого…
Побежать, попросить у директора разрешения, сказав, что арендатор разрешает впустить актёров и студентов на бельэтаж! Побежать? Обрадовать? Кому это надо? За это - не заплатят! А бедным девочкам-билетёрам пришлось бы расчехлять места в бельэтаже. Это уже совсем непосильный труд… Труд, который они обязаны выполнять каждый день и за который получают зарплату… А тут – можно сэкономить на усилиях… Можно заработать, не работая…
Я вспоминаю администратора украинского театра, которая лично таскала стулья из оркестровой ямы в зрительный зал, чтобы рассадить всех, пришедших на премьеру. Вспоминаю и думаю об этих билетёрах, переживающих, что придётся задержаться, чтобы пересчитать программки после коротенького одноактного спектакля…
Это потом все они будут сокрушаться и говорить, что даже они не увидели спектакль; это потом всех пришедших в театр актёров: заслуженных и народных; всех студентов и жаждущих искусства – будут выдворят из театра через заднее крыльцо; это потом выяснится, что места не хватит даже самому достойному из тех, кто должен был посмотреть этот спектакль, и он очень долго скромненько будет сидеть у входа, ожидая обещанного, но так и не дождётся! Это будет потом… А пока человек, наделённый властью и правами, делал всё, чтобы ничего не делать для своих же сослуживцев, для своих соотечественников... Делал всё, чтобы никто из актёров не проник на спектакль, чтобы потом слёзно сочувствовать им, спихивая свою вину, своё неумение организовывать, - на жадных иркутцев и строгого директора.
Да, спектакль был - до спектакля… И был после, когда билетёры рассказывали, как они грудью отстаивали честь театра и не пропускали жаждущих иркутского искусства! Да, они были истинными соколами своего дела… Истинными патриотами театра! Вот только какого?
Человек, не способный на поступки… В этой стране засилье людей, ничего не решающих; властей, - ни на что не способных; исполнителей, поставленных в жёсткие рамки бессмысленных законов и указов… Вот, только зачем? Неужели, чтобы вредить?..
А, может быть, не администратор поленилась?.. Но, очень уж не хочется думать, что это действительно было твёрдое решение директора, который забыл, что у него есть труппа, которой нужно постоянно совершенствоваться; есть студенты, которым необходимо учиться не только у своих местных преподавателей, а познавать мир в сравнении… А может быть возомнил он себя всемогущим, не нуждающимся ни в чьей дополнительной помощи в обучении молодого поколения или наоборот: испугался этого сравнения?.. Но, чур меня! Неужели люди на такое способны? Не хочется этому верить… Пусть уж лучше администраторы будут плохими…
       Таня Белова.


Рецензии