Тайны творчества

На иллюстрации
картина Николая Булычева "Выход за пределы"
холст, масло, 150 х 150
http://artnow.ru/ru/gallery/3/5715.html


Я не собираюсь давать здесь никаких советов, как писать и что делать, чтобы ваши произведения читали. Во-первых, таких советов от начинающих писателей без меня полно. Во-вторых, я, честно говоря, не знаю, как писать, и полагаюсь полностью на удачу. В-третьих, тайна творчества – это что-то совершенно иное. Это то, чего мы не знаем и не узнаем.

Речь идет только о том, чтобы конкретно обозначить, чего мы не знаем. Вчера я насчитала пять таких тайн. Сегодня я не помню ни одной. Вчера они так ясно представали перед внутренним взором, что я даже не сочла нужным сделать заметку. Это было словно открытие, фундаментальное и ясное, и мне казалось, что об этих вещах я буду помнить всегда. А сегодня память совершенно чиста, как будто ничего и не было! Помню только, что тайн было пять.

Итак, ТАЙНА ПЕРВАЯ.
Когда мы творим, к нам часто приходят идеи, такие умные, прекрасные, оригинальные. Если повезет, мы можем их сразу же воплотить. Иначе мы их быстро забываем и уже не можем их снова открыть. Как мы попадаем в то состояние, когда к нам приходит идея? Вот это и есть тайна творчества – снова найти путь-дорожку к найденной идее. Каждое произведение несет в себе тайну – это путь к его главной, центральной идее. Обычно мы не запоминаем этот путь – получилось, и бог с ним! Однако в девяносто случаев из ста приходится восстанавливать дорогу к состоянию сознания, в котором мы однажды находились, приходится воссоздавать заново те условия, при которых к нам пришла идея. И это есть тайна творчества – уметь вступать дважды, и трижды, и десять раз в тот же поток.
Говорят, что дважды вступить в один и тот же поток нельзя. Но ведь я же вступила!

ТАЙНА ВТОРАЯ
Написав стихотворение, миниатюру или рассказ, мы радуемся. Мы чего-то достигли, чего-то выдали в мир! Однако мы никогда не узнаем, что было бы с нами, если бы мы этого не делали. В известном смысле, написанное произведение это выпущенный пар. Идея предназначалась лично автору, идея – это подарок автору от духовного мира, идея – это движущая сила развития для того, кому она пришла в голову. А мы отказываемся от своего развития, облекаем идею в художественную форму и отдаем миру.
Представьте себе, есть цилиндр, внутри которого находится пар под высоким давлением. Пар давит на стенки и может двигать тяжелый поршень (нашу жизнь). Но чтобы нам было легче идти по жизни, мы устраиваем в цилиндре дырочку и выпускаем наружу пар. Вот этот выпущенный пар и есть творчество. А поршень стоит, наша жизнь стоит, мы не развиваемся, мы жертвуем своим развитием ради других, которые нас будут или не будут читать.
И я тоже сейчас только выпускаю пар, и не могу с собой ничего поделать. Потому что я не знаю главной тайны: как мне мое творчество направить в свою жизнь?

ТАЙНА ТРЕТЬЯ
С каждой идеей что-то связано. Идея дается не просто так. Это не вещь, которую взял, положил и хранишь, пока не понадобится. Идея – это скорее как деньги, взятые в кредит. Если идеи не воплощать, то они перестают приходить. И более того, за каждую невыполненную идею приходится больно расплачиваться испорченным настроением, моментами черной апатии и даже личными катастрофами. Поэтому не творить ужасно, жизнь без творчества обедняется до невозможности. С одной стороны, получается, что мы вынуждены брать деньги в кредит, а с другой стороны, творя (см. выше), мы словно переводим впустую взятые в кредит средства, выпускаем пар. Писатель, художник – это вечный должник. Чей? Это никому не известно. Мы стараемся закрыть глаза на наше бедственное, зависящее от неведомого благодетеля положение, но подсознательно мы все-таки чувствуем, что в долгу перед ним и что когда-то (может быть, после смерти) нам придется расплачиваться.

ТАЙНА ЧЕТВЕРТАЯ
Это наш талант. Каким-то таинственным образом наш талант, наша гениальность, связаны с нашим организмом. Если бы мы знали, как культивировать свой организм, свой мозг, то давно бы все были гениями. В нас словно дремлет орган восприятия идей, который работает совершенно независимо от нашего сознания. Мы не знаем о нем ничего. Этот орган начинает работать лишь в состоянии самого глубокого сна, тогда-то мы и зацепляем творческие идеи, а проснувшись утром лишь отдаленно вспоминаем о них. Многое вообще не поднимается в сознание даже на миг и проявляется лишь в виде внешних, не зависящих от нас обстоятельств.
Об этой тайне я подробно говорила в миниатюре «Поди туда, не знаю куда». Некоторые русские народные сказки описывают это проникновение к источнику творчества как нахождение и обуздание богатырского коня. Этот конь находится под землей (земля – это тело), под железной плитой, на двенадцати цепях и т.д. Обрести богатырского коня стремится каждый писатель и художник, только не знает как.

И наконец - ПЯТАЯ ТАЙНА.
Кроме богатырского коня, который связан с загадкою человеческого организма, есть еще загадка, связанная с внешним миром. Где-то во внешнем мире есть предмет нашего творчества (для каждого свой, индивидуальный), который мы постоянно ищем и не можем найти. Для этого мы и родились, для этого мы и творим, чтобы найти свой единственный предмет (свое царство), который находится неизвестно где. Поль Гоген был вынужден всю жизнь искать свой остров Таити, на котором есть те самые краски, те самые джунгли и те самые женщины, которых он единственно хотел писать. И то неизвестно: нашел ли?
Мы пишем о чем попало, случайным образом перебираем образы, темы, мотивы. Однако где-то в мире, совершенно не зная о нашем существовании, уже живет что-то, что является таинственной целью нашего творчества, ждет нас и будет благодаря нам увековечено. Надо только искать и верить!

Еще раз перечислим пять тайн:
1. ПУТЬ возврата к прошлому творческому состоянию.
2. ПОЛЕЗНАЯ РАБОТА, которую может совершить творчество.
3. СУММА ДОЛГА, в который мы влезаем, когда творим.
4. БОГАТЫРСКИЙ КОНЬ, на которого надо сесть, чтобы творить.
5. НЕОТКРЫТЫЙ ОСТРОВ, являющийся нашим творческим царством.

Может быть, это не весь список?
 


Рецензии
Да, для меня тоже всегда было самой главной тайной – откуда они приходят наши идеи? почему именно такие? как выразить их (облечь в слова) соответственно чувствам?
Вы четко, просто для понимания изложили пять тайн творчества. Умеете ловить и озвучивать идеи)))
Приятно было прочесть.

Татьяна Гордеева   24.10.2009 21:42     Заявить о нарушении
Для меня самой непостижимой загадкой было: откуда приходят рецензенты? Они появляются словно идеи.
Ведь я целую неделю не садилась за компьютер, и стоило мне десять минут назад войти на прозу, как тут же получила от Вас рецензию! Непостижимо!

Майя Андреева   24.10.2009 21:53   Заявить о нарушении
Не просто непостижимо, удивительно!!! а потому прекрасно)))

Татьяна Гордеева   24.10.2009 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.