Случай II

В послеполуденный час июльским днем я спустился с холма в пойму реки. Коровьи лепешки украшали, идущую по заливному лугу широкую тропинку к мостику через заросшую желтыми кубушками реку. В некошеной траве лежали истомлённые жарой козы. В тени одинокой стройной ивы баба, кончив обмывать из ведра коровье вымя, крестила круп своей бурёнки. Рыжий, в репьях пес бездыханно лежал на тропе и не открыл глаз, когда я миновал его. На перилах мостика нагой мужик развесил ковровые дорожки и обливал их из ведра. На другом берегу неутомимая девчонка-подросток бежала, прыгая через валки пересохшего сена. Её выгоревшие волосы пламенем взлетали и падали на спину в каждом прыжке. Перешедши реку, я нашёл в камышах уютные мостки, разделся и, свесив прежде ноги в теплую воду, поплыл. Плыл медленно, сравняв свою скорость с течением. По ногам мягко струились водоросли, перед глазами водяные травинки то всплывали, то вновь погружались в воду. Синяя стрекозка ежесекундно взлетала с утопляемой травинки, и на миг усаживалась на вновь всплываемую. Налюбовавшись её танцем, я прибавил скорости, пересёк фарватер, вплыл в неподвижную, заросшую кубышками воду у берега и долго паря в неподвижной воде, смотрел на утопаюшую в кущах береговых лип и тополей маковку сельской церкви с её желтым крестом. Часа через четыре крест будет гореть расплавленным золотом в свете закатного солнца! На вечерне диакон возгласит: "Премудрость прости" и запоют древний гимн - "Песнь вечернюю", "Свете Тихий". Собственно это пригородное село меня мало интересовало, но я рад был возможности пройтись и искупаться. Я пробирался коротким путем от станции в пригород губернского города, где в многоэтажном ящике спального района жил мой приятель Александр. Мы не видались с ним несколько лет, и я соскучился по нему. Уже в сумерках я нашёл его дома уставшего и злого. Его напарница по работе заболела и, стало быть, его отпуск и наши с ним планы - всё к чёрту. Что сделаешь: "человек предполагает, а Бог располагает".
Утром пришлось сопровождать Александра на службу. Пока я в его кабинете отмачивал тугую голову пивом, он рукодействовал в секционном зале. Вскоре позвал меня, прося совета. Накинув жёваный халат, я пошёл в прозекторскую. Перед Александром лежало разъятое тельце новорождённой. "Чего тебе надо, высокомудрый старче",- спросил я его. "Что это за пузыри"? - спросил он, указывая пальцем на извлечённые органы новорождённой. "Я или ты детский патологоанатом, отвяжись", - отбивался я. "Нет, ты посмотри, посмотри", - просил он. "Эти прозрачные пузырьки-виноградинки называются параовариальными (лежащими около яичника) кистами, вещь это более чем обыкновенная, никому они не мешают и ничем женщине не угрожают",- объяснил я. "Тогда почему я их прежде не видел", - промямлил Александр. "Потому, что ты детский патологоанатом - существо убогое и недоразвитое", - пошутил я. Александр не стал обижаться. Тогда я продолжил: "Эти кисты возникают из остатков эпителия, случайно затерявшегося в период формирования мочеполовой системы у плода, и обозначают себя, наливаясь слизью, обыкновенно у зрелых женщин, у тех женщин, которые менструируют, т. е. ритмически выделяют в полость матки питательные секреты, способные обеспечить питанием оплодотворённую яйцеклетку. Вот тут то и они эти эпителиальные гнезда, сдуру, повинуясь действию гормонов, начинает производить слизь и раздуваются в пузырьки". - "Да, но зачем они тут?" - "Ты посмотри на яичники новорождённой, они увеличены, охряно-жёлтые на разрезах, пузырьки выступили под капсулой, это пошедшие в рост яйцеклетки, чудно", - не унимался я. "Вижу, но не понимаю, надо созвониться, выяснить обстоятельства этой беременности", - сказал Александр.
Часом позже, в буфете на чудесном зелёном дебаркадере, за воблой и пивом мы все обсудили и растолковали друг другу. Как оказалось, родившая девочку женщина страдала невынашиванием, все её предыдущие беременности заканчивались выкидышами. Видимо это было связано с недостаточностью "жёлтого тела" - такой особой железы, которая возникает в яичнике беременной женщины и своими гормонами обеспечивает сохранение беременности. Иной раз оно рано умирает, и беременность прерывается выкидышем. Конечно, есть ещё тысячи иных причин для выкидыша. В нашем случае женщине посчастливилось забеременеть девочкой и доносить её до того срока, когда у плода сформировались яичники, они стремительно созрели и стали производить гормоны которых, не хватало у матери с её чахлым "желтым телом". Оттого они были так велики, желты и их гормоны заставили наполниться соками те пузырьки-виноградинки, что смутили моего друга на вскрытии. Плод во чреве матери яростно боролся за свою жизнь, спасая себя. И спас, девочка сама себя доносила.
И всё было бы хорошо, если бы в родах акушёры не свернули бы новорождённой шею.
Пиво было превосходным, вяленая рыба прозрачной от жира, а вечер задумчиво тих, и закатное солнце красным драконовым глазом глядело на нас из-под века слоистого облака.


Рецензии