Резидент

ОБЕРЛЕНДЕР И РЕЗИДЕНТ КЕЛЕ.
 Я думал, вы уже не вернетесь! -- Урбан был первым, кого она увидела в хозяйственном отделе, вернувшись в Таганрог..
-- И вы, конечно, огорчились: не с кого писать портрет?
-- Мне вас просто не хватало. Вы привезли дочь?
-- Нет. -- У Астрид чуть не сорвалось -- «к счастью». -- Ее увезли в Сибирь.
-- В Сибирь?
-- Почему вас, немцев, так пугает Сибирь. Я уже говорила вам, что жила там несколько лет. Это совсем неплохое место.
-- Да, вы говорили, но ведь царь ссылал неблагонадежных именно в Сибирь.
-- Царь ссылал их также на Кавказ. А вы теперь мечтаете захватить Кавказ.
-- Я не мечтаю об этом, фрау Ларсон.
-- А о чем же вы мечтаете?
-- Ни о чем. Мечтания -- удел юности, а мне уже, увы, за сорок...
-- Вы не передумали писать мой портрет? -- спросила Астрид.
-- Конечно, нет.
-- Тогда мы можем начать завтра вечером.
На другой день вечером раздался стук в дверь. Это был Урбан. Астрид сварила кофе.
-- Опять ко мне пришел этот русский -- Мо-на-ков, -- по слогам произнес Матиас. -- Он просит, чтобы мы наградили его за то, что он не взорвал мельницу и сохранил ее для немецкой армии. Право, не знаю, что с ним делать?
-- Пришлите его завтра ко мне. Я поговорю с ним, а тогда, возможно, смогу вам дать совет.
-- Спасибо, фрау Ларсон.
В ноябре 1941 года русские войска взяли Ростов.
-- Хозяйственный отдел получил приказ переехать в Мариуполь.
Все здание охватила лихорадочная суета. К подъезду то и дело подъезжали грузовики, и команды отдела стали грузить на них свое имущество.
Над городом пронеслись три краснозвездных истребителя. Застучали многоствольные немецкие зенитные орудия. Маленькие облачка взрывов взрыхлили небо.
С таганрогского аэродрома поднялись «мессершмитты». Под завывание авиационных моторов Ларсон, Нейман и еще несколько человек из команды № 1 забрались в грузовик.
 * * *
В Мариуполе несколько дней ушло на то, чтобы найти помещение для отдела, разместить команды, найти жилье для себя.
Но не успели они, как следует, обосноваться, поступил новый приказ -- вернуться в Таганрог. Но, не все команды отдела должны были вернуться. Команды № 2 и № 3 оставались пока в Мариуполе. Нейман тоже остался с ними.Хозотделом в Таганроге, точнее его частью руководил гауптаман Леман.
Хотя фронт, казалось, стабилизировался на реке Миус и на Самбекских высотах, однако немецкое командование решило часть тыловых служб оставить пока в Мариуполе.
Освобождение Ростова Красной Армией вызвало много разговоров среди офицеров отдела. Ростов был первым крупным городом, который германская армия оставила под натиском русских.
Командующий группой армий «Юг» фельдмаршал Рунштедт -- покоритель Польши и Франции -- был смещен с поста. На его место назначили фельдмаршала Рейхенау, известного своей особой приверженностью Гитлеру.
.
Новый начальник Ларсон Макс Леман был шестидесятидвухлетним добровольцем. Его возраст не подлежал мобилизации.
Леман представлял свой поступок как высокий патриотический порыв. Он любил с подробностями рассказывать, как ходил по инстанциям и, наконец, дошел до самых высоких. Мало-помалу Ларсон становились понятными истинные мотивы, заставившие шестидесятидвухлетнего «добровольца» отправиться на Восточный фронт.
У Лемана был небольшой кирпичный завод. После начала войны его закрыли, как и многие другие мелкие предприятия, не работающие в войну. Часть рабочих призвали в армию, других по распоряжению «Трудового фронта» направили на военные заводы. Леман остался не у дел. Проводить все дни и ночи со сварливой женой -- скучно.В Таганроге он подобрал себе «экономику» .. Она был из фольксдойчей. На вид довольно моложава, лет сорока, статная, с высокой грудью.
Таким образом, вермахт дал Леману все, к чему он стремился: он был достаточно далеко от своей сварливой жены. Никто здесь не мешал ему заниматься интрижками. Кроме того, его прямо распирало от гордости, что на нем снова офицерский мундир армии, покорившей всю Европу. Вместо одного захудалого кирпичного завода под его началом в Таганроге оказалось около сорока промышленных предприятий -- больших и малых.
По природе своей он был бездельником. Леман признался Ларсон, что никогда не занимался своим заводиком. «Но мой управляющий был чистое золото».
.
В Таганроге снова объявился Монаков, о которым говорил Урбан. Когда немцы бежали из города, он бежал вместе с ними. Но вернулся вермахт, вернулся и Монаков.
Урбан, как и договорились, направил его к фрау Астрид.
К Ларсон зашел чернявый, еще довольно молодой мужчина в шубе, похоже, с чужого плеча и с лакейской покорностью снял меховую шапку.
Ларсон выслушала его сбивчивый рассказ о том, как он, «рискуя жизнью», не выполнил приказа большевиков, не взорвал мельницу, чтобы сохранить ее «для победоносной германской армии
-- Как вы добились того, чтобы мельница не взорвалась?
-- Я вытащил детонатор.
-- Вам знакомо подрывное дело?
-- Немножко.
-- Откуда? -- спросила Ларсон.
-- Видите ли, фрау Ларсон, когда я служил, когда меня призвали в армию...
-- Вы служили в Красной Армии? -- перебила Ларсон.
-- Где же еще? Другой-то не было, -- как бы оправдывался Монаков. -- У большевиков было так: не хочешь, а будешь служить.
-- -- Давайте договоримся так: вы напишете на имя начальника команды № 5 гауптмана Урбана все, что вы мне сейчас рассказали. Напишете подробно свою биографию. Кто родители, близкие родственники, на кого из них германская армия может рассчитывать, когда войдет в те районы, которые еще не заняты ею. Принесете мне. Я перепечатаю на немецком языке и подам прошение гауптману Урбану. Железный Крест за заслуги в Восточной кампании вас бы устроил?
-- Я был бы безмерно рад, фрау Ларсон.
-- Пишите только разборчиво, -- наказала Астрид.
На другой день Монаков принес несколько листов, исписанных мелким, но четким почерком.
Ларсон все это перепечатала на машинке в трех экземплярах. Один оставила себе. Это было готовое «дело». И, главное, написанное собственноручно предателем.
Когда Ларсон показала прошение Урбану, тот, ознакомившись с ним, воскликнул:
-- Ну и тип! Так что мы с ним будем делать?
-- Представьте его к Кресту за заслуги.
-- Но он просто шкурник, Астрид!
-- Не судите да не судимы будете...
-- Ну, коль вы так настаиваете.
Монаков, узнав о том, что его прошению дан ход, не мог скрыть своей радости.
-- А награжденным Крестом за заслуги будут после войны давать землю?
-- Обязательно, -- пообещала Ларсон.
Случай с Монаковым надоумил Ларсон прийти к Леману с предложением.
-- Господин гауптман, отдел плохо знает директоров таганрогских предприятий. Я уж не говорю о среднем командном звене. Среди людей, которые пошли на сотрудничество с германской армией, могут оказаться люди, оставленные большевиками. Немцы слишком доверчивы. У большевиков все делопроизводство было построено по-другому. Каждый работающий, особенно на предприятиях оборонного характера, должен был не только перед поступлением на работу писать подробнейшую автобиографию, но и заполнять анкету со множеством граф. Я, например, как иностранка, не могла работать на военном предприятии. А мы же ничего не знаем о наших директорах заводов. Надо, чтобы все они написали подробнейшие автобиографии, а в конце заполнили графу: «Заслуги перед германской армией».
-- Какая вы умница, фрау Ларсон! Действительно, мы, немцы, очень доверчивы. Затребуйте от моего имени все необходимые бумаги с директоров предприятий и главных инженеров.
После того как с делами было покончено, Леман спросил:
-- Не могли бы вы, фрау Ларсон, оказать мне небольшую услугу?
-- Если это в моих силах.
-- В одном доме я видел настоящий стенвейновский рояль. Я давно мечтаю о таком рояле. Может, среди ваших знакомых русских у кого-нибудь найдется такой рояль. Разумеется, я готов заплатить: оккупационными марками или продуктами. За этим дело не станет.
-- Хорошо, я поспрашиваю, господин Леман.
»Боже! Дать в газете объявление и сообщить тем, кому , наверное, попадает эта газета в руки на той стороне-это шанс.Может, последний.
* * *
В газете «Русское слово» появилось объявление:
«Покупаю рояль марки «Стенвейн». Оплата по договоренности. Марками или продуктами. Обращаться по адресу: Петровская, 27. Ларсон».
 Через два дня после объявления в газете в ее комнату в хозяйственный отдел вошел Оберлендер.
-- Добрый день, фрау Ларсон.
-- Добрый день, доктор.
-- Вы разрешите мне присесть?
-- Чем могу быть полезна? -- спросила Астрид.
-- Скажите, это ваша идея собрать автобиографии руководителей промышленных предприятий города?
-- Это нельзя назвать идеей. Это был совет.
-- Я так и подумал, что это исходит от вас. Леман пытался уверить меня, что это его работа.
-- В значительной степени он прав. Я только рассказала ему, как дело поставлено у русских. Это ему понравилось, и он принял решение собрать автобиографии.
-- А где они хранятся? -- спросил Оберлендер.
-- У господина Лемана в сейфе.
-- У Лемана не оригиналы. У Лемана то, что вы перепечатали на машинке по-немецки. А где оригиналы?
-- Они в моем сейфе. Я передала все бумаги ему, но он вернул мне оригиналы, сказал, что ничего не понимает по-русски и ему незачем забивать сейф ненужными бумагами.
-- Можно взглянуть на оригиналы? -- спросил Оберлендер.
Ларсон подошла к сейфу, открыла его, достала оттуда толстую папку и протянула доктору.
Тот раскрыл ее, полистал. Оберлендер никогда ни слова не произнес по-русски. Но, когда он листал бумаги, Астрид поняла, что он умеет читать по-русски.
-- Такие бумаги должны храниться не в хозяйственном отделе, а у коменданта. Я с вашего разрешения возьму их с собой.
-- Но я должна об этом предупредить господина Лемана.
-- Он уже предупрежден, -- коротко бросил Оберлендер.
Уже в дверях доктор обернулся и сказал:
-- А все-таки идея хороша, фрау Ларсон. У большевиков есть чему поучиться.
Когда за Оберлендером закрылась дверь, Ларсон тяжело опустилась на стул. «Боже, как хорошо, что я эти бумаги не отнесла домой, а взяла только четвертую немецкую копию, о которой никто ничего не знает».
«Доктор Оберлендер Абвер или СД? В каком он ведомстве?Наверное, в Абвере( военная разведка)
История с автобиографиями послужила хорошим уроком: она никогда больше не пыталась брать оригиналы каких-либо документов.
В тот вечер она поздно возвращалась со службы. Улица была пустынна, наступил комендантский час. И вот сначала едва различимо, а потом все явственнее она стала слышать шаги, собственно, не шаги, а то, как под ногами поскрипывает снег. Стоял крепкий мороз. Полная луна висела над морем, скованным льдом. Кое-где из труб струился дым. При полном безветрии дым столбом поднимался в холодное небо.
Скрип шагов за спиной усилился. Ее нагоняли. Обернуться? Оберлендер уже шпионит за ней?
Ларсон пошла тише. Сбавит ли шаг тот, кто шел следом? Нет, он продолжал идти в том же темпе. Вот он уже рядом. За спиной. Обходит ее. На нем офицерская шинель. И меньше всего она ожидала услышать от этого человека то, что услышала:
-- Вы не купите у меня русские папиросы?
Боже, не ослышалась ли она? Это была первая фраза пароля. От неожиданности она смешалась. И незнакомцу дважды пришлось повторить пароль.
-- Русские папиросы мне не нужны, но если у вас есть сигареты «Ренклау»...
Услышав отзыв, незнакомец в немецкой офицерской шинели коротко сказал:
-- Завтра я приду к вам по объявлению в пять часов вечера. Постарайтесь быть дома.
Офицер обогнал ее и пошел дальше. На углу свернул в переулок.
В квартире Ларсон было хорошо натоплено, прибрано. Полина Георгиевна оказалась, как и предполагала Астрид, старательной женщиной. Надо только, чтобы завтра она ушла пораньше, часа в четыре.
Астрид разделась. На спиртовке сварила кофе. Все; равно она долго сегодня не сможет уснуть. Ей надо все продумать.
Завтра после обеда она должна была ехать на котельный завод. Она управится пораньше и в пять будет дома.
В пять раздался еле слышный стук. Она вышла в прихожую и, ничего не спрашивая, открыла дверь.
Перед ней стоял мужчина в полушубке, в шапке.
-- Что вам угодно?
-- Я пришел по объявлению.
-- Но я уже купила рояль.
-- А русские папиросы вы у меня не купите?
-- Так это вы были вчера вечером?
-- Может, мы пройдем в дом? Вы меня не узнали? -- спросил он, когда они вошли в прихожую.
-- Сейчас только узнала по голосу. Раздевайтесь. Вы не можете представить, как я рада, что вы пришли.
-- Вам привет от товарищей. Самый сердечный. С объявлением вы хорошо придумали. Когда мы отбили Ростов, наш человек был на вашей квартире. Соседи сказали, что вы приезжали с немцами и с немцами же через два дня уехали. И больше никаких сведений.
-- Вы что-нибудь знаете об Оленьке, Марии Пелагеевне?
-- Простите, с этого надо было начинать. С Олей все в порядке. Здорова. Мария Пелагеевна тоже здорова, велела вам кланяться.
-- Вы не представляете, какую тяжесть сняли с моих плеч! Как я вам рада! -- еще раз повторила Астрид. -- Может, хотите чаю или кофе?
-- От чая не откажусь. На улице под тридцать градусов, а я поплутал, прежде чем попал к вам.
-- Вы плохо знаете город?
-- Дело не в этом. Надо было убедиться, что за мной нет хвоста.
Астрид принесла горячий чай, бутерброды.
-- Меня зовут Кёле. Петер Кёле.
Астрид могла теперь внимательно рассмотреть человека, который пришел к ней. У него были усталые глаза. Сеточка морщин на лбу. Волосы уже поредели. Сколько ему лет? Сорок пять? Пятьдесят? Был он худ и лицом, и телом. В полушубке еще казался покрупнее, поплотнее.
Кёле с удовольствием пил чай. К еде почти не притронулся.
-- Вы рассказывайте, -- попросил он.
-- Натерпелась я страху, -- призналась Астрид.
Она рассказала, как была задержана гитлеровцами. Рассказала о Дойблере. Генерале Макензене.
-- Макензен -- это хорошо, -- сказал Кёле.
-- В каком смысле? -- не поняла Астрид.
-- Хорошо, что он признал вас. Об Урбане расскажите подробней, -- попросил Кёле.
Когда она закончила, Кёле посоветовал:
-- С Урбаном продолжайте поддерживать отношения. Однако будьте внимательны. Нельзя исключать и того, что он не тот, за кого себя выдает.
Кёле подробно расспросил о докторе Оберлендере.
-- Постарайтесь узнать, с кем из русских он контактирует.
Когда Астрид сообщила о биографиях предателей, собранных ею, Кёле не удержался от похвалы.
-- Вы молодец. А говорили, что совершенно не готовы к такой работе.
Кёле одобрил ее поведение: для немцев она женщина, далекая от политики, для русских -- монархистка.
-- А какие у вас контакты с русскими, а точнее, с советскими людьми в городе?
Астрид сказала, что таких контактов у нее мало и она не стремится к ним. Рассказала о людях, которые приходили к ней по объявлению, и о том, что она кое-кому пыталась помочь материально.
-- Не увлекайтесь этим, -- коротко заметил Кёле.
. Пятый говорил мне, что вы умеете шифровать материалы?
-- Да, я знакома с этим.
-- Я привез вам кодовую книгу, -- Кёле глянул на книжный шкаф. --. Пусть она стоит вместе с другими книгами на полке.
Он протянул том известного русского писателя.
-- Самое уязвимое звено в нашей работе -- связь. Поэтому Пятый решил, что вы не будете встречаться со связными. У вас есть приемник? -- спросил Кёле.
-- Приемника нет.
-- Жаль.
-- Но я думаю, что смогу достать его. Склад русских приемников находится в ведении хозяйственного отдела.
-- Постарайтесь достать приемник. В тайниках будете оставлять шифровки. Используйте школьные тетради или что-нибудь другое, самое обычное. Даже если листок и попадет в чьи-то чужие руки, его смогут прочитать только после специальной обработки. Вернее, не прочитать, а проявить цифры, написанные на нем. Если шифровка не будет взята нашими людьми, то мы сообщим вам об этом по радио условным сигналом.
-- Где я возьму симпатические чернила? -- спросила Ларсон.
Кёле из кармана достал пакет с порошком.
-- Если будет что экстренное, возможно, кто-то из наших людей и навестит вас. Пароль и отзыв остаются прежними.
-- Какое конкретное задание у меня сейчас? -- спросила Ларсон.
-- Следите, какие части проходят через Таганрог. Город стал большим перевалочным пунктом. Германские войска движутся по железной дороге до Мариуполя, потом своим ходом через Таганрог идут под Ростов. Немцы стали возводить укрепления на берегу Таганрогского залива. Если вам удастся что-либо узнать об этом, было бы хорошо. Попробуйте установить, где ваш родственник -- генерал Макензен, а следовательно, и его штаб. Не упускайте из виду ни один документ, который поступает и исходит из хозяйственного отдела. То, что может представлять для нашего командования интерес, постарайтесь заполучить. Копии, конечно. Оригиналы ни в коем случае не брать. Иногда достаточно короткой выписки из документа. Ориентируйтесь по обстановке.


Рецензии
здравствуйте, наткнулась на ваши произведения, когда искала романы о тридцать седьмом, вы попали в список ссылок
хотелось попробовать поговорить с вами подробнее, особенно,если то,что вы пишите о себе в биографии, случилось с вами
мой отец прошел через часть того, что вы упомянули.

Inna Davidovich   28.11.2009 20:40     Заявить о нарушении
Инна! Давайте, "поговорим"...Но разве можно писать о том, что с тобой и твоей семьей не было? Это в романе можно...В романе,действительно, мой отец(прототип) был арестован,но перед войной "вышел" и погиб на фронте.
Сделал я это не из каких-то ТАМ СООБРАЖЕНИЙ, а потому, такие люди, как мой отец, если уж погибать, то должны были на фронте, а не в подвалах
Ростовского НКВД.Да и факт сам, что НЕМАЛО людей ВЫШЛО, тот же Рокоссовский или генарал Горбатов,так что и здесь я "старялся не погрешить против истины". Игорь Бондаренко.

Игорь Гарри Бондаренко   29.11.2009 03:19   Заявить о нарушении
хорошо, давайте, действительно, поговорим
есть ли у вас скайп?

Inna Davidovich   29.11.2009 12:37   Заявить о нарушении
Нет, сайта у меня нет,на проза ру висит поборка "Моя жизнь".Сайт мне пока и не нужен. Игорь.

Игорь Гарри Бондаренко   30.11.2009 04:13   Заявить о нарушении
скайп это программа для говорения
вы ведь пользуетесь интернетом, так что эту программу можно поставить. или вы только по телефону общаетесь?

Inna Davidovich   30.11.2009 13:20   Заявить о нарушении
скайп это программа для говорения
вы ведь пользуетесь интернетом, так что эту программу можно поставить. или вы только по телефону общаетесь?

Inna Davidovich 30.11.2009 13:20

===========================
А чем Вам, Инна, негоже вести открытый разговор "путём
взаимной переписки" на этой страничке Игоря Михайловича?
Все его почитатели затаили дыхание и ждут.
С любопытством,но не праздным,

Екатерина Сергеева   30.11.2009 17:43   Заявить о нарушении
Инна! Я не обратил внимание, что у Вас написано не "САЙТ!, а "СКАЙП".
Скайпа у меня нет потому, что я живу в таком районе, где скоростной интернет не возможен по техническим причинам.А при "медленном"-изображение "расплывчато" и как в "испорченном кино"...Я знаю, что Скайп дает возможность ДЕШЕВО "болтать", то есть долго и почти бесплатно говорить.Но...Игорь Бондаренко.

Игорь Гарри Бондаренко   02.12.2009 19:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.