Строки, опаленные войной. 60-летию победы посвещае

       «Истина заключается в том, что,
       не смотря на тяжелейшие испыта-
       ния, мы победили»
       А. Чаковский

       «Давно в бою расчеты огневые.
       Гудит земля, встревожена войной.
       Идут на фронт подруги боевые,
       И позади остался дом родной»
       С.Михалков
       
Война! Великое орудие разрушения и трагедии… Война, сметающая с лица земли народы, земли и континенты. Она повинуется капризу Фортуны и разуму полководца, длится тысячи лет, мгновением обрывая тысячи жизней. Она – железо, кровь, огонь, стихия очищения и разрушения. Спутники ее – горечь и слава. Неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в кровавый круговорот людей. Ужас ее – безумие и бессмысленность, ожесточение, деградация человека, поставленного перед необходимостью убивать себе подобного. По воле кучки тиранов жертвами их жадности, тщеславия или прихоти становятся нации…
Война противоестественна, изначально чужда человеческой природе. Человек и война… Это вечная проблема.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне, огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Очень многие писатели обращаются в своем творчестве к теме войны: К. Симонов, В. Быков, Ю. Бондарев, А. Твардовский и многие другие. В их числе и Борис Васильев.
Васильев Борис Львович. Родился в Смоленске, в семнадцать лет пошел добровольцем на фронт. Окончил военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск Советской Армии. До 54 лет был инженером-испытателем.
Психологическая проза Васильева раскрывает основы личности в трагических коллизиях войны. Среди его произведений наиболее известны «В списках не значился», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», «Были и небыли», «Вам привет от бабы Леры…». Но я хочу подробней остановиться на повести «А зори здесь тихие…», за которую автору присуждена Государственная премия СССР.
Действие повести происходит на 171-м уезде в мае 1942 года. Война была в самом разгаре. Главными героями повести являются старшина Васков и пять девушек-зенитчиц: Рита Осянина, Евгения Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич. Этот отряд пошел через лес на перехват немцев, направлявшихся к Кировской железной дороге. Но, когда девушки во главе с командиром дошли до места перехвата, то выяснилось, что врагов не двое, как они думали, а шестнадцать. Васков отправляет Лизу Бричкину за помощью, а сам с оставшимися девушками пытается задержать фашистов. Но Лиза тонет в болоте. Погибает Соня Гурвич от удара в сердце ножом немецкого диверсанта. Не выдержав нервного напряжения, Галя Четвертак выбегает под пули. Смертельно раненая в живот Рита Осянина, зная, что умирать она будет долго и мучительно, убивает себя. Женя Комелькова гибнет, уводя от своей раненой подруги немцев. Оставшись один, раненый в руку Васков выполнил задание. Он захватил в плен немцев и сдал их советским войскам. Федот Евграфыч дошел до конца войны и сдержал слово, данное Рите – вырастил и воспитал ее сына.
Из всех героев этого произведения мне больше всего понравилась Евгения Комелькова.
Комелькова – дочь красного командира, уцелевшая во время расстрелов, после смерти родных и романа со штабным командиром Лужиным, попала на фронт в зенитно-пулеметный батальон. Женька была «высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца», «была чрезвычайно общительной и озорной», была лидером. Ее лучшая подруга – Рита Осянина.
Евгения Комелькова, при всей своей женственности и красоте, очень смелая и мужественная. Яркий пример тому эпизод отвлечения немцев. Чтобы немцы не перешли реку, девушки изображали лесорубов, на фашистов это не остановило. Тогда Женька «приняла удар на себя» - выбежала под дула автоматов, «…она улыбалась, а глаза, настежь распахнутые, ужасом полны, так слезами». Она знала, что ее могут убить в любую секунду, но все равно совершила этот подвиг.
Погибла она тоже героически. Чтобы немцы не нашли Васкова и тяжело раненую Риту, она, взяв автомат и стреляя, чтоб привлечь внимание врагов, стала уводить немцев в сторону. Она верила в себя, ни на мгновение не сомневалась, что все кончится благополучно. Но немцы, стрелявшие вслепую, все-таки ранили ее. Женька могла затаиться, укрыться, уйти. Но она стреляла, пока были патроны, до последнего. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» экранизирован и не раз был поставлен в театрах страны.
В одном из интервью на вопрос корреспондента: «Допускали ли Вы возможность, что кто-то из девушек спасется?», Борис Львович ответил: «…дело происходит в сорок втором году, а я немцев образца сорок второго хорошо знаю, мои основные стычки с ними происходили. Сейчас такими могут быть спецназовцы. Метр восемьдесят минимум, отлично вооруженные, знающие все приемы ближнего боя. От них не увернешься. И когда я столкнул их с девушками, я с тоской подумал, что девочки обречены. Потому что если я напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой неправдой. Там может выжить только Васков. Который в родных местах воюет. Он нюхом чует, он здесь вырос. Они не могут выиграть у этой страны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны».
Ужас и бессмыслица войны… Сколько у нее еще кровавых парадоксов? Война отрицает все: и материнство, и сострадание к слабому, и гуманизм вообще. Война убивает тех, кто к ней не приспособлен.
Страна пришла к победе на последнем дыхании, разоренной, обезлюдевшей – почти полностью были скошены целые поколения. Ужасные деяния бросались в глаза, куда не глянешь. Тысячи сел были сожжены дотла, сотни городов превращены в руины. Великая – действительно великая, определившая судьбу страны и мира, - победа была нестерпимо горькой.
И в конце я хотела бы вспомнить стихотворение Константина Симонова, которое, по моему мнению, характеризует маленькую, но бесспорно великую победу этих пяти девушек:
       Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
       Не той, что была по учебникам пройдена,
       А той, что пылала в глазах воспаленных,
       А той, что рыдала, - запомнил я Родину.
       И вижу ее, накануне победы,
       Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
       А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
       Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

27.02.2005


Рецензии
...пытаются объяснить потери исключительно просчётами советского руководства. (Как будто людей убивали сами просчёты, а не осатаневшие от соответствующего буржуазного воспитания солдаты вермахта и их союзники). Объективно же, не обладай Сталин и Жуков полководческими и стратегическими способностями, они поставили бы под удары немецких орд не 27, а 127 миллионов душ. И все они были бы безжалостно растерзаны гусеницами танков, заморожены голодом, заживо погребены, сожжены, повешены и расстреляны. Мыслимо ли, вдумавшись в «логику» современных «демократов», утверждающих, что цивилизованные и законопослушные арийцы были вынуждены уничтожить 3,9 миллиона советских военнопленных (не говоря уже о 7 миллионах гражданских пленных) только потому, что... Сталин не подписал Женевской конвенции об обращении с военнопленными. И что самое страшное, многие находят это объяснение вполне удовлетворительным!

Сегодня весьма и весьма легко повторять одно и то же: мы не были готовы к войне, внезапность нападения Германии показала несостоятельность её военно-политической системы и несерьёзность авантюры. Сталин — трус, спрятался на даче. Многие без малейших сомнений ставят себя на его место и с лёгкостью одерживают бескровную победу в Великой войне, наиболее удачливые даже умудряются предотвратить её.
Забывается, что правда не одномерна. Предполагать в истории — дело пустое.

В 1921 Польша «оттяпала» у ослабевшей Германии хороший кусок Верхней Силезии, а в 1923 г. Франция прибрала к рукам Рурскую область. В 1924–25 гг., совместно с Испанией, она «добродетельно» душила племена риффов, восставших во имя независимости Марокко. В 1925–27 гг. была осуществлена международная интервенция — против Китая. В 1928 году империалисты стравили Боливию с Парагваем. В 1931 Япония захватила Манчжурию. В 1935 Италия начала войну против Абиссинии. В 1936 году началось «коллективное» удушение республиканской Испании. В 1937 Япония начала завоевание Северного и Центрального Китая. А в течение 1938–40 гг. Германия захватила всю Чехословакию, Австрию, Мемель и Мемельскую область, Данию, Норвегию, Польшу и большую часть Франции. 14 мая Япония напала на Монголию в районе реки Халхин-Гол, а Италия захватила Албанию... В этом «котле» и варилась в то время «империя зла» под названием СССР.

Юрий Казаков   25.06.2010 08:37     Заявить о нарушении
Это отрывок из публикации в газете "Взлётная полоса литературная".
№7 за 2010 год.

Юрий Казаков   25.06.2010 08:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.