Плач души или 20. Самый яркий день

Что есть любовь? Если люди, встречаясь взглядами чувствуют обоюдное тепло, это и есть любовь. Кто-то лежит в объятиях недуга…
Если подойти к больному и спросить участливо: «Как вы?», это тоже есть любовь. Будь то на улице, на работе, дома, среди друзей, близких – если справятся о вашем здоровье, это тоже любовь и забота.
К примеру, я, будучи одинокой девушкой, испытала заботу, которую проявили ко мне многие люди. Я росла под влиянием махали. Эти слова я услышал от женщины, совершенно случайно оказавшейся мне попутчицей. Она долго и вдохновенно рассказывала.
Я полностью поддерживаю тем полномочия, которыми сейчас наделяют махали. Причина: мне никто не говорит «Эй, безродная сирота», а говорят «Куда путь держишь?», «Откуда идешь?», ежели где намечается свадьба или торжества, обязательно пригласят.
Следовательно, это не то ощущение, который испытываешь, когда изголодавшись, утоляешь свой голод, а это любовь, которая обращена к тебе.
И по сей день, по долгу службы, оказавшись в тех краях, стараюсь первым делом навестить тех людей, которые подняли меня на ноги, проявили родительскую заботу. Их любовь для меня значит нечто большее, чем просто привязанность. К матери, освободившей себя от обязанностей по моему уходу, таких чувств не испытываю.
Как только меня охватывает эта мысль, я не могу резко ответить своей бабушке, воспитавшей меня, ибо в лицах матери вижу свою бабушку.
Видно, доля моей матери была такова. Она очень сильно любила себя.
Сейчас ей за 70. Даже когда в постели лежу больная, она не может меня проведать, даже не пытается. Матери возле меня не было.
Но ведь матерей не выбирают!
Мать мне преподнесена Всевышним! Но я всего лишь делаю выводы. То есть, прояви заботу, и она будет проявлена по отношению к тебе. Хочу сказать, что посеешь, то и пожнешь! Брат с детства был груб с матерью.
Однажды он принес мясо. Мать сказал с укором: «Мясо, что ты принес, неважное», и бросила его. Мясо вместе с тарелкой с лязгом опустилось перед бабушкой.
Сегодня же, соседка просеивала рис, и неудачно опущенный с рисом таз больно ударил по руке моей матери.
И это произошло через три десятка лет! И здесь я не выдержала, и напомнила ту историю. Зря, я очень ее обидела.
Все воротится, без сомнений. Жизнь сводит людей со схожими судьбами. Отец моего мужа пропал на войне без вести. Мать вышла за другого. Насколько мы схожи. Муж тоже воспитывался в других руках. Однажды, муж, был в своем селе и узнал, что моя свекровь выходит замуж во второй раз. «Ой, а в чем дело», – спросил он. «Матушка замуж выходит» – ответил его младший брат. – Сейчас сготовим плов, – с этими словами начал действительно готовиться к приготовлению блюда. Пришли старцы, помолвили их.
Он уходил со словами: «Я к матери, у нее день рождения». Вернулся тотчас. Я спросила, в чем же дело? Он промолчал, развернулся и ушел к детям.
Впоследствии, он все же поделился, но как же тяжело дался ему это рассказ – слезы лились из его глаз. Тогда я сказала: «Не нужно обижаться. Кто-то же из нас должен там быть. Пусть живут в мире и согласии». Я не стала больше ничего добавлять, чтобы не ранить его еще больше. Она ведь мать! А их, как известно, не выбирают!
Я не переношу фальши. Во-вторых, сама не вру. В-третьих, не стучу. У меня есть эти три качества. Кто бы ни был передо мной – если он нуждается в моей помощи, обязательно помогу. Работы не боюсь.
Труд – не порок. Если на работе нет сторожа, не чураюсь и этой работы, было время – и за больного дворника работала. Не жду взамен ничего. Обращаюсь лишь с Аллаху.
Смотрите, природа! Все вокруг, начиная от песчинки и кончая Вселенной создано его руками.
Человек же – сам отдельный мир на лоне окружающей его природы. «Есть мир стоящий особняком во всей вселенной – имя ему Человек» писал Наджмиддин Кубро. Аллах создал вначале мир, затем Землю и Воду, после создал человека.
Хочу сказать, в свою очередь и природа находится внутри человека.
Человеческая природа должна всегда подстраиваться под все прекрасное и доброе. Всевышний создал и хорошее и недоброе. Мышление, сознание, интеллект, разум – всем этим Аллах нас одарил сполна. И в наших силах стремиться к добру, избегая зла.
Пророк Юсуф сильно страдал из-за распрей между братьями. Из чего заключаем, что проблема эта стара как мир. Как говорят, в одном котле сразу не сваришь две бараньи головы.
Супруга Пророка Ибрагима была бездетной, и он женился на другой. После рождения ребенка появились зависть и ревность.
Есть предание. В одной семье невестки постоянно спорили. Скандалы закатывались ежедневно. Муж, совершенно расстроенный направился к Пророку за советом. Подойдя к калитке его дома человек услышал, что в доме Пророка тоже происходят ссоры. Он развернулся и столкнулся с Пророком, который возвращался домой. Он спросил человека о цели его визита. Человек лишь ответил: «Прошу простить меня, оказывается забота, которая не дает мне покоя, присуща и вашему дому». А раз у вас такие же заботы, видно, такова воля Аллаха.
Теперь, посмотрите. Господь создал из ребра Адама Еву. Однажды, когда Адам возвратился домой позднее обычного, Ева начала второпях пересчитывать его ребра.
– Что же ты считаешь?
– Да вот, думаю, не создал ли Господь еще одну.
Видите! Ревностное поведение супругов берет свое начало с истоков зарождения человека. Но вместе с тем знаем, что есть женщины высокой нравственности и сильной воли. К примеру, как Зульфия-апа, Сора-апа! Я их видела, я беседовала с ними. В мире очень много верных женщин.

***

Друг мой! Сегодня самый яркий день весны. Для меня раскрыл свои таинства новый мир, освещенный и одухотворенный священным светом Каабы.
В душе моей истины о единстве Всевышнего и единстве друга обволакивают мое сознание и сердце нежным и теплым ярким светом.
Друг мой, слава Аллаху, мы дожили до тех дней, когда можем созерцать свободный течение Амударьи, ее прекрасные берега.
Друг мой, взгляните на мои глаза, которые рассматривают без волн реки. Я все та же, я не изменилась, хочу воскликнуть об этом. Хочу растаять в свете горизонта, который сливается с прекрасными горами.
– Пришла к вам я, мой дорогой друг! Это я, все та же пленница ваша… Прошу Вас, оставайтесь таким же, не меняйтесь, об этом говорит и сердце мое…сильно верую в это, ваша подруга!

***

Вот прошел еще один день весеннего праздника Навруз. Во дворе распустили цветы два персиковых дерева. Словно поют они. Будто в розовых цветах персика распустились надежды и чаяния, присущие каждому человеку.
Закат, вокруг все так же блаженно правит тишина. Ветерок, колышущий легонечко ветки с почками и цветами, напоминает свежий бодрящий утренний порыв. Солнце заходит... В моем воображении нежные дуновения ветерка, несущие в себе ароматы цветущего миндаля и абрикоса дарят несравнимое удовольствие, белые перистые облака, сходясь у горизонта, будто украшают портальные колонны небосвода, ощущение, словно надвигается рассвет. Словно светило наше, заходя за воды Амударьи, незаметно принимают формы сумерек в Ташкенте…
Знаю, еще немного, и на небе загорятся одна за другой звездочки. Вы мне преподнесли месневи Джалаладдина Руми, которые полны таинственной силы и неземного вдохновения, невольно переплетаюсь ими. Та боль, которая излилась из под пера нашего предка, по словам Абдурахмана Джами есть не что иное как светоч преподнесенная свыше. «Маснави – благородное порождение неземного разума, однако ж, автор сего произведения обычный, не пророк».
Друг мой, узнав Вас, я узнала нашего предка Руми. Он так же, как и вы, занял достойное место в моем сердце.
Читая его строки, чувствую, как его священный дух кружит вокруг меня, словно даря бесценные уроки жизни.
Друг мой! Цветы, красками которых полна жизнь, дарят нам столько же радости, сколь огорчений и боли доставляют их шипы. Спотыкаясь на дороге, падая, обдирая руки и ноги до крови, мы все же поднимаемся и идем дольше, преодолевая все трудности и преграды, которые нам суждено миновать. Ибо пути эти ведут нас в новый день, к новым целям.
Я же, встретив новый день, все стремлюсь к вам. Как стремится к новому дню, новой жизни человек. Каждый рассвет Всевышний создает меня заново, таковы мои ощущения. Я открыла для себя Ваше сердце, Друг мой! И с его башен я смотрю на мир.
Друг мой, вы сами знаете. Мы не можем принять некоторые вещи. Вечность, потусторонний мир, конец света, возрождение после смерти. Наша эпоха воспитала нас немного иными, вогнала наше сознание в узкие рамки шаблонного, постылого.
Хочу привести здесь определения Руми, охарактеризовавшем три типа людей, к которым относится подавляющее большинство живущих.
Первую составляют люди, глубоко верующие в религию, Бога, конец света, жизнь после смерти, когда каждому воздаться по заслугам.
Вторая группа людей отрицает существование божественного провидения, очень приземленные в смысле того, то доверяют только фактам. Верят, что человек после смерти прекращает всякое существование. Они подобно слепцам ведут за собой в бездонную пропасть заблудших, тем самым совершая непоправимый грех.
Представители последней группы людей можно описать как вечно сомневающихся, без внутреннего стержня:
«Создания сотворены Всевышним? А может они появились сами по себе, в процессе эволюционного развития? А все желания человека контролируются лишь сплетениями нервных окончаний, идущих от мозга?».
Существуют ли божественная сила, конец света, душевные муки?
Пропавшие в дебрях бесхребетного бытия, живущие вечно понятиями вопрошания: «так ли?», «а может быть иначе?» еще хуже, чем общество совершенно безвольных и неразумных. Природа есть все то, что окружает нас. Много лет назад в Париже был создан толковый словарь, так трактующий слово «натюр», то есть «природа»: «Понятие природы содержит три смысла: первый – собирательное название отдельных тел, второй – первоначальное состояние всякого тела, третий – все тела и вещи, окружающие нас созданы Всевышним».
Самым гармоничным понятием является понимание тесной взаимосвязи вышеописанных трактовок. Иное, извращенное понимание ведет к дисгармонии личности, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для нее. Обнищание души, потеря веры, воли, любви есть малое наказание за пренебрежение очевидным.

***

Друг мой, попытки понимания премудростей изречений нашего великого предка Джалаладдина Руми, размышлений над ними приближает каждого человека к пониманию Всевышнего. Помогает познать себя.
Каждая строка их пронизана таинственным светом, наполнена безграничным смыслом, которые будоражат сознание, затрагивая самые нежные струны вашего сердца.
Друг мой, пробегаю взглядом по двустишьям. И словно к бегу моих зрачков присоединяется бег моих мыслей и чувств.

Вслушиваясь в звуки ная повествующего,
Возжелал бы я спасенья от разлучающего.

Друг мой, перед глазами вижу каждую былинку, каждое дерево, растущего на берегах Амударьи. От прочитанных месневи нашего предка погружаюсь в неведомое состояние. Сердце мое подсказывает душе, она же, в свою очередь склонилась над листом бумаги… струятся строки из-под пера…

Камыш желтеет , глядя на воду,
Словно пламя, сжигающее мое сердце.
Сады, участливо взгляд мой ловя,
Стелют на землю ковер из листвы.
Приди же, умелец, смастери ты свирель
И пусть камышом плачут мои уста
Душа,исстрадавшись вволю
Сердцу напоет печальные нотки…

Завороженный звуками ная Мавляна Руми видел своей целью достижение человеком высшей гармонии существования. Из уст подобного человека исходят только слова любви, привязанности, добра и свободы.
«Возжелал бы я спасенья от разлучающего».
Истинный смысл этих строк заключен в спасении, в котором нуждаются люди верующие, в терпении, к которому они стремятся, к родному краю, который они когда-то покинули волею судьбы, в защите от недоброго взгляда.
Друг мой, делюсь с вами толкованиями, приведенными в книгах, а перед взором со всей реальной силой воссоздаю образ умельца, изготовившего свирель, вложившего в него всю душу и любовь, и преподнесшего ее такому же искусному музыканту, который извлекает из нее чарующие звуки.
Вот, друг мой, мгновения, которые я желала провести с вами, открывают передо мной таинственные двери светлого дня. В нем взгляд Всевышнего, самим Творцом смотрящего на меня Вашими глазами еще сильнее и крепче размещается в моем сердце. Мы одно целое, друг мой!

       


Рецензии
Замечательно написали, Гулистан! Красиво,возвышенно и душевно!

Марзия

Марзия Габдулганиева   26.06.2009 09:38     Заявить о нарушении
Спасибо,Марзия, Загляните еще!

Успехов вам в творчестве.
С добром Гулистан

Гулистан Матякубова   30.06.2009 14:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.