Встреча во время прогулки

       Алёна чувствовала себя абсолютно счастливой. А почему бы и нет? В городке - красота, уже золотит кое-где зеленые кроны деревьев солнечный сентябрь, малышу вчера исполнилось пять месяцев, любимый человек - рядом. Жаль, конечно, что дома бывает редко, но ведь - военный человек, знала, за кого замуж шла.
       И подружка Катя у Алёны замечательная - как узнала, что её в роддом отвезли, так переволновалась, что через пять часов там же и встретились. Теперь они неразлучны, вместе выгуливают своих малышей в одинаково-синих детских колясках, пока мужья на учениях, полигонах, в командировках.
       Войсковой городок располагается в Венгрии уже давно, но поговаривают, что очень скоро всё изменится, часть вернется в Россию. Интересно, куда будут направлены их мужья? Хорошо бы - в один гарнизон!
       Рано утром подружка позвонила и сообщила, что несколько женщин из их дома собираются сегодня на поле за помидорами. Поля у мадьяр большие, ухоженные. После того, как урожай собран, на них разрешается идти всем желающим. Вчера кое-кто ходил, принесли много помидоров, зеленых и бурых, несколько мелковатых, но для засолки вполне подойдут.
-Пойдем, а? - предложила Катя.
-А это далеко? - насторожилась Алёна.
-Километр или полтора отсюда.
-Нет, я не пойду, скоро кормить Илюшу.
-А мы ненадолго: ведь не столько за помидорами, сколько - погулять! Кружим по
городку, как белки в колесе, неужели тебе не интересно?
-Вообще-то интересно, - неуверенно отозвалась Алёна.
-Ну, вот и славненько, выходим толпой через полчаса. Собирайся!
       Алёна засуетилась по комнате и в назначенное время была у гарнизонных ворот.

       Женщин собралось пять человек, с одной была девочка лет десяти, да Катя и Лена - со
своими грудничками в колясках. Сначала шли вдоль трассы, а потом свернули вправо
и пошли перпендикулярно ей, по тропинке, среди целинной земли, благоухающей подсохшей осенней травой.
"Совсем как в наших российских степях", - подумала Алёна.
       Тропинку сменила грунтовая дорога, справа невдалеке началась какая-то рощица, за нею, подальше населенный пункт.Пока шли, не встретился ни один автомобиль, ни один человек.
-Безлюдно как-то, - сказала Алёна.
-Ну, и хорошо, - откликнулась одна из женщин.- А то ведь станут думать, кто мы, куда идем, начнут расспрашивать, а что им отвечать?
-Скажем, что мы - русские женщины, помогающие мадьярам в уборке урожая! - засмеялась её попутчица слева.
-У них таких помощников своих, небось, хватает, - отозвалась та, что шла первой.
-Зря я пошла, - тихо сказала Алёна Кате. - Илюша скоро проснется, закатит рёв, а дом не так уж и близко.
-Да вон оно, поле, - показала Катя рукой вперёд. - Ничего, мы быстро!
-Если проснется, я уйду, хорошо? - предупредила Алёна
-Ладно, - согласилась Катя.
       Действительно, до поля оказалось теперь недалеко.Было оно огромным, а помидоров на нем неубранных осталось ещё предостаточно.
-Может, это не то поле, - засомневалась Алёна. - Вдруг на нем еще нельзя посторонним находиться? Смотрите, сколько помидоров! Как бы не было неприятностей!
       Но её никто не слушал. Женщины достали пакеты и разбрелись, часто наклоняясь, словно пришли в лес по грибы.
       Алёна потопталась немного на месте, посмотрела по сторонам, и тоже принялась собирать урожай. Сначала она думала, что вполне хватит килограмма - двух, но следующий помидор был так притягательно хорош, а следующий - тоже, что она даже не заметила, как её пакет наполнился почти доверху.
       В коляске послышалось движение, Алёна посмотрела на часы и спохватилась - просыпается, пора домой!
       Она огляделась - Катя со своим малышом была далеко-далеко. Алёна развернула коляску, помахала рукой какой-то женщине из их группы, которая в это время распрямилась и смотрела в её сторону, и пошла к дороге.
       Обратный путь, как и всегда, кажется короче. Ребёнок опять уснул, и Алёна радовалась, что успеет разогреть бутылочку с молоком, пока требовательный Илюша не заявит о чувстве голода во весь голос. Два месяца назад ему перестало хватать её молока, срочно пришлось перевести на искусственное вскармливание. Малыш хорошо рос, но от дома далеко не отлучишься, Алёна кормила сынишку строго по режиму.

       Когда до трассы оставалась всего четверть пройденного пути, словно из-под земли на дорогу выскочила группа ребятишек. Они оказались почти все чумазыми, неухоженными, совершенно разными по возрасту: от шести-семи до тринадцати-четырнадцати лет. У многих мальчиков были длинные кудрявые волосы. Внешность некоторых детей поражала красотой выразительных карих глаз и правильными чертами лица. Девочек среди них не было.
"Цыгане"! - поняла Алёна, и чувство страха в одно мгновение сковало её, потому что по опыту она знала, что стоит за этим словом. Тут же всплыл в памяти прошлогодний случай, когда жена замполита, на пару минут оставившая коляску с малышом под окном магазина без присмотра, вернувшись, обнаружила её пропажу и увидела мелькнувшую у поворота цыганскую юбку. Недальновидной мамаше тогда повезло: в магазине был ещё кое-кто из наших мужчин, цыганку догнали. Если бы она из жадности не прихватила коляску, всё закончилось бы совсем иначе.
       Дети, между тем, смеясь и что-то лопоча на своём языке, окружили Алёну, некоторые подошли к коляске, заглядывая в неё и жестикулируя. Один мальчик взялся руками за её край и стал с силой раскачивать, спящий Илюша резко откинулся влево, потом вправо, потом опять влево...
       Смуглый подросток весело крикнул что-то, в толпе засмеялись, а кудрявый тоненький мальчик с веткой в руке наклонился над Илюшей и потянулся к его лицу испачканным пальцем.
"Вдруг кому-то из детей захочется взять малыша на руки, или среди них окажется лидер  с  дурными наклонностями? Как смогу я предотвратить опасность?- лихорадочно подумала Алёна.- Надо что-то делать!"  
      Она работала до замужества детским психологом в спецшколе, и последствия поведения неуправляемой толпы знала наизусть. Всё, что казалось прочно забытым из её практики и учёбы, мгновенно вспомнилось и прояснилось.
«Надо поговорить с ними, пусть на непонятном им русском языке, но эмоционально, так, как если бы передо мной были обычные русские дети», - подумала она.
       Молодая женщина протянула руку и ласково погладила кудрявую голову цыганёнка. Он выпрямился, посмотрел на неё. Она подняла руку вверх - мальчики настороженно замолчали. Стараясь вложить в свои слова максимум тепла и дружелюбия, внутренне проникнувшись жалостью к этим чужим диковатым детям, Алёна сказала:
- Ребята! Как неожиданно вы появились! А где же ваши родители? Вы такие уже большие и самостоятельные, а мой малыш совсем маленький и беспомощный!
       Она показала пальцем на коляску, потом поставила свои руки напротив друг друга на расстоянии тридцати - сорока сантиметров, сложила ладони вместе и склонила на них голову, прикрыв глаза.
-Он такой маленький, ему надо спать, чтобы вырасти и стать сильным, как вы,- улыбнувшись, сказала она.
       Дети очень внимательно слушали. Алёна посмотрела на них и поняла, что больше не боится! Она погладила по голове одного стоящего рядом малыша, потом второго.
«Они такие же, как все, обделённые вниманием дети! С ними очень мало разговаривают»,- огорчилась она, но тут же опять улыбнулась от переполнившего её чувства радости, потому что знала, что теперь не эти дети, а она, Елена Сергеевна, педагог и психолог, хозяйка положения.
       Было приятно чувствовать себя профессионалом, быстро анализируя ситуацию и находя правильные слова. Она опять показала пальцем на коляску:
- Его зовут Илюша.
Потом приложила руку к груди.
- Меня зовут Елена Сергеевна.
Потом прикоснулась пальцем к рядом стоящему мальчику:
-Как зовут тебя?
       Дети молчали, но было видно, что все они пытаются понять чужую речь, они думают! Алёна повторила всё еще раз, с улыбкой и более медленно.
-Янош! - вдруг выкрикнул один из мальчишек и добавил ещё много незнакомых слов, но их значение было уже неважно, потому что знакомство получилось! Алёна тихонько захлопала в ладоши, сжала кулачки, подняв вверх большие пальцы обеих рук в знак восторга.
- Замечательно! Его зовут Янош, - засмеялась она, показывая пальцем на того же мальчика.
 - А тебя?- обратилась она к самому сообразительному, направив палец на него.
Он широко улыбнулся в ответ:
- Йожеф!
-Хорошо, Йожеф! Какое колоритное имя! - добавила она, вслушиваясь в незнакомые созвучия. - Хорошо!
-Михай!- крикнул, показав на себя, мальчик с веточкой.
-Игнац!
-Оскар!
-Якаб! - посыпалось со всех сторон.
       Алёна улыбалась каждому, а когда знакомство закончилось, она открыла пакет и стала угощать ребятишек помидорами, протягивая их по два, три, четыре, приговаривая:
-Ребята, я так рада, что все дети одинаковые, неважно - русские, мадьярские, цыганские! Все мы вообще одинаковые, потому что понимаем язык души, потому что все когда-то были детьми, все хотим внимания и дружеского участия. Спасибо вам, дети!
-Спасибо тебе, Господи! - добавила она чуть тише.
       Дети ели помидоры и улыбались. Некоторые держали в руках еще по одному - два. Воспользовавшись тишиной, Алёна опять показала рукой на коляску. Она достала пустую бутылочку, из которой промывала водой соску, подняла вверх и сделала вид, что собирается пить.
-Илюше надо кушать, нам пора! - пояснила она, потом подняла правую руку и помахала ею, доброжелательно улыбаясь и качая головой.
-До свидания!- сказала она и повторила это по-венгерски, вдруг вспомнив небогатый запас мадьярских слов.
       Она покатила коляску, оглянулась и помахала ещё раз.
       Дети дружно загалдели и стали махать в ответ.
       Стараясь не спешить, Алёна шла по дороге, чувствуя, как сзади на неё смотрят несколько пар карих и чёрных детских глаз.
- Только бы не побежали следом, только бы не догоняли, - умоляюще повторяла женщина, понимая, что без знания языка она не смогла бы контролировать ситуацию дольше.
       Крики за спиной прекратились, хотелось бежать, но Алёна продолжала идти спокойно.
       А вот и трасса. Илюша потянулся и открыл глазки.
- Солнышко моё, какой же ты молодец, что не проснулся раньше! Умница ты моя, скоро будем дома!
       Она повернулась к коляске так, чтобы незаметно посмотреть назад - там никого не было.
- Словно приснились,- облегчённо вздохнула Алёна и вдруг почувствовала неприятную слабость в ногах. У неё задрожали губы, и крупные слёзы покатились по щекам.
- Страшно подумать, что могло бы случиться, - пробормотала она, всхлипывая.
       До городка оставалось несколько десятков шагов. Алёна пересекла дорогу и почти бегом заспешила домой.


Рецензии
Хорошо написано, как будто посмотрела интересный фильм. Наталья, с первых строк заставили поволноваться. Слава Богу, что всё закончилось благополучно. В жизни много случаев, когда похищают младенцев. Помню, в застойные годы, когда в магазинах были пустые прилавки, то всегда приходилось занимать очереди за хлебом и другими продуктами. Молодые мамы частенько оставляли коляски с детьми возле магазинов. Я была свидетелем одного такого страшного случая, когда первые годы работала в школе. Ребенка так и не нашли, возможно, со временем эта история имела положительный конец, но я уехали из поселка.
От всей души желаю Вам дальнейших успехов в творчестве.
С уважением и теплом, Надежда

Надежда Суркова   04.12.2018 05:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Надежда! Мне очень приятно, что этот рассказ вам тоже понравился и нашел живой отклик на описываемые в нем события! Взаимно желаю вам творческих удач и тепла!

Наталья Коноваленко   05.12.2018 00:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.