Уже не ребенок

- Юлька, ты не спишь? – сказал мне Алёшка.

Я подняла глаза, почему-то мне показалось, что он повторяет это второй раз.

- Нет! Естественно, нет! – воскликнула я с внезапно появившимся раздражением.

Вообще-то, я редко злюсь на Алёшку, просто привыкла к его манере выражаться. Он – мой старый друг, я не помню времени, когда не была бы с ним знакома. Раньше мы жили в одном дворе, а потом он переехал, но мы продолжаем часто видеться. К тому же Лёша учится в одной со мной школе.

Раньше я пыталась отучить его говорить с серьёзной миной гадости людям. Но Алёшка не умеет скрывать свои чувства, преспокойно выкладывает человеку всё, что о нём думает.

 - Да ладно! Ты спи! Устаёшь наверно? Бедняжка! Спи, спи, обо мне не беспокойся, я уже привык, будучи у тебя в гостях развлекать себя сам.

 - Лёш! Ну не пори чушь! Ну я задумалась! Про что ты говорил?

 - Я попросил тебя проверить мой английский.

Про себя я улыбнулась: не будь у него корыстной цели, он бы продолжал распинаться про все разы, когда я его не услышала. А так – проверю (в смысле перепишу) его английскую домашку – и снова добрый весёлый Алёшка.

Он сунул мне свои каракули, а сам пошёл играть с Птичкой. Птичка – это мой хомяк, и даже не спрашивайте, почему я его так назвала! Захотелось, чтобы он был Птичкой.

Получив исправленную домашнюю работу, повеселевший Алёшка предложил:

 - А у меня диск с новой музыкой есть, хочешь, принесу?

 - Да ну её, эту музыку! У меня что, кроме компа других интересов нет? Пошли лучше в воскресенье на великах покатаемся?

 - На великах? – и он глянул на меня своими игривыми глазами.

Когда-то это была наша любимая забава. Мы с Алёшкой катались по городу и окрестностям, уезжали куда-то в поля. Мы оба получали от этого какое-то странное удовлетворение. Сейчас он всё больше сидит у меня в гостях: мы оба несколько часов играем на компе, а потом он уходит. Но теперь даже такие встречи стали реже: у Алёшки в новом дворе другие друзья, с которыми ему интересно, с которыми он гуляет по вечерам. Теперь он какой-то другой, порой я его не понимаю, и мне всё чаще кажется, что он отдалился от меня. Даже не так, он просто изменился, и я изменилась. Только, в какую сторону?

Стол под моей рукой задрожал: звонок Лёшиного мобильника. Он схватил трубку и умчался в другую комнату.

Мне вдруг стало обидно: он что, не мог здесь поговорить? Но тут голос обиды затоптало чувство стыда: с какой стати ему при мне разговаривать? Вдруг это личное, ему может девушка звонит.

Но тут пришёл Алёшка и, схватив сумку, быстро заговорил:

 - Извини, Юль, но я в воскресенье никак не могу! Мы с Тёмой договорились в футбольную идти, а потом гулять. Кстати, мне бежать пора, я ещё к Лёвику обещал заглянуть!

Уже сбегая вниз по лестнице, он крикнул:

 - Увидимся, Юльк! А музыку я тебе принесу!

Мне снова стало горько и обидно. Он убежал к своим друзьям даже толком не попрощавшись! И этот диск с музыкой! Я же от него отказалась, или он откупается от меня на воскресенье?

Вплоть до вечера настроение у меня было поганое. Не помог даже Птичка, который раньше успокаивал меня своей вознёй. Я не знаю с чего я обиделась! Потом всю ночь (мне не спалось) продумала про мои с Лёшей отношения. Ох, зря я это сделала: чем больше вспоминала, тем сильнее на него обижалась. Последнее время он только и делал, что приносил диски с игрушками, а пока он в них играл на компе, я проверяла его английский или сидела в углу, читая книгу.

«Зачем он вообще ко мне приходит? – думала я, - Получить домашнее задание? Поиграть на компьютере? Мы же почти не общаемся! Он стал мною пользоваться? Нет, нет! Стой! Он же старый друг, мы так весело проводили время в детстве! Да, действительно, раньше было весело. А как же сейчас? Он перестал считать меня подругой? Нет, неправда! Что за мысли приходят, глупости какие-то! Я запуталась!.. Да спи давай!»

В эту ночь я совсем не выспалась и в школу пришла злая. «Хорошо, что сегодня суббота и всего 4 урока», - думала я, быстро идя по коридору.

 - С добрым утром, соня! – окликнул меня такой знакомый голос.

 - Алёшка! – я действительно была ему рада, улыбалась во весь рот.

 - Вчера спала, сегодня спишь! Зову – не откликаешься, - он тоже мне улыбался, - Вот, музыка, как и обещал.

Он сунул мне диск без опознавательных знаков. Обычная «болванка».

 - Ну ладно, мне пора! Пока! – и он убежал.

Я стояла посреди коридора, вернулось вчерашнее чувство горечи.

 - Эй, Юлька! Ты гешу сделала?

Это была Маринка, моя одноклассница.

 - Да. Списать хотела?

Не дожидаясь ответа, я вытащила из сумки тетрадь по географии и отдала ей. А диск сунула между учебниками, хотя, честное слово, мне хотелось его выбросить.

Это была такая отвратительная суббота! Я схлопотала двояк по литре, за что получила взбучку от родителей. Мне пришлось выслушать их бурную воспитательную речь, из которой выходило, что я получаю одни двойки, а за хорошие оценки меня пора премировать шоколадками. Интересно, они в серьёз считают, что я такая идиотка? И сколько б я весила, если бы ела все те шоколадки положенные мне за хорошие отметки? Я ушла в свою комнату, и давайте я не буду говорить в каком настроении!

Я не понимаю своих родителей, а они не понимают меня. Они то слишком заботливы и всем интересуются, прямо лезут в мою жизнь. Спрашивают буквально про всё: школа, друзья, мои занятия. Их интересует всё, даже то, во что им совсем не следует совать нос. А ведь они прекрасно знают, что я не в восторге от этого! Но лезут и лезут. А потом им становится будто на всё наплевать. Даже не заходят в мою комнату. Меня просто бесят эти перепады! Нет, честно, я пытаюсь быть объективной, но это выше моих сил. Они ко мне придираются по пустякам и вечно всем не довольны. Постоянно пытаются меня учить, всё куда-то направляют, будто я сама не знаю, что мне делать! Они думают, что лучше знают, и я должна их слушаться, но я уже не ребёнок! Я могу сама решать! А ещё они думают, что должны следить за тем, как я учусь.

Сегодня я не прочитала к уроку первый том «Войны и мира», получила два. Да, за дело получила, но они закатили такой скандал! Да будто они сами читали Толстого? Что бы я не сделала, они начинают: «Вот мы в твоём возрасте…» Ха! Да они в моём возрасте бегали на танцульки в клуб, и сами уроки не учили. Я то на четвёрки да пятёрки учусь! К тому же они явно считают, что кроме школы у меня других занятий нет. Мало того, они в серьёз уверены, что их и не должно быть! Каждое утро начинается для меня примерно с такого монолога: «Юленька, ты посудку после завтрака помоешь? Кстати, сходи за хлебом. И масла купи. И сахара с печеньем. Да, на обед свари макароны. И ты бы не могла сходить после школы к бабушке? Она просила помочь ей убрать квартиру. Да и у нас дома не мешает заняться уборкой. Ну да ты умная девочка, сама знаешь, что нужно вынести мусор и принести бабушке продукты. И приберись наконец и хомяка! Ну, пока, доченька!» Причём ни мама, ни папа не спрашивают, не нужно ли мне в библиотеку, не хотела ли я заскочить к подругам или после школы отправиться в тренажёрный зал.

Я молчу об уроках и дополнительных занятиях! Стоит мне в чём-то провиниться, тут же разгорается скандал. Мама с папой наперебой кричат: «Опять два получила! Не учишься совсем, только по дискотекам шляешься (на самом деле только в выходные)! По дому ничего не делаешь (ну а как же!), целый день на улице! Сегодня никуда не идёшь, сидишь дома (а это их любимая фраза)!»

Вот сегодня был примерно такой скандал, так что гулять меня точно не пустят…

Шутка. Я и сама не собиралась никуда идти. Если честно, я и на дискотеки хожу в редкое воскресенье. Только при условии, что оно праздничное. Ну-ка, посчитайте, сколько таких в году? А ведь обидней всего, что мне самой не хочется! Хуже чем при ссоре с родителями, я чувствую себя, только находясь в компании подростков. Ну я просто не могу в таких находиться! А танцевать одной гораздо приятнее, чем в огромной, шумной толпе. Вот такая я неправильная! Да и друзей, с которыми я хотела бы пойти на дискотеку у меня нет, а более всех мне приятно общество Алёшки, но вот ему больше нравится со своими друзьями.

Мне вдруг захотелось заплакать. Оказывается я такая несчастная, недопонятая и друзьями, и родителями. И откуда у меня взялось столько слёз? Наверно, выплакались все ранешние обиды, а их оказалось так много! Хорошо, что мою слабость видела только подушка да Птичка. Я так и уснула, глядя на тщедушное тельце хомячка за прутьями клетки.


* * *

На следующий день, в воскресенье, я всё-таки решила посмотреть Алёшкин диск. Моё поведение вчера теперь казалось донельзя глупым. Подумать только, обиделась на весь свет из-за какой-то глупости! Когда-то давно, в шестом классе, я обещала себе не винить никого в своих бедах, решать проблемы самой, никогда не показывать свою слабость и не обращать внимание на провокации, вызванные меня обидеть. В шестом классе я часто ревела, забившись в угол. Не буду говорить почему, но с тех пор я решила: выход есть всегда из любого положения, а слёзы – это не выход. Мне это сильно помогло жить и радоваться жизни, чему я разучилась в шестом классе. И сейчас мне было так противно, что я нарушила обещание данное самой себе. Будто внутри всё перелопатили, просто как гол в свои ворота.

Если случается что-нибудь, что нельзя изменить и от чего, как говорится, кошки скребут, я просто включаю музыку. Это моё универсальное успокоительное. Вот я и решила просмотреть диск, ведь Алёшка давал мне его из самых лучших побуждений.

Я защёлкала мышкой: на диске оказалось много песен, но все без нормальных названий. Ни автора, ни наименования песни. Жаль, конечно, но ведь чтобы слушать песню необязательно знать её название.

Я воспроизвела всё: сначала послушаю, потом что-нибудь скопирую. Делать-то всё равно нечего и времени навалом, так что буду наслаждаться, и я откинулась на спинку стула.

Первые звуки, раздавшиеся из колонок, меня безмерно удивили, а когда началась сама песня, я аж подпрыгнула на стуле. Ну надо же – рэп! А ведь Алёшка прекрасно знает, что я люблю мелодичные, причём русские песни! А тут мало того, что рваный ритм, ещё и слова английские. Такие песни сливаются для меня в сплошное бормотание.

Я стала наугад запускать песни: везде рэп. Однако Лёша шутник! Нет, я ничего не имею против рэпа, но ведь он знает, что я такое не слушаю.

Мне вдруг стало весело (интересно почему). Какие прикольные песни! Певец, похоже, коверкает свой голос, чтобы получилось смешно. Интересно, кто поёт? Жаль, не написано, а то я ужасно разбираюсь в музыке, тем более в той, которую не слушаю.

Я не стала выключать воспроизведение, почему-то после пяти минут этих песен я захотела послушать ещё. Да и слова вовсе не такие непонятные, как раньше казалось. Может потому, что я всё-таки немного знаю английский? И мотив весёлый, заводной такой, под который хочется вскочить и поделать невразумительные движения – потанцевать то есть. Что я собственно и сделала.

На меня накатила волна такого буйного веселья! И тут в комнату вошла мама. Как раз в тот момент, когда я, окончательно расшалившись, сделала неприличный жест рукой. Получилось прямо ей в лицо.

 - Юля!!? Что ты делаешь?!

 - Ничего, мам, это я просто так, танцевала.

 - Танцевала под это? Выключи немедленно! Это не музыка, это, извиняюсь, гадость! И давно ты такое слушаешь? У нас же дома есть целое собрание прекрасной музыки!

Во мне медленно начала появляться злоба. Действительно, у нас дома есть собрание музыки Шопена, Баха и Бетховена. И мама слушает их каждый день. Ещё она пыталась отдать меня в музыкальную школу на класс фортепиано, но я наотрез отказалась и не разу об этом не пожалела. Меня вполне устраивают современные исполнители. А мама их просто ненавидит.

 - Куда ты скатилась, с ума сойти можно, слушаешь набор слов. И что это за жесты? Что б я от тебя таких больше не видела.

 - Мама! – с обидой воскликнула я, но она продолжала говорить каменным голосом.

 - Я ещё поговорю с отцом и на счёт музыки тоже. А сей час сходи в магазин.

Я задохнулась от обиды: с отцом поговорит! Да что я сделала? Ничего! Подумаешь, состроила жестик со средним пальцем, я же одна была! Самой себе и показала! Я же не виновата, что в этот момент она зашла! И какое право она имеет так отзываться о том, что я слушаю? Я ей ни разу не сказала, что меня тошнит от Шопена! Вечно с отцом меня учат, мнение своё навязывают! Постоянно пытаются мной управлять! И ведь не безуспешно! До сих пор думают, что я – пятилетний ребёнок! Им не то что на моё мнение, им на чувства мои наплевать! За последнюю неделю они мне только замечания делали! И сейчас мать из-за пустяка на меня орёт, или ей просто злость срывать не на ком? Чччёёрт!!! Обидно то как!

 - Мама! – срывающимся голосом начала я, но она меня перебила, не дав ничего сказать.

 - Кстати, у тебя отвратительно пахнет. Опять не убрала у животного?

Я заскрипела зубами. Моя мать ненавидит Птичку. Я всегда это знала: она была против его появления в доме с самого начала. Я завела хомяка без согласия родителей, и это был единственный мой жест доброй воли.

Но теперь они меня достали, придираясь к Птичке. Я протянула руку к клетке. Не моргая, потому что глаза наполнились слезами, но неожиданно спокойно и холодно сказала:

 - Ужасно пахнет? Неужели от Птички? А я думала это твои духи! Они воняют совсем как то, что не тонет! – и я взяла клетку с Птичкой, повернулась и ушла.

Сегодня был тёплый день, поэтому я, быстро накинув летние босоножки, выскочила из дома, не забыв громко хлопнуть дверью.

Дальше наступил провал. Не думала, что такое бывает на самом деле, но, переполненная злостью, я не помнила куда ходила, а потом, устав, присела на скамейку.

Оказалось, я на вокзале, в нескольких километрах от дома. И как ещё не додумалась в электричку сесть? А ведь могла же! Взбесилась так, что не понимала, что делаю!

Теперь меня трясло. Я никогда не орала на родителей, в том смысле, что никогда не грубила. А сейчас я практически ушла из дома! И возвращаться мне не хотелось. Получилось бы, что я иду с повинной! Да теперь как бы не получилось, всё будет плохо. А мне даже реветь не хотелось, только трясло, и было страшно. Даже не так, я была в ужасе. От того, что случилось, от того, что случится. Я не из тех людей, которые могут себе позволить уходить, громко хлопая дверью. Я вообще не из тех людей, которые хоть что-то могут себе позволить! А ведь никто не виноват, что я такая мямля!

 - Простите, здесь свободно?

Я даже подпрыгнула. Оказывается, возле скамейки стоял парень с огромной сумкой и рассматривал меня.

 - П-пжалста! – еле выдавила я и тут же захлопнула рот. Ого! Я уже заикаюсь, если так дальше пойдёт, то вскоре буду кататься в истерике по асфальту.

 - Вы не заболели?

 - Нет. С чего вы взяли такую глупость? – я нашла в себе силы сказать это нормально.

 - Вас трясёт, как в лихорадке, и, кроме того, вы вся бледная.

Я с удивлением уставилась на него. Мало того, что этот парень, который старше меня года на два, обращается ко мне на вы, он ещё и всерьёз интересуется моим состоянием. Или всего лишь боится заразиться? Я поспешила его успокоить.

 - Не бойтесь, не заразно.

 - То что не заразно, это хорошо, но может скажете тогда, что случилось?

Я опешила. Он хочет поболтать? От скуки? Или действительно заинтересовался? Хочет помочь? Ну да он сам напросился, а мне хочется выговориться. И я ему всё рассказала. И про мою отдалённость от одноклассников и сверстников, и о проблемах с родителями, и об Алёшке, в котором усомнилась как в друге.

По крайней мере, мне стало легче.

 - Ну ладно. Спасибо, что послушал. Мне домой пора возвращаться.

 - Подожди! Слушай, ты что, хочешь, чтобы всё так и продолжалось?

А он перешёл со мной на «ты». Или это я перешла?

 - Нет. Я бы хотела всё изменить. Я буду думать, как это сделать.

 - Собираешься закатывать скандалы? Как сегодня сделала?

Я села обратно на скамейку и посмотрела на него. Глаза насмешливые и немного злобные. Смотрит на меня с нескрываемым раздражением, даже с презрением, пожалуй.

 - Глупо закатывать истерики и скандалы, - тихо ответила я, - Не провоцируй меня на слёзы, я уже не хочу плакать. Огромное спасибо тебе за внимание, но не думай, что я тебе жаловалась. Ты не знаешь моих родителей, не знаешь Алёшку и моих одноклассников. Ты и меня не знаешь. Я рассказала тебе короткий эпизод из моей жизни. Так что не делай поспешных выводов и не суди меня. У тебя на это нет права.

Я снова встала, собираясь уйти, но тут он схватил меня за руку и усадил обратно.

 - Дай мне пять минут. После неких событий в моей жизни я перестал осуждать людей, – начал он, - Я не хочу, чтобы ты себя осуждала. Если бы ты чаще общалась со своими сверстниками, ты бы не считала таким ужасным закатить скандал. А твои мама и папа, похоже, наслушались о чужих детях и стали вести себя, как другие родители. Они склонны всё преувеличивать, а ты не пытаешься показать им истинное положение вещей. А ты могла бы с ними дружить. Как с Алёшкой дружишь. Он – замечательный парень, несмотря на много новых, интересных друзей, он стремиться к тебе. Ты думаешь, он невнимателен, пользуется тобой? Ты это сама выдумала. Подумай о себе со стороны Алёшки. Ещё ты говоришь, что не такая как все, причём с худшей стороны. Поверь, ты не права, ты себя принижаешь. На самом деле ты обладаешь прекрасным качеством: не смешиваться с толпой. Ты думаешь, что делаешь, и если тебе не нравится, никто не заставит тебя делать как все. Знаешь, я думаю, в каждом человеке живёт зверёк, и твой – хищник-одиночка, которому нет необходимости показывать зубы, потому что все только смотрят на него из далека. Но сейчас он будто попал в сеть и вместо того, чтобы перегрызть верёвки, кусает и царапает себя. Что за путы тебя окружают? Порви их и выброси, ты не в капкане и нет необходимости отгрызать себе лапы! Нет ничего, что бы ты не могла изменить. Нет ничего, во что тебе не стоило бы вмешиваться. Никогда не думай, будто тебя ничего не касается, иначе так оно и произойдёт. И ещё: никогда не отказывайся от родных и друзей, никогда ни в чём их не бросай и никогда не подозревай их в чём-либо, сколько бы на них не наговаривали. Доверяй своему сердцу, если не хочешь потерять их. Никогда не сомневайся в друзьях, всегда и везде безоговорочно им верь, если хочешь иметь надёжную опору в этой жизни.

В ответ я кивнула. Он сказал сейчас что-то, над чем обязательно нужно подумать. Да, выход не придёт сам собой, его нужно найти самому, а для этого надо уметь думать.

 - Я желаю тебе найти общий язык с родителями. Я надеюсь, ты научишься ценить Алёшку и избавишься от комплексов по поводу всех этих… дискотек. Знаешь, ты раньше считала себя несчастной, может теперь ты поверишь, что ты – очень счастливый человек?

Я ему улыбнулась и в полу-шутку ответила:

 - Быть счастливой тоже нужно уметь. Я этому научусь, надеюсь, ты уже это умеешь. Я тебя встретила, везучая я, да? Спасибо за… совет. И счастья тебе. И… И, знаешь, не меняйся. Ты очень хороший. Пусть кому-нибудь повезёт так же как мне.

Я взяла обе его руки, сжала ему пальцы.

Кажется, я всё-таки поняла, что он хотел сказать. И зверёк у меня внутри вздрогнул и перестал царапать себя.


* * *

Когда я шла домой, у меня в голове то и дело крутилась песенка с Алёшкиного диска. Рэп – это классно! Так здорово, когда человек говорит и при этом поёт. И можно выразить всё что угодно, и становиться легче и радостнее… Тому, кто пел и тому, кто слушал. Хм, кажется, я начинаю становиться фанаткой рэпа.

Солнце уже садилось (всё-таки я долго была на улице). Я как раз проходила мимо зоомагазина, когда на глаза мне попался плачущий ребёнок лет восьми. Я замерла. Меня всё касается? И чужие беды ведь тоже?

 - Эй, привет! ты чего сопли льёшь?

 - Ты – счастливая, - вдруг невпопад ответил зареванный мальчик (похоже, это был именно мальчик).

 - Второй раз за день это слышу. Объяснишь, почему и ты так считаешь?

 - У тебя есть хомячок, - бесхитростно ответил ребёнок, - Моя мама обещала такого мне на День рождения. Но она сказала, что это очень дорого, и поэтому подарит его позже, когда появятся деньги. А я случайно слышал, как она сказала подруге, что у нас их совсем нет и не будет, потому что у меня нет папы.

 - А когда же у тебя День рождения?

 - Сегодня, - очень тихо ответил мальчишка, и шёпотом добавил, - мама уже подарила мне шоколадку, а не хомячка.

Я посмотрела на его слишком светлые для чёрных штанишки. Конечно я не добрая фея, но ведь можно сделать чудо и просто так.

 - Я тоже сделаю тебе подарок, малыш. Возьми моего хомячка. Я – плохая хозяйка, а ты будешь о нём заботиться. Пообещай, что будешь заботиться о нём.

 - Обещаю! – широко распахнув глаза, воскликнул парнишка.

 - Тогда, забирай. Ему будет хорошо с тобой, а тебе с ним. А мне – мне не следовало заводить хомячка.

Да, я купила Птичку назло родителям. Это большая ошибка, а ошибки надо исправлять. Почему бы не начать прямо сейчас?


Рецензии