Откуда возникли деньги и рыночные отношения?

Откуда возникли деньги и рыночные отношения?

Вопрос о происхождении денег уходит в далекую древность. Некоторые экономисты утверждают, что знаменитый змий уговорил Еву отведать яблоко, соблазнив её высокой рыночной стоимостью запретного плода. Другие утверждают, что змий вызвал Божий гнев, торгуя контрфактной продукцией. Настоящие яблоки росли за соответствующей оградой и дистрибуции среди живых существ не подлежали. В пользу данной версии говорит название яблонь - «дерево добра и зла». Как мы знаем, вкусив яблок, потомки Адама и Евы до сих пор в добре и зле разбираются слабовато, хотя потребляют яблоки свежими, в пирогах, в виде джемов, пастилы, компотов и с прочими наворотами. Третьи утверждают, будто яблоки не были контрафактными, а стали первой в мире контрабандой, столь необходимой для удовлетворения рыночного спроса на яблоки.
В любом случае, змий не прогадал, продав яблоко Еве. Зато прогадала молодая парочка, изгнанная из рая вместе со змием. С современной точки зрения действия Бога были правильны — ни змий, ни Ева не заплатили Богу налог с продаж и НДС. Также Ветхий завет умалчивает о выплате арендной платы за точку, где была совершена пресловутая купля-продажа. Как указывает Йозеф Качинский в своем монументальном труде «Ценовые махинации с древнейших времен до наших дней», сама попытка авторов «Ветхого завета» обосновать суть конфликта в Райском саду некоммерческим характером купли-продажи яблока беспочвенна. Добро и зло уже давным-давно являются товаром. Предполагать некоммерческих характер сделок в Раю смешно. Сделки в любом месте сделки.
Человечество, по Качинскому, не совсем правильно понимает законы ценообразования, уделяя основное внимание деньгам, а не товарам. Деньги же способны создать рынок не успешнее, чем мрамор способен создать выдающегося скульптура, а масляные краски великого живописца. Мрамор всегда можно заменить на гранит и даже мыльный камень, а масляные краски на уголь, акварель и прочие приспособления. Главное — товар. Например, некий Иосиф купил у некого Исава право первородства за чечевичную похлебку. То есть в роли товара выступил закон, регулирующий нормы межчеловеческих отношений. Столь же интересна история обращения египтян в рабство по случаю массовых неурожаев. Опять-таки межчеловеческие отношения выступают в качестве товара, а деньги в нашем понимании при сделке оказываются ненужными. Традиции «Ветхого завета» гениально продолжил Гете в Фаусте. Дьявол предлагает ученому деньги исключительно как дополнительный товар к прочей мелочи — славе, успеху у женщин, возможности удовлетворить жажду познания и т. д. Деньги не противопоставляются по-марксистски грубо остальной товарной массе, а служат только дополнением к общей массе благ. Нечто похожее происходит и в наши дни, когда зарплата служит только приятным дополнением к месту чиновника в общей иерархии, или деньги выступают в виде удовольствия от арендной платы у крупного собственника. Арендная плата регулируется в зависимости от настроения владельца, а рост цен в арендуемых лавках только фиксирует хороший аппетит владельца собственности.
Сами деньги, при такой постановке вопроса господином Качинским, являются не столько средством обмена, сколько средством спекуляции. Каждый стремится продать свой товар как можно дороже. В итоге цены начинают расти, рост цен вызывают жажду к дальнейшему повышению цен, получается некая спираль непрерывного развития, при которой потребность в деньгах начинает опережать спрос на реальные товары. Идеальный потребитель превращается в потребителя денег, поскольку накопление в чистом виде является потреблением денег, а роскошная жизнь и мотовство превращается в способ преодоления иррациональности ситуации с точки зрения человеческой психики — и накопил бы больше денег в виде акций, недвижимости или счета в банке, да нервы не выдерживают. Подобные нервные срывы коренятся в непонимании самой сути товарно-денежных отношений. Всем кажется, будто предметом торга являются товары и деньги. Ничего подобного! Основным предметом торга являются межчеловеческие отношения, как в знаменитых историях с правом первородства или куплей-продажей яблока. Продаются и являются предметом потребления законы и чувства. При этом квинтэссенцией купли-продажи являются не только такие примитивные вещи как любовь, уважение к закону, слава, чувство комфорта и защищенности, верность родине и слову. Этими примитивными чувствами человечество торгует с самого момента своего возникновения, правильно подозревая, что без подобной торговли купля-продажа материальных вещей превратится в нечто пресное и бесполезное для радости жизни.
Самым великим актом является процесс траты денег с целью потребления любви человека к деньгам. Именно так, любовь к деньгам давно стала объектом купли-продажи и предметом торга. Что такое современная мораль, как не результат внутреннего торга в обществе вокруг естественной любви человека к купле-продаже и любви к деньгам? - восклицает Йозеф Качинский и уныло добавляет. - К сожалению, успешная торговля подразумевает определенный уровень достатка и расслоение населения по уровню дохода. Всякому рынку нужны покупатели и продавцы. Например, чтобы одна часть населения выступила в качестве продавца своего человеческого достоинства, она должна быть лишена материальных благ, другая же должна иметь их с избытком, чтобы реализовать духовную мотивацию для скупки чужих прав на честь и достоинство, но при этом любовь к деньгам не продается. Холуй и барин, принц и золушка, чиновник и простолюдин одинаково дорожат любовью к деньгам и, тем самым, подрывают саму суть рыночных отношений — без торговли ключевыми духовными ценностями торговля материальными ценностями исподволь тормозиться и противоречит сути человечества.
Человечество, по Качинскому, отнюдь не столь глупо, чтобы не выработать противоядие против вездесущей опасности. Выход был найден в торговле альтруизмом, то есть в торговле чувством отрицания примата рыночных отношений. Чем быстрее развивался рынок, тем больше велась пропаганда альтруизма — альтруизма любви к рынку, морали, правительству и даже к деньгам. Кто такой, например, Сорес? Человек, который, судя по статьям журналистов и его личным заверениям, любит и зарабатывает деньги исключительно из альтруистических соображений. Иных мотивов у него не было и нет. Почти каждый политик клянется в своей любви к народному богатству и обещает его приумножить исключительно из соображений альтруизма. Любит он общественное богатство и народ, хотя самому ему богатство не шибко необходимо, а народ мешается под ногами. Чистейшей воды альтруизм продается на выборах по самой высокой цене. Обратите внимание — политик продает, обыватель покупает и покупается. Все довольны. Цены на альтруизм растут, торговые площади под торговлю чужим альтруизмом расширяются с каждым годом, предложение опережает спрос, а затоваривание не наблюдается. Маркс отдыхает. Качинский в этой связи метко замечает — homo sapiens способен пресытиться от потребления товаров, любви особей противоположного и своего пола, славы, денег на счету, но пресытиться от потребления чужого альтруизма homo sapiens не способен. Человек даже придумал Бога — высшее существо, способное карать и награждать из альтруистических соображений. При этом Бог выступает в качестве существа, способного принять от человека альтруистические чувства, маскирующиеся под материальные желания, и материальные желания, маскирующиеся под альтруистические чувства. Человек установил прямую рыночную связь с небесами и, заметьте, товарообмен происходит столь успешно, что иногда даже деньги для верующих становятся лишними и складируются за ненадобностью у работников культа.
Данное замечание Качинский сопровождает осторожным примечанием: «Я не утверждаю, что деньги не отражают развитие торговли с небесами, а только подчеркиваю, что торговля духовным незримо лежит в основе материального движения ценностей. Возможно, традиция китайцев сжигать деньги, то есть использовать этот эквивалент материального в мире духовном, станет всеобщей потребностью на новом этапе развития человечества. Экуменизм стучится в человеческие умы — единый мировой рынок, единая валюта, единые духовные ценности, единая религия. И, скорее всего, новая религия сможет апеллировать к человеческим эмоциям только тогда, когда удовлетворит естественное право личности расплачиваться с Богом по кредитной карточке напрямую, без помощи и посредничества священнослужителей».
Впрочем, не Бога считает Качинский главным достижением в человечества в борьбе за право торговать и потреблять. Высшим достижением следует считать азартные игры, типа игры в рулетку или одноруких бандитов. Выигрывая и проигрывая деньги, человек потребляет свою любовь к деньгам в чистом виде. Без этой любви к деньгам всякая игра теряет смысл. Потребляя личную любовь к деньгам, человек автоматически потребляет свою любовь к торговле всеми остальными ценностями, объединенными великим словом «халява», и испытывает сладкое, универсальное чувство ненасытности, подозрительно напоминающее затянувшийся оргазм. При этом он формально остается в рамках торговых отношений с владельцами казино или игрального зала, то есть не бросает вызов рынку, а плавно вписывается в него. Любовь к азартным играм парадоксальна скрытой альтруистичностью к организаторам азартных игр и имеет право считаться божественной в своей человечности. Альтруизм становится следствием жадности, а жадность напрямую подпитывает альтруизм игрока, выбрасывающего деньги на ветер. Несовместимое самоутверждается через неделимость. Звучит несколько парадоксально, но человечество парадоксально в своей основе. Истина старая, и возразить нечего.


Рецензии
Полезно, понравилось, оригинально, со вкусом, особенно - "напоминающее затянувшийся оргазм", где - спятить или в омут. Жаль только, что и Ваши китайцы тоже повелись играть и ... выигрывать. Успокаивает лишь то, что там оргазм до садомазохизма не доводят - их тантра выше хрематистики.

Семён Зудов   04.01.2010 01:23     Заявить о нарушении
Китайцы через год будут иметь трудности, но США от этого не будут в восторге. Недавняя сделка между США и Тайванем по вооружениям только показывает, что Обама не смог добиться желаемой помощи от КНР.

Алексей Богословский   04.01.2010 01:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.