Пусть бы люди не болели

       …Кондуктор маршрутного автобуса № …, на котором я езжу на работу и обратно, показался мне грубым и невнимательным малым. Наверное от того что он, когда я поднималась в салон, стоял загородив собой проход, будто там мало было столпившихся пассажиров, а едва закрылись двери, с наглой интонацией в голосе громогласно потребовал расплатиться за проезд: «…расплачиваемся!!».

       Признаться, его я вообще видела впервые за все время своего пользования данным маршрутом. А езжу я, скажем, с почти завидной стабильностью, в течение последних двух месяцев. Естественно, что за это время примелькаться уже успели и водители, и кондукторы. Но вот этого парня я раньше не видела и голос его был мне тоже незнаком! Ведь, бывает, что втискиваясь в маршрутку в часы пик, ты не видишь «просящего» кондуктора, а только слышишь его голос. Обычно он бывает вежливым, на низких тонах напоминает об оплате за проезд, объявляет остановки и спрашивает, не выходит ли кто на данной остановке. Сказались, видимо, рыночные отношения, действующие на принципах: «вежливость – залог успешной работы», а также «плачу, значит не только еду, но и еду без хамства, если уж без комфорта!». А тут?! Пожалуй поэтому и реакция многих пассажиров на голос «вежливого» кондуктора была неадекватной! Особенно тех, кто своевременно оплатил за проезд и вместо дружеского отношения к своим персонам был вынужден выслушивать грубость. Одна девушка, передавшая за проезд 200 тенге, не сдержавшись, когда ей вместо положенной сдачи в 170 тенге задали вопрос «куда едешь?», грубо ответила: «а тебе какое дело?!».

       Не первый день пользуясь общественным транспортом, я уже немного научилась понимать лексику и мышление водителей и кондукторов. Так, если вместо мгновенной сдачи задается вопрос «куда едете?», пассажиру уже должно быть понятно, что сдачи нет и ему придется дожидаться удобной остановки, где купюру разменяют и вернут деньги. Молодая девушка, видимо, того не знала и потому... огрызнулась в ответ.

       …Мне хотелось увидеть обладателя хамящего голоса. И это заставило меня посмотреть в его сторону. Одновременно я задалась вопросом, почему же он настолько груб? В глубине души зародилось смутное подозрение, что у этого парня что-то не так.

       Разглядев его при появившейся возможности чуть получше - я ойкнула. У голосистого кондуктора по-всей видимости был диагноз, не могу утверждать, но похоже было на то - ДЦП. В его движениях было что-то резкое, угловатое, а лицо при разговоре немного трагически косилось. Взгляд был жестковатым, пронизывающим, малость неприятным.
       В памяти сразу всплыли другие образы, ранее встречавшиеся мне. Невольно вспомнила свою подругу, у которой старший сын был подвергнут этой болезни…

       …В прошлом году за чаем мы разговорились на тему болезни ее первенца, которому на то время было почти 8 лет. Только тогда я и узнала больше о том, как она жила и чем «дышала» все эти годы замужества. Оказалось, что я знала о сынишке совсем мало, хотя и думала наоборот. Я знала, что ее ребенок болен, но не знала, что настолько серьезно. Я думала, что все страшное позади, а по ее словам вышло, что все страшное - впереди.

       Сначала я не совсем была согласна с ней, потому как мне казалось, что она сама надумывает себе его отставание в развитии. Ребенок ничем не отличался от иных детей, разве немного в физическом плане, но никак, на мой взгляд, не в умственном! Мне казалось, что подруга переживает беспочвенно, потому что ее сын будет в состоянии постоять за себя в будущем! Я считала, что все эти детские проблемы уйдут, забудутся и будут не актуальны! Что он не будет отличаться от других взрослых парней и мужчин! Что рядом с ним будет любимая супруга, будут дети. Так я думала! До тех пор пока не услышала ее материнские мысли вслух. И… была вынуждена согласиться с ней.

       Она, будучи матерью, - думала наперед… Она жила не со свершившимся фактом, связанным с болезнью ее ребенка, а уже жила его будущей жизнью! Моя подруга постоянно думала над тем, как устроить жизнь своего ребенка!! Она искала школу, где ее ребенок не будет травмирован другими – более здоровыми детьми. Она загодя искала высшее учебное учреждение, где он бы мог продолжить свое образование. Она присматривала ему работу, с которой он мог бы справиться и где не был бы унижен! Материнское сердце, полное дум о своем чаде! Оно уже сейчас переживало за то, как будет жить ее ребенок после смерти родителей, кто будет рядом с ним, кто протянет руку помощи и понимания?!

       …Я не по-ни-ма-ла! Вот до этих самых пор, пока не увидела этого подростка-кондуктора. Подросток? Может он и не был таковым, но ему нельзя было дать больше 14-15 лет. Я думала, что возможно он и не хотел грубить, но его подводил тембр голоса, который не поддавался управлению и выдавал грубую интонацию. А возможно? Он делал это преднамеренно, чтобы показать, что он такой же как и все, что он ничем не хуже других: он слышит, говорит, двигается. Он – полноценный гражданин своего отечества!

       …Разглядевшие кондуктора и, вникнувшие в ситуацию пассажиры молча наблюдали, как новые пассажиры реагировали на грубость кондуктора. Пожалуй, многие относились к нему с сочувствием. Но не исключено, что находились и такие, кто не понимал, как можно допускать к подобной работе человека с физическим отклонением. Ведь он, по их мышлению, может озлобиться и, не контролируя свои эмоции, может стукнуть кого-нибудь из пассажиров, или того хуже - вытолкнуть его из автобуса? Ему бы, наверное думали они, найти работу другую, сподручную себе и безопасную для других!! Но при этом вряд ли кто из них, рассуждавших так, в обществе, где и здоровому -то человеку нелегко найти что стоящее, мог бы предложить подходящий вариант.

       Эти люди, наверное, читавшие произведение Стейнбаха «Люди и мыши» - думали только о своей безопасности! И не думали о других! Они совсем не предполагали, что люди с физическим отклонением тоже имеют право на работу! И им тоже, как и всем здоровым, надо есть и пить, надо иметь одежду и финансы на развлечения.

       Люди знают, каково быть в «шкуре» здорового человека, но не каждый знает, каково жить тем, кто в результате рождения или трагических ситуации был лишен радости полноценного существования. Здоровые люди страдают от своих проблем, а люди с неполноценным здоровьем - страдают вдвойне. Разница между ними в том, что вторые более сострадательны, потому что знают цену здоровью, человеческому отношению, в то время как первые – жестоки, потому что борьба за существование заставила их поменять ценности жизни…

 (04.08.04г.)


Рецензии