Почему я беден?

       Я живу в богатой стране. В Израиле на каждую тысячу жителей приходится один миллионер, а на каждую сотню миллионеров - один мультимиллионер или миллиардер. Мои соседи в большинстве своём не миллионеры, но при необходимости несколько десятков тысяч долларов наскребут без особого труда. На их фоне я беден как церковная мышь. Они не представляют себе, как можно жить в Израиле на пособие в 550 долларов в месяц!
       Но откуда у них такие деньги? Они что, все профессора университетов или удачливые финансовые воротилы? Да вовсе нет! Я расспрашивал своих соседей. Двое из них сначала были кибуцниками (т.е. попросту колхозниками), а потом до самой пенсии - обычными садовниками. Правда, у них нет даже собственного дома, они живут в муниципальном домике. Но никто у них этого дома не отберёт, пока они живы. И все годы в Израиле (кроме самых первых после приезда из Европы) они прожили в полном достатке, каждый год летом ездили отдыхать на Багамы или на Канары. Они бы и дом свой легко выкупили на свои доходы, но не было такого желания.
       А соседи побогаче, у которых собственные дома и виллы? Один из них владелец экскурсионного автобуса, имеет договоры с несколькими экскурсбюро и возит туристов. У второго своя автомашина-бетономешалка, у него тоже всё время заказы со строек. Третий важно именует себя архитектором, хотя как я понял, он просто один из техников-проектировщиков в архитектурном бюро. Четвёртый (очень мне симпатичный!) заведует всей электроникой в больничном комплексе "Барзилай". Но это вроде как "средний класс", а есть ещё простые служащие разных предприятий. Для примера: рядовая служащая в банке получает зарплату до 14 тыс. шекелей в месяц (примерно 4200 долларов по нынешнему курсу). Техник государственной телефонной или электрической компании получает ещё больше, а кроме того пользуется в своей компании кучей льгот: бесплатный телефон и электричество, бесплатный отдых во время отпуска в лучших отелях Израиля, и т.д. Что уж говорить об инженерах и руководителях этих компаний!
       Наверное хватит о них. Вернёмся к нашим баранам, т.е. ко мне и моим близким. Мы приехали в Израиль с двумя сумками вещей в руках и без копейки денег в кармане. Это было всё, что мы нажили с женой за 40 лет нашей совместной жизни. Мы оба не сидели без дела, дочка тоже работала. Все вместе получали приличную зарплату, которая тут же весело уходила на обычную, ничем не примечательную советскую жизнь. Неужели мы не заработали на что-либо большее?
       Я не буду перечислять все те работы, в которых я принимал самое непосредственное и активное участие, и которые пошли на благо нашей общей советской Родины. Расскажу только об одной, потому что недавно прочёл о её судьбе.
       Сначала придётся сделать отступление. Как известно, вдоль всего северного побережья России пролегает Северный Морской Путь, имеющий колоссальное экономическое и военное значение для Родины. Практически всё морское побережье вдоль этого Пути безлюдно. Для безопасной круглогодичной навигации по трассе Пути были установлены сотни необслуживаемых маяков, работающих автоматически и непрерывно. В каждый из них входил проблесковый световой маяк, радиомаяк и автоматическая метеостанция. Для всего этого хозяйства требуется электропитание. Многие десятилетия существования этих маяков они питались от сухих батарей, срок работы которых - один год. Других батарей не существует. Чтобы сменить батареи во всех маяках, каждое лето к берегам Северных морей снаряжался целый флот больших и малых судов Гидрографического Управления Военно-Морского флота СССР, в ведении которого находятся все маяки. Судно подходило к берегу, с него спускали шлюпку или барказ. Грузили на них тяжёлые ящики с батареями. Перед тем как высадиться на берег, матросы выстрелами в воздух из карабинов разгоняли любопытных белых медведей. Кряхтя сволакивали на берег ящики, несли их к стоящему на пригорке маяку. Ставили новые батареи, а старые выбрасывали прямо в тундру, где их грызли прожорливые песцы. Судьба песцов после этого неизвестна, зато известна стоимость всей этой романтики, весьма ощутимая для бюджета страны.
       В начале 70-х годов появился проект замены сухих батарей "долгоиграющим" блоком питания на основе радиоизотопного термоэлектрического генератора (сокращённо РИТЭГ). Если коротко, то РИТЭГ преобразует тепловую энергию от распада радиоизотопа стронция-90 в электрическую. Эту электрическую энергию нужно ещё преобразовать в необходимый ряд стабильных токов и напряжений, которые раньше брали от набора батарей. Вот это уже была наша задача, конкретно нашей лаборатории.
       Мы разработали и передали в серийное промышленное производство блок питания, который по техническому заданию должен был работать пять лет без ремонта и замены. Вложив в разработку некоторое количество серого вещества (получили четыре авторских свидетельства на изобретение), мы увеличили гарантию до десяти лет непрерывной работы с не очень уверенным прогнозом, что блок проработает без отказов все 30 лет периода полураспада стронция-90.
       Не так давно я полюбопытствовал в интернете, что же стало с этой работой. И вот что выяснил: с нашим блоком питания было изготовлено 550 маяков. Сейчас, спустя 33 года, 370 из них ещё работают! Остальные сняли с эксплуатации и утилизировали, но не потому что они испортились, а просто в них миновала надобность. Видимо с появлением спутниковых систем навигации типа GPS нужда в маяках перестала быть столь острой. За всё время эксплуатации в наших блоках питания было всего шесть отказов. Четыре из них по технической причине, и после небольшого ремонта блоки были восстановлены. А в двух случаях обитатели ближайшего арктического посёлка просто "скоммуниздили" из блока ценные аккумуляторы.
       Что же это получается? За треть века по Северному Морскому Пути перевезены грузы на общую стоимость, которая оценивается астрономической цифрой. Бесперебойная работа маяков обеспечила безопасность перевозки этих грузов. Бесперебойная работа нашего блока питания обеспечила, в свою очередь, бесперебойную работу маяков. Значит есть моя доля участия в коммерческой прибыли предприятия, называемого Северный Морской Путь? Есть, и очень даже не нулевая! Так почему я беден?


Рецензии