Моя бабушка Добрыш

   
Она имела долгую , красивую жизнь прожив почти сто два года на белом свете , моя добрая бабушка Добрыш Шевелева и она пользовалась , притом очень заслуженно, любовью близких, уважением родных и знакомых людей. До глубокой старости , обладая феноменальной памятью она вспоминала события и эпизоды из своей жизни полувековой давности и могла рассказать подробно кто как был одет и что подавали гостям на стол в день её свадьбы. Бабушка была беспредельно предана своему еврейскому Богу и свято соблюдала предусмотренные « Торой» обеты , обряды и праздники, что создавало немалые трудности моей маме, её дочери и папе , с которыми она прожила около 50 лет. Бабушка Добрыш родилась в 1875 году в г. Одессе , на Украине и до 1941 года , до войны жила в собственной квартире на улице Степовой на Молдаванке. Она всегда была хозяйкой и не позволяла никому, даже собственной дочери вмешиваться в её дела. Кроме мамы у бабушки было два сына Семён и Матвей , которым она сумела дать высшее образование, Матвей жил и работал в Москве в гидрологическом институте , а Семён , инженер- механик , трудился по специальности в Одессе. Бабушкин муж, Мендл Шевелев со слов моих родных был человек уравновешенный ,уважал господа Бога , ходил молится в синагогу и всю свою жизнь работал биндюжником то есть занимался извозом, имея площадку и пару лошадей Бабушка , как принято было в еврейских семьях в Одессе вела дом и растила детей и внуков. .Мама до замужества училась в приходской школе, но высшего образования не получила , хотя прекрасно пела и имела склонность к рисованию, Братья выучились, а о сестре беспокойства не проявили , несмотря на то , что обожали её за чудесное пение и весёлый характер .Дедушка Мендл умер до моего рождения , так что я его не знал и с ним не общался. Бабушкина квартира была небольшая, две небольших комнаты и тёмная кухня. Кто где спал я не помню, но я спал на раскладушке в зале, у серванта , на котором красовалась гипсовая купальщица готовая свалиться мне на голову в любую минуту. Каждое лето бабушка вывозила все семейство на дачу , к морю на 16 станцию Большого Фонтана которую построил дедушка .В летний период на даче собирались все Шевелевы и мы Опескины, вся многочисленная , довоенная родня. Было шумно и весело .Взрослые на примусах и керогазах готовили еду , а дети носились к морю и обратно на дачу с криком и шумом. Бабушка командовала всеми невестками и давала им поручения по хозяйству: кому готовить обеды, кому на Привоз ехать за продуктами , а кому убираться и следить за детьми. Соседи по даче прекрасно уживались с нами , не спорили, не ругались жили, как говорят в Одессе, душа в душу. К осени мы возвращались в город. Помню , когда в Одессе проходили выборы в Верховный Совет толи Украины, то ли СССР бабушка пришла первой на избирательный участок и проголосовала за депутата. Что тут было, её сфотографировали и написали об этом в городской газете. Ещё бы, первой выполнила свой гражданский долг. Целую неделю все родственники и соседи только о этом событии и  говорили. В школу , которая находилась на углу Степовой и Дальницкой в цокольном этаже, в первый класс меня повела бабушка . Класс освещался и нас хорошо было видно с улицы ,родители и бабушки , в том числе и моя, наблюдали за нами и комментировали каждый наш шаг. К окончанию уроков нас забирали домой. Я не помню, кто был у нас учителем , уж очень давно это было. Все школьные события того времени напрочь вылетели из моей головы .Дома со мной никто не занимался , всё делали в школе. Бабушка в своей долгой жизни видела много и многих. Мало сказать , что Молдаванка испокон веков была прибежищем воров и налётчиков Одессы , так в город , в гражданскую войну приходили и банда Махно и отряд Котовского , в порту швартовались военные корабли с флагами Антанты. В те беспокойные дни на улицах Одессы слышалась английская, французская и немецкая речь военных моряков. Бабушка видела приезд русского государя в Одессу и коницу Климентия Ворошилова, при проведении манёвров в городе. Беспокойное время переживала она , особенно при еврейских погромах в царское время., которые устраивали чёрносотенцы. В начале Великой Отечественной войны с фашистами , в 1941 году бабушке шёл ни мало , ни много 63 год , Нас эвакуировали, прежде чем сесть в полуторку на которой за нами приехали из военной комендатуры Одессы, бабушка успела взять и положить в чемодан папины документы и диплом. Мама с тремя детьми и бабушкой в течении месяца всеми видами транспорта водного и наземного везла нас к отцу в Жезказган. Бабушка следила за нами, помогала , как могла  маме в пути. Наша поездка была очень тяжелой, доставалось и маме и бабушке. Все мы были очень огорчены тем ,что родители отца дедушка Залман и бабушка Бася ехать вместе с нами отказались и остались в Одессе. Случилось страшное, в начале окупации города их расстреляли толи немцы, толи румыны по доносу соседа по квартире. Ему надо было в нашей квартире куда они перешли держать свиней , что и он делал после гибели моих родных сволочь поганая. В Жезказгане мы жили в начале в Кенгире потом на Руднике, куда перевели отца работать. Мама и бабушка занимались нами и хозяйством. Купили корову, бабушка городская жительница с мамой научилась доить корову. Я ухаживал за коровой , давал сено убирал навоз из сарая .Молоко бабушка продавала, папиного заработка на жизнь не хватало, с тётей Маней, бабушкиной сестрой нас было шесть человек. Когда наступала очередь , мы пасли коров. Бабушка одевала мне через плечо брезентовую сумку , в которую клала ломоть хлеба и бутылку воды на целый день. Соседи по дому к бабушке относились уважительно потому что у неё был большой жизненный опыт и светлая голова, советы её принимались как должное. Когда к нам в дом кто-нибудь приходил , то бабушка усаживала гостя за стол, поила чаем , а потом только спрашивала о цели визита. Она отмечала все еврейские праздники , готовила нам вкусные еврейские деликатесы и говорила с нами только на «идиш» .Несмотря на сплошную ассимиляцию , она старалась сохранить во внуках и правнуках обряды и язык нашего народа. В 1951 году я поступил в Казахский горно-металлургический институт и бабушка корявым крупным почерком писала мне письма из Жезказгана. Я забыл написать о том что бабушка до глубокой старости читала газеты и книги, писала письма сестре и детям. Бабушка часто ходила в гости к своим знакомым и нашим приятелям. Ей перевалило за девяносто лет когда она пришла к нашим соседям , заходит и в зеркале на шкафу отражается её фигура она смотрит на неё и говорит: « кто вы? Я вас не знаю..» а Айна Адамовна , к которой она зашла говорит её: « Дора Берковна , это зеркало» Разобравшись они долго хохотали над бабушкиной хохмой .Чего только не бывает на старости, Господи .В 80 лет бабушка с нашими приятелями ездила в Одессу. Пробыла она там недолго, около месяца и из-за ссоры с невесткой вернулась домой одна , без всякого сопровождения. Вот такая у меня была бабушка. В конце жизни ей страшно не повезло , потеряв всех своих детей: сыновей и дочку в 1977 году она запнулась у порога и сломала шейку бедра. Так и не поднявшись с постели она ушла к своему Богу на 102 году жизни. Бабушка была замечательным человеком, добрым и отзывчивым. Она могла поделится последним с тем кто в этом нуждался. Мне стало одиноко после её ухода из жизни. Никто не зовёт меня в свою комнату, не делится своими бедами , не угощает струделем или флюденем. Бабушка была свидетелем двух столетий, жила в 19 веке , а умерла на исходе 20 века, жизнь бабушки -это живая история страны , это моя семейная история, честное слово это правда.


Рецензии
Вы молодец, что написали
думаю, что Вас может заинтересовать мой проект. Я создал портал www.familytales.ru , на котором люди делятся своими воспоминаниями и воспоминаниями о своих близких и предках, а также создают их страницы, делают семейные архивы, рассказывают семейные легенды и т.д. Был бы польщен, если бы согласились стать одним из первых пользователей моего сайта!

Михаил Палей   01.06.2012 16:08     Заявить о нарушении